ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.07.2024

Просмотров: 390

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Лекция 1. Принципы управления

1.1. Общие понятия

1.2. Фундаментальные принципы управления

1.2.1. Принцип разомкнутого управления

1.2.2. Принцип компенсации

1.2.3. Принцип обратной связи

Лекция 2.Статический режим сау

2.1. Основные виды сау

2.2. Статические характеристики

2.3. Статическое и астатическое регулирование

Лекция 3.Динамический режим сау

3.1. Динамический режим сау. Уравнение динамики

3.2. Линеаризация уравнения динамики

3.3. Передаточная функция

3.4. Элементарные динамические звенья

Лекция 4.Структурные схемы сау

4.1. Эквивалентные преобразования структурных схем

Лекция 5.Временные характеристики

5.1. Понятие временных характеристик

5.2. Переходные характеристики элементарных звеньев

5.2.1. Безынерционное (пропорциональное, усилительное) звено

5.2.2. Интегрирующее (астатическое) звено

5.2.3. Инерционное звено первого порядка (апериодическое)

5.2.4. Инерционные звенья второго порядка

5.2.5. Дифференцирующее звено

Лекция 6.Частотные характеристики

6.1. Понятие частотных характеристик

6.2. Частотные характеристики типовых звеньев

6.2.1. Безынерционное звено

6.2.2. Интегрирующее звено

6.2.3. Апериодическое звено

6.2.4. Инерционные звенья второго порядка

6.2.5. Правила построения чх элементарных звеньев

Лекция 7.Чх разомкнутых сау

7.1. Частотные характеристики разомкнутых одноконтурных сау

7.2. Законы регулирования

Лекция 8.Алгебраические критерии устойчивости

8.1. Понятие устойчивости системы

8.2. Алгебраические критерии устойчивости

8.2.1. Необходимое условие устойчивости

8.2.1. Критерий Рауса

8.2.2. Критерий Гурвица

Лекция 9.Частотные критерии устойчивости

9.1. Принцип аргумента

9.2. Критерий устойчивости Михайлова

9.3. Критерий устойчивости Найквиста

Лекция 10.D-разбиение. Запас устойчивости

10.1. Понятие структурной устойчивости. Афчх астатических сау

10.2. Понятие запаса устойчивости

10.3. Анализ устойчивости по лчх

Лекция 11.Качество сау

11.1. Теоретическое обоснование метода d-разбиений

11.3. Прямые методы оценки качества управления

11.3.1. Оценка переходного процесса при ступенчатом воздействии.

11.3.2. Оценка качества управления при периодических возмущениях

Лекция 12.Корневой и интегральный методы оценки качества сау

12.1. Корневой метод оценки качества управления

12.2. Интегральные критерии качества

Лекция 13.Частотные методы оценки качества

13.1. Теоретическое обоснование

13.2. Основные соотношения между вчх и переходной характеристикой

13.3. Метод трапеций

Лекция 14.Синтез сау

14.1. Синтез сау

14.1.1. Включение корректирующих устройств

14.1.2. Синтез корректирующих устройств.

14.2. Коррекция свойств сау изменением параметров звеньев

14.2.1. Изменение коэффициента передачи

14.2.2. Изменение постоянной времени звена сау

Лекция 15.Включение корректирующих звеньев

15.1. Коррекция свойств сау включением последовательных корректирующих звеньев

15.1.1. Включение интегрирующего звена в статическую сау

15.1.2. Включение апериодического звена

15.1.3. Включение форсирующего звена

15.1.4. Включение звена со сложной передаточной функцией

15.2. Последовательная коррекция по задающему воздействию

15.3. Коррекция с использованием неединичной обратной связи

15.4. Компенсация возмущающего воздействия

 

 

 

 

 

Зная статические характеристики отдельных звеньев, можно построить статическую характеристику САУ (рис.17, 18). Если все звенья САУ линейные, то САУ имеет линейную статическую характеристику и называется линейной. Если хотя бы одно звено нелинейное, то САУ нелинейная.

Звенья, для которых можно задать статическую характеристику в виде жесткой функциональной зависимости выходной величины от входной, называются статическими. Если такая связь отсутствует и каждому значению входной величины соответствует множество значений выходной величины, то такое звено называется астатическим. Изображать его статическую характеристику бессмысленно. Примером астатического звена может служить двигатель, входной величиной которого является напряжение U, а выходной - угол поворота вала , величина которого приU = const может принимать любые значения. Выходная величина астатического звена даже в установившемся режиме является функцией времени.

 

 

2.3. Статическое и астатическое регулирование

 

Если на управляемый процесс действует возмущение f, то важное значение имеет статическая характеристика САУ в форме y = F(f) при yo = const. Возможны два характерных вида этих характеристик (рис.19). В соответствии с тем, какая из двух характеристик свойственна для данной САУ, различают статическое и астатическое регулирование.

Рассмотрим систему регулирования уровня воды в баке (рис.20). Возмущающим фактора является поток Q воды из бака. Пусть при Q = 0 имеем y = yo , e = 0. ЗУ системы настраивается так, чтобы вода при этом не поступала. При Q0, уровень воды понижается (e0), поплавок опускается и открывает заслонку, в бак начинает поступать вода. Новое состояние равновесия достигается при равенстве входящего и выходящего потоков воды. Но в любом случае при Q0 заслонка должна быть обязательно открыта, что возможно только при e0. Причем, чем больше Q, тем при больших значениях e, устанавливается новое равновесное состояние. Статическая характеристика САУ имеет характерный наклон (рис.19б). Это есть пример статического регулирования. Для получения статического регулирование, все звенья САР должны быть статическими.


Статические регуляторы работают при обязательном отклонении e регулируемой величины от требуемого значения. Это отклонение тем больше, чем больше возмущение f. Это заложено в принципе действия регулятора и не является его погрешностью, поэтому данное отклонение называется статической ошибкой регулятора. Из рис.21 видно, что, чем больше коэффициент передачи регулятора Kр, тем на большую величину откроется заслонка при одних и тех же значениях e, обеспечив в установившемся режиме большую величину потока Q. Это значит, что на статической характеристике одинаковым значениям e при больших Kр будут соответствовать большие значения возмущения Q, статическая характеристика САУ пойдет более полого. Поэтому, чтобы уменьшить статическую ошибку надо увеличивать коэффициент передачи регулятора. Того же результата можно добиться, увеличивая коэффициент передачи объекта управления, но это дело конструкторов, проектирующих данный объект, а не специалистов по автоматике.

Статизм d, САР, характеризует насколько сильно значение регулируемой величины отклоняется от требуемого значения при действии возмущений, и равна тангенсу угла наклона статической характеристики, построенной в относительных единицах: d = tg(a) =

(рис.22), где y = yн, f = fн - точка номинального режима САУ. При достаточно больших значениях Kp имеем d 1/Kp.

В некоторых случаях статическая ошибка недопустима, тогда переходят к астатическому регулированию, при котором регулируемая величина в установившемся режиме принимает точно требуемое значение независимо от величины возмущающего фактора. Статическая характеристика астатической САУ не имеет наклона (рис.19в). Возможные неточности относятся к погрешностям конкретной системы и не являются закономерными.

Для того, чтобы получить астатическое регулирование, необходимо в регулятор включить астатическое звено, например ИД, между ЧЭ и УО (рис.23).


Если уровень воды понизится, то поплавок переместит движок потенциометра на величину L, за счет этого появится разность потенциалов 0 и ИД начнет поднимать заслонку до тех пор, пока не уменьшится до нуля, а это возможно только при y = yo . При поднятии уровня воды разность потенциалов сменит знак, и двигатель будет вращаться в противоположную сторону, опуская заслонку.

Достоинства и недостатки статического и астатического регулирования: статические регуляторы обладают статической ошибкой; астатические регуляторы статической ошибки не имеют, но они более инерционны, сложны конструктивно и более дороги.

Обеспечение требуемой статической точности регулирования является первой основной задачей при расчете элементов САУ.


Лекция 3.Динамический режим сау

3.1. Динамический режим сау. Уравнение динамики

 

Установившийся режим не является характерным для САУ. Обычно на управляемый процесс действуют различные возмущения, отклоняющие управляемый параметр от заданной величины.

Процесс установления требуемого значения управляемой величины называется регулированием. Ввиду инерционности звеньев регулирование не может осуществляться мгновенно.

Рассмотрим САР, находящуюся в установившемся режиме, характеризующемся значением выходной величины y = yo. Пусть в момент t = 0 на объект воздействовал какой - либо возмущающий фактор, отклонив значение регулируемой величины. Через некоторое время регулятор вернет САР к первоначальному состоянию (с учетом статической точности) (рис.24). Если регулируемая величина изменяется во времени по апериодическому закону, то процесс регулирования называется апериодическим.

 

При резких возмущениях возможен колебательный затухающий процесс (рис.25а). Существует и такая вероятность, что после некоторого времени Тр в системе установятся незатухающие колебания регулируемой величины - незатухающий колебательный процесс (рис.25б). Последний вид - расходящийся колебательный процесс (рис.25в).

Таким образом, основным режимом работы САУ считается динамический режим, характеризующийся протеканием в ней переходных процессов. Поэтому второй основной задачей при разработке САУ является анализ динамических режимов работы САУ.

Поведение САУ или любого ее звена в динамических режимах описывается уравнением динамики y(t) = F(u,f,t), описывающее изменение величин во времени. Как правило, это дифференциальное уравнение или система дифференциальных уравнений. Поэтому основным методом исследования САУ в динамических режимах является метод решения дифференциальных уравнений. Порядок дифференциальных уравнений может быть довольно высоким, то есть зависимостью связаны как сами входные и выходные величины u(t), f(t), y(t), так и скорости их изменения, ускорения и т.д. Поэтому уравнение динамики в общем виде можно записать так:


F(y, y’, y”,..., y(n), u, u’, u”,..., u(m), f, f ’, f ”,..., f(k)) = 0.

 

3.2. Линеаризация уравнения динамики

 

В общем случае уравнение динамики оказывается нелинейным, так как реальные звенья САУ обычно нелинейны. В целях упрощения теории нелинейные уравнения заменяют линейными, которые приблизительно описывают динамические процессы в САУ. Получаемая при этом точность уравнений оказывается достаточной для технических задач. Процесс преобразования нелинейных уравнений в линейные называется линеаризацией уравнений динамики. Рассмотрим сначала геометрическое обоснование линеаризации.

В нормально функционирующей САУ значение регулируемой и всех промежуточных величин незначительно отличается от требуемых. В пределах малых отклонений все нелинейные зависимости между величинами, входящими уравнение динамики, могут быть приближенно представлены отрезками прямых линий. Например, нелинейная статическая характеристика звена на участке АВ (рис.26) может быть представлена отрезком касательной в точке номинального режима А"В". Начало координат переносится в точку О’, и в уравнениях записываются не абсолютные значения величин y,u,f, а их отклонения от номинальных значений: y = y - yн, u = u - uн, f = f - fн. Это позволяет получить нулевые начальные условия, если считать, что при t 0 система находилась в номинальном режиме в состоянии покоя.

Математическое обоснование линеаризации состоит в том, что если известно значение f(a) какой - либо функции f(x) в любой точке x = a, а также значения производных от этой функции в данной точке f’(a), f”(a), ..., f(n)(a), то в любой другой достаточно близкой точке x + x значение функции можно определить, разложив ее в окрестности точки a в ряд Тейлора: