Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 334

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 28

СОВМЕСТНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ

  1. Сочетание общественного и семейного воспита­ ния как важная предпосылка повышения его эффек­ тивности.

  2. Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности.

  3. Основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию учащихся.

  4. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественнос­ ти в школе.

  5. Педагогическое просвещение родителей.

  6. Индивидуальная работа школы с родителями учащихся.

  7. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведении внеклассной учебно-воспитатель­ ной работы.

1. Сочетание общественного и семейного воспита­ния как важная предпосылка повышения его эффек-

489

тивности. При рассмотрении в предыдущих главах воп­росов обучения и воспитания неоднократно подчеркива­лось положение о необходимости совместных усилий школы и семьи по воспитанию учащихся. В частности, при раскрытии сущности и закономерностей воспитания речь шла о том, что его успех во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы.

Не меньшее значение имеет данное положение, если рассматривать его с более широких социальных позиций. Воспитание детей — конституционная обязанность роди­телей. Они призваны всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полез­ной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стиму­лировать к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи.

Школа не может не считаться также с тем, что влия­ние семьи на развитие и формирование детей во многом связано с эффектом раннего воспитания. Многие педаго­ги и психологи отмечали, что основы, личностного разви­тия человека закладываются в раннем детстве, до пя­тилетнего возраста. Вместе с тем влияние родителей и семьи продолжается и в годы последующего формирова­ния человека, что также не может не учитываться в процессе школьного воспитания.

Значение воспитательной деятельности семьи оказы­вает большое влияние на ее собственное укрепление. Дети цементируют семью, вносят в нее дух согласия и здоро­вого сплочения. Отсюда следует, что чем лучше семья воспитывает детей, тем более успешно происходит их личностное развитие, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отно­шений между ними, что в свою очередь укрепляет их воспитательный потенциал.


Не стоит в стороне от воспитания детей и обществен­ность — коллективы промышленных предприятий и госу­дарственных учреждений. Они содействуют проведению разнообразной внешкольной воспитательной работы с детьми, организуют шефство над школами, оказывают влияние на родителей, побуждая их к улучшению воспи­тания детей в семье.

490

Учитывая большую роль согласованной воспитатель­ной работы школы, семьи и общественности, эту работу необходимо умело координировать и направлять. Спра­виться с данной задачей в состоянии только школа. Но с чем же связана роль школы в координации воспитатель­ной деятельности семьи и общественности?

2. Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности. Повышение роли школы в вос­питании подрастающих поколений и ее влияние на вос­питательную работу семьи теснейшим образом связано с теми социальными и производственно-экономическими сдвигами, которые происходят в развитии современного общества. Укажем на важнейшие из них.

Интенсивное развитие науки и техники и совершенствова­ние всех отраслей производства повлекли за собой необходи­мость введения всеобщего среднего образования и повыше­ния научного уровня образовательно-воспитательной работы.

Школа, таким образом, стала выполнять основные функции в общеобразовательной подготовке и всесторон­нем развитии молодежи.

Школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на на­учно-педагогической основе.

Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психоло­гии, учителя призваны оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. Еще П.П.Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей.

Наконец, необходимость влияния школы на воспита­ние учащихся в семье обусловливается тем обстоятель­ством, что почти все родители вовлечены в общественное производство, многие из них занимаются самообразова­нием, повышением своей квалификации, активно уча­ствуют в деятельности общественных и культурно-мас­совых организаций. Все это так или иначе сказывается на их воспитательной работе и, в частности, ослабляет тради­ционные контакты между родителями и детьми. По данным социологических исследований, с 1929 года свободное от работы время трудящихся увеличилось у нас в три раза, но это не повлекло за собой пропорционального увеличе­ния времени домашнего общения родителей с детьми.


491

В 1950 году в семьях служащих Москвы родители уча­щихся 5—7-х классов уделяли проверке тетрадей и дне­вников, совместным прогулкам, играм и беседам с детьми примерно четыре с половиной часа в неделю, в 1978 году -около двух часов.

Учитывая это, школа должна не только поддерживать тесные связи с семьей и общественностью, но и оказы­вать воздействие на активизацию воспитательной деятель­ности родителей, повышать их ответственность за воспи­тание детей. Таковы объективные предпосылки, обуслов­ливающие повышение роли школы в руководстве воспи­тательной деятельностью семьи и координации работы общественности.

3. Основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию учащихся. Объединяя педагоги­ческие усилия, учителя и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых им следует работать совместно. Круг этих проблем довольно широкий и с не­которой долей условности их можно разделить на три основные группы.

К первой группе следует отнести те проблемы, кото­рые связаны с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы школы и семьи.

Вторую группу составляют проблемы методики сти­мулирования учащихся в семье к работе над своим лич­ностным развитием и формированием.

К третьей группе относятся проблемы учета воз­растных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания.

В чем же заключается сущность этих проблем и ка­кой должна быть совместная работа школы и семьи по их решению?

Как уже отмечалось, одной из существенных сторон совместной деятельности семьи и школы является еди­ный подход к реализации целевых установок и повыше­нию содержательности образовательно-воспитательной работы с учащимися. Семья должна помогать школе гото­вить образованных и инициативных граждан нашей страны, формировать у них принципиальность и прогрес­сивные убеждения. Контакты между семьей и школой в этом направлении должны охватывать следующие воп­росы.

492

Весьма важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки воспитания, в основе которого лежит необходимость гражданско-патриотического формирова­ния личности, и не просто обращали внимание на учеб­ную работу детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и эстетическом воспитании. Не секрет, что некоторые родители основные усилия сосредоточивают лишь на повышении успеваемости детей и не придают должного значения другим сторонам их развития.


Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей учащихся. Под­держивая связи с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способ­ствовать их развитию. В то же время школа нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в работе круж­ков по интересам, технического моделирования, помога­ли им в создании домашних рабочих уголков и т.д.

Особенно большую роль в решении этой проблемы иг­рает влияние матерей, и их усилия в данном направле­нии необходимо "всячески поддерживать. Английский историк-социолог XIX века Томас Бокль писал:

Поразительный факт, что у большинства замечательных людей были замечательные матери, что они гораздо боль­ше приобрели от матерей, чем от отцов.

Большое значение имеют проблемы побуждения активности учащихся к работе над своим личностным развитием. Практика показывает, что наиболее интен­сивно развиваются те учащиеся, родители которых уме­ют поддерживать в семье благоприятный психологичес­кий микроклимат и служат примером трудолюбия, доб­рожелательности и высокой общественной деятельности. Л.Н.Толстой в дневниковых записях отмечал:

...Воспитание представляется сложным и трудным толь­ко до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспи­тывать своих детей. Я не знаю ни одного действия воспи­тания детей, которое не включало бы воспитания себя. Два правила дал бы я для воспитания: самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совер­шенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей.

Если родители пользуются у детей авторитетом, пока­зывают им пример нравственной культуры и постоянной

493

работы над собой, в таких случаях их слова и дела име­ют большой вес и побуждают учащихся к добросовестно­му выполнению своих школьных обязанностей. Те же школьники, в семьях которых нет согласия между роди­телями и царит обстановка недоброжелательности и не­рвозности, часто приходят в школу с плохим настроени­ем, с трудом сосредоточиваются на восприятии изучае­мого материала, не имеют нормальных условий для домашней учебы.

Задача родителей — развивать у учащихся здоровые духовные потребности и интересы. В этом смысле боль­шое значение имеет нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Если у родителей превалируют "вещные интересы" и заботы о поисках материальных выгод, если личный расчет заслоняет гражданский долг и чувства, это весьма отрицательно сказывается на вос­питании детей. Вот почему школе следует проводить работу по обогащению духовных потребностей родителей, знакомить их с вопросами развития искусства и литера­туры, науки и техники и направлять их внимание на всемерное развитие здоровых духовных потребностей учащихся, побуждать к овладению знаниями, к чтению, приобщать к искусству и художественному творчеству.


Высокий эффект в семейном воспитании дает уме­лое использование принципа требовательности в соче­тании с уважением и гуманным отношением к детям. Как уже отмечалось в главах о детском коллективе и методах воспитания, требовательность не имеет ничего общего с окриками родителей и постоянным понуждением детей к тем или иным формам поведения. Главное в ней — установить рациональный порядок жизни и поведения детей, разумные формы их взаимоотношений с другими членами семьи. Нужно, например, детям разъяснять, когда они должны утром вставать, каким должен быть режим их работы и отдыха, в каком порядке они должны содер­жать свои вещи и рабочее место, как относиться к родите­лям и другим членам семьи и путем побуждения (просьб, напоминаний, указаний на допускаемые недостатки, одоб­рения хороших поступков и т.д.) к соблюдению этих тре­бований формировать соответствующие привычки поведе­ния. Если же дети не знают своих обязанностей в семье и не приучены к их выполнению, родителям то и дело при­ходится понуждать их к той или иной работе, что нередко порождает сопротивление и конфликты.

494

Требования должны сочетаться с проявлением уважи­тельного отношения к детям. Окрики и различного рода угрозы плохо действуют на детей, травмируют их психи­ку и нередко приводят к неврозам. Задача школы — ори­ентировать родителей на ласковое и внимательное отно­шение к детям, учитывать их запросы и интересы, свя­занные с чтением книг, посещением кинотеатров, а так­же с участием в художественно-эстетических и спортив­но-оздоровительных мероприятиях.

Действенным стимулирующим фактором личност­ного развития учащихся является создание трудовой атмосферы в семье. Семья должна быть организована по типу трудового коллектива, в котором дети вносят свой посильный вклад в создание материального благополу­чия и умеют соизмерять свои потребности с материаль­ным достатком. А.С.Макаренко насчитывал, как уже отмечалось, более 20 видов труда детей в семье. Дети могут убирать свою постель, содержать в порядке свой стол и рабочий уголок, чистить обувь и одежду, ухажи­вать за цветами, складывать в определенном месте полу­чаемые газеты и журналы, ухаживать за младшими братьями и сестрами, помогать родителям в уборке квар­тиры, приготовлении пищи и т.д. Лучшим средством сти­мулирования детей к труду в семье Макаренко считал умение родителей ставить трудовые задачи, давать тру­довые поручения, а также совместно выполнять наме­ченную работу. Вместе с тем родителям необходимо по­мнить, что в народе всегда стремились приохотить, а не принуждать детей к труду. На опыте люди убеждались: охота пуще неволи. Неумение некоторых родителей сти­мулировать и расширять сферу применения сил детей в практических делах (особенно это относится к подрост­кам и старшим школьникам) приводит к тому, что они не приучаются ценить труд и формируют у себя ижди­венческие настроения.