Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 333

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Немаловажную роль в побуждении учащихся к выработке и совершенствованию своих личностных ка­честв играет контроль семьи за их поведением. Роди­тельский контроль помогает учащимся более ответствен­но относиться к выполнению своих обязанностей и пре­одолевать влияние отрицательных соблазнов. Родителям нужно следить за выполнением учащимися режима дня, знать, с кем они дружат, где проводят свой досуг, побуж­дать к аккуратному выполнению школьных заданий.

495

Наконец, много сложных вопросов включает проблема учета возрастных и индивидуальных особенностей уча­щихся в процессе совместной работы семьи и школы. К сожалению, далеко не все родители с пониманием отно­сятся к тем изменениям, которые накладывает возраст и индивидуальные черты характера на поведение детей и их работу. Так, иногда в семье не учитывают того, что подростки уже тяготятся излишней родительской опе­кой и стремятся к проявлению самостоятельности, что происходящие в их организме физиологические процессы периодически сопровождаются повышением нервознос­ти и раздражительности. Бывает и так, что в отдельных семьях не в меру удовлетворяют все запросы учащихся в отношении к сверхмодной одежде, ограждают их от уча­стия в труде, что формирует у них потребительское отно­шение к жизни.

Серьезные вопросы встают перед родителями в деле учета индивидуальных особенностей и интересов детей. Не все родители бережно относятся к склонностям уча­щихся, когда речь идет о кружковых занятиях, литера­турных увлечениях и участии в спортивно-массовой работе, проводимой школой. В отдельных семьях не со­здают условий для трудовых занятий детей, не поощря­ют их стремления к практической деятельности в сфере материального производства. Между тем правильный подход родителей к этим вопросам создает хорошую ос­нову для интенсивного развития и воспитания учащихся как в семье, так и в школе.

Какой же должна быть помощь школы семье в реше­нии этих проблем?

Основными формами этой помощи являются: органи­зационно-педагогическая работа с родителями, осуще­ствление их педагогического просвещения и проведение систематической индивидуальной работы по улучше­нию обучения и воспитания учащихся. Рассмотрим со­держание и формы этой работы.

4. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе. Свое влияние на воспитание учащихся в семье школа осуществляет через разнообразные формы орга­низационно-педагогической работы с родителями. Одной из таких важных форм являются родительские собра­ния и конференции. Они проводятся как в общешколь­ном масштабе, так и по отдельным классам.


496

На общешкольных родительских собраниях или кон­ференциях обсуждаются наиболее актуальные проблемы совершенствования учебно-воспитательной работы семьи и школы, а также текущие вопросы обучения и воспита­ния учащихся. Так, родительские собрания посвящаются обсуждению задач и мероприятий по повышению качества знаний учащихся, улучшению трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников и др. Неред­ко на общешкольных родительских собраниях ставятся научно-педагогические вопросы воспитательной работы в семье, например: о роли авторитета родителей в воспи­тании, об акселерации развития учащихся и ее влиянии на воспитание и т.д. Общешкольные родительские собра­ния проводятся обычно два-три раза в год.

Более оперативной формой организационно-педагоги­ческой работы с семьей являются собрания родителей учащихся отдельных классов. На них классными руко­водителями делаются сообщения о состоянии успеваемо­сти и дисциплины учащихся, обсуждается информация родителей об опыте воспитательной работы с детьми, а также решаются вопросы, связанные с улучшением учеб­ной работы и поведения отдельных школьников. Особен­но важны такие собрания для установления единой ли­нии в воспитательной работе семьи и школы. Речь идет о том, что, когда классный руководитель выдвигает перед классом ту или иную воспитательную задачу, ему необ­ходимо привлечь к ее решению также родителей. На­пример, у учащихся не ладится дело с соблюдением режима дня или налаживанием доброжелательных отно­шений в классе. Классный руководитель, естественно, ставит перед учащимися соответствующую задачу и разра­батывает систему воспитательных мероприятий по ее решению. С этой целью созывается специальное роди­тельское собрание класса, на котором классный руково­дитель знакомит родителей с поставленной перед учащи­мися задачей и договаривается с ними о той конкретной помощи, которой он ждет от них. В частности, родители должны хорошо знать режим труда и отдыха детей, со­здавать условия и осуществлять контроль за его соблю­дением. Если родители будут знать, какие воспитатель­ные проблемы решаются в классе или школе, и хорошо представлять себе, какая конкретная помощь требуется от них, они будут работать в одном направлении с учите­лями.

497

Родительские собрания иной раз полезно проводить вместе с учащимися. В таких случаях создается особая психологическая атмосфера, повышающая ответствен­ность как детей, так и родителей за решение поставлен­ной задачи. Вообще следует подчеркнуть, что влияние школы на воспитательную деятельность семьи во мно­гом зависит от того, в какой мере школа ставит перед родителями конкретные воспитательные задачи и дает методические советы и рекомендации по их решению. К сожалению, далеко не во всех школах это делается.


В системе организационно-педагогической работы школы с семьей большое место занимает деятельность родительских комитетов — общешкольного и классных. Их задачи, содержание работы, права и обязанности оп­ределяются специальным "Положением о родительском комитете общеобразовательной школы".

Количественный состав родительского комитета школы устанавливается решением общего собрания (конферен­ции) родителей. Для выполнения текущей работы роди­тельский комитет в крупных школах избирает из своего состава президиум, в который входят председатель роди­тельского комитета, его заместитель и 3—5 членов прези­диума. В небольших неполных средних школах избира­ются председатель, его заместитель и секретарь родитель­ского комитета, в малокомплектных — только председа­тель. Родительский комитет класса избирается общим собранием родителей в составе председателя и 2—4 членов комитета.

Родительские комитеты оказывают помощь школе в решении довольно широкого круга вопросов. Они спо­собствуют установлению связей родителей со школой, организуют их педагогическое просвещение, участвуют в расширении материальной базы для трудового и тех­нического обучения, профессиональной ориентации школьников. Они также организуют обмен опытом се­мейного воспитания, популяризуют педагогическую ли­тературу среди родителей, вместе с руководством школы проводят родительские собрания.

Организационно-педагогическая работа школы вклю­чает в себя также поддержание контактов с домоуправ­лениями по месту жительства учащихся, с промышлен­ными и сельскохозяйственными предприятиями, где работают родители, и созданными в них комиссиями со­действия семье и школе.

498

5. Педагогическое просвещение родителей. Действен­ным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения роди­телей, так как многие беды семейного воспитания обус­ловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми. Например, ребенок начинает рез­виться: беспорядочно бегает, кричит, разбрасывает домаш­ние вещи... Мать или отец, повышая голос, требуют, чтобы он прекратил излишнюю резвость. Но ребенок продолжает свое. Для него это — игра, деятельность, удов­летворение потребности в движении. Снова следуют ок­рики и требование успокоиться. Если же это не помога­ет, родители переходят к угрозам, берутся за ремень, стре­мясь воздействовать страхом. Но страх делает ребенка безвольным, подавляя его деятельность и лучшие наклон­ности.


Знание педагогики подсказало бы родителям, что в данном случае нужно прибегать не к угрозам и страху, а переключить ребенка на другой, более спокойный вид деятельности. К сожалению, подобных примеров, когда в семье ощущается педагогическая беспомощность, встре­чается немало. Вот почему оказание помощи родителям в этом отношении — важная задача школы, учителей.

В последние годы сложился так называемый родитель­ский всеобуч, основной целью которого является прове­дение научно-методической работы и который охватыва­ет разнообразные формы популяризации психолого-пе­дагогических знаний среди родителей. Широкое распро­странение, например, получили "школы молодой мате­ри", в которых основами педагогических знаний овладе­вают женщины, готовящиеся стать матерями или имею­щие маленьких детей. Они изучают вопросы физическо­го развития и санитарно-гигиенического ухода за деть­ми, овладевают методикой развития их речи, выработки навыков и привычек поведения и т.д.

Психолого-педагогические знания по воспитанию детей дошкольного возраста родители получают в специальных семинарах при детских садах, затем работу в этом на­правлении проводит школа. Для педагогического просве­щения родителей в школах создаются лектории по се­мейному воспитанию, народные университеты, педаго­гических знаний. В них читаются лекции и доклады на психолого-педагогические темы, проводятся методичес­кие конференции и семинары по обмену опытом семей-

499

ного воспитания, организуются выставки литературы по педагогике и психологии, просмотр и обсуждение кино­фильмов по проблемам воспитания и т.д. Тематика различных видов и форм педагогического просвещения разрабатывается в расчете на воспитательную работу с учащимися определенного возраста и усложняется по мере перехода школьников в следующие классы. Таким обра­зом, родители получают педагогические знания, рассчи­танные на воспитание детей того или иного возраста и того класса, в котором обучается их сын или дочь.

Педагогическое просвещение осуществляется также на промышленных предприятиях, в колхозах и со­вхозах, по месту работы родителей. Для рабочих, слу­жащих и колхозников читаются лекции, делаются доклады по важнейшим вопросам воспитания детей, проводятся научно-педагогические конференции, офор­мляются стенды и специальные уголки, посвященные проблемам работы с детьми. Активное участие в этой работе принимают учителя школ, классные руководи­тели и организаторы внеклассной и внешкольной работы с учащимися.


6. Индивидуальная работа школы с родителями уча­щихся. Существенным фактором влияния школы на се­мейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охватывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, орга­низацию трудовой деятельности и профессиональную ориентацию.

В индивидуальной работе с родителями в первую оче­редь следует указать на создание необходимых домаш­них условий для учебных занятий и трудовой деятельно­сти школьников, а также осуществление контроля в се­мье за их поведением и соблюдением режима дня. Неко­торые родители не уделяют этим вопросам должного вни­мания, что отрицательно сказывается на успеваемости и нравственном развитии учащихся. В отдельных семьях родители не заботятся об организации досуга детей и воспитании у них здоровых духовных потребностей. В частности, обнаруживается, что некоторые учащиеся мало читают, не проявляют интереса к музыке и изоб­разительному искусству и слишком много времени проводят у телевизора. В ряде случаев родители без дол­жного внимания относятся к удовлетворению запросов

500

учащихся в области технического творчества, не помо­гают им в создании "рабочих уголков". Не изжиты так­же факты, когда некоторые родители стремятся снять с себя ответственность за воспитание детей даже тогда, когда отдельные учащиеся совершают серьезные шалос­ти в школе, не выполняют домашних заданий и т.д., и полностью переложить ее на учителей. Все это, естествен­но, требует соответствующей индивидуальной работы с родителями.

Формы этой работы и ее влияние на родителей чаще всего требуют принятия соответствующих мер со стороны семьи и школы по улучшению воспитания учащихся. В этих случаях учителя совместно с родителями анализи­руют причины недостатков в учебе и поведении школь­ников и намечают пути их преодоления. Если, напри­мер, ученик часто не выполняет домашних заданий и не учит уроков, а в семье никто не следит за их выполнени­ем, учителя договариваются с родителями об усилении контроля за домашним учением школьника. Такие же приемы работы с семьей используются школой и тогда, когда учащиеся тратят слишком много времени на про­смотр телевизионных программ или нуждаются в конт­роле за поведением в свободное время и т.д.

Индивидуальная работа зачастую носит характер пе­дагогических консультаций родителей и дачи им прак­тических советов по улучшению семейного воспитания. Например, отдельные учащиеся отличаются повышенной нервозностью или упрямством. Не все родители доста­точно компетентны в подходе к таким детям и нужда­ются в квалифицированной помощи педагогов.