Файл: Учебнометодическое пособие Белгород 2020 Печатается по решению Рецензенты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 583

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Лекция №1

Практическое занятие №1

Особенности академического письма. Научная статья

Практическое занятие №2

Мастерская «Создание академического текста»

Лекция №2

Лабораторное занятие №3

(с использованием компьютерного оборудования)

Практическое занятие №4

Оформление ссылок и библиографии в академическом тексте

Лекция №3

Практическое занятие №5

Тезис и аргументация в научной статье

Лекция №4

Практическое занятие №6

Композиция академического текста. Основная часть научной статьи

Практическое занятие №7

Введение и заключение научной статьи

Лекция №5

Занятие-практикум №8

Редактирование академического текста

Практическое занятие №9

Аннотация и реферат

Практическое занятие №10

Курсовая работа

Практическое занятие №11

Устное выступление с докладом

Занятие-конференция №12

Информационное письмо

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

28. Через несколько дней после написания мы медленно и сосредоточенно читаем текст до тех пор, пока какой-либо языковой факт не задержит этот процесс. В случае возникновения сомнений в верности написания слова, построении конструкции или в средстве связности мы возвращаемся, перечитываем текст еще раз, стараясь подобрать новый способ экспликации содержания. Таким образом, выделим основные стратегии редакторского чтения:

  1. стратегия выдержки (подождите несколько дней, чтобы вы смогли посмотреть на свой текст по-новому);

  2. стратегия сосредоточенности (занимайтесь редактированием в тишине, никуда не торопясь);

  3. стратегия дотекстового чтения (читайте текст поэлементно, чтобы увидеть нарушения норм на дотекстовом уровне);

  4. стратегия целостного чтения (читайте текст, стараясь проследить логику представления содержания, обращая внимание на средства связности в тексте).

Итак, дотекстовым редактированием мы называем редактирование словосочетаний и предложений, которые могут быть рассмотрены вне самого текста, а текстовым – редактирование, при котором в центре внимание оказываются категории целостности и связности.
а. Перечислим основные типы ошибок, которые должны находиться в фокусе редактора на дотекстовом уровне:

  • Лексические ошибки, включающие ошибки в употреблении знаменательных слов и фразеологизмов, нарушения лексической сочетаемости, речевая избыточность или недостаточность, неместное использование канцеляризмов, разговорной или жаргонной лексики и др.

  • Грамматические ошибки, к которым относим ошибки управления, ошибки в употреблении лично-указательных и притяжательных местоимений при соотнесении с существительными, ошибки в употреблении причастного или деепричастного оборотов, ошибки при сравнении и сопоставлении, ошибки в построении сложных предложений и др.

  • Ошибки, связанные с построением перечней.

Подробно все эти типы ошибок будут рассмотрены нами на практическом занятии по редактированию текста.
b. В лингвистике к текстовым единицам обычно относят сложные синтаксические целые (ССЦ). В структуре правильно составленного академического текста ССЦ равно абзацу, который и является объектом вынимания редактора. На прошлой лекции мы говорили об устройстве абзаца-темы, сейчас лишь выделим основные направления редактирования:


  • Ошибки, связанные со структурой абзаца;

  • Ошибки, связанные с нарушением логики изложения;

  • Ошибки, связанные с избыточностью связующих единиц;

  • Ошибки, связанные с недостаточностью связующих единиц;

  • Ошибки, связанные с несогласованием временных глагольных форм.


Итак, редактирование – важный этап работы над текстом. Студенты часто торопятся и сдают текст на проверку преподавателю или научному руководителю без повторного чтения и редактирования. Такая небрежность часто приводит к тому, что работу отклоняют или при оценивании снижают баллы за наличие ошибок и погрешностей в оформлении. Будьте внимательны, пользуйтесь словарями и справочниками по русскому языку при редактировании своего текста.
ВОПРОС 3

Апробация результатов научного исследования проходит на конференциях. Поскольку у публичного выступления свои законы, следует отличать жанр устного доклада от текста научной статьи или другого письменного жанра. Отметим основные требования, которые предъявляются к научному докладу:

  1. выступление не должно быть излишне формализованным (не стоит зачитывать введение и использовать трафаретные конструкции типа «целью работы было...», «гипотеза состоит в том, что…» и т.д.);

  2. в выступлении должен быть баланс между теоретической информацией и примерами (большое количество теоретических сведений тяжело воспринимается на слух), т.е. при необходимости сократить доклад лучше пожертвовать теорией;

  3. в выступлении используйте самые яркие примеры и сильные аргументы, учитывайте особенности аудитории;

  4. композицию выступления постройте так, чтобы наиболее удачные места работы были равномерно распределены по всему тексту;

  5. выступление должно соответствовать регламенту конференции (помните, что одна страница текста, напечатанного 14-м кегелем с полуторным интервалом, читается 2,5-3 минуты).

При подготовке к конференции мы рекомендуем написать текст своего доклада, особенно если вы обычно волнуетесь, выступая перед публикой. Этот текст будет отличаться от текста вашей статьи:

  • длиной предложений (сложные и длинные предложения не воспринимаются на слух);

  • лексическими особенностями (например, тяжело воспринимается обилие отвлеченных имен);

  • структурными особенностями (в зависимости от регламента конференции структура доклада может измениться);

  • личным характером изложения (в некоторых случаях в тексте доклада может быть использовано авторское «я»).


Специалисты по риторике отмечают, что удачным ораторским ходом будет, если в начале выступления вы коротко охарактеризуете его структуру. Хорошо, если ваше выступление сопровождается презентацией или раздаточным материалом, который может повысить доступность речи, но помните, что это лишь дополнительные материалы, не стоит рассеивать внимание аудитории и переносить на слайды или в таблицы все содержание своего доклада.

Не забудьте, что композиция устного доклада отличается от композиции текста статьи. В начале выступления выделяют зачин, позволяющий наладить контакт с аудиторией, а после вывода – концовку, в которой принято благодарить слушателей за внимание, намечать пути сотрудничества и т.д. Не нарушайте культуру научного выступления!
ВОПРОС 4

Обсуждение актуальных научных проблем происходит на конференциях, симпозиумах, семинарах и т.д. Различные формы конференционной деятельности привлекают молодых и авторитетных ученых возможностью высказать свое мнение лично, услышать аргументы оппонентов, узнать о достижениях научных сообществ из первых уст. Так происходит развитие науки.

Молодые исследователи часто боятся вопросов, которые им могут задать после выступления. Следует отметить, что в научном сообществе дискуссия – традиционная коммуникативная форма, она обусловлена вниманием к вашей теме, поэтому за вопросы принято благодарить. Чтобы развеять страхи, можно попросить научного руководителя или коллегу задать вам несколько вопросов при подготовке к конференции, ведь вопросы часто можно предугадать. Отвечать рекомендуется кратко, но емко. Если вы не знаете ответа на поставленный вопрос, то не нужно придумывать его на ходу, ответьте честно, поблагодарив за возможность исследовать вашу тему в новом направлении.

Необходимо придерживаться и других правил академического этикета, основным принципом которых является корректность. И.Э. Васильева в онлайн-лекции «Научная дискуссия и академическое общение» отмечает: «Всегда в процессе академического общения важно избегать прямых, непосредственных оценок. Но, тем не менее, академическое общение, как и любое общение, не может быть свободно от эмоций. Поэтому различают две дискуссионных формы академического общения: научная дискуссия и научная полемика»29. Под научной дискуссией мы понимаем спорное обсуждение актуальной или новой научной проблемы. Научная полемика отличается большей остротой оценок и суждений, она определяется как борьба противоположных взглядом и позиций.


Не всегда научная дискуссия или полемика разворачиваются на конференции, существуют и другие форматы академического общения:

  • В печати (на страницах научных журналов);

  • Через виртуальные площадки для дискуссий (например, такая возможность есть у менеджера Mendeley, о котором мы говорили на второй лекции; доступ для академического общения представляет и ресурс Academia.edu).

Подведем итог. Развитие науки – процесс двунаправленный: ученые не просто публикуют свои работы, но и выступают с научными докладами на конференциях и участвуют в научных дискуссиях, что позволяет им заявить о себе как об ученом и обсудить перспективы и методы научной работы.
Глоссарий по лекции №5


Языковая норма

Исторически обусловленные правила использования речевых средств, принятых в общественно-языковой практике;

Редакторское чтение

Чтение, при котором акцент делается на отдельных элементах текста и его характеристиках;

Дотекстовое редактирование

редактирование словосочетаний и предложений, которые могут быть рассмотрены вне самого текста;

Текстовое редактирование

редактирование, при котором в центре внимания оказываются категории целостности и связности.

Научная конференция

Одна из форм организации научной коммуникации, в ходе которой происходит обмен идеями, расширяется круг научного общения. Любая конференция подчиняется строгому регламенту;

Симпозиум

Разновидность научной конференции с участием представителей из разных стран;

Научный форум

Научное мероприятие, посвященное решению глобальных вопросов в научной сфере;

Научный семинар

Одна из форм организации учебного процесса, на которой рассматриваются исследовательские проблемы и вопросы, которые впоследствии оформляются в виде реферата, доклада и т.д.;

Круглый стол

Собрание, созданное на базе более крупного мероприятия (симпозиум, конференция и т.д.), на котором обсуждаются и обобщаются вопросы, связанные с определенной темой;

Дискуссионная площадка

Пространство для живого общения и свободного обмена мнениями;

Дискуссионная платформа

Курс тренингов, семинаров, в основном, для современной, креативно мыслящей аудитории, где приветствуется свободный обмен мнениями, практическими наработками.



Список литературы

Основная

  1. Васильева И.Э. Научная дискуссия и академическое общение / И.Э. Васильева // Онлайн-курс «Академическое русское письмо». – Электронный ресурс: https://courses.openedu.ru/courses/course_v1:spbu+ACADRU+spring_2020/courseware/461e5748b4d54766ab9ac70dcc1b35bc/3ffe6b87a5054ea3821a3504c3010700/ (дата обращения 30.07.2020).

  2. Котюрова М.П. Культура научной речи: текст и его редактирование : учеб. пособие / М.П. Котюрова, Е.А. Баженова. – 6-е изд., стер. – М.: Флинта: Наука, 2018. – 280 с.

  3. Кувшинская Ю.М. Академическое письмо. От исследования к тексту: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю.М. Кувшинская, Н.А. Зевахина, Я.Э. Ахапкина, Е.И. Гордиенко. – М.: Юрайт, 2019. – 284 с.

Дополнительная

  1. Аксарина Н.А. Технология подготовки научного текста: учеб.-метод. пособие / Н.А. Аксарина. – М.: Флинта, 2014. – 110 с.

  2. Практическое пособие по развитию навыков письменной речи / А.Н. Барыкина, В.П. Бурмистрова, В.В. Добровольская, А.Г. Цыганкина / отв. ред. В.В. Добровольская. – М.: Русский язык, 1983. – 302 с.