Файл: Электротехническое.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 988

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА

1.1. Общие сведения

напряжением 200/115 В постоянной частотой 400 Гц

напряжением 200/115 В частотой 400 Гц

напряжением 272,7 В

ГЛАВА 2. ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

2.1. Общие сведения

в отсеках силовых установок и ВСУ

2.3. Система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках

2.4. Система сигнализации о пожаре в БГО по дыму

2.5. Система сигнализации дыма в туалетах

2.6. Система пожаротушения в отсеках двигателей, ВСУ и БГО-1, БГО-2

2.7. Автономная система пожаротушения в багажных отсеках БГО-1, БГО-2

2.8. Система пожаротушения в туалетах

2.9. Система пожаротушения в кабинах самолета

багажно-грузовых отсеков (БГО-1, БГО-2)

2.11. Контроль исправности системы сигнализации дыма в туалетах

2.12. Нормальная эксплуатация противопожарной системы

2.13. Действия экипажа в сложных ситуациях

2.14. Действия экипажа в аварийных ситуациях

ГЛАВА 3. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

3.1. Общие сведения

3.3. Обогрев приемников полного давления ППД-1М серии 2

3.4. Обогрев датчиков аэродинамических углов ДАУ-85-2Д

3.5. Система обогрева стекол кабины экипажа

3.6. Стеклоочистители

3.7. Система сигнализации обледенения СО-121ВМ

3.8. Система определения толщины льда СТЛ-1

ГЛАВА 4. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

4.1. Общие сведения

4.2. Внешнее светотехническое оборудование

4.3. Осветительное оборудование кабины экипажа

4.4. Осветительное оборудование пассажирского салона

и уведомляющей сигнализации САС-8-4

ЛОМАНЦОВ

ЧУХИН

ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ

свидетельствует об аварийном останове двигателя, закрытии пожарного крана и отключении отбора воздуха.

Для включения второй очереди необходимо нажать кнопку-табло ВКЛ. ОЧЕР. 2, проконтролировать подрыв пиропатронов по загоранию этой кнопки-табло и разрядку огнетушителей по загоранию табло ОЧЕР. 2 РАЗРЯД. При необходимости аналогично второй очереди включается третья очередь пожаротушения.

Для отсека ВСУ предусмотрены только две очереди пожаротушения, и поэтому на щитке пожарной защиты для ВСУ установлены только кнопки-табло включения 1 и 2 очередей. Очереди пожаротушения в отсеке ВСУ включаются аналогично очередям для гондол двигателей (крышка «ПК» для отсека ВСУ не установлена, так как при возникновении пожара в отсеке ВСУ происходит автоматический останов ВСУ).

При засвечивании светосигнального табло ПЕРЕГР или ПОЖАР на экране КИСС высвечивается надпись ПЕРЕГРЕВ желтого цвета или ПОЖАР красного цвета. Под этим сигналом высвечивается инструктивная информация экипажу о действиях при пожаре или при перегреве. При выполнении действий цвет и текст информации меняются.

При повторном возникновении пожара (при израсходованной первой очереди огнетушителей) в отсеке, где был пожар или в другом отсеке, автоматического включения огнетушителей не происходит. В этом случае при загорании табло ПОЖАР на щитке пожарной защиты и появлении информации на экране КИСС вторую и третью очереди необходимо включать вручную.

Если по какой-либо причине система сигнализации не сработала, а пожар обнаружен визуально, то включение системы пожаротушения производится вручную нажатием кнопкитабло ВКЛ «ОЧЕР-1» соответствующего отсека. Тушение пожара в этом случае происходит в той же последовательности.

2.7. Автономная система пожаротушения в багажных отсеках БГО-1, БГО-2

2.7.1. Общие сведения


Система пожаротушения включает в себя:

  • два огнетушителя 2-8-2М – первой очереди;

  • два огнетушителя 2-8-2М – второй очереди;

  • магистральные трубопроводы подачи огнегасящего состава;

  • трубопроводы дренажа;

  • распределители в багажно-грузовых отсеках;

  • органы управления (кнопки-табло включения очередей) (рис. 2.3);

  • светосигнальные табло, контролирующие наличие заряда в каждой очереди огнетушителей.

Для тушения пожара в отсеках БГО используются две очереди огнетушителей – первая и вторая очереди.

2.7.2. Описание системы


Огнетушители размещены между шп. № 70-71 за задней перегородкой БГО-2 (рис. 2.14). Доступ к огнетушителям осуществляется через проем в задней стенке БГО, закрытый съемной панелью.

Огнетушители 2-8-2М имеют две пироголовки.

Основными частями огнетушителя являются: баллон (3), переходник (4), на котором установлены сифонная труба, пироголовки (5) – 2 шт., зарядная гайка, манометр (7), датчик давления (6) (рис. 2.14).

Пироголовки являются запорными устройствами огнетушителя, при срабатывании которых осуществляется выброс огнегасящего состава из баллона в магистральный трубопровод системы пожаротушения соответствующего отсека. Каждая пироголовка на огнетушителе соответствует своему отсеку. В пироголовку устанавливается два пиропатрона.

Огнетушители имеют заряд хладона 13В1 (CF2Br2) (Halon 1301), который поддавливается азотом в соответствии с Инструкцией по зарядке огнетушителей.

Трубопроводы и распределители. Трубопроводы предназначены для подачи огнегасящего состава от огнетушителей до защищающих отсеков. Трубы изготовлены из нержавеющей стали с условным диаметром 18.

В БГО-1 установлено два, а в БГО-2 – четыре распределителя.

2.7.3. Работа системы


Система пожаротушения готова к действию, когда включены автоматы защиты первой автоматической очереди на УЗ 27 В 024.56.03-213, 024.56.04-213 в кабине экипажа и первой, и второй очередей и остального электрооборудования системы на УЗ 27 В 024.56.19-116, 024.56.20-116, 024.56.08-113 в техотсеке № 3, а также выключатель ПОЖАР ЗАЩИТА на правом щитке включения систем 031.13.20-213 в кабине экипажа, включены КИСС и МСРП.



При возникновении пожара или появления дыма в каком-либо из багажно-грузовых отсеков БГО-1 (2) срабатывают датчики сигнализации пожара или дыма, выдавая при этом сигнал на блок БЛС-8. По сигналу блока БЛС загорается светосигнальное табло ПОЖАР БГО-1 (ПОЖАР БГО-2) на щитке пожарной защиты, и происходит автоматическое отключение вентиляторов системы кондиционирования воздуха. Нажатием вручную на незасвеченную кнопку-табло ВКЛ включения огнетушителей первой очереди соответствующего отсека БГО-1 (БГО-2) подается сигнал на включение первой автоматической очереди огнетушителей.

От взрыва пиропатронов срабатывают пироголовки двух огнетушителей. Огнегасящий состав под давлением подается по трубопроводам к распределителям и через отверстия в них выбрасывается в отсек. При этом через блок БКК-1 подается сигнал о срабатывании пиропатронов на щиток пожарной защиты, в КИСС и МСРП.

После выброса заряда давление в огнетушителях падает, срабатывает датчик давления, от которого поступает сигнал о разряде очереди на щиток пожарной защиты. Загорается светосигнальное табло ОЧЕР 1 РАЗРЯД. Клапан пироголовки под воздействием возвратной пружины закрывается.

Если пожар огнетушителями первой очереди потушен, то светосигнальное табло ПОЖАР БГО-1 (ПОЖАР БГО-2) погаснет. Кнопка-табло ВКЛ включения огнетушителей первой очереди будет гореть, свидетельствуя о подрыве пиропатронов в огнетушителях второй автоматической очереди и указывая на отсек, в котором был пожар. Будет гореть табло ОЧЕР 1 РАЗРЯД, свидетельствуя об отсутствии заряда в огнетушителях первой очереди.

Время разрядки огнетушителя примерно 15 с.

Если пожар не потушен огнетушителями первой очереди (табло ПОЖАР БГО-1 или ПОЖАР БГО-2 продолжает гореть), то необходимо нажать кнопку-табло ВКЛ. включения огнетушителей второй очереди, проконтролировать подрыв пиропатронов по загоранию этой кнопкитабло и разряду огнетушителей по загоранию светосигнального табло ОЧЕР 2 РАЗРЯД.

Если по какой-либо причине система сигнализации о пожаре не сработала (не горит табло ПОЖАР БГО-1 или ПОЖАР БГО-2), но пожар обнаружен визуально, необходимо нажать на незасвеченную кнопку-табло ВКЛ включения огнетушителей первой (второй) очереди соответствующего отсека БГО-1 (БГО-2).

Тушение пожара в этом случае в той же последовательности
, как указано выше.

2.8. Система пожаротушения в туалетах


На самолете установлены три огнетушителя 30100022-8, которые предназначены для тушения пожара в мусоросборниках туалетов.

Огнетушители, заряжаемые хладоном 1301, установлены на кронштейнах над мусоросборниками в переднем и средних туалетах.

Огнетушители применяются для автоматического тушения пожара в мусоросборнике.

Огнетушитель состоит из баллона, кронштейна крепления и трех трубок: две распылительные запаянные трубки, которые при действии температуры высвобождают выход для хладона, а также одна зарядная трубка.

Масса заряженного огнетушителя, кг 0,46

Температура срабатывания, С от +76 до +80

Температура окружающей среды, С от –54 до +71

Автоматическое срабатывание в пределах 60 с

при повышении температуры окружающей среды, С от 18 до 149

Продолжительность действия, с 7…17

2.9. Система пожаротушения в кабинах самолета

2.9.1. Описание системы


На самолете установлены пять ручных огнетушителей типа ОР1-2, которые предназначены для тушения пожара в пассажирских салонах.

Огнетушители установлены на кронштейнах и закреплены лентами с быстродействующим замком.

Огнетушители ОР1-2 «ХЛАДОН» (1) (рис. 2.15), заряжаемые хладоном 12В1, установлены в кабине экипажа, в шкафу аварийно-спасательного оборудования в переднем вестибюле и на перегородке шп. № 71 с левого борта за последним рядом кресел.

Огнетушители могут быть применены для тушения любых горящих веществ, в том числе топлив, смазочных материалов, специальных жидкостей при возможном наличии электрического напряжения.

Огнетушители имеют отличительную бордовую окраску верхней части баллона.

Масса заряженного огнетушителя, кг не более 4,6

Время разрядки огнетушителя, с 12-30

Длина струи состава, м 2

Огнетушители ОР1-2 «ВОДА», заряжаемые водоэтиленгликолевой смесью, установлены в шкафу аварийно-спасательного оборудования и на перегородке шп. № 71 с левого борта за последним рядом кресел.

Огнетушители могут быть применены для тушения горящих конструктивных и отделочных материалов при условии отсутствия электрического напряжения.

Огнетушители имеют отличительную голубую окраску верхней части баллона.