Файл: Оценка без отметки Цукерман.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2024

Просмотров: 348

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Самооценка: рабочее определение 7

У ребенка самооценка есть !!!

1.1. Общая самооценка

1.2. Конкретная самооценка

2. Формирование рефлексивной самооценки средствами учебной деятельности

2.1. Учебное действие оценки (Объективная составляющая самооценки)

2.2. Как научить ребенка знать о своем незнании? (Задания с недостающими данными)

2.2.1. Первый этап: учим умному незнанию

2.2.2. Второй этап: учим умному спрашиванию

2.2.3. Третий этап: учим строить гипотезы

2.2.4. Диагностика учебной самооценки

2.3. Объективная и субъективная составляющая учебной самооценки

3. Оценка творчества и инициативы

3.1. Признание авторства

3.1.1. Гипотезы о том, как решать сегодняшнюю задачу

3.1.2. Гипотезы на будущее

3.1.3. Именные открытия

3.2. Умные ошибки

4. Оценка знаний, умений, навыков

4.1. «Линеечки»* как инструмент небаллированной оценки

4.2. Зачем нужны баллы?

4.3. Как оценивать в баллах письменные работы?

4.3.1. Математика

4.3.2. Русский язык

Шли по крыше два кота.

5. Сравнение себя с собой

1.Самооценка: рабочее определение 7

6. Еще раз о целях: что оценивает объективная оценка?

Первая неуспешная работа ребенка по списыванию могла быть частью гораздо более сложной работы, с которой ребенок справил­ся. Например, надо было списать предложение для грамматического разбора. Сосредоточившись на сложной интеллектуальной задаче и решив ее превосходно, ребенок не уделил должного внимания меха­нической работе по списыванию. Этот пример еще раз демонстри­рует необходимость дифференцированной оценки: если мы хотим довести навык списывания до автоматизма, мы должны оценивать списывание отдельно от других задач. Для того, чтобы и ребенок, и учитель, и родители могли оценивать динамику навыка списывания, письма под диктовку, решения понятийных задач, необходимо фик­сировать отдельные результаты в таблице. Такая таблица могла бы помещаться на обложке тетради для самостоятельных работ. Ниже приведен образец таблицы для оценки списывания ученика 3 клас­са.

число

18. IX

14 X

27. X

15. XI

29. XI

7. XII

16 XI

22 XII

итог за полу­годие

БАЛЛ

3

59

7

10

47

12

8

39

185из

сколько

из 6

из 62

из 12

из 11

из 48

из 12

из 9

из 41

201

списано

50%

95%

58%

91%

98%

100%

89%

95%

92%

вверно''


В этой таблице затемнены колонки, где представлены результа­ты контрольных списываний. В остальные колонки заносится резуль­тат тех работ, где списывание является лишь подсобным моментом. Проанализируем данный пример. Есть ли прогресс у этого ребенка в навыке списывания? Если судить лишь по результатам контроль­ного списывания, прогресса нет: 1 -3 ошибки ребенок допускает ка­ждый раз. Но несомненный прогресс наблюдается в навыке списы­вания в тех ситуациях, когда списывание является не целью, а под­собной операцией. В начале года ребенок в таких ситуациях просто не использовал оптимальный способ списывания. К концу полуго­дия показатели по двум видам работ выравниваются, но не достига­ют 100%. Вероятно, у ребенка есть какой-то небольшой дефект в способе списывания. Для его обнаружения учитель должен понаблю­дать за тем, как этот ребенок списывает при самостоятельной работе и откорректировать способ. Аналогичные таблицы необходимо со­ставить для диктантов.

Не стоит пугаться того, что дети на уроках математики еще не знакомились с процентами. Даже шестилетки разбираются в про­центах, которые сообщают им о чем-то чрезвычайно важном. (Вас же не смущает, что современные дети, которые в школе осваивают счет в пределах сотни, лихо оценивают, хватит ли им денег на моро­женое, цена которого исчисляется в тысячах!) Впрочем, если у Вас нет возможности обрабатывать все результаты детских работ с по­мощью компьютерной базы данных, то вручную лучше пользовать­ся старыми дедовскими способами: фиксировать только число оши­бок в диктанте или списывании. Тогда таблица учета результатов списывания того же третьеклассника будет выглядеть значительно проще, но как подводить итог за полугодие? Написать «стало луч­ше»?

дата

18. IX

14.X

27 X

IS XI

29. Л

7. XI

16. XII

22X11

итог за

четверть

число ошибок

3

3

5

1

1

0

1

2

???


В одном отношении такая облегченная запись состояния навы­ка может оказаться чрезвычайно информативной. Она может сооб­щить о некоторых проблемах ребенка, которые ускользают от непо­средственного наблюдения. Так, увидев следующую кривую оши­бок у благополучного ученика: 0 — 0 — 0 — 1 — 0 — 3 — 5 — 4, учитель должен немедленно встревожиться: у ребенка либо нача­лась астенизация, и надо срочно заниматься его здоровьем, либо воз­никла стрессовая ситуация, и надо восстанавливать эмоциональное благополучие. Навык списывания здесь ни при чем.

В диктантах, если они пишутся не для внешней отчетности, нас, разумеется, интересует не только число, но и тип ошибок. Нужно ли вводить учеников на эту учительскую кухню? Мы полагаем, что нуж­но. Конечно, не все дети, но многие, увидев, что какой-то тип оши­бок в их работах не случаен, повторяется от раза к разу, будут знать, чем им заниматься самостоятельно. Для дифференцированного уче­та состояния орфографического навыка, оцениваемого с помощью диктанта, нужно, чтобы такой реестрик навыков имелся у каждого ученика. Можно, конечно, воспользоваться готовыми формами, со­ставленными А.Б. Воронцовым и его коллегами*, но лучше, чтобы дети изготовили его сами. Ниже приведен пример того, как перво­классница заполнила таблицу после двух диктантов.

'

Начать эту работу можно на последних обзорных уроках по бу­кварю, когда навыки письма, чтения и списывания уже начали скла­дываться. Форму таблицы должен заготовить учитель, размножить ее на ксероксе и раздать каждому ребенку. Заполнить графы табли­цы можно на уроке, где подводятся итоги всем орфографическим знаниям детей, приобретенным в букварный период.

Пустые строки в таблице оставлены для того, чтобы вписывать новые и новые орфограммы по ходу их изучения. Пустые графы в заполненных столбиках означают, что такой орфограммы в данном диктанте не было. «Плюс» означает, что девочка не сделала ошибок на эту орфограмму в этом диктанте. Цифры указывают количество ошибок того или иного типа (орфограмма №5: речь идет либо о про­пуске, либо об искажении согласной в сильной позиции).

Кто и когда заполняет эти таблицы? Возможны три варианта. (1) Учитель все делает сам. (2) Учитель собирает самостоятельные ра­боты на проверку, потом раздает проверенные работы ученикам, дети сами подсчитывают свои ошибки и делают запись в таблице. (3) Проверка тоже может быть отдана «на откуп» ученикам, как это пред­лагает делать А.Б.Воронцов*. Сразу после самостоятельной работы все задания разбираются фронтально, все решения и ответы выно­сятся на доску, а ученики сами вносят исправления в свои записи. В случае диктанта это означает, что учитель просит назвать встретив­шиеся в диктанте слова с определенной орфограммой, и дети целе­направленно ищут и проверяют эти слова. После этого они могут заполнить таблицу. Разумеется, по крайней мере, в 1-2 классе после­дующая проверка учителя необходима.


Только после того, как у детей сложилась дифференцированная самооценка, можно в отдельных заданиях переходить на интеграль­ную систему оценивания. Например, при списывании (но не в дик­танте!) важнейшим показателем освоенности самого способа спи­сывания является устойчивое отсутствие ошибок. Поэтому обложка тетради для списывания должна быть оформлена следующим обра­зом:

Сводить в единый интегральный балл оценку диктанта (или грамотности любой письменной работы) можно лишь после того, как дети увидят внутреннюю кухню подсчета баллов или усилий, которые должен совершить пишущий, чтобы не сделать ни единой ошибки. Эту скучную работу можно превратить в веселые сорев­нования. Трое детей на доске, остальные в тетрадях пишут под диктовку учителя предложение:


Шли по крыше два кота.

Комментируя каждую запись, учитель демонстрирует способ подсчета интегрального балла:

Учитель: В слове ШЛИ орфограмм нет. Слово ПО написано отдельно — 1 балл. Слово По написано с пропуском слабой позиции — еще один балл.

Антон: А я проверил: ПО ПОЛЮ!

Учитель: Поставь себе еще один балл — за остроумную про­верку очень трудного случая... Проверяем дальше. Слово КРЫШЕ. Орфограмма слабой позиции в конце слова. За корнем. Проверять пока еще не умеем. 1 балл ставит себе тот, кто эту орфограмму про­пустил. В слове ДВА орфограмм нет. В слове КОТА одна орфограм­ма. Кто ее пропустил — ставьте себе один балл. Кто проверил — еще один балл. И еще один балл ставит тот, кто правильно оформил запись предложения: большой буквой отметил его начало, точкой — конец. Итого, для безукоризненной записи этого предложения нуж­но было 6 раз подумать. «Цена» этого предложения — 6.

Только после того, как подобное «ценообразование» совершено в классе не раз и не два, после того, как дети точно знают, на каком основании учитель назначает балл за диктант, можно свернуть оце­ночную кухню и после очередного самостоятельного диктанта объ­являть: «Максимальный балл за этот диктант — 22».

5. Сравнение себя с собой

Обычно все задания для самостоятельных работ отличаются по сложности. Как правило, сложность самостоятельных работ возрас­тает: диктант в сентябре и в январе отличается по степени орфогра­фической насыщенности. Если ребенок в каждой работе допускает одну — две ошибки, это не значит, что он не обучается. Но высших достижений и заметного роста сам ребенок, рассматривая таблицу своих результатов, не обнаружит. Поэтому иногда детям надо уст­раивать праздники собственного роста. Хотя бы раз в год (или в по­лугодие) стоит повторять в точности ту же самую самостоятельную работу, что писалась год назад. Например, первоклассники в конце декабря пишут свой первый диктант. Разумеется, в нем будут ошиб­ки и несовершенства. Если провести тот же диктант в мае и показать детям, как они выполнили эту работу полгода назад, гордость за свои достижения неизбежна. Для первоклассников такие праздники рос­та можно и должно устраивать почаще. Например, в декабре они изучили правописание гласных после согласных, непарных по мяг­кости-твердости, и написали (разумеется, небезошибочно) первый слоговой диктант: ТЫ, ШИ, МИ, РЯ, ЩА, ВА... Через месяц учите­лю обычно кажется странным предлагать классу такую пустяковую работу. Но ради праздника безошибочной работы это сделать стоит, особо отметив заслуги именно тех детей, которые в первой само­стоятельной работе не могли похвастаться успехами.