ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 742
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Меры по обеспечению современного содержания образования
Меры по повышению качества преподавания
Меры по повышению результативности работы с одаренными детьми.
Меры по решению социальных проблем обучающихся в условиях школы
Меры по обеспечению непрерывного профессионального развития педагогических кадров школы
Меры по организации сетевого партнерства и внешнего взаимодействия школы
Меры по совершенствованию системы обеспечения (условий) образовательной деятельности школы
достижения необходимого качества образования в школе.
К основным мерам по управлению педагогическим коллективом школы для обеспечения перехода школы в эффективный режим работы можно отнести:
Для формирования продуктивного отношения к труду, работа должна способствовать самоутверждению педагогов, предоставлять оптимальные условия для общения, помогать ориентироваться в мире, показывать значительность вклада каждого в достижение результатов деятельности организации, давать возможность творить и создавать условия для личностного роста и т.д. Профессиональная мотивация – это то, ради чего человек «вкладывает» свои способности в соответствующую деятельность.
Профессиональная деятельности в школе имеет свои особенности: содержание потребностей и мотивов разное у разных ее участников: у педагогов и управленцев – потребность в получении высоких (максимальных) результатов при минимальных ресурсных (кадровых, материально-
53 Шляйхер, Андреас. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? / Андреас Шляйхер; [пер. с англ. И.С. Денисенко, И.Ю. Облачко] ; предисловие С.С. Кравцова. – Москва: Издательство
«Национальное образование», 2019. – С.71
технических, экономических, временных) затратах; у ребенка – потребность в самореализации личности; у родителей – потребность в поддержке, помощи семье по воспитанию личности ребенка. Особая
роль управления школой состоит в том, чтобы создать условия для возникновения у детей и родителей мотивов к выявлению и полному удовлетворению потребностей детей в образовании, а у педагогов – мотивов к изучению потребностей детей и объединению для их совместной реализации в творческой деятельности.
В современных концепциях мотивации выделяются следующие основные формы стимулирования: материальное и моральное. Материальное стимулирование в школе может включать в себя предпочтение при тарификации педагогической нагрузки, получение доплат и надбавок, премирование, льготы, гранты и др. Моральное стимулирование – получение наград, званий, благодарности, общественное признание, возможность повышения квалификации и др.
Многие учреждения образования России живут на скудных финансовых вливаниях. Наше исследование показало, что можно рассматривать их оптимальное использование для материального стимулирования сотрудников. Так, например, при тарификации или формировании эффективного контракта отдавать предпочтение тем педагогам, которые имеют высокие образовательные результаты деятельности и активно включаются в реализацию приоритетов развития учреждения – работу с одаренными детьми или детьми-инвалидами, разрабатывают социальные программы и т.п. Педагогам, включившимся в реализацию приоритетов деятельности учреждения, может предоставляться возможность совмещения должностей, например, четверть или половина ставки методиста или педагога-организатора сквозной программы, нового направления деятельности и т.д.
К показателям эффективного контракта можно отнести следующие виды работ: руководство официально утвержденными в учреждении творческими
группами, сквозными программами, методическими объединениями; ведение исследовательской, экспериментальной, инновационной деятельности; организация стажерских площадок по профилю деятельности; ведение постановочных, режиссерских работ, не входящих в основной функционал, и т.д. Большой объем выполняемых работ может включать в себя превышение объемных показателей, норм обслуживания; большой объем внеучебной деятельности (организация концертов, выставок, выездов), работу во вредных условиях или в ночное время и т.д.
Организация взаимодействия в педагогическом коллективе школы может быть направлена не только на решение проблем детей. Важен сам педагог с его проблемами и потребностями. Поэтому многие коллективные формы необходимо создавать для мотивации педагогов к развитию, например, создание педагогического клуба, деятельность которого направлена на адаптацию молодых педагогов, обеспечение им помощи наставников, взаимоподдержку, проведение совместного досуга молодежи и педагогов- профессионалов. Для решения проблем личностного роста сотрудников можно организовывать разные формы психологической поддержки педагогов:
арттерапевтические группы, педагогические группы саморегуляции для решения проблем профессионального выгорания, коммуникативной компетентности или других проблем личностного и профессионального роста. 2). Сплочениеколлективавокруг проблемповышения образовательной
результативности. Сплоченность коллектива определяется как идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, развивающееся
на основе такой объективной характеристики, как организационное единство.
Сплотить педагогический коллектив – значит выработать у него свойство сохранять свою целостность как самостоятельное объединение людей. Формирование коллектива педагогов-единомышленников можно на основе трех основных групп сущностных характеристик: педагогических, психологических и организационных 54 . Педагогический коллектив единомышленников – это коллектив с достаточно высоким уровнем интеграции, выражающимся во внутренней спаянности, гармоническом взаимодействии его членов, одобрении общих ценностей, норм, педагогических образцов, взаимного понимания и симпатии. Задача руководителя школы (и управленческой команды) состоит в том, чтобы сформировать активный, дееспособный коллектив специалистов, квалифицированно выполняющих цели и задачи функционирования и развития школы. Руководитель призван, с одной стороны, видеть и понимать свой коллектив как единый, цельный и спаянный организм, а с другой – как совокупность индивидуумов, каждый из которых имеет свой особенности, сильные и слабые стороны, интересы и способности. Это обуславливает необходимость индивидуально подходить к каждому, учитывая его характер, возраст, интересы, способствуя развитию индивидуальных склонностей.
Применительно к педагогическому коллективу школы можно определить следующее мероприятия по организации процесса формированияпедагогическогоединстваколлектива в процессе разработки программы перехода школы в эффективный режим работы:
54 Конаржевский Ю.А. Формирование педагогического коллектива единомышленников. – Псков, 1994.
(создание профессиональных обучающихся сообществ, тьюторских команд, коучей и др.);
Формированиепсихологическогоединстваколлективашколыможет иметь следующее содержание: формирование у большинства членов коллектива педагогической направленности, формирование положительного психологического климата, стремления работать с детьми, интерес и любовь к своему предмету, чувство долга, любовь к делу, увлеченность процессом педагогического творчества. Для формированияпедагогическогоединстваколлектива можно организовать следующие мероприятия:
К основным мерам по управлению педагогическим коллективом школы для обеспечения перехода школы в эффективный режим работы можно отнести:
1). Мотивирование педагогического коллектива на решение вопросов повышения качества образования и перехода школы в эффективный режим работы.
Для формирования продуктивного отношения к труду, работа должна способствовать самоутверждению педагогов, предоставлять оптимальные условия для общения, помогать ориентироваться в мире, показывать значительность вклада каждого в достижение результатов деятельности организации, давать возможность творить и создавать условия для личностного роста и т.д. Профессиональная мотивация – это то, ради чего человек «вкладывает» свои способности в соответствующую деятельность.
Профессиональная деятельности в школе имеет свои особенности: содержание потребностей и мотивов разное у разных ее участников: у педагогов и управленцев – потребность в получении высоких (максимальных) результатов при минимальных ресурсных (кадровых, материально-
53 Шляйхер, Андреас. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? / Андреас Шляйхер; [пер. с англ. И.С. Денисенко, И.Ю. Облачко] ; предисловие С.С. Кравцова. – Москва: Издательство
«Национальное образование», 2019. – С.71
технических, экономических, временных) затратах; у ребенка – потребность в самореализации личности; у родителей – потребность в поддержке, помощи семье по воспитанию личности ребенка. Особая
роль управления школой состоит в том, чтобы создать условия для возникновения у детей и родителей мотивов к выявлению и полному удовлетворению потребностей детей в образовании, а у педагогов – мотивов к изучению потребностей детей и объединению для их совместной реализации в творческой деятельности.
В современных концепциях мотивации выделяются следующие основные формы стимулирования: материальное и моральное. Материальное стимулирование в школе может включать в себя предпочтение при тарификации педагогической нагрузки, получение доплат и надбавок, премирование, льготы, гранты и др. Моральное стимулирование – получение наград, званий, благодарности, общественное признание, возможность повышения квалификации и др.
Многие учреждения образования России живут на скудных финансовых вливаниях. Наше исследование показало, что можно рассматривать их оптимальное использование для материального стимулирования сотрудников. Так, например, при тарификации или формировании эффективного контракта отдавать предпочтение тем педагогам, которые имеют высокие образовательные результаты деятельности и активно включаются в реализацию приоритетов развития учреждения – работу с одаренными детьми или детьми-инвалидами, разрабатывают социальные программы и т.п. Педагогам, включившимся в реализацию приоритетов деятельности учреждения, может предоставляться возможность совмещения должностей, например, четверть или половина ставки методиста или педагога-организатора сквозной программы, нового направления деятельности и т.д.
К показателям эффективного контракта можно отнести следующие виды работ: руководство официально утвержденными в учреждении творческими
группами, сквозными программами, методическими объединениями; ведение исследовательской, экспериментальной, инновационной деятельности; организация стажерских площадок по профилю деятельности; ведение постановочных, режиссерских работ, не входящих в основной функционал, и т.д. Большой объем выполняемых работ может включать в себя превышение объемных показателей, норм обслуживания; большой объем внеучебной деятельности (организация концертов, выставок, выездов), работу во вредных условиях или в ночное время и т.д.
Организация взаимодействия в педагогическом коллективе школы может быть направлена не только на решение проблем детей. Важен сам педагог с его проблемами и потребностями. Поэтому многие коллективные формы необходимо создавать для мотивации педагогов к развитию, например, создание педагогического клуба, деятельность которого направлена на адаптацию молодых педагогов, обеспечение им помощи наставников, взаимоподдержку, проведение совместного досуга молодежи и педагогов- профессионалов. Для решения проблем личностного роста сотрудников можно организовывать разные формы психологической поддержки педагогов:
арттерапевтические группы, педагогические группы саморегуляции для решения проблем профессионального выгорания, коммуникативной компетентности или других проблем личностного и профессионального роста. 2). Сплочениеколлективавокруг проблемповышения образовательной
результативности. Сплоченность коллектива определяется как идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, развивающееся
на основе такой объективной характеристики, как организационное единство.
Сплотить педагогический коллектив – значит выработать у него свойство сохранять свою целостность как самостоятельное объединение людей. Формирование коллектива педагогов-единомышленников можно на основе трех основных групп сущностных характеристик: педагогических, психологических и организационных 54 . Педагогический коллектив единомышленников – это коллектив с достаточно высоким уровнем интеграции, выражающимся во внутренней спаянности, гармоническом взаимодействии его членов, одобрении общих ценностей, норм, педагогических образцов, взаимного понимания и симпатии. Задача руководителя школы (и управленческой команды) состоит в том, чтобы сформировать активный, дееспособный коллектив специалистов, квалифицированно выполняющих цели и задачи функционирования и развития школы. Руководитель призван, с одной стороны, видеть и понимать свой коллектив как единый, цельный и спаянный организм, а с другой – как совокупность индивидуумов, каждый из которых имеет свой особенности, сильные и слабые стороны, интересы и способности. Это обуславливает необходимость индивидуально подходить к каждому, учитывая его характер, возраст, интересы, способствуя развитию индивидуальных склонностей.
Применительно к педагогическому коллективу школы можно определить следующее мероприятия по организации процесса формированияпедагогическогоединстваколлектива в процессе разработки программы перехода школы в эффективный режим работы:
-
совместнаявыработкапедагогическихидей,целейиприоритетовдеятельности школы, направленных на повышение образовательной результативности (создание стратегической команды, рабочих групп, профессиональных обучающихся сообществ и др.); -
формирование единства в понимании образовательного результата,качества образования, роли педагога в учебном процессе, оценке результатов деятельности и др. (взаимная экспертиза наработок, обсуждение проблем на педагогических советах, в творческих группах и др.); -
сочетаниепедагогическойработыстворческимпоиском; задача управления в этом случае – сознательно и последовательно принимать меры для интеграции субъектов вокруг общих творческих начинаний, наиболее актуальных педагогических проблем повышения качества образования
54 Конаржевский Ю.А. Формирование педагогического коллектива единомышленников. – Псков, 1994.
(создание профессиональных обучающихся сообществ, тьюторских команд, коучей и др.);
-
созданиетрадицийколлективнойпедагогическойдеятельности. Традиции – это сложившиеся формы деятельности и поведения, сопутствующие им обычаи, ценности, правила, представления. К традициям совместной деятельности школы можно отнести, например, организацию единых массовых дел (фестивали, вечера, праздники и т.д.), сквозных досуговых и игровых программ (квесты, флешмобы, викторины, конкурсы), межпредметных связей (интегрированные программы) и др.
Формированиепсихологическогоединстваколлективашколыможет иметь следующее содержание: формирование у большинства членов коллектива педагогической направленности, формирование положительного психологического климата, стремления работать с детьми, интерес и любовь к своему предмету, чувство долга, любовь к делу, увлеченность процессом педагогического творчества. Для формированияпедагогическогоединстваколлектива можно организовать следующие мероприятия:
-
создание ситуации успеха для ребенка и педагога и, как следствие, – успешности деятельности педагога и учреждения в целом. Для формирования единого подхода к формированию личности ребенка и его школьной успешности, необходимо организовать изучение личности ребенка, его способностей и возможностей, что позволит педагогам выстроить программу становления индивидуальности детей, совершенствовать деятельность по их развитию; -
формированиеобразовательнойсредышколы,отвечающей задачам повышения качества образования, достижения комплекса предметных, метапредметных и личностных результатов (организация внутришкольных семинаров, творческих групп; ведение методической темы школы; проведение аудита и др.). Понимание того, что результатом образования ребенка не могут быть только знания, умения и навыки, а чаще всего – воплощение этих знаний в реальный продукт деятельности – социальный проект, техническую модель, декоративно-прикладное изделие, сыгранную роль и т.д. Создание разнообразия средовых условий в школе становится возможным за счет применения новых информационных технологий, здоровьесберегающих и социально-защитных технологий, технологий отслеживания и оценивания результатов деятельности и др.; -
формирование единого подхода всех членов педагогического коллективакоценкеобразовательногорезультата,потребностивестимониторингрезультатов(создание педагогических команд для разработки критериев, показателей, инструментов отслеживания результатов, привлечение независимых экспертов, родителей, проведение открытых занятий ведущих педагогов школы и др.); -
проведениеисследованийобщихпроблемразвитияшколы(по муниципальному заказу, заказу детей, родителей и общественности; при подготовке к участию в конкурсах РИМ, МИП, базовых площадок и др.). Тематика исследований должна обсуждаться на административных