Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 460

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Методы и приёмы формирования орфографических умений детей младшего школьного возраста

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ

Урок № 21 «Повторяем орфограмму «Мягкий знак после шипящих».

Урок № 22 «Повторяем местоимение»

Урок № 23 «Орфограммы приставок»

Урок № 24 «Разделительный твёрдый и разделительный мягкий знак»

Ъ Ь

Урок № 25 «Изложение»

Урок № 26 «Разбор по членам предложения»

Урок № 27 «Синтаксический разбор предложения»

Урок № 28 «Синтаксический разбор предложения»

Урок № 29 «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Урок № 30 «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Урок № 31 «Синтаксический разбор предложения»

Урок № 32 «Текст»

Урок № 33 «Глагол»

Урок № 34 «Глагол как часть речи»

Урок № 37 «Текст»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ф.И. ученика (цы)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

в диагностической работе по русскому языку для учащихся 4 класса

Уровни сформированности орфографических умений

Анализ диагностической работы

Критерии оценивания уровня усвоения орфограмм

Уровень усвоения орфограммы «Безударная гласная в корне»

Уровень усвоения орфограммы

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

«Непроизносимая согласная в корне»

Уровень усвоения орфограммы

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Светлячок.

Бабушкин сад.

Ребята и утята

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

Грустная песенка о слонёнке

ПРИЛОЖЕНИЕ 16

проверить «к (яркому) свету». В конце предложения ставится точка.

При работе с комментированием учащиеся учатся находить орфограмму, определять её вид, применять правило, осуществлять взаимоконтроль.

Для формирования орфографических умений можно использовать выборочные диктанты (Приложение 14). Этот вид упражнения предусматривает запись учащимися не всего текста, а только отдельных слов, словосочетаний ли предложений в целях и задачах урока. Выборочные диктанты бывают различной сложности, а именно:

  • выписывают слова на определённое правило;

  • слова не только выписывают, но и распределяют по определенным по правописанию группам.

Данный вид упражнения исключает механическую запись, так как требует от учащихся сознательного и вдумчивого отношения к работе.

Ребёнку нужно найти орфограмму, определить её вид, подобрать

проверочное слово, чтобы не допустить ошибку при записи. Всё это благотворно влияет на формирование орфографических умений.

Например:

  • Выпишите слов на орфограмму «Непроизносимая согласная в корне».

Учитель читает по предложению, выдерживая паузу, чтобы дети могли успеть записать слова на данную орфограмму.

«Стоит прекрасный зимний денёк. Солнце освещает всю окрестность.Радостныесолнечныезайчикискачутпостволамдеревьев.Наберёзуопустилась стайка прелестных птичек. Это синички. Их много живёт внашейместности.Усиничекпраздничныйнаряд.Наголовкечудесная
шапочка.Спина,крыльяихвост-жёлтые.Однаизсиничекрадостносвистнула. Какое счастье! Она увидела на ветке соседнего дерева вкусноесало.Егопривязал лесник».(60)

Учащиеся должны записать следующие слова: прекрасный, окрестность, радостные, прелестных, местности, праздничный, чудесная, радостно, свистнула, вкусное.

Так же для формирования орфографических умений можно использовать такой вид упражнения, как списывание (Приложение 15).

Списывание текста проходит по следующему алгоритму. Первое, что делают ученики это читают текст и обнаруживают орфограммы. Затем школьники запоминают правильное написание с постепенным увеличением объёма запоминаемого (от 2-3 букв в первом полугодии 1 класса до 5-6 слов в 4 классе). После этого воспроизводят на письме то, что запомнили, с соблюдением требований каллиграфии. В необходимых случаях уточняют, что забыли. Выделяют орфограммы и подчёркивают их. По окончанию списывания выполняют проверку.

Списывание может быть без задания, и тогда цель его будет заключаться в каллиграфическом написании без единой ошибки, и без каких- либо искажений.

Списывание текста может быть и с заданием. Например: выделить те или иные грамматические единицы, указать в скобках проверочные слова.

Например:

Вотизгустыхёлоквышел

подб..рёзуза..циостановился.Пош..лкругом всей п..ляны – от б..рёзки к б..рё..ке. Прислушался. Кажется ему,будтокто-тошепчетсясзадиикрадётся.Аэтошепч..тсяпадающиелист..я!(ПоМ.Пришвину)

(33 слова)

Задания:

  1. Спишите и вставьте пропущенные буквы.

  2. Подчеркните в словах известные орфограммы.

Одной из высших форм списывания можно считать письмо по памяти заученного текста. Такие тексты обычно бывают образцовыми, далеко не простыми и, разумеется, не адаптированными. Школьники пишут стихотворный или прозаический текст, созданный мастером слова, это оценивается высоко. Припоминая этот текст, школьник должен сам найти все трудные места, проверить их, осознать. Иногда этот вид письма относят к диктантам, называют диктантом «проверяю себя», или самодиктантом.

Например:

На снегу – следы как книжка.Куропатка,горностай,

Волк, сохатый, даже мышка –Пишутвсе.Атычитай!

В.Головин

(17 слов)

Задания:

  1. Выпишите два слова с парными согласными в середине слова. Напишите проверочные.

  2. Выпишите 2 слова с безударными гласными, проверяемыми

ударением. Поставьте ударение. Напишите проверочные слова.

Мы рассмотрели различные виды упражнений для формирования орфографических умений. Если эти упражнения целенаправленно и систематически включать на каждом уроке, то можно получить хороший результат. Дети научатся видеть орфограммы, определять их и применять правила, осуществляя при этом
самоконтроль или взаимоконтроль.

Рассмотрим, как можно включить данные упражнения в работе с учебником «Русский язык» в 4 классе, авторами которого является С.В.Иванов, М.И.Кузнецова и т. д. по программе «Начальная школа ХХI века».

Мы разработали комплекс упражнений для совершенствования и формирования орфографических умений примерно на один месяц, т.е. на каждое умение отводится по 5 уроков. Следуя от простого к сложному.

Первые пять уроков мы будем работать над умением находить орфограмму и определять её тип. Поэтому каждый урок у нас будет начинаться с орфографической минутки.

Урок № 21 «Повторяем орфограмму «Мягкий знак после шипящих».


  1. Орфографическая минутка 2 (Приложение 16).

Отдуба доберёзытянулисьдлинныетени.

Учащиеся находят в предложении орфограммы и подчёркивают их.

Определяют тип орфограммы. Подбирают проверочные слова.

  1. Выборочный диктант 1 (Приложение 14).

Выписывают слова с сомнительными звонкими и парными согласными. Подчеркивают буквы, обозначающие звонкие согласные, одной чертой, а глухие – двумя.

Всказке, мороз,салазки,привёз.

Урок № 22 «Повторяем местоимение»


  1. Орфографическая минутка 3 (Приложение 16).

Наземлюупалисеребряныекапелькиросы.

Учащиеся находят в предложении орфограммы и подчёркивают их. Определяют тип орфограммы. Подбирают проверочные слова. Записывают под диктовку.

  1. Работа с учебником. Упражнение 1с. 52.

Задание. Прочитай текст. Сначала выпиши местоимения- существительные и слова, которые они заменяют. Затем выпиши местоимения-прилагательные. Письменно задай вопрос к местоимениям.

Крупные капли дождя стучали по железной крыше нашего дома. Онивеселоплясали.Поводосточнойтрубепобежалговорливыйручеёк.Онрассказал о тёмной туче, о сердитом громе и об огненной молнии. Он мне