ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2024
Просмотров: 339
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Самооценка: рабочее определение 7
2. Формирование рефлексивной самооценки средствами учебной деятельности
2.1. Учебное действие оценки (Объективная составляющая самооценки)
2.2. Как научить ребенка знать о своем незнании? (Задания с недостающими данными)
2.2.1. Первый этап: учим умному незнанию
2.2.2. Второй этап: учим умному спрашиванию
2.2.3. Третий этап: учим строить гипотезы
2.2.4. Диагностика учебной самооценки
2.3. Объективная и субъективная составляющая учебной самооценки
3. Оценка творчества и инициативы
3.1.1. Гипотезы о том, как решать сегодняшнюю задачу
4. Оценка знаний, умений, навыков
4.1. «Линеечки»* как инструмент небаллированной оценки
4.3. Как оценивать в баллах письменные работы?
Точно так же в оценке «13 баллов из 19 возможных» не содержатся оскорбительные интонации слова «троечник». Диана, услышав свою балльную оценку, не начнет мрачно думать, как отреагирует на это мама. Маме Дианы не надо будет конфузиться, когда ее спрашивают о школьных успехах ее дочери: «У девочки еще не все получается, но в основном она справляется». В самом деле, Диана выполнила 68% заданий. Это далеко от совершенства, но все же две трети пути к высшим достижениям пройдены. Не завтра и даже, может быть, не в этом году девочка напишет свою первую безошибочную работу по математике. Если путь к этой трудной вершине
будет усеян тройками, неизвестно, хватит ли у ребенка воли и веры, чтобы не скиснуть и не перестать стараться. Пока что Диана полна оптимизма и рвения. Мы полагаем, что в этом заслуга не только ее счастливого, неунывающего характера и любящих родителей, но и щадящей системы оценивания, не отбившей у этой девочки желания учиться.
На примере оценивания четвероклассниками самостоятельных письменных работ в баллах покажем, как растет оценочная зрелость младших школьников, как легко они включаются в саму разработку критериев и принципов оценивания.
Самостоятельная работа по математике состояла из шести заданий. Первые два задания — текстовые задачи. После обсуждения с детьми условий задач было решено, что вторая задача сложнее первой: для ее решения требовалось составить и чертеж, и таблицу, тогда как для решения первой задачи достаточно было одной таблицы. Поэтому условились, что первая задача будет оценена в пять баллов, «если она решена верно, красиво и с таблицей», а за вторую задачу при тех же условиях можно получить семь баллов. Из этого примера видно, что в балльных «расценках» присутствует доля субъективизма (трудно обосновать, почему задача оценена в пять баллов, а не в четыре или шесть). Именно поэтому чрезвычайно важно то, что «цена «задания обсуждается сообща, а не назначается учителем, что субъективизм здесь носит не авторитарный, а групповой, если угодно, демократический характер. Трудно представить, что после таких групповых решений возникнет знаменитое: «А почему у меня «тройка с плюсом»? Это несправедливо!.. Пожалуйста, переправьте ее на «четыре с минусом»!..»
Третье задание — длинный пример из четырех действий. Решили за каждое верное действие давать один балл. Поэтому весь пример, решенный верно и до конца, оценивался в четыре балла.
В четвертом задании требовалось решить два уравнения:
(X — А) • М = Р и (X + 132): 15 = 200
Четвероклассники оценили сравнительную сложность этих уравнений так: «Первое уравнение буквенное, поэтому сложнее. Зато второе уравнение требует вычисления результата». Поэтому постановили, что каждое уравнение будет оценено в три балла. (Сознаемся, что предварительный замысел учителя был иным: оценить правильное решение первого уравнения в три балла, второго — в два балла.)
Пятое задание — геометрическое. Требовалось найти точки пересечения прямых. Для этого надо было догадаться продолжить прямую, то есть осознать бесконечность прямых. Геометрический материал нов для четвероклассников, но дети, обсудив сложность задания, оценили его в три балла.
И, наконец, шестое задание — простое на вид, но сложное в решении. Даны два числа. Первое меньше второго на 8 и в 3 раза. Найти эти числа. В данный период обучения ученики еще не имеют общего способа решения таких задач. Многие действовали методом подбора, некоторые пытались изобрести способ действия, сначала угадав ответ.
Из-за внешней простоты дети решили ставить за верный ответ три балла. Уже после выполнения работы увеличили этот балла до пяти. Еще раз подчеркнем важность группового решения о «цене» задания. Учитель с самого начала знал, что последнее задание особо сложное, требующее сообразительности. Но если бы учитель сам назначил за это задание больше баллов, чем за внешне сходные с ним задания, это выглядело бы чистым произволом.
Таким образом, за работу можно было набрать максимум 30 баллов: 5 — за первое задание, 7 — за второе, 4 — за третье, 3+3 — за четвертое, 3 — за пятое, 5 — за шестое. 30 баллов за описанную самостоятельную работу не набрал никто. Максимальный балл был равен 28. В классической отметочной системе это означало бы работу без «пятерок» — довольно унылый результат и для класса, и для учителя. При балльной системе легко выделить группу учеников-, выполнивших работу «очень хорошо», то есть набравших 28-26 баллов. Таких детей было пятеро из 23 писавших работу, и они получили заслуженные лавры и одновременно увидели зазор между своим сегодняшним уровнем и высшим уровнем достижений. (На языке спортивных комментаторов это означает: личный рекорд спортсмена приближается к мировому рекорду. Есть чем гордиться. Ясно поставлена цель ближайших усилий.) Меньше 15 баллов получили два ученика. Безусловная «двойка» (если не «единица») перечеркнула бы для этих двух детей реальные плоды их усилий: они выполнили правильно почти половину этой непростой математической работы. Их ближайшая цель — получить в следующей работе чуть больше половины баллов. На языке пятибалльной системы отметок — это все еще «двойка» (со всеми вытекающими эмоциональными последствиями в отношениях с родителями, учителем, одноклассниками и собой-никудышником). На языке балльной оценки — это успех, рост (в прошлый раз было меньше половины, на сей раз уже удалось «прыгнуть» выше). Можно ставить новые цели и не терять веру в себя.
4.3.2. Русский язык
Третьеклассники выполняют самостоятельную работу. На доске записан текст:
(С) утра по радио (об) явили: ожидается сильный ветер и снег. В(?)юга началась (перед) обедом. (По) дул резкий ветер, небо (за) тянулось тучами, (по) шел снег. А ветер всё усиливал- ся.
Ого, да это уже настоящий буран! (Раз) яренный ветер б(?)ёт случайных прохожих колючим снегом, старается (с) ва- : лить (с) ног. '.
Буря (у) тихла так же внезапно, как (на) летела. (В) тучах (по) явился небольшой (про) свет, и (под) яркими лучами (За) : ходящего солнца (за) искрились сугробы (у) (под) ездов домов.
Самостоятельная работа состояла из четырех заданий, которые тоже были записаны на доске:
Списать текст.
Раскрыть скобки, предлоги записать отдельно, приставки слитно.
Там, где следует, вставить Ъ или Б.
Записать текст аккуратно и разборчиво.
Обсудив с третьеклассниками задачи самостоятельной работы, учитель записал на доске баллы, которые можно получить за каждое задание:
Списать текст — 5 БАЛЛОВ.
Раскрыть скобки, предлоги записать отдельно, приставки слитно — 10 БАЛЛОВ.*
Там, где следует, вставить Ъ или Б — 5 БАЛЛОВ. (Умные дети заранее подсчитали, что в тексте надо будет вставить ровно пять разделительных знаков).
Записать текст аккуратно и разборчиво.
В оценке этого задания мнения детей разошлись очень резко. Для многих детей аккуратное и разборчивое письмо чрезвычайно трудно, они стремились снизить ценность (цену) внешнему оформлению письменной работы и предлагали максимальную оценку за красивый почерк — 3 балла. Те, которые знали, что напишут красиво, отстаивали свою выгоду и начисляли за это задание 10 баллов. В такой борьбе учеников за личную выгоду решающее слово остается за учителем, который может ввести чисто арифметический компромисс между минимальной и максимальной оценками, предложенными детьми, — 6 или 7 баллов.
Отдельно обсуждалась и система вычитания баллов за ошибки. Договорились, что за каждую ошибку при списывании вычитается один балл, за каждую ошибку на слитно-раздельное правописание предлогов и приставок вычитается два балла.
Выполнив работу, дети сами ставили себе балльную оценку в соответствии с принятыми сообща «расценками» каждого задания. После этого тетради сдавались на проверку учителю, который рядом с детской оценкой выставлял свою.
Когда учитель вернул детям тетради, оценки по первым трем заданиям никто не оспаривал: они достаточно объективны. Что касается оценки почерка, то были дети, которые не согласились с учительской оценкой, считая ее заниженной. Что ж, именно оценка красоты оформления в принципе не может быть до конца формализована, поэтому и учитель здесь всегда субъективен, и ребенок вправе считать свою работу более красивой, чем думает учитель. Этот момент не полной объективации оценок красоты должен специально обсуждаться с детьми. А учителю каждый раз заново надо обдумывать вопрос о суммировании баллов за письменную работу. Выставлять ли за работу общий балл или постоянно различать оценки за содержание работы и за ее оформление?
Приведенный выше пример относится к самым простым областям оценки самостоятельных работ детей по русскому языку — к оценке решения отдельных орфографических задач. Но на уроках русского языка есть два вида работ синтетических, адресованных ко всем орфографическим и каллиграфическим навыкам сразу — это диктант и списывание. Взаимосвязанность, а точнее — взаимоперепутанность этих навыков такова, что ученик, превосходно решающий логические задачи по орфографии, может скверно справляться с теми же самыми орфограммами в диктанте. И наоборот: ученик с сильной орфографической интуицией может безошибочно писать диктанты, но затрудняться в решении логических задач по орфографии. Короче, проблема балльной оценки списывания и диктантов должна решаться отдельно.
В списывании важны два момента: (1) объем списываемого текста, (2) является ли списывание основной и единственной задачей ребенка или оно включено в какую-то другую, более ответственную задачу (как в приведенном выше примере самостоятельной работы). Можно за текст разной сложности назначать разное количество баллов (соответствующее количеству слов или орфограмм в тексте). Например, текст в шесть слов оценивается в шесть баллов, соответственно работа с тремя ошибками (все три ошибки могут быть в одном слове) оценивается в три балла (6-3). За три ошибки в тексте из 62 слов ребенок получает 59 баллов (62-3). Итоговая (четвертная) оценка за списывание — сумма баллов за все контрольные списывания. Учитель указывает максимальное количество баллов, которое в этой четверти можно было бы получить за списывание. В нашем примере итоговой оценкой ребенка, сделавшего по три ошибки в двух списываниях, будет 62 балла из 68 возможных или 91% успешности. Работы можно было бы сразу оценивать в процентах: 50% — за первую работу и 95% — за вторую. Владеет или не владеет такой ученик навыком списывания? Вообще-то три ошибки указывают на дефект навыка списывания, найти и ликвидировать который — задача учителя. Но все же, этот ученик списывает чудовищно плохо или неважно?