Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 598

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Авторский коллектив

Содержание

Вместо предисловия

Напутствие вожатому

РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Чем вожатый отличается от педагога?

Каковы условия успешной организации деятельности детей?

РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО

Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?

Каковы физиологические особенности подросткового возраста?

Зачем вожатому знание физиологии подростов?

Каковы психологические особенностей подросткового возраста?

Как правильно организовать работу с подростками?

В чем особенности юношеского возраста?

РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ

Что такое подвижные игры и как

РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Как познакомить детей с лагерем?

Какова роль лагерных традиций и законов?

Что такое внутриотрядная рефлексия?

Лидер в детском самоуправлении: кто он?

РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.

Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?

В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?

Каковы условия конструктивного взаимодействия

Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?

Каковы основные этапы разрешения конфликтов?

РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ

Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?

Как поддерживать дисциплину в отряде?

Как избежать дисциплинарных проблем?

Вместо заключения

Список литературы

реакции у подростка (например, знание о быстрой утомляемости, воз- можном головокружении и обмороках дает возможность рас- считать физическую нагрузку).

Каковы психологические особенностей подросткового возраста?



Подростковый возраст – это пора достижений, стремитель- ного наращивания знаний, умений, становления нравствен- ности и открытия «Я», обретения новой социальной позиции. В этом возрасте активно развивается способность к сопод- чинению мотивов. Подросток способен делать то, что ему не нравится, если это необходимо для его развития. Но не надо забывать, что это и возраст потерь детского мироощущения, более беззаботного и безответственного образа жизни, пора мучительных и тревожных сомнений в себе и своих возмож- ностях, поиски правды в себе и других [27].




Базовой потребностью подростка является потребность в са- моутверждении и признании. Социальные сети это то про- странство, которое дает ему возможность смело общаться, получать информацию от огромного количества пользовате- лей разного возраста, с различными ценностными ориента- циями. Влияние такого общения на психику и сознание ре- бенка огромно и, к сожалению, зачастую негативно. Это вы- зов всему педагогическому и родительскому сообществу [19].

Кроме того, встречаясь с подростками, мы имеем дело с осо- бым миром отношений. Не случайно этот возраст называют

«переходным» от детства к взрослости. В это время склады- ваются, оформляются устойчивые формы поведения,
черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого чело- века, его физическое и психическое здоровье, общественную и личную зрелость.


Психологические особенности подростков

Критерии

Характеристика

Особенности потребностно- мотивационной сферы

  • Потребность в самоутверждении, саморазвитии в соответствии с требованиями значимого окружения и собственными требованиями, потребность






утвердиться в позиции взрослого;

  • Стремление к самостоятельности и независимости;

  • Устойчивая система отношений к окружающему и себе;

  • Высокий уровень познавательных интересов

Ведущий вид деятельности

  • Общение в системе общественно-полезной деятельности (учебной, трудовой, и др.)

Особенности эмоциональной сферы

  • Недостаточная устойчивость переживаний, намерений, оценок (неуверенность в собственном успехе, ранимость, вспыльчивость, грубость, обидчивость, упрямство);

  • Развитие моральных,

нравственных чувств

Основные новообразования подросткового возраста: формирование самооценки, критического отношения к себе и другим, стремление к взрослости и самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни

Однако не надо забывать, что переход к взрослости от дет- ства не происходит сам по себе. Это мы, взрослые, должны ему помочь подготовиться к взрослению. Ж–Ж. Руссо, гово- ря о втором рождении, подчеркивал его своеобразие: «Рож- даясь вторично, человек рождается в жизнь сам». Мы и се- годня говорим о росте самосознания как важнейшей черте отрочества.



Как правильно организовать работу с подростками?



Основное требование в работе с подростком общение на равных! Говорите с подростком как с умным человеком, мнение которого вам важно. Фальши он не потерпит, потому что только что вышел из детства где лжи, интриг, цинизма не было.

Помните: ниоднослово,сказанноевамислюбовью,внима- ниемизаботой,неостанетсябезответным.


Важные дела подростков в разные периоды смены

Позиция вожатого

Основные виды деятельности

Методические советы

Организационный период смены

Заботливый друг, в меру строгий и требовательный
Показываю себя, лагерь, людей лагеря
Знакомство и взаимопонимание. Создание установки: «Что-то будет»

Внутри отряда:

  1. Игры на

знакомство, преодоление психологических барьеров (огонек- знакомство,

конкурс талантов, кинофестиваль);

  1. Творческое отрядное дело:

«Бренд отряда» (название, песня и девиз отряда)
Внеотряда:

1. Игры на

освоение среды лагеря (квесты, лабиринты, путешествия);

Дела должны быть разнообразными, эмоционально окрашенными
Предусмотрите ролевое распределение обязанностей
Сформируйте временные творческие объединения по подготовке дел:

1. Инициативная группа (поддерживайте инициативу детей, не давите эрудицией и авторитетом);






2. Участие в сборе знакомства (представление отряда)

  1. Творческая группа (разрабатывает идею, продумывает, раздает задания, анализирует со всеми);

  2. Совет дела (избирается из представителей всех групп)


Вызовите интерес к себе и детей друг к другу

Основной период смены

Консультант- инструктор, сотрудник: «Давайте попробуем вместе»
Основной вид деятельности вожатого: работаю с группами ребят по организации отрядных и межотрядных дел

Интенсивное общение в группах
Коллективные творческие дела, огоньки,

квесты, проектная деятельность

Дела должны быть ориентированы на базовые потребности подростков (желание самоутверждаться, стремление к взрослости, самостоятельности)

Приучаю детей брать

ответственность на себя при принятии решений

Игры: спортивные деловые, ролевые, розыгрыши, ассоциативные
Мозговой штурм, разведка дел и др.
«Поляна идей»,

«Стена откровений» и др.

Постоянно поддерживайте интерес детей к себе и друг к другу (дети легко входят в контакт с новыми людьми и также быстро угасает интерес к ним)




Продолжение табл.


Итоговый период смены

Старший друг, заботливый и понимающий, готовый к задушевной беседе, даю почувствовать теплоту и заботу, не боюсь быть добрым, чуть-чуть мудрым

Общение в небольших временных группах, парах
Индивидуальное творчество, экспериментальная деятельность
Игры: спортивные, деловые, ролевые
Методика неоконченных предложений, конкурс мини- рассказов «Какой для меня была смена»

Дела по-прежнему должны быть ориентированы на базовые потребности подростков
Продолжайте поддерживать интерес детей друг к другу. Устраивайте тихие вечера с задушевными беседами.
Обратите сознание детей на себя, свой внутренний мир. Проведите упражнения на познание себя





Новый возрастной этап – старший школьный возраст или раннюю юность (16, 17 лет) считают третьим миром, суще- ствующим между детством и взрослостью. В это время вы- растающий ребенок оказывается на пороге реальной взрос- лой жизни [11].


В чем особенности юношеского возраста?



Ранний юношеский возраст – это возраст пылких устремле- ний, образ мира наполнен романтикой, желанием служения и героических поступков. Так было до

тех пор, пока мы не переступили через порог цифровой цивилизации, суще- ственно убыстряющей все процессы в общественном развитии.

С одной стороны это благоприятный период для выбора жизненного пути. С другой, юноша оказывается в ситу- ации глобальной неопределенности

будущего. Профессии, которые были востребованы тогда, когда он учился, сегодня стали не актуальны.


Новое время требует от старшеклассников способности к са- моорганизации в ситуации «здесь и теперь» и своего будуще- го, определения тех базовых ценностей, которые станут фун- даментом в построении его дальнейшей жизни.


Психологические особенности ранней юности

Критерии

Характеристика


Особенности потребностно- мотивационной сферы

  • Стремление к общению, дружбе, преданности, чести;

  • Романтические устремления к служению, максимализму

в оценках, требованиям к окружающим;



Продолжение табл.








  • Жажда самовыражения и самораскрытия

Ведущий вид деятельности

  • Учебно-профессиональная

Особенности эмоциональной сферы

  • Чуткость, ранимость прячется под маской равнодушия и грубости;

  • Повышенная критичность, прямолинейность

и бескомпромиссность

Основные новообразования ранней юности: профессиональные интересы, мировоззрение, самосознание, мечты и идеалы


Вместе с тем, период ранней юно- сти представляет собой группу по- вышенного риска. В этом возрасте возникают трудности в общении со взрослыми, которые обусловлены перестройкой взаимоотношений, сменой значимых лиц, нарастани- ем потребности в освобождении

как от контроля и опеки взрослых, так и от установленных правил и порядков. Однако способы самоконтроля и созна- тельная дисциплина у них еще не сложились окончательно.

Как правильно взаимодействовать со старшеклассниками?

В