ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2024
Просмотров: 348
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Самооценка: рабочее определение 7
2. Формирование рефлексивной самооценки средствами учебной деятельности
2.1. Учебное действие оценки (Объективная составляющая самооценки)
2.2. Как научить ребенка знать о своем незнании? (Задания с недостающими данными)
2.2.1. Первый этап: учим умному незнанию
2.2.2. Второй этап: учим умному спрашиванию
2.2.3. Третий этап: учим строить гипотезы
2.2.4. Диагностика учебной самооценки
2.3. Объективная и субъективная составляющая учебной самооценки
3. Оценка творчества и инициативы
3.1.1. Гипотезы о том, как решать сегодняшнюю задачу
4. Оценка знаний, умений, навыков
4.1. «Линеечки»* как инструмент небаллированной оценки
4.3. Как оценивать в баллах письменные работы?
Первая неуспешная работа ребенка по списыванию могла быть частью гораздо более сложной работы, с которой ребенок справился. Например, надо было списать предложение для грамматического разбора. Сосредоточившись на сложной интеллектуальной задаче и решив ее превосходно, ребенок не уделил должного внимания механической работе по списыванию. Этот пример еще раз демонстрирует необходимость дифференцированной оценки: если мы хотим довести навык списывания до автоматизма, мы должны оценивать списывание отдельно от других задач. Для того, чтобы и ребенок, и учитель, и родители могли оценивать динамику навыка списывания, письма под диктовку, решения понятийных задач, необходимо фиксировать отдельные результаты в таблице. Такая таблица могла бы помещаться на обложке тетради для самостоятельных работ. Ниже приведен образец таблицы для оценки списывания ученика 3 класса.
число |
18. IX |
14 X |
27. X |
15. XI |
29. XI |
7. XII |
16 XI |
22 XII |
итог за полугодие |
БАЛЛ |
3 |
59 |
7 |
10 |
47 |
12 |
8 |
39 |
185из |
сколько |
из 6 |
из 62 |
из 12 |
из 11 |
из 48 |
из 12 |
из 9 |
из 41 |
201 |
списано |
50% |
95% |
58% |
91% |
98% |
100% |
89% |
95% |
92% |
вверно'' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В этой таблице затемнены колонки, где представлены результаты контрольных списываний. В остальные колонки заносится результат тех работ, где списывание является лишь подсобным моментом. Проанализируем данный пример. Есть ли прогресс у этого ребенка в навыке списывания? Если судить лишь по результатам контрольного списывания, прогресса нет: 1 -3 ошибки ребенок допускает каждый раз. Но несомненный прогресс наблюдается в навыке списывания в тех ситуациях, когда списывание является не целью, а подсобной операцией. В начале года ребенок в таких ситуациях просто не использовал оптимальный способ списывания. К концу полугодия показатели по двум видам работ выравниваются, но не достигают 100%. Вероятно, у ребенка есть какой-то небольшой дефект в способе списывания. Для его обнаружения учитель должен понаблюдать за тем, как этот ребенок списывает при самостоятельной работе и откорректировать способ. Аналогичные таблицы необходимо составить для диктантов.
Не стоит пугаться того, что дети на уроках математики еще не знакомились с процентами. Даже шестилетки разбираются в процентах, которые сообщают им о чем-то чрезвычайно важном. (Вас же не смущает, что современные дети, которые в школе осваивают счет в пределах сотни, лихо оценивают, хватит ли им денег на мороженое, цена которого исчисляется в тысячах!) Впрочем, если у Вас нет возможности обрабатывать все результаты детских работ с помощью компьютерной базы данных, то вручную лучше пользоваться старыми дедовскими способами: фиксировать только число ошибок в диктанте или списывании. Тогда таблица учета результатов списывания того же третьеклассника будет выглядеть значительно проще, но как подводить итог за полугодие? Написать «стало лучше»?
дата |
18. IX |
14.X |
27 X |
IS XI |
29. Л |
7. XI |
16. XII |
22X11 |
итог за четверть |
число ошибок |
3 |
3 |
5 |
1 |
1 |
0 |
1 |
2 |
??? |
В одном отношении такая облегченная запись состояния навыка может оказаться чрезвычайно информативной. Она может сообщить о некоторых проблемах ребенка, которые ускользают от непосредственного наблюдения. Так, увидев следующую кривую ошибок у благополучного ученика: 0 — 0 — 0 — 1 — 0 — 3 — 5 — 4, учитель должен немедленно встревожиться: у ребенка либо началась астенизация, и надо срочно заниматься его здоровьем, либо возникла стрессовая ситуация, и надо восстанавливать эмоциональное благополучие. Навык списывания здесь ни при чем.
В диктантах, если они пишутся не для внешней отчетности, нас, разумеется, интересует не только число, но и тип ошибок. Нужно ли вводить учеников на эту учительскую кухню? Мы полагаем, что нужно. Конечно, не все дети, но многие, увидев, что какой-то тип ошибок в их работах не случаен, повторяется от раза к разу, будут знать, чем им заниматься самостоятельно. Для дифференцированного учета состояния орфографического навыка, оцениваемого с помощью диктанта, нужно, чтобы такой реестрик навыков имелся у каждого ученика. Можно, конечно, воспользоваться готовыми формами, составленными А.Б. Воронцовым и его коллегами*, но лучше, чтобы дети изготовили его сами. Ниже приведен пример того, как первоклассница заполнила таблицу после двух диктантов.
'
Начать эту работу можно на последних обзорных уроках по букварю, когда навыки письма, чтения и списывания уже начали складываться. Форму таблицы должен заготовить учитель, размножить ее на ксероксе и раздать каждому ребенку. Заполнить графы таблицы можно на уроке, где подводятся итоги всем орфографическим знаниям детей, приобретенным в букварный период.
Пустые строки в таблице оставлены для того, чтобы вписывать новые и новые орфограммы по ходу их изучения. Пустые графы в заполненных столбиках означают, что такой орфограммы в данном диктанте не было. «Плюс» означает, что девочка не сделала ошибок на эту орфограмму в этом диктанте. Цифры указывают количество ошибок того или иного типа (орфограмма №5: речь идет либо о пропуске, либо об искажении согласной в сильной позиции).
Кто и когда заполняет эти таблицы? Возможны три варианта. (1) Учитель все делает сам. (2) Учитель собирает самостоятельные работы на проверку, потом раздает проверенные работы ученикам, дети сами подсчитывают свои ошибки и делают запись в таблице. (3) Проверка тоже может быть отдана «на откуп» ученикам, как это предлагает делать А.Б.Воронцов*. Сразу после самостоятельной работы все задания разбираются фронтально, все решения и ответы выносятся на доску, а ученики сами вносят исправления в свои записи. В случае диктанта это означает, что учитель просит назвать встретившиеся в диктанте слова с определенной орфограммой, и дети целенаправленно ищут и проверяют эти слова. После этого они могут заполнить таблицу. Разумеется, по крайней мере, в 1-2 классе последующая проверка учителя необходима.
Только после того, как у детей сложилась дифференцированная самооценка, можно в отдельных заданиях переходить на интегральную систему оценивания. Например, при списывании (но не в диктанте!) важнейшим показателем освоенности самого способа списывания является устойчивое отсутствие ошибок. Поэтому обложка тетради для списывания должна быть оформлена следующим образом:
Сводить в единый интегральный балл оценку диктанта (или грамотности любой письменной работы) можно лишь после того, как дети увидят внутреннюю кухню подсчета баллов или усилий, которые должен совершить пишущий, чтобы не сделать ни единой ошибки. Эту скучную работу можно превратить в веселые соревнования. Трое детей на доске, остальные в тетрадях пишут под диктовку учителя предложение:
Шли по крыше два кота.
Комментируя каждую запись, учитель демонстрирует способ подсчета интегрального балла:
Учитель: В слове ШЛИ орфограмм нет. Слово ПО написано отдельно — 1 балл. Слово По написано с пропуском слабой позиции — еще один балл.
Антон: А я проверил: ПО ПОЛЮ!
Учитель: Поставь себе еще один балл — за остроумную проверку очень трудного случая... Проверяем дальше. Слово КРЫШЕ. Орфограмма слабой позиции в конце слова. За корнем. Проверять пока еще не умеем. 1 балл ставит себе тот, кто эту орфограмму пропустил. В слове ДВА орфограмм нет. В слове КОТА одна орфограмма. Кто ее пропустил — ставьте себе один балл. Кто проверил — еще один балл. И еще один балл ставит тот, кто правильно оформил запись предложения: большой буквой отметил его начало, точкой — конец. Итого, для безукоризненной записи этого предложения нужно было 6 раз подумать. «Цена» этого предложения — 6.
Только после того, как подобное «ценообразование» совершено в классе не раз и не два, после того, как дети точно знают, на каком основании учитель назначает балл за диктант, можно свернуть оценочную кухню и после очередного самостоятельного диктанта объявлять: «Максимальный балл за этот диктант — 22».
5. Сравнение себя с собой
Обычно все задания для самостоятельных работ отличаются по сложности. Как правило, сложность самостоятельных работ возрастает: диктант в сентябре и в январе отличается по степени орфографической насыщенности. Если ребенок в каждой работе допускает одну — две ошибки, это не значит, что он не обучается. Но высших достижений и заметного роста сам ребенок, рассматривая таблицу своих результатов, не обнаружит. Поэтому иногда детям надо устраивать праздники собственного роста. Хотя бы раз в год (или в полугодие) стоит повторять в точности ту же самую самостоятельную работу, что писалась год назад. Например, первоклассники в конце декабря пишут свой первый диктант. Разумеется, в нем будут ошибки и несовершенства. Если провести тот же диктант в мае и показать детям, как они выполнили эту работу полгода назад, гордость за свои достижения неизбежна. Для первоклассников такие праздники роста можно и должно устраивать почаще. Например, в декабре они изучили правописание гласных после согласных, непарных по мягкости-твердости, и написали (разумеется, небезошибочно) первый слоговой диктант: ТЫ, ШИ, МИ, РЯ, ЩА, ВА... Через месяц учителю обычно кажется странным предлагать классу такую пустяковую работу. Но ради праздника безошибочной работы это сделать стоит, особо отметив заслуги именно тех детей, которые в первой самостоятельной работе не могли похвастаться успехами.