Файл: Электротехническое.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 980

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА

1.1. Общие сведения

напряжением 200/115 В постоянной частотой 400 Гц

напряжением 200/115 В частотой 400 Гц

напряжением 272,7 В

ГЛАВА 2. ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

2.1. Общие сведения

в отсеках силовых установок и ВСУ

2.3. Система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках

2.4. Система сигнализации о пожаре в БГО по дыму

2.5. Система сигнализации дыма в туалетах

2.6. Система пожаротушения в отсеках двигателей, ВСУ и БГО-1, БГО-2

2.7. Автономная система пожаротушения в багажных отсеках БГО-1, БГО-2

2.8. Система пожаротушения в туалетах

2.9. Система пожаротушения в кабинах самолета

багажно-грузовых отсеков (БГО-1, БГО-2)

2.11. Контроль исправности системы сигнализации дыма в туалетах

2.12. Нормальная эксплуатация противопожарной системы

2.13. Действия экипажа в сложных ситуациях

2.14. Действия экипажа в аварийных ситуациях

ГЛАВА 3. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

3.1. Общие сведения

3.3. Обогрев приемников полного давления ППД-1М серии 2

3.4. Обогрев датчиков аэродинамических углов ДАУ-85-2Д

3.5. Система обогрева стекол кабины экипажа

3.6. Стеклоочистители

3.7. Система сигнализации обледенения СО-121ВМ

3.8. Система определения толщины льда СТЛ-1

ГЛАВА 4. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

4.1. Общие сведения

4.2. Внешнее светотехническое оборудование

4.3. Осветительное оборудование кабины экипажа

4.4. Осветительное оборудование пассажирского салона

и уведомляющей сигнализации САС-8-4

ЛОМАНЦОВ

ЧУХИН

ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ

ГЛАВА 3. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

3.1. Общие сведения


Противообледенительная система (ПОС) предназначена для защиты от образования и удаления льда с отдельных участков поверхности самолета, обледенение которых отрицательно влияет на безопасность полетов и летные характеристики самолета.

От обледенения в полете защищены носки воздухозаборников двигателей, лобовые (левое и правое) стекла кабины экипажа, приемники полного давления ППД-1М сер. 2 и датчики аэродиномических углов ДАУ-85-2Д.

ПОС воздухозаборников двигателей является воздушно-тепловой, а ПОС стекол кабины экипажа, ППД-1М сер. 2, ДАУ-85-2Д – электротепловой.

Структурная схема ПОС самолета представлена на рис. 3.1.

Для улучшения видимости при неблагоприятных метеорологических условиях лобовые стекла кабины экипажа снабжены электрическими стеклоочистителями.

Сигнализация о начале обледенения осуществляется сигнализатором обледенения планера СО-121ВМ.

Информация о толщине льда на необогреваемых поверхностях самолета обеспечивается системой определения толщины льда СТЛ-1.

Схема защищаемых участков самолета от обледенения и размещения агрегатов ПОС показана на рис. 3.2.

Размещение органов управления и сигнализации показано на рис. 3.3.

3.2. Противообледенительная система воздухозаборников двигателей

3.2.1. Общие сведения


Противообледенительная воздушно-тепловая система (ПОС) воздухозаборников двигателей предназначена для защиты от обледенения в полете носков (по всему контуру) воздухозаборников.

Принцип действия системы основан на обогреве горячим воздухом, отбираемым от двигателей и подаваемым по трубопроводам к внутренним полостям носков воздухозаборников до температуры, обеспечивающей предотвращение образования льда снаружи.

Каждый воздухозаборник имеет независимую ПОС, состоящую из трубопровода, обогреваемого носка воздухозаборника и системы электрического управления.

Для обеспечения сигнализации о начале обледенения используется сигнализатор обледенения СО-121ВМ, установленный на самолете.

Противообледенительная система воздухозаборников имеет автоматический и ручной режим управления ПОС. Выбор режима управления ПОС осуществляется членом экипажа при помощи переключателя, расположенного на верхнем пульте пилотов (см. рис. 3.3).


Предусмотрена возможность проверки исправности ПОС на земле и контроль ее работы в полете.

Функциональная схема управления ПОС воздухозаборников двигателей приведена на рис. 3.4. Состав ПОС воздухозаборников двигателей приведен в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Наименование

Обозначение

Кол-во

Место установки

Регулятор избыточного давления

5606Т-3

2

На двигателе

Заслонка ЭМЗ-60 (с электромеханизмом ЭПВ-250Т)



2

На двигателе

Табло ПОС с зеленым светофильтром

ТС-5М

2

Верхний пульт пилотов

(рис. 3.1)

Датчик избыточного давления

ДАТ-8

2

Передняя часть гондолы двигателя

Галетный переключатель

ПГ3-3П3Н

2

Верхний пульт пилотов

(рис. 3.1)

3.2.2. Назначение агрегатов


Регулятор давления 5606Т-3 обеспечивает поддержание избыточного давления воздуха в магистрали в пределах 50,5 кгс/см. Заслонка ЭМЗ-60 с электромеханизмом ЭПВ-250Т выполняет функцию перекрывного устройства. Перекрывное устройство оснащено сигнализатором полностью открытого положения.

Датчик ДАТ-8 предназначен для измерения давления горячего воздуха в магистрали подачи воздуха в носок воздухозаборника и выдачи информации в КИСС.

Датчик крепится к кронштейну, приклепанному на шп. № 3 передней части гондолы двигателя.

3.2.3. Электропитание ПОС воздухозаборников двигателей


Перечень предохранителей и автоматов защиты кнопочных (АЗК) дан в таблице 3.2.

Таблица 3.2










Наименование устройства защи-




Наименование АЗК, предохранителей

Номинал, А

Место расположения

ты, шины

Потребитель

Двиг. 1

Двиг. 2

1. Предохранитель

«ПОС ДВИГ 1 (2)

СИГНАЛИЗАЦИЯ»

2

Шп. № 27-28, левый борт

024.56.19-116

УЗ 27 В шина 1



Блоки БПС № 1,

№ 2 из комплекта КИСС

Шп. № 27-28, правый борт



024.56.20-116

УЗ 27 В шина 1


Окончаниетабл. 3.2










Наименование устройства защи-




Наименование АЗК, предохранителей

Номинал, А

Место расположения

ты, шины

Потребитель

Двиг. 1

Двиг. 2

2. АЗК «ПОС ДВИГ

1(2) ЗАСЛОНКА»

5

Шп. № 27-28, левый борт

024.56.19-116

УЗ 27 В шина 1



Электромеханизм

ЭПВ-250Т, заслонки отбора воздуха на ПОС, табло

ПОС, реле сигнализации в БСКД и

РЭД о включении ПОС

Шп. №2 7-28, правый борт



024.56.20-116

УЗ 27Вшина 1

3. Предохранитель

«ПОС ДВИГ 1 (2) ЗА-

СЛОНКА УПРАВЛ»

2

Шп. № 3а-5

024.56.03-213

УЗ 27 В шина1



Реле включения и отключения ПОС,

блоки БПС № 1,

№ 2

Шп. №3а-5



024.56.04-213

УЗ 27В шина 1

3.2.4. Работа системы (рис. 3.5)


Отбор горячего воздуха для обогрева носков воздухозаборников двигателей производится от 6 или 13 ступени компрессора высокого давления двигателя в зависимости от режима его работы. Управление переключением отбора осуществляется насосом-регулятором агр. НР-90 (частота переключения = 10000 об./мин).

Горячий воздух от двигателя через телескоп и трубопровод попадает в коллектор. Коллектор равномерно распределяет горячий воздух по периметру носка, обеспечивая его нагрев и предотвращая тем самым образование льда на его поверхности.

Из тепловой камеры «А» воздух через отверстия в шп. № 1 попадает в камеру «Б», также обеспечивая ее нагрев. Отдавая тепло на нагрев обшивки носка воздухозаборника, воздух уже с более низкой температурой из камеры «Б» через патрубки сбрасывается в атмосферу.

Автоматический режим работы ПОС обеспечивается при установке переключателя (5), в положение АВТ. При входе самолета в зону обледенения сигнал обледенения с сигнализатора СО-121ВМ в виде напряжения постоянного тока 27 В поступает на обмотку реле (13). Последнее срабатывает и замыкает цепь питания реле (14), которое своими контактами подает напряжение 27 В на обмотку открытия заслонки отбора воздуха на ПОС, и заслонка открывается. При снятии сигнала обледенения реле (13) отпускается, снимая питание с обмотки реле (14) и замыкая цепь питания реле (15). Реле (15) срабатывает и замыкает цепь питания обмотки закрытия заслонки отбора воздуха. Заслонка закрывается.


При положении РУЧН переключателя (5) включается реле (14), которое подает питание на обмотку открытия заслонки отбора воздуха и заслонка открывается.

При открытом положении заслонки отбора воздуха замыкается концевой выключатель открытого положения и подает напряжение 27 В в цепь сигнализации. При этом загорается светосигнальное табло ПОС (4) и срабатывает реле (7), (8) выдачи сигнала о включении ПОС в систему БСКД-90, КИСС, РЭД.

При положении ОТКЛ переключателя (5) включается реле (15), которое подает питание на обмотку закрытия заслонки отбора воздуха и заслонка закрывается. Табло ПОС (4) при этом гаснет.

При запуске двигателя, независимо от положения переключателя (5), на время запуска сигнал с двигателя от блока БК-90 подается на обмотку реле (12), которое подает питание на реле (14). Последнее срабатывает и открывает заслонку отбора воздуха на ПОС.

3.2.5. Нормальная эксплуатация ПОС воздухозаборников двигателей


1. Перед запуском двигателей

 в условиях возможного обледенения (температура наружного воздуха +5 С и ниже

и наличие тумана, снегопада, дождя или мороси);

 при отсутствии условий возможного обледенения:







- переключатели ПОС в положение РУЧН



установить

- высвечивание надписей ПОС на табло



контролировать

- переключатели ПОС в положение АВТ

2. Выполнение полета и посадки

  • в условиях возможного обледенения;

  • при отсутствии условий возможного обледенения:



установить

- переключатели ПОС в положение РУЧН



установить

- высвечивание надписей ПОС на табло



контролировать

Полет и посадку производить с ПОС, включенной в режим АВТ.

Примечание. Если известна зона обледенения по маршруту, включите ПОС воздухозаборника вручную до входа в зону обледенения.

3. После заруливания на стоянку и выключения двигателей

Переключатели ПОС в положение ОТКЛ установить

Погасание надписей ПОС на табло контролировать

3.2.6. Отказы ПОС воздухозаборников двигателей и действия экипажа


1. При обледенении и срабатывании сигнализации обледенения:

 тональный сигнал «УДАР КОЛОКОЛА», работа ЦСО, высвечивание текста ДВ 1

(2) ПОС ОТКАЗ желтого цвета на ИМ № 2 в кадре ДВ/СИГН;

 тональный сигнал «УДАР КОЛОКОЛА», работа ЦСО, высвечивание текста ДВ 1

(2) ДАВЛ ПОС МАЛО желтого цвета на ИМ № 2 в кадре ДВ/СИГН;

 надпись ПОС зеленого цвета на табло ДВ 1 (2) не высвечивается; сигнализация об отказах ПОС отсутствует.

Бортинженер

Высвечивание надписи ПОС зеленого цвета

на табло ДВ 1 (2) щитка ПОС контролировать

Если надпись ПОС не высвечивается, переключатель ПОС

в положение АВТ

Командир ВС

Если продолжает высвечиваться текст ДВ 1 (2) ПОС ОТКАЗ,



установить

из зоны обледенения

Бортинженер





выйти

Высвечивание надписи ПОС на табло

Режим работы двигателя до погасания текста ДВ 1 (2)





контролировать

ДАВЛ ПОС МАЛО

Командир ВС

Если продолжает высвечиваться текст ДВ 1 (2)





изменить

ДАВЛ ПОС МАЛО, из зоны обледенения

Бортинженер





выйти

Переключатель ПОС ДВ 1 (2) в положение АВТ





установить

Высвечивание надписи ПОС на табло

Командир ВС





контролировать

В случае невключения ПОС – из зоны обледенения





выйти

2. При отсутствии обледенения (нет льда на стеклоочистителях и стеклах), нет сигнализации обледенения:

 высвечивается надпись ПОС зеленого цвета на табло ДВ 1 и 2.

Бортинженер

Переключатели ПОС ДВ 1 и 2 в положение ОТКЛ установить

Погасание надписи ПОС на табло контролировать

При попадании в условия обледенения