Файл: Электротехническое.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 984

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА

1.1. Общие сведения

напряжением 200/115 В постоянной частотой 400 Гц

напряжением 200/115 В частотой 400 Гц

напряжением 272,7 В

ГЛАВА 2. ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

2.1. Общие сведения

в отсеках силовых установок и ВСУ

2.3. Система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках

2.4. Система сигнализации о пожаре в БГО по дыму

2.5. Система сигнализации дыма в туалетах

2.6. Система пожаротушения в отсеках двигателей, ВСУ и БГО-1, БГО-2

2.7. Автономная система пожаротушения в багажных отсеках БГО-1, БГО-2

2.8. Система пожаротушения в туалетах

2.9. Система пожаротушения в кабинах самолета

багажно-грузовых отсеков (БГО-1, БГО-2)

2.11. Контроль исправности системы сигнализации дыма в туалетах

2.12. Нормальная эксплуатация противопожарной системы

2.13. Действия экипажа в сложных ситуациях

2.14. Действия экипажа в аварийных ситуациях

ГЛАВА 3. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

3.1. Общие сведения

3.3. Обогрев приемников полного давления ППД-1М серии 2

3.4. Обогрев датчиков аэродинамических углов ДАУ-85-2Д

3.5. Система обогрева стекол кабины экипажа

3.6. Стеклоочистители

3.7. Система сигнализации обледенения СО-121ВМ

3.8. Система определения толщины льда СТЛ-1

ГЛАВА 4. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

4.1. Общие сведения

4.2. Внешнее светотехническое оборудование

4.3. Осветительное оборудование кабины экипажа

4.4. Осветительное оборудование пассажирского салона

и уведомляющей сигнализации САС-8-4

ЛОМАНЦОВ

ЧУХИН

ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ


Блок усиления и обработки сигналов – девятиканальный.

Все каналы имеют напряжение срабатывания (30  6) мВ и предназначены для работы с сигнализаторами перегрева. Каналы с четвертого по девятый по схеме идентичны первым трем каналам, но имеют напряжение срабатывания 54 мВ и предназначены для работы с сигнализаторами пожара.

Блок-схема одного канал БУОС-01 приведена на рис. 2.6. Сигнал от сигнализаторов, поступающий на вход схемы, суммируется алгебраически с выходным напряжением схемы установки уровня срабатывания и подается на вход дифференциального усилителя. С выхода дифференциального усилителя сигнал подается на вход порогового устройства. Если напряжение на выходе усилителя превышает напряжение срабатывания порогового устройства, последнее срабатывает и через схему преобразователя уровня напряжения и усилитель мощности подключает выходную цепь данного канала к бортсети. Стабилизатор напряжения обеспечивает устойчивую работу схемы при колебаниях напряжения бортсети.

  1. Блок коммутации и автоматизированного контроля БКК-1 является частью системы пожарной сигнализации. Блок осуществляет автоматизированный наземный контроль системы пожарной защиты, а также формирование и размножение аварийных сигналов. Блок размещается на стеллаже в техническом отсеке № 3 (стеллаж 116) (см. рис. 2.4).

БКК-1 в режиме контроля выполняет:

а) автоматическую проверку систем пожарной сигнализации и средств пожаротушения;

б) проверку исправности трактов аварийных сигналов через систему аварийных сиг-

налов (САС) – щиток пожарной защиты;

в) передачу результатов контроля в КИСС установленным последовательным кодом.

БКК-1 в режиме «Работа» выполняет формирование и размножение аварийных сигналов для САС, КИСС, МСРП и РИ.

  1. Крышки ПК-1 и ПК-2 (см. рис. 2.3) установлены для исключения разрядки огнетушителей второй и третьей очередей до закрытия топливного пожарного крана в СУ-1 (2). При открытии крышки ПК-1 (2) отключится отбор воздуха от двигателя, закроются пожарный и стоп-кран и как следствие отключатся генератор и двигатель.


Примечание. В крышке ПК-1 (2) имеются отверстия для визуального контроля загорания ламп при наземной проверке.

2.2.3. Работа системы


При срабатывании одной любой цепочки датчиков в отсеке силовой установки или ВСУ сигнал поступает в блок БУОС-01, где формируется сигнал «ВНИМАНИЕ». Сигнал «ВНИМАНИЕ» передается в блок БКК-1, обрабатывается и передается в МСРП.

При срабатывании двух цепочек сигнализаторов перегрева в блоке БУОС-01 формируется сигнал «ПЕРЕГРЕВ», который передается в блок БКК-1, где размножается и передается на щиток пожарной защиты, в МСРП и в КИСС. На щитке пожарной защиты загорается светосигнальное табло ПЕРЕГРЕВ соответствующего отсека, а на экране КИСС появляется инструктивная информация по действию экипажа при перегреве. По сигналу от КИСС загорается ЦСО и звучит тональный сигнал «УДАР КОЛОКОЛА».

При срабатывании одной цепочки сигнализаторов перегрева и одной цепочки сигнализаторов пожара или двух цепочек сигнализаторов пожара в блоке БУОС-01 формируется сигнал «ПОЖАР», который передается в блок БКК-1, где размножается и передается на щиток пожарной защиты, в МСРП, КИСС, на РИ и два табло ПОЖАР на козырьке приборных панелей пилотов.

При пожаре одновременно сигнал из блоков БУОС-01 подается на два реле автоматического включения огнетушителей первой очереди, которые замыкают цепь подрыва пиропатронов автоматической очереди пожаротушения соответствующего отсека. При поступлении сигнала «ПОЖАР» в КИСС на экране появляется инструктивная информация по действиям экипажа при пожаре.

2.3. Система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках

2.3.1. Общие сведения


Оповещение экипажа о пожаре или аварийном повышении температуры в багажногрузовых отсеках (БГО) осуществляется системой сигнализации о пожаре ЛС-150, которая входит в систему пожарной защиты самолета.

На самолете установлена система ЛС-150, состоящая из трех дублированных датчиков ЛДА (один в БГО-1, два в БГО-2) и исполнительного блока БЛС-8.

Система взаимодействует через блок коммутаций и автоматизированного контроля БКК-1.

Система срабатывает при статическом нагреве датчиков длиной 31 м до температуры 150 С.

Время срабатывания системы при попадании датчика в пламя не превышает 7 с.

Время отпускания не превышает 5 с с момента исчезновения пламени.

Проверка функционирования системы осуществляется нажатием кнопки ППЗ КОНТР на щитке контроля (щиток РЭД) панели наземной подготовки (рис. 2.3).

2.3.2. Описание системы


Чувствительным элементом системы ЛС-150 является датчик ЛДА (2) (рис. 2.7), представляющий собой тонкостенную металлическую трубку, внутри которой расположен металлический проводник. Пространство между центральным проводником и оболочкой датчика заполнено материалом (наполнителем), электрическая проводимость которого зависит от температуры. Наполнитель имеет отрицательный коэффициент сопротивления. При нагревании датчика или его участка сопротивление между центральным проводником и его оболочкой уменьшается, при остывании – увеличивается.

Центральный проводник датчика соединен с входом исполнительного блока БЛС. Корпус датчика (оболочка) соединен с корпусом самолета. Исполнительный блок срабатывает при уменьшении сопротивления ниже определенной величины (сопротивление срабатывания). При увеличении сопротивления датчика (вследствие его остывания) сигнал о пожаре снимается.

На самолете применены три дублированных датчика (один в БГО-1), которые формируют сигнал по схеме «И», т.е. срабатывание исполнительного блока происходит при выдаче сигналов от двух датчиков.

В БГО-1 каждый из датчиков состоит из трех секций. В БГО-2 каждый из датчиков между шп. № 49-54 состоит из трех секций, а каждый из датчиков между шп. № 62-70 – из четырех секций, длина каждой секции 6,2 м. Секции соединяются между собой переходными разъемами и подключаются к линии, ведущей к исполнительному блоку, при помощи конечных разъемов.


Два дублированных датчика соединены между собой вкладышами и помещены в перфорированные профили, закрепленные к балкам потолка багажно-грузового отсека по шп. № 15-25 в БГО-1 и шп. № 49-54, 62-70 в БГО-2.

Переходные разъемы датчиков закреплены на потолке БГО рядом с вертикальной стенкой у левого борта.

Конечные разъемы вынесены за обшивку БГО на вертикальные стойки левого борта у шп. № 16, 25 для датчиков ЛДА в БГО-1, у шп. № 49, 54, 62, 70 – для датчиков ЛДА в БГО-2.

2.3.3. Работа системы


Система пожарной сигнализации БГО по температуре готова к действию, когда включены автоматы защиты сети системы пожарной защиты в устройствах защиты УЗ 27 В 024.56.03-213, 024.56.04-213, 024.56.19-116, 024.56.20-116, «ЛЕВАЯ ОПОРА ШАССИ СИГНАЛИЗАЦИЯ, КАНАЛ 2» в 024.56.19-116 УЗ 27 В и «КОНТРОЛЬ ЛАМП» в 024.56.08-113 УЗ 27 В, а также выключатель ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА на правом щитке включения систем. КИСС, РИ, МСРП должны быть включены.

При наличии пожара (повышение температуры) в БГО срабатывают два дублированных датчика ЛДА, которые выдают сигналы в БЛС, где происходит формирование сигнала «ПОЖАР БГО-1 (2)» по схеме «И». На самолетах, оборудованных для перевозки грузов в БГО в контейнерах, из БЛС сигнал поступает в блок коммутации и автоматизированного контроля БКК-1, откуда идет на светосигнальное табло левого и правого пилотов, щиток пожарной защиты, в КИСС, РИ и МСРП, а на самолетах, оборудованных под бесконтейнерную перевозку грузов в БГО, из БЛС сигнал с помощью развязывающих диодов объединяется с сигналом «ДЫМ БГО-1 (2)» в единый сигнал «ПОЖАР БГО-1 (2)», который идет на светосигнальное табло левого и правого пилотов, щиток пожарной защиты, в КИСС, РИ и МСРП, при этом:

  • на щитке пожарной защиты загорается соответствующее красное светосигнальное табло ПОЖАР БГО-1 или ПОЖАР БГО-2;

  • на козырьке приборной панели у левого и правого пилотов включаются два красных светосигнальных табло «ПОЖАР»;

  • РИ выдает текст ПРОВЕРЬ ПОЖАР;

  • на экране КИСС отобразится информация (сигнал «БГО-1 (2) ПОЖАР» с подсказкой);  в МСРП происходит регистрация сигнала.

2.4. Система сигнализации о пожаре в БГО по дыму

2.4.1. Общие сведения


Средствами обнаружения дыма являются шесть сигнализаторов ДС-3М2, которые установлены в багажно-грузовых отсеках БГО-1 и БГО-2. Система сигнализации по дыму входит составной частью в систему пожарной защиты самолета.

2.4.2. Описание системы


Сигнализаторы ДС-3М2 (рис. 2.8) размещены на потолке багажно-грузовых отсеков в коробках межбалочного пространства между шп. № 15-16, 23-24, 50-51, 61-62, 63-64, два из них в БГО-1 и четыре в БГО-2.

Сигнализатор ДС-3М2 срабатывает при появлении дыма в концентрациях, при которых прозрачность среды уменьшается на (3010) % и более.

Время срабатывания при снижении прозрачности среды на 50 % не превышает 10 с при температуре окружающей среды (2510) С.

Напряжение питания, В 272,7

Потребляемая мощность, Вт, не более 20

Ток в исполнительной цепи, А,

(при напряжении 30 В постоянного тока) не более 2

Масса сигнализатора, кг не более 0,65

Действие сигнализатора дыма основано на регистрации фоторезистором света, рассеиваемого частицами дыма (рис. 2.9).

В исходном состоянии (при отсутствии дыма) при включении питания светосигнализатора загорается осветительная лампа, расположенная на одной оси с фоторезистором. Наличие экрана защищает фоторезистор от прямого попадания лучей лампы, а отраженные от пластинчатой поверхности корпуса лучи слабы и возникающего в цепи фоторезистора тока недостаточно для срабатывания светосигнализатора.

В случае попадания дыма сквозь пластинчатую поверхность корпуса в пространство между экраном и фоторезистором лучи лампы, отражаясь от частиц дыма, засвечивают фоторезистор, уменьшая его сопротивление, и ток в цепи фоторезистора возрастает настолько, что вызывает срабатывание светосигнализатора.

2.4.3. Работа системы


Система пожарной сигнализации БГО по дыму готова к действию, когда включены автоматы защиты сети системы пожарной защиты в устройствах защиты УЗ 27 В 024.56.03-213, 024.56.04-213, 024.56.19-116, 024.56.20-116, «ЛЕВАЯ ОПОРА ШАССИ СИГНАЛИЗАЦИЯ КАНАЛ2» В 024.56.19-116, УЗ 27 В и «КОНТРОЛЬ ЛАМП» в 024.56.08-113 УЗ 27 В, а также выключатель ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА на правом щитке включения систем. КИСС, МСРП должны быть включены.