ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 984
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА
напряжением 200/115 В постоянной частотой 400 Гц
напряжением 200/115 В частотой 400 Гц
ГЛАВА 2. ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА
в отсеках силовых установок и ВСУ
2.3. Система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках
2.4. Система сигнализации о пожаре в БГО по дыму
2.5. Система сигнализации дыма в туалетах
2.6. Система пожаротушения в отсеках двигателей, ВСУ и БГО-1, БГО-2
2.7. Автономная система пожаротушения в багажных отсеках БГО-1, БГО-2
2.8. Система пожаротушения в туалетах
2.9. Система пожаротушения в кабинах самолета
багажно-грузовых отсеков (БГО-1, БГО-2)
2.11. Контроль исправности системы сигнализации дыма в туалетах
2.12. Нормальная эксплуатация противопожарной системы
2.13. Действия экипажа в сложных ситуациях
2.14. Действия экипажа в аварийных ситуациях
ГЛАВА 3. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
3.3. Обогрев приемников полного давления ППД-1М серии 2
3.4. Обогрев датчиков аэродинамических углов ДАУ-85-2Д
3.5. Система обогрева стекол кабины экипажа
3.7. Система сигнализации обледенения СО-121ВМ
3.8. Система определения толщины льда СТЛ-1
ГЛАВА 4. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА
4.2. Внешнее светотехническое оборудование
4.3. Осветительное оборудование кабины экипажа
4.4. Осветительное оборудование пассажирского салона
Блок усиления и обработки сигналов – девятиканальный.
Все каналы имеют напряжение срабатывания (30 6) мВ и предназначены для работы с сигнализаторами перегрева. Каналы с четвертого по девятый по схеме идентичны первым трем каналам, но имеют напряжение срабатывания 54 мВ и предназначены для работы с сигнализаторами пожара.
Блок-схема одного канал БУОС-01 приведена на рис. 2.6. Сигнал от сигнализаторов, поступающий на вход схемы, суммируется алгебраически с выходным напряжением схемы установки уровня срабатывания и подается на вход дифференциального усилителя. С выхода дифференциального усилителя сигнал подается на вход порогового устройства. Если напряжение на выходе усилителя превышает напряжение срабатывания порогового устройства, последнее срабатывает и через схему преобразователя уровня напряжения и усилитель мощности подключает выходную цепь данного канала к бортсети. Стабилизатор напряжения обеспечивает устойчивую работу схемы при колебаниях напряжения бортсети.
-
Блок коммутации и автоматизированного контроля БКК-1 является частью системы пожарной сигнализации. Блок осуществляет автоматизированный наземный контроль системы пожарной защиты, а также формирование и размножение аварийных сигналов. Блок размещается на стеллаже в техническом отсеке № 3 (стеллаж 116) (см. рис. 2.4).
БКК-1 в режиме контроля выполняет:
а) автоматическую проверку систем пожарной сигнализации и средств пожаротушения;
б) проверку исправности трактов аварийных сигналов через систему аварийных сиг-
налов (САС) – щиток пожарной защиты;
в) передачу результатов контроля в КИСС установленным последовательным кодом.
БКК-1 в режиме «Работа» выполняет формирование и размножение аварийных сигналов для САС, КИСС, МСРП и РИ.
-
Крышки ПК-1 и ПК-2 (см. рис. 2.3) установлены для исключения разрядки огнетушителей второй и третьей очередей до закрытия топливного пожарного крана в СУ-1 (2). При открытии крышки ПК-1 (2) отключится отбор воздуха от двигателя, закроются пожарный и стоп-кран и как следствие отключатся генератор и двигатель.
Примечание. В крышке ПК-1 (2) имеются отверстия для визуального контроля загорания ламп при наземной проверке.
2.2.3. Работа системы
При срабатывании одной любой цепочки датчиков в отсеке силовой установки или ВСУ сигнал поступает в блок БУОС-01, где формируется сигнал «ВНИМАНИЕ». Сигнал «ВНИМАНИЕ» передается в блок БКК-1, обрабатывается и передается в МСРП.
При срабатывании двух цепочек сигнализаторов перегрева в блоке БУОС-01 формируется сигнал «ПЕРЕГРЕВ», который передается в блок БКК-1, где размножается и передается на щиток пожарной защиты, в МСРП и в КИСС. На щитке пожарной защиты загорается светосигнальное табло ПЕРЕГРЕВ соответствующего отсека, а на экране КИСС появляется инструктивная информация по действию экипажа при перегреве. По сигналу от КИСС загорается ЦСО и звучит тональный сигнал «УДАР КОЛОКОЛА».
При срабатывании одной цепочки сигнализаторов перегрева и одной цепочки сигнализаторов пожара или двух цепочек сигнализаторов пожара в блоке БУОС-01 формируется сигнал «ПОЖАР», который передается в блок БКК-1, где размножается и передается на щиток пожарной защиты, в МСРП, КИСС, на РИ и два табло ПОЖАР на козырьке приборных панелей пилотов.
При пожаре одновременно сигнал из блоков БУОС-01 подается на два реле автоматического включения огнетушителей первой очереди, которые замыкают цепь подрыва пиропатронов автоматической очереди пожаротушения соответствующего отсека. При поступлении сигнала «ПОЖАР» в КИСС на экране появляется инструктивная информация по действиям экипажа при пожаре.
2.3. Система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках
2.3.1. Общие сведения
Оповещение экипажа о пожаре или аварийном повышении температуры в багажногрузовых отсеках (БГО) осуществляется системой сигнализации о пожаре ЛС-150, которая входит в систему пожарной защиты самолета.
На самолете установлена система ЛС-150, состоящая из трех дублированных датчиков ЛДА (один в БГО-1, два в БГО-2) и исполнительного блока БЛС-8.
Система взаимодействует через блок коммутаций и автоматизированного контроля БКК-1.
Система срабатывает при статическом нагреве датчиков длиной 31 м до температуры 150 С.
Время срабатывания системы при попадании датчика в пламя не превышает 7 с.
Время отпускания не превышает 5 с с момента исчезновения пламени.
Проверка функционирования системы осуществляется нажатием кнопки ППЗ КОНТР на щитке контроля (щиток РЭД) панели наземной подготовки (рис. 2.3).
2.3.2. Описание системы
Чувствительным элементом системы ЛС-150 является датчик ЛДА (2) (рис. 2.7), представляющий собой тонкостенную металлическую трубку, внутри которой расположен металлический проводник. Пространство между центральным проводником и оболочкой датчика заполнено материалом (наполнителем), электрическая проводимость которого зависит от температуры. Наполнитель имеет отрицательный коэффициент сопротивления. При нагревании датчика или его участка сопротивление между центральным проводником и его оболочкой уменьшается, при остывании – увеличивается.
Центральный проводник датчика соединен с входом исполнительного блока БЛС. Корпус датчика (оболочка) соединен с корпусом самолета. Исполнительный блок срабатывает при уменьшении сопротивления ниже определенной величины (сопротивление срабатывания). При увеличении сопротивления датчика (вследствие его остывания) сигнал о пожаре снимается.
На самолете применены три дублированных датчика (один в БГО-1), которые формируют сигнал по схеме «И», т.е. срабатывание исполнительного блока происходит при выдаче сигналов от двух датчиков.
В БГО-1 каждый из датчиков состоит из трех секций. В БГО-2 каждый из датчиков между шп. № 49-54 состоит из трех секций, а каждый из датчиков между шп. № 62-70 – из четырех секций, длина каждой секции 6,2 м. Секции соединяются между собой переходными разъемами и подключаются к линии, ведущей к исполнительному блоку, при помощи конечных разъемов.
Два дублированных датчика соединены между собой вкладышами и помещены в перфорированные профили, закрепленные к балкам потолка багажно-грузового отсека по шп. № 15-25 в БГО-1 и шп. № 49-54, 62-70 в БГО-2.
Переходные разъемы датчиков закреплены на потолке БГО рядом с вертикальной стенкой у левого борта.
Конечные разъемы вынесены за обшивку БГО на вертикальные стойки левого борта у шп. № 16, 25 для датчиков ЛДА в БГО-1, у шп. № 49, 54, 62, 70 – для датчиков ЛДА в БГО-2.
2.3.3. Работа системы
Система пожарной сигнализации БГО по температуре готова к действию, когда включены автоматы защиты сети системы пожарной защиты в устройствах защиты УЗ 27 В 024.56.03-213, 024.56.04-213, 024.56.19-116, 024.56.20-116, «ЛЕВАЯ ОПОРА ШАССИ СИГНАЛИЗАЦИЯ, КАНАЛ 2» в 024.56.19-116 УЗ 27 В и «КОНТРОЛЬ ЛАМП» в 024.56.08-113 УЗ 27 В, а также выключатель ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА на правом щитке включения систем. КИСС, РИ, МСРП должны быть включены.
При наличии пожара (повышение температуры) в БГО срабатывают два дублированных датчика ЛДА, которые выдают сигналы в БЛС, где происходит формирование сигнала «ПОЖАР БГО-1 (2)» по схеме «И». На самолетах, оборудованных для перевозки грузов в БГО в контейнерах, из БЛС сигнал поступает в блок коммутации и автоматизированного контроля БКК-1, откуда идет на светосигнальное табло левого и правого пилотов, щиток пожарной защиты, в КИСС, РИ и МСРП, а на самолетах, оборудованных под бесконтейнерную перевозку грузов в БГО, из БЛС сигнал с помощью развязывающих диодов объединяется с сигналом «ДЫМ БГО-1 (2)» в единый сигнал «ПОЖАР БГО-1 (2)», который идет на светосигнальное табло левого и правого пилотов, щиток пожарной защиты, в КИСС, РИ и МСРП, при этом:
-
на щитке пожарной защиты загорается соответствующее красное светосигнальное табло ПОЖАР БГО-1 или ПОЖАР БГО-2; -
на козырьке приборной панели у левого и правого пилотов включаются два красных светосигнальных табло «ПОЖАР»; -
РИ выдает текст ПРОВЕРЬ ПОЖАР; -
на экране КИСС отобразится информация (сигнал «БГО-1 (2) ПОЖАР» с подсказкой); в МСРП происходит регистрация сигнала.
2.4. Система сигнализации о пожаре в БГО по дыму
2.4.1. Общие сведения
Средствами обнаружения дыма являются шесть сигнализаторов ДС-3М2, которые установлены в багажно-грузовых отсеках БГО-1 и БГО-2. Система сигнализации по дыму входит составной частью в систему пожарной защиты самолета.
2.4.2. Описание системы
Сигнализаторы ДС-3М2 (рис. 2.8) размещены на потолке багажно-грузовых отсеков в коробках межбалочного пространства между шп. № 15-16, 23-24, 50-51, 61-62, 63-64, два из них в БГО-1 и четыре в БГО-2.
Сигнализатор ДС-3М2 срабатывает при появлении дыма в концентрациях, при которых прозрачность среды уменьшается на (3010) % и более.
Время срабатывания при снижении прозрачности среды на 50 % не превышает 10 с при температуре окружающей среды (2510) С.
Напряжение питания, В 272,7
Потребляемая мощность, Вт, не более 20
Ток в исполнительной цепи, А,
(при напряжении 30 В постоянного тока) не более 2
Масса сигнализатора, кг не более 0,65
Действие сигнализатора дыма основано на регистрации фоторезистором света, рассеиваемого частицами дыма (рис. 2.9).
В исходном состоянии (при отсутствии дыма) при включении питания светосигнализатора загорается осветительная лампа, расположенная на одной оси с фоторезистором. Наличие экрана защищает фоторезистор от прямого попадания лучей лампы, а отраженные от пластинчатой поверхности корпуса лучи слабы и возникающего в цепи фоторезистора тока недостаточно для срабатывания светосигнализатора.
В случае попадания дыма сквозь пластинчатую поверхность корпуса в пространство между экраном и фоторезистором лучи лампы, отражаясь от частиц дыма, засвечивают фоторезистор, уменьшая его сопротивление, и ток в цепи фоторезистора возрастает настолько, что вызывает срабатывание светосигнализатора.
2.4.3. Работа системы
Система пожарной сигнализации БГО по дыму готова к действию, когда включены автоматы защиты сети системы пожарной защиты в устройствах защиты УЗ 27 В 024.56.03-213, 024.56.04-213, 024.56.19-116, 024.56.20-116, «ЛЕВАЯ ОПОРА ШАССИ СИГНАЛИЗАЦИЯ КАНАЛ2» В 024.56.19-116, УЗ 27 В и «КОНТРОЛЬ ЛАМП» в 024.56.08-113 УЗ 27 В, а также выключатель ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА на правом щитке включения систем. КИСС, МСРП должны быть включены.