Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 327

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Очень важной является индивидуальная работа с роди­телями учащихся, которые проявляют интерес и способ­ности к изучению отдельных учебных предметов или осо­бую одаренность в области искусства. Контакты школы с родителями таких учащихся выражаются в том, чтобы родители, заботясь о развитии творческих задатков детей и создавая для этого необходимые условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности, и в особенности в общественно полезную работу. Все это будет содействовать их правильному нравственному фор­мированию.

Оказывая индивидуальную помощь и влияя на роди­телей в целях улучшения семейного воспитания, учите­лям следует проявлять необходимый педагогический такт.

501

Особенно критической оценки заслуживает такой метод, когда учителя жалуются родителям на тех детей, кото­рые "плохо ведут" себя в школе. Такие жалобы, как пра­вило, не дают положительного эффекта, а иногда прино­сят и прямой вред. На это, в частности, указывал еще А.С.Макаренко1:

Вы прекрасно понимаете,что обычно вызывают роди­телей и говорят: "Ваш мальчик не учится и плохо себя ведет. Примите какие-нибудь меры. Поговорите. Боже сохрани — не бейте".- "Хорошо, до свидания".

Каждый понимает, в чем дело... Иной родитель после такого разговора прямо берется за ремень, а другой про­сто ничего не делает, и все идет по-прежнему.

А.С.Макаренко придерживался мнения, что школа должна воздействовать на улучшение семейного воспи­тания через учащихся. Он говорил2:

Что же касается школы и семьи, я никогда не вызывал родителей. Я педагог... и считал, что если дети у меня воспитываются, я квалифицированный воспитатель, так я детей заставлю вносить положительное влияние в семью.

Попробуйте стать на эту точку зрения, и вы увидите, как будет легко, когда вы научите детей чувствовать от­ветственность за семью. Нужно детей в школе так воспи­тывать, чтобы они вносили в семью какую-то дополнитель­ную здоровую струю, не то, чтобы перевоспитывали семью, а чтобы они шли в семью как представители государствен­ной школы и несли эти идеи в жизнь.

Идея А.С.Макаренко о влиянии на семью через уча­щихся заслуживает серьезного внимания. Автор этих строк, работая в школе, не раз убеждался в ее плодотворности. Когда мы, например, занимались проблемой развития чита­тельских интересов учащихся и рекомендовали им созда­вать домашние библиотечки, мы оказывали необходимое влияние на родителей, и те включались в эту работу. То же самое относится к трудовой деятельности учащихся в семье, к соблюдению режима дня и т.д. Когда эти задачи мы ставили перед учащимися и проводили с ними соответ­ствующую работу, это оказывало положительное влияние также на воспитательную деятельность родителей. К со­жалению, положение о влиянии на воспитательную


1 Макаренко А.С. Соч. Т.5. С. 457-458.

2 Там же. Т.4. С. 480-481.

502

работу семьи через учащихся пока еще не получило глубоко­го освещения в педагогике и слабо используется в школе.

7. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведении внеклассной учебно-воспитатель­ной работы. Одной из форм связи школы с семьей явля­ется организация помощи родителей в проведении вне­классной учебно-воспитательной работы с учащимися. Среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, работники искусства, ветераны труда и др. Их участие во внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися придает ей разнообразие и повыша­ет ее содержательность.

Воспитательная деятельность родителей в школе осу­ществляется прежде всего в форме бесед с учащимися, проведения докладов и лекций.

Они посвящаются вопросам развития науки и техни­ки, ознакомлению школьников с производственными успехами людей. Тематика этих выступлений включает в себя вопросы медицины, искусства, рассказы о жизни и творческой деятельности выдающихся людей и т.д.

Распространенной формой участия родителей во вне­классной работе школы является проведение экскурсий учащихся на промышленные предприятия и в научные учреждения, а также организация краеведческой работы.

С помощью родителей школы имеют возможность расширять содержание работы ученических кружков, а также факультативных занятий. Родители нередко руко­водят кружками "Умелые руки", авиамоделирования, технического творчества. Специалисты-инженеры и на­учные работники проводят факультативные занятия по химии, физике, математике и другим предметам.

Наконец, совместно с семьей и общественностью школа проводит профориентационную работу. Родители помо­гают учителям знакомить учащихся с особенностями различных профессий, участвуют в проведении встреч с производственниками, в создании витрин и стендов о людях различных видов труда.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Устно составьте план содержания главы.

  2. Какие социальные и педагогические факторы обусловливают не­ обходимость совместной воспитательной работы школы, семьи и обще­ ственности?

503

  1. Дайте обоснование, почему школа должна выполнять функции центра организации воспитательной работы с детьми в своем микро­ районе.

  2. Раскройте содержание и формы организационно-педагогической работы школы с родителями и общественностью.

  3. Какие формы работы используются по педагогическому просве­ щению родителей? Что такое родительский всеобуч и в чем состоит его назначение?

  4. Какое содержание имеет индивидуальная работа школы с роди­ телями? В чем заключается сущность идеи о воздействии школы через учащихся на воспитательную работу семьи?

  5. Разработайте текст беседы с родителями на одну из таких тем: "Как помогать детям учиться?", "Как приучать детей к выполнению режима дня?", "Как организовать в семье свободное время детей?" и др.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Диалоги о воспитании: Книга для родителей. М., 1985.

Гребенников И.В. Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием. М., 1980.

Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980.

Макаренко А.С. Книга для родителей //Соч.: В 7 т. М., 1957. Т. 4. Мудрость воспитания: Книга для родителей /Сост. Б.М.Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов. М., 1987.

Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. М., 1989.

Сенько В.И. Учителя и родители. Мн., 1987.

Сухомлинский В.А. Родительская педагогика //Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1981. Т. 3.

Раздел четвертый

ВОПРОСЫ ШКОЛОВЕДЕНИЯ

Существенное место в педагогике занимает изучение проблем организации народного образования, деятельно­сти должностных лиц в школе, форм и методов руко­водства учебно-воспитательным процессом. Эти вопросы являются предметом исследования особой педагогичес­кой дисциплины — школоведения.

По школоведению написаны объемистые книги. В данном же учебнике освещаются четыре темы: "Система образования и тенденции ее развития в различных странах мира", "Учитель, структура его деятельности и профес­сиональный рост", "Классный руководитель в школе", "Руководство школой и ее учебно-воспитательной работой".


Глава 29

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ МИРА

  1. Развитие образовательно-воспитательных уч­ реждений как важнейшая предпосылка осуществле­ ния целей и задач общества в области воспитания. Понятие о системе образования.

  2. Основные факторы развития системы образо­ вания.

  3. Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах мира.

  4. Структура и принципы развития образования в Республике Беларусь.

1. Развитие образовательно-воспитательных учреж­дений как важнейшая предпосылка осуществления целей и задач общества в области воспитания. Поня­тие о системе образования. Подготовка подрастающих поколений к жизни и осуществление целей и задач, ко­торые выдвигаются обществом в области воспитания,

505

немыслимы без создания соответствующей сети образо­вательно-воспитательных учреждений. Вот почему по мере развития производства и усложнения социально-экономических отношений в обществе происходит непре­рывный рост численности и специализации образователь­но-воспитательных учреждений, а также возрастание их ступенчатости. Вплоть до конца XIX в. в качестве основ­ной и самой распространенной была начальная школа. Потом над ней начали надстраиваться ее более высшие ступени, и в частности средние и старшие классы обще­образовательной школы. В настоящее время в развитых странах мира средняя школа стала фактически основной и самой распространенной в системе учреждений по на­родному образованию.

Процесс приращения к начальной школе новых ступе­ней происходил не только сверху, но и снизу. Так, в

XIX в. стала развиваться сеть дошкольных воспитательных учреждений — детских яслей и детских садов, которые в

XX в. получили весьма широкое распространение. Жизнь потребовала также создания и развития специальных сред­ них и высших учебных заведений для профессиональной подготовки инженерно-технических работников среднего и высшего звена, а также различных специалистов в обла­ сти культуры и управления. Интенсивное развитие техни­ ческого базиса производства в XX в. обусловило необходи­ мость подготовки квалифицированных кадров рабочих массовых профессий и создания для этой цели профессио­ нально-технических учебных заведений (училищ), коли­ чество которых во всех странах мира постоянно возраста­ ет. Наряду с этим все более разветвленной становится сеть культурно-просветительных учреждений — клубов, дворцов культуры, театров, кинотеатров и т.д.


Одновременно с расширением и развитием образова­тельно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений происходит процесс совершенствования их структуры и преемственных связей. Все это в конечном итоге привело к созданию в каждой стране своей специ­фической системы образования.

Что же следует понимать под системой образования? Слово система греческого происхождения и в переводе на русский язык означает целое, составленное из от­дельных частей, соединение частей.

Под системой образования следует понимать совокуп­ность образовательно-воспитательных учреждений, функ-

506

ционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреж­дения строятся и работают.

Система образования любой страны обычно включает в себя учебно-воспитательные учреждения, которые осу­ществляют:

  • дошкольное воспитание;

  • общее среднее образование;

  • внешкольное обучение и воспитание;

  • профессионально-техническое образование;

  • среднее специальное образование;

  • высшее образование;

  • подготовку научных и научно-педагогических кад­ ров;

— повышение квалификации и переподготовку кад­ров.

Что же влияет на развитие системы образования?

2. Основные факторы развития системы образова­ния. На развитие системы образования оказывает влия­ние целый ряд факторов. Рассмотрим основные из них.

1. Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ. Как уже отмечалось, развитие и повышение научно-техничес­кого уровня общественного производства предъявляют все возрастающие требования к общеобразовательной и тех­нической подготовке основной массы производителей. Эта объективная потребность обусловливает необходимость создания и развития школьной системы и ее постоянно­го совершенствования. Вот почему в более развитых в техническом отношении странах быстрее развивается сеть различных школ, раньше возникают и создаются новые типы учебно-воспитательных заведений. Так, начальное образование в Англии было обязательным уже в середи­не XIX в. В странах с более развитым техническим про­изводством интенсивнее расширяется и сеть общеобразо­вательных и профессиональных средних учебных заведе­ний, а также открываются университеты и различного рода специализированные высшие учебные заведения. В настоящее время под влиянием научно-технического про­гресса во всех странах мира значительно повышается роль среднего специального и высшего, особенно университет­ского, образования, интенсивно развивается сеть профес-