Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансовый менеджмент Направление подготовки 080200 Экономика Профиль подготовки Менеджмент организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 521

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предмет и метод курса

Цель и задачи финансового менеджмента

Вопросы к главе 1

Гипотеза эффективности рынков и компромисс риска и доходности

Вопросы к главе 2

Модель оценки доходности финансовых активов САРМ

Теория ценообразования опционов

Информационное обеспечение ФМ

Внутренние и внешние пользователи финансовой отчетности

Вопросы и задачи к главе 4

Показатели доходности предприятия

Прибыльность и скорость оборота

Рентабельность собственных средств

Ответы и решения

Риск-менеджмент

Предпринимательский (операционный) леверидж

Порог рентабельности и запас финансовой прочности

Финансовый леверидж

Риск владельца обыкновенных акций

Вопросы к главе 6

Управление оборотным капиталом

Оборачиваемость оборотного капитала и его элементов

Управление дебиторской задолженностью

Управление кредиторской задолженностью

Управление денежными средствами и их эквивалентами

Вопросы и задания к главе 7

Управление источниками долгосрочного финансирования

Структура капитала

Цена капитала

Средневзвешенная и предельная цена капитала

Эффект финансового рычага

Темп устойчивого роста

Управление инвестициями

Методы оценки риска инвестиционных проектов

Инвестиционная политика и формирование бюджета капиталовложений

Финансовые инструменты

Методы оценки финансовых активов

Портфельные инвестиции

Вопросы к главе 10

Финансовое планирование и прогнозирование

Бюджетирование

Финансовый менеджмент в условиях инфляции

Антикризисное управление

Банкротство и реструктуризация

Литература

Международные аспекты финансового менеджмента

Вопросы к главе 12

Литература

Основы финансового моделирования



Рыночный риск (системный или не диверсифицируемый риск) — это минимальный уровень риска, которого можно достичь путем диверси­фикации по широкой группе ценных бумаг. Колебания дохода зависит от экономической, психологической и политической обстановки, воз­действующей одновременно на все ценные бумаги.
Специфический риск (несистемный или диверсифицируемый риск) вызывается событиями, относящимися только к компании или эмитенту, такими, как управленческие ошибки, новые контракты, новые продукты, слияния и приобретения и т. п. 30-летнее исследование ценных бумаг, обращавшихся на Нью-Йоркской фондовой бирже ((927—1960), показало, что примерно половина вариация типичной ценной бумаги объясняется рыночным риском, а другая половина — специфическим риском.

В результате исследования возник вопрос: какое количество ценных бумаг достаточно дли значительного сокращения специфического риска? Естественно, что многие инвесторы предполагают, что порт­фель с 20 ценными бумагами диверсифицирован в два раза лучше, чем портфель с 10 ценными бумагами.

Данные исследований, проведенных в США, показывают, что 7—10 ценных бумаг в принципе достаточно для достижения приемлемого уровня диверсификации, при котором устраняется 70—80°/о специфического риска. На деле требуемое количество ценных бумаг может быть еще меньше, поскольку выбор ценных бумаг для этих исследований был случайным.

Разделение на 2 основных вида связано с тем, что финансовые активы могут рассматриваться изолировано, а могут как составная часть портфеля инвестора. На практике больший интерес представляет рыночный риск, так как большинство инвесторов имеют диверсифицированные портфели.

Рассмотрим вначале специфический риск. Он проще «поддается», математическому описанию. Специфический риск – риск отдельно взятого финансового актива (например, акции или облигации). Это дисперсия (разброс) возможных значений доходности данной ценной бумаги относительно средней величины.

Дисперсия определяется последующей формуле:

, где
Кср - средняя ожидаемая доходность,

Кi - возможная доходность при определенном стечении обстоятельств,

Рi - вероятность i –го исхода.
Полученное по этой формуле значение будет измеряться в «процентах в квадрате», чтобы перейти к привычным единицам измерения следует рассматривать показатель СКО – среднего квадратического отклонения.

СКО измеряется в процентах, что упрощает анализ результатов расчетов.

Для оценки меры относительно риска используют йота-коэффициенты. Относительный риск позволяет принять решение о целесообразности или нецелесообразности инвестирования.

Он определяется:

Рыночный риск – риск того же финансового актива, являющегося частью хорошо диверсифицированного портфеля ценных бумаг.

Объединение акций в портфель приводит к снижению риска, так как если доходность одних акций окажется ниже ожидаемого значения, другие, возможно, обеспечат большую, чем ожидалось доходность. Поэтому для рационального инвестора хорошо диверсифицированный портфель предпочтительнее, чем пакет акций какой-либо одной компании.

Что касается отдельной компании, то уровень риска вложений в ее активы зависит, наряду с прочими факторами, от величины операционного и финансового левериджа (рычага)



    1. 1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   50

Предпринимательский (операционный) леверидж



Производственный или предпринимательский риск (бизнес-риск) связан с неопределенностью будущей рентабельности активов и, соответственно, рентабельностью капитала фирмы (он численно равен активам).

Производственный риск зависит от ряда факторов:

  • Изменчивость спроса. Чем стабильнее спрос на продукцию, тем ниже производственный риск (при прочих равных условиях).

  • Изменчивость цены. Чем меньше изменчивость цен на рынке, тем стабильнее цена на продукцию данной фирмы и, следовательно, тем ниже производственный риск.

  • Изменчивость затрат на ресурсы. Чем стабильнее затраты фирмы на ресурсы, тем меньше производственный риск.

  • Монополизация рынка. Чем выше уровень монополизации рынка, тем больше каждая из фирм может влиять на цены и варьировать их в связи с изменением затрат на ресурсы. В такой ситуации уровень производственного риска ниже.

  • Скорость изменения технологий. Если фирма работает в высокотехнологичной отрасли, то она должна постоянно вести НИОКР и обновлять производственные технологии, а это увеличивает уровень производственного риска.


Для каждого из факторов, воздействующих на бизнес-риск, следует сделать оговорку, что изменение производственного риска в ту или иную сторону предполагается при прочих равных условиях. То есть, предполагается, что каждый фактор воздействует изолированно.
На практике факторы воздействуют не изолированно. Поэтому ответить на вопрос у какой фирмы выше производственный риск, если фирма А имеет более высокую изменчивость затрат и уровень операционного левериджа, а фирма Б относительно низкий уровень операционного левериджа, но спрос на ее продукцию более изменчив и цена может значительно варьироваться, без дополнительной информации о фирмах невозможно.
В значительной степени все названные факторы задаются внешней средой, фирма может влиять на них очень незначительно. Поэтому в зависимости от принадлежности к определенной отрасли, а также в зависимости от размера фирмы и других особенностей она сталкивается с определенным уровнем бизнес-риска.
Операционный леверидж и операционный рычаг означают одно и то же понятие. Иногда в том же значении используются термины производственный рычаг, хозяйственный рычаг.


Существуют три основные меры операционного левериджа.

  1. Доля постоянных расходов в общей сумме расходов или соотношение постоянных и переменных затрат.

  2. Соотношение изменения прибыли до выплаты процентов и налогов к темпу изменения объема реализации.

  3. Соотношение чистой прибыли к постоянным производственным расходам.


В анализе чаще используются первые 2 измерителя производственного левериджа.
В финансовом анализе показатель операционного левериджа появился при формировании бюджетов капитальных вложений. Взаимоисключающие проекты сопоставлялись, в том числе и по уровню операционного левериджа, что позволяло анализировать уровни безубыточности и производственного риска.

Сейчас операционный рычаг является инструментом финансового анализа в различных ситуациях.

Все затраты предприятия состоят из переменных и постоянных, кроме того выделяют смешанные затраты. Внутри смешанных затрат – включающих в себя постоянные и переменные составляющие – можно выделить те затраты у которых преобладают постоянные компоненты (их называют условно-постоянными) и те затраты – у которых преобладают переменные компоненты (их называют условно-переменными).

К постоянным затратам относят амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендную плату, заработную плату управленческих работников. Эти затраты не зависят от объема выпуска. Если предприятие прекращает выпуск продукции, оно все равно должно оплачивать постоянные расходы.

Переменные затраты - это затраты на материалы, заработную плату рабочих. Если изменяется объем выпуска изменяется и объем переменных затрат фирмы. Переменные затраты (VC) могут быть определены по формуле:

VC=V*Q, где

V – переменные затраты на единицу продукции, руб.,

Q – объем выпуска, штук.

Одни и те же затраты могут для одного предприятия быть отнесены к постоянным, а для другого к переменным. Это связано со спецификой производства и методами расчета затрат.
Например, если труд работников оплачивается сдельно – заработная плата относится к переменным затратам, если же персонал получает твердые фиксированные оклады, то затраты на оплату труда можно отнести к постоянным.

Если в производстве, особенно на крупных предприятиях обычно используются единые схемы сдельной и фиксированной оплаты труда, то, например, в розничной торговле, сфере обслуживания существует множество различий. То есть на большинстве заводов – заработная плата рабочих является переменными затратами, а управленческого персонала - постоянными. Зарплата продавца может зависеть от объема проданной им продукции, а может быть фиксированной. В первом случае его заработная плата – переменные затраты, во втором – постоянные. При этом сама работа: обязанности, график, профиль магазина может быть неизменной.

Воздействие операционного рычага может быть определено по формуле:
, , , где

F – постоянные затраты,

V – переменные затраты на единицу продукции,

Q – количество изделий,

P- цена одного изделия.
Показатель (P-V)*Q называют валовой маржой или суммой покрытия. Экономическое значение этого показателя в том, что он является источником покрытия постоянных расходов и формирования прибыли.

Показатель ((P-V)*Q – F) – прибыль.

Поэтому сила воздействия операционного рычага определяется как отношение валовой маржи к прибыли. Чем выше доля постоянных затрат в валовой марже, тем выше значение операционного левериджа.

Показатель операционного рычага всегда будет больше 1 для любой компании, имеющей постоянные издержки. Чем больше постоянные издержки, тем выше уровень операционного левериджа.

Существует множество показателей прибыли: валовая, балансовая, налогооблагаемая, чистая. В данном случае анализируется операционная прибыль, то есть прибыль до выплаты процентов и налогов.

Связь изменения выручки от реализации и операционной, а вслед за ней и балансовой, и чистой прибыли является результатом воздействия операционного рычага.

Изменение операционной прибыли равно изменению выручки, умноженному на значение операционного рычага. Как было сказано ранее, обычно показатель операционного рычага больше единицы, поэтому прибыль до выплаты процентов и налогов изменяется сильнее, чем выручка.

Показатель операционного рычага может быть рассчитан по следующей формуле:
ОР = НРЭИ / ОП, где
НРЭИ – изменение прибыли до выплаты процентов и налогов,

ОП – изменение объема продаж.

Чем выше показатель операционного рычага, тем больше фирма выигрывает на увеличении объема продаж.

Операционный рычаг показывает, на сколько процентов возрастает НРЭИ, если выручка возрастает на 1 %.

Операционный рычаг действует в обе стороны: если выручка снижается, НРЭИ уменьшается большими темпами, чем выручка.

Пример:

Найти операционный рычаг по следующим данным:


Выручка

Пер. затраты

П марж

Пост. затраты

НРЭИ

100

30

70

20

50

+10%

+10%

+10%

=

+14%

110

33

77

20

57