Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 598
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
Чем вожатый отличается от педагога?
Каковы условия успешной организации деятельности детей?
РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО
Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?
Каковы физиологические особенности подросткового возраста?
Зачем вожатому знание физиологии подростов?
Каковы психологические особенностей подросткового возраста?
Как правильно организовать работу с подростками?
В чем особенности юношеского возраста?
РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ
Что такое подвижные игры и как
РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Как познакомить детей с лагерем?
Какова роль лагерных традиций и законов?
Что такое внутриотрядная рефлексия?
Лидер в детском самоуправлении: кто он?
РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.
Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?
В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?
Каковы условия конструктивного взаимодействия
Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?
Каковы основные этапы разрешения конфликтов?
РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?
Как поддерживать дисциплину в отряде?
Каковы психологические особенностей подросткового возраста?
Подростковый возраст – это пора достижений, стремитель- ного наращивания знаний, умений, становления нравствен- ности и открытия «Я», обретения новой социальной позиции. В этом возрасте активно развивается способность к сопод- чинению мотивов. Подросток способен делать то, что ему не нравится, если это необходимо для его развития. Но не надо забывать, что это и возраст потерь детского мироощущения, более беззаботного и безответственного образа жизни, пора мучительных и тревожных сомнений в себе и своих возмож- ностях, поиски правды в себе и других [27].
Базовой потребностью подростка является потребность в са- моутверждении и признании. Социальные сети – это то про- странство, которое дает ему возможность смело общаться, получать информацию от огромного количества пользовате- лей разного возраста, с различными ценностными ориента- циями. Влияние такого общения на психику и сознание ре- бенка огромно и, к сожалению, зачастую негативно. Это вы- зов всему педагогическому и родительскому сообществу [19].
Кроме того, встречаясь с подростками, мы имеем дело с осо- бым миром отношений. Не случайно этот возраст называют
«переходным» от детства к взрослости. В это время склады- ваются, оформляются устойчивые формы поведения,
черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого чело- века, его физическое и психическое здоровье, общественную и личную зрелость.
Психологические особенности подростков | |
Критерии | Характеристика |
Особенности потребностно- мотивационной сферы |
|
| утвердиться в позиции взрослого;
|
Ведущий вид деятельности |
|
Особенности эмоциональной сферы |
нравственных чувств |
Основные новообразования подросткового возраста: формирование самооценки, критического отношения к себе и другим, стремление к взрослости и самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни |
Однако не надо забывать, что переход к взрослости от дет- ства не происходит сам по себе. Это мы, взрослые, должны ему помочь подготовиться к взрослению. Ж–Ж. Руссо, гово- ря о втором рождении, подчеркивал его своеобразие: «Рож- даясь вторично, человек рождается в жизнь сам». Мы и се- годня говорим о росте самосознания как важнейшей черте отрочества.
Как правильно организовать работу с подростками?
Основное требование в работе с подростком – общение на равных! Говорите с подростком как с умным человеком, мнение которого вам важно. Фальши он не потерпит, потому что только что вышел из детства – где лжи, интриг, цинизма не было.
Помните: ниоднослово,сказанноевамислюбовью,внима- ниемизаботой,неостанетсябезответным.
Важные дела подростков в разные периоды смены | ||
Позиция вожатого | Основные виды деятельности | Методические советы |
Организационный период смены | ||
Заботливый друг, в меру строгий и требовательный Показываю себя, лагерь, людей лагеря Знакомство и взаимопонимание. Создание установки: «Что-то будет» | Внутри отряда:
знакомство, преодоление психологических барьеров (огонек- знакомство, конкурс талантов, кинофестиваль);
«Бренд отряда» (название, песня и девиз отряда) Внеотряда: 1. Игры на освоение среды лагеря (квесты, лабиринты, путешествия); | Дела должны быть разнообразными, эмоционально окрашенными Предусмотрите ролевое распределение обязанностей Сформируйте временные творческие объединения по подготовке дел: 1. Инициативная группа (поддерживайте инициативу детей, не давите эрудицией и авторитетом); |
| 2. Участие в сборе знакомства (представление отряда) |
Вызовите интерес к себе и детей друг к другу |
Основной период смены | ||
Консультант- инструктор, сотрудник: «Давайте попробуем вместе» Основной вид деятельности вожатого: работаю с группами ребят по организации отрядных и межотрядных дел | Интенсивное общение в группах Коллективные творческие дела, огоньки, квесты, проектная деятельность | Дела должны быть ориентированы на базовые потребности подростков (желание самоутверждаться, стремление к взрослости, самостоятельности) |
Приучаю детей брать ответственность на себя при принятии решений | Игры: спортивные деловые, ролевые, розыгрыши, ассоциативные Мозговой штурм, разведка дел и др. «Поляна идей», «Стена откровений» и др. | Постоянно поддерживайте интерес детей к себе и друг к другу (дети легко входят в контакт с новыми людьми и также быстро угасает интерес к ним) |
Продолжение табл.
Итоговый период смены | ||
Старший друг, заботливый и понимающий, готовый к задушевной беседе, даю почувствовать теплоту и заботу, не боюсь быть добрым, чуть-чуть мудрым | Общение в небольших временных группах, парах Индивидуальное творчество, экспериментальная деятельность Игры: спортивные, деловые, ролевые Методика неоконченных предложений, конкурс мини- рассказов «Какой для меня была смена» | Дела по-прежнему должны быть ориентированы на базовые потребности подростков Продолжайте поддерживать интерес детей друг к другу. Устраивайте тихие вечера с задушевными беседами. Обратите сознание детей на себя, свой внутренний мир. Проведите упражнения на познание себя |
Новый возрастной этап – старший школьный возраст или раннюю юность (16, 17 лет) – считают третьим миром, суще- ствующим между детством и взрослостью. В это время вы- растающий ребенок оказывается на пороге реальной взрос- лой жизни [11].
В чем особенности юношеского возраста?
Ранний юношеский возраст – это возраст пылких устремле- ний, образ мира наполнен романтикой, желанием служения и героических поступков. Так было до
тех пор, пока мы не переступили через порог цифровой цивилизации, суще- ственно убыстряющей все процессы в общественном развитии.
С одной стороны – это благоприятный период для выбора жизненного пути. С другой, юноша оказывается в ситу- ации глобальной неопределенности
будущего. Профессии, которые были востребованы тогда, когда он учился, сегодня стали не актуальны.
Новое время требует от старшеклассников способности к са- моорганизации в ситуации «здесь и теперь» и своего будуще- го, определения тех базовых ценностей, которые станут фун- даментом в построении его дальнейшей жизни.
Психологические особенности ранней юности | |
Критерии | Характеристика |
Особенности потребностно- мотивационной сферы |
в оценках, требованиям к окружающим; |
Продолжение табл.
|
|
Ведущий вид деятельности |
|
Особенности эмоциональной сферы |
и бескомпромиссность |
Основные новообразования ранней юности: профессиональные интересы, мировоззрение, самосознание, мечты и идеалы |
Вместе с тем, период ранней юно- сти представляет собой группу по- вышенного риска. В этом возрасте возникают трудности в общении со взрослыми, которые обусловлены перестройкой взаимоотношений, сменой значимых лиц, нарастани- ем потребности в освобождении
как от контроля и опеки взрослых, так и от установленных правил и порядков. Однако способы самоконтроля и созна- тельная дисциплина у них еще не сложились окончательно.
Как правильно взаимодействовать со старшеклассниками?
В