Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 456
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Методы и приёмы формирования орфографических умений детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
Урок № 21 «Повторяем орфограмму «Мягкий знак после шипящих».
Урок № 22 «Повторяем местоимение»
Урок № 23 «Орфограммы приставок»
Урок № 24 «Разделительный твёрдый и разделительный мягкий знак»
Урок № 26 «Разбор по членам предложения»
Урок № 27 «Синтаксический разбор предложения»
Урок № 28 «Синтаксический разбор предложения»
Урок № 29 «Знаки препинания при однородных членах предложения»
Урок № 30 «Знаки препинания при однородных членах предложения»
Урок № 31 «Синтаксический разбор предложения»
Урок № 34 «Глагол как часть речи»
в диагностической работе по русскому языку для учащихся 4 класса
Уровни сформированности орфографических умений
Критерии оценивания уровня усвоения орфограмм
Уровень усвоения орфограммы «Безударная гласная в корне»
Из анализа диагностической работы, мы можем сделать вывод, что орфографические умения сформированы у учащихся 4 класса на среднем уровне. Считаем, что причина этому использование на уроках русского языка только учебника, в котором не всё предусмотрено для развития и совершенствования орфографических умений. Если учитель не будет применять различного вида приёмы и виды упражнений, то всё останется на том же уровне.
- Комплекс упражнений, направленный на формирование орфографических умений детей младшего школьного возраста на уроках
русского языка
По результатам диагностической работы можно сделать вывод, что учащиеся 4 класса нуждаются в совершенствовании орфографических умений, а двое из них в их формировании.
Формирование орфографических умений обеспечивается за счёт системы упражнений. При работе с упражнениями, выстроенных в
определённой системе необходимо учитывать степень подготовленности учащихся в области орфографии, уровень речевой культуры и условия языковой среды, окружающей детей.
Упражнения по развитию орфографических умений отбираются в соответствии со структурой орфографической зоркости. Формированию орфографическому умению находить орфограмму способствует анализ заданий и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Для отработки умения определять тип орфограммы и умение применять правило следует применять зрительные, предупредительные или выборочные диктанты. Умение осуществлять контроль формируется на основе самопроверки или взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма.
Из результатов диагностической работы, мы видим, что в основном у большинства учащихся существует проблема в умении находить орфограмму. Отсюда и причина орфографических ошибок. Для того чтобы сформировать данное умение, мы бы рекомендовали учителю проводить на каждом уроке «Орфографическую минутку». Здесь можно использовать такой вид упражнения, как зрительный диктант (Приложение 16). Механизм этого диктанта заключается в следующем (по Львову М.Р.)
[26]:
а) прочтение слов, предложений с установкой на зрительное запоминание:
б) повторное прочтение с выделением и осознанием орфограмм (эта ступень иногда исключается, чтобы дети запоминали с первого раза);
в) внутреннее или громкое проговаривание, проверка и ком- ментирование орфограмм;
г) запись на основе зрительного образа слов; д) самопроверка по образцовому тексту.
В механизме зрительного диктанта побуквенное проговаривание не исключается (но не орфоэпическое!).
После завершения диктанта учитель дает время на окончательную проверку всего текста.
Начинать нужно с одного предложения с постепенным нарастанием. Это будет зависеть от способностей учащихся. Предложения для этого вида упражнения, мы взяли с учётом допущенных ошибок из анализа диагностической работы.
Для начала нужно давать учащимся предложения, которые не очень сильно насыщены орфограммами.
Например:
Затрещалаисмолкланеизвестнаяптица.
Здесь есть одна орфограмма на безударную гласную в корне (затрещала), непроизносимая согласная (неизвестная) и правильное оформление предложения на письме.
Постепенно количество орфограмм в предложении увеличивается. Например:
Светлыйвечер восеннемлесу.
В этом предложении учащиеся находят слова с безударной гласной в корне (вечер, осеннем, лесу), слово с удвоенной согласной (осеннем), написание предлогов (в осеннем). Отмечают правильное оформление предложения на письме (начало предложения с большой буквы, слова в предложении
пишутся раздельно, точка в конце предложения).
Мышказатихлаиповернулаголовкувмоюсторону.
Здесь учащиеся должны найти слова с безударной гласной в корне (повернула, головку, в мою, сторону), с парной согласной в корне (мышка, головку), написание приставки (повернула) и оформление предложения на письме.
Параллельно тому, что учащиеся отрабатывают умение находить орфограммы, они определяют тип орфограммы, применяют правило и осуществляют самоконтроль.
Также на «Орфографической минутке» можно применять и игровые приёмы. Например, игра «Найди общее». Учащимся предлагаются несколько слов. Им нужно назвать орфограмму, которая объединяет эти слова, и подобрать проверочное слово. Эта игра способствует формированию умения определять тип орфограммы и умение применять правило.
Например:
Берёзка,закладка,ошибка,лёгкий,гладкий(«Парная согласная в корне слова»)
Ночной,степной,вечерний,воздушный,космический («Безударная гласная в корне»)
Грустный,поздний,честный,опасный,звёздный(«Непроизносимая согласная»)
Семья,деревья,веселье,скамья,стулья(«Разделительный Ь знак»)
Игра «Третий лишний». Учащимся предлагается определить, какое слово здесь лишнее и объяснить свой выбор.
Например:
а) холода, голова, ручьиб)улыбка,сосна,ягодка
в)радостный,колья,вьюга
г)мышка,солнце,счастливый
Данная игра формирует у учащихся умение
определить орфограмму.
Для формирования орфографических умений целесообразно применять такое упражнение как грамматико-орфографическое комментирование (Приложение 13). Требования к этому виду упражнения заключается в том, что учащиеся при комментировании не должны пропускать ни одной орфограммы, комментировать должны кратко, точно и без ошибок, в темпе письма. Последнее требование не всегда удаётся выдержать, но стремиться к этому необходимо. Благодаря таким упражнениям учащиеся соотносят теоретические знания с практикой и постепенно переходят к автоматизму, к
навыку безошибочного письма.
Обучение комментированию происходит в течение длительного времени на каждом уроке по 8-10 минут. Сначала учащиеся читают текст или его запись, затем последовательно указывают орфограммы в словах и между ними. К каждой орфограмме даётся комментарий: тип орфограммы, её правильное написание. В конце предложения проговаривается пунктуация.
Например:
Цветочекжаднотянулсяксвету.
Ученик читает предложение. Объясняет орфограммы:
-
Начинаем писать предложение с большой буквы. «Цветочек» безударная гласная «е». Проверочное слово «цвет, цветик». Под ударением
«е», значит «цветочек» будем писать с буквой «е». В слове «цветочек» суффикс - ек -, проверочное слово «нет цветочка». Пишем «цветочек». В слове «жадно» парная согласная «д», проверочное слово «жадина».
«Тянулся» - безударная гласная «я», проверочное слово «тянет». «К свету» -
«к» - это предлог, можно