Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 452
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Методы и приёмы формирования орфографических умений детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
Урок № 21 «Повторяем орфограмму «Мягкий знак после шипящих».
Урок № 22 «Повторяем местоимение»
Урок № 23 «Орфограммы приставок»
Урок № 24 «Разделительный твёрдый и разделительный мягкий знак»
Урок № 26 «Разбор по членам предложения»
Урок № 27 «Синтаксический разбор предложения»
Урок № 28 «Синтаксический разбор предложения»
Урок № 29 «Знаки препинания при однородных членах предложения»
Урок № 30 «Знаки препинания при однородных членах предложения»
Урок № 31 «Синтаксический разбор предложения»
Урок № 34 «Глагол как часть речи»
в диагностической работе по русскому языку для учащихся 4 класса
Уровни сформированности орфографических умений
Критерии оценивания уровня усвоения орфограмм
Уровень усвоения орфограммы «Безударная гласная в корне»
Обязательное условие для формирования орфографического умения – это использование разнообразных приёмов и упражнений. При подготовке к уроку русского языка педагогу нужно тщательно продумывать, какие упражнения, и в каком порядке будут использованы, для формирования
конкретного орфографического умения. При подборе упражнений и приёмов
нужно учитывать степень соответствия проходимому материалу в данный момент. Учитывать подготовленность учеников к усвоению данного учебного материала, доступность приёма с точки зрения тех навыков самостоятельной работы, которыми уже владеют учащиеся. Обязательно, в применении отобранных с определённой целью приёмов, должна соблюдаться последовательность.
На этапе урока актуализация знаний и навыков используются подготовительные упражнения. Они проводятся с целью подготовки обучающихся к восприятию новых знаний и способов их применения на практике.
На этапе усвоения знаний применяются вводные упражнения для мотивации к познавательной деятельности. Эти упражнения используются с целью создания проблемной ситуации. При самостоятельном поиске новых способов действий для решения проблемной ситуации формируется соответствующее правило или алгоритм.
Для первичного применения знаний вводятся пробные упражнения. Это самые первые задания на применение после только что полученных
знаний. Этот вид упражнения используется, когда новый материал усвоен ещё непрочно.
Для овладения навыками в стандартных условиях подбираются тренировочные упражнения. Они направлены на усвоение учениками навыков. Этот вид упражнений требует от учащихся большей самостоятельности и инициативы в их выполнении. Они отличаются большим разнообразием и сложностью.
После тренировочных упражнений вводятся упражнения творческого характера, которые требуют переноса знаний в нестандартных условиях. Они помогают учащимся сформировать умение правильно и быстро решать проблемные вопросы на основе творческого применения полученных знаний и приобретённых навыков.
В заключение для контроля и коррекции навыков и умений включаются контрольные упражнения. Это комплексные задания средней сложности из типовых ситуаций без особого усложнения содержания.
Отметим далее, что важным условием формирования орфографических умений является вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил. И, наконец, воспитание учащихся, которое осуществляется в ходе формирования орфографических умений, также является необходимым условием успешной работы с учащимися по орфографии.
- Анализ программ и учебников для начальной школы по русскому языку в аспекте формирования орфографических умений у
младших школьников
Содержание построения курса по любому учебному предмету, в том числе и по русскому языку, устанавливается программой.
В настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации
и обновления содержания образования. В связи с этим интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно- методических комплектов.
Для анализа образовательных программ на наличие формирования орфографических умений у младших школьников, мы взяли программы
«Начальная школа XXI века», автором которой является Виноградова Н.Ф. и
«Гармония», научным руководителем которой является Н.Б.Истомина.
Проанализируем программу «Гармония» [26]. Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском учебно-методическом комплекте под названием «К тайнам нашего языка», авторами которого являются М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко, построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Особенность курса составляет внесение существенных изменений в
содержание и организацию принятого обучения орфографии:
совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Работа строится на основе фонемного принципа русской орфографии.
Ядро орфографической работы в 1 классе составляет формирование умения обнаруживать орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Термин «орфограмма» в 1-м классе не вводится – до 2-го класса он заменяется выражением «опасное при письме место».
Из общей характеристики курса мы видим, что центральным обучением
орфографии и совершенствование орфографических умений проводится во втором классе.
Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый – «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?»
-
изучается сразу после повторения в 1-й четверти, а второй – «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» – охватывает всю 3- ю четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов.
В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием
«орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (последние термины не вводятся). Для лучшего осмысления сущности понятия («орфограмма» есть там, где есть выбор написания при одном и том же произношении) широко используется приём моделирования.
На том же этапе вводится особый вид письма – с «окошками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, букву на месте орфограммы пропускают. Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а потом переходят на пропуск только тех, на месте которых затрудняются в выборе буквы.
Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических
задач сознательно отсрочен – отведено время на практическое освоение
письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.
В третьем классе
центральным языковым разделом является
«Морфология». От знакомства с функцией слов, относящихся к разным частям речи, учащиеся переходят к их детальному изучению; узнают названия частей речи. В центре внимания – единство функции, значения и формальных признаков имени существительного, имени прилагательного, глагола. В ознакомительном плане представляется имя числительное и, несколько подробнее, личные местоимения. Среди «слов-помощников» выделяются предлоги, союзы и частицы (на примере частицы не).
В четвертом классе изучаемый материал группируется вокруг понятий:
«слово», «словосочетание», «предложение», «текст».
Таким образом, курс русского языка для 1–4 классов в программе
«Гармония» представлен следующими содержательными линиями:
-
формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний; -
формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний; -
формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.
По окончанию четвёртого класса выпускник научится:
-
по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух); -
определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах); -
разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные; -
пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма; -
применять изученные орфографические правила (в объёме программы); -
пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм; -
писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме); -
списывать и писать под диктовку текст объёмом до 80 слов; -
проверять написанное и вносить коррективы. Выпускник получит возможность научиться: -
обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи; -
оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм; -
применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой); -
эффективно осуществлять проверку написанного текста, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.