ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.08.2024

Просмотров: 342

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Диагностика учебно-важных качеств студента Самооценка учебной активности студентов (а.А. Волочков, 2007)

Экспертная оценка ключевых экспертно-деятельностных компетенций у студентов вуЗа

Экспертная оценка социально-профессиональных компетенций студентов (э.Ф. Зеер, a.M. Павлова)

Обработка полученных данных

Оценка профессиональной направленности бакалавров

Диагностика когнитивно-личностной креативности

Диагностика уровня профессионально-педагогического самосознания студентов вуЗа (с.В. Христофоров)

Диагностика потенциала самоэффективности

Определение творческой активности студентов (Кашапов м.М., Ракитская о.Н.)

Самооценка творческого потенциала личности

Самооценка уровня творческих способностей (Кинчер Дж.)

Диагностика профессиональной и образовательной мотивации студента (к. Замфир, а. Реан)

Диагностика ассертивности и самооценки личности

Опросник профессиональных установок (и.М. Кондакова)

Глава II. Диагностика личностных особенностей студента

Образ студента в восприятии преподавателя вуза

Оценка педагогических представлений о способном и успешном студенте

Диагностика самоотношения

Диагностика ведущего типа коммуникативного реагирования

Определение социальной креативности личности

Диагностика личностной самоактуализации студента

Типологическая самооценка личности (По к. Юнгу)

Изучение уровня самооценки студента (г.Н. Казанцев)

Самооценка студенческого типа (а.Г. Гогоберидзе)

Диагностика доминирующей мотивации у студентов вуза

Диагностика мотивации успеха и боязни неудач (а.А. Реан)

Раздел III. Исследование учебно-профессионального и личностного потенциала студента Карта девиантно-делинквентных явлений в студенческой среде

Оценка саморегуляции проявлений лени (д.А.Богданова, с.Т. Посохова)

Диагностика предпосылок и отношений к лени (д.А.Богданова, с.Т. Посохова)

Самооценка характерологических акцентуаций (опросник к. Леонгарда)

Методики диагностики перфекционизма и ургентной зависимости

Диагностика склонности к перфекционизму

Определение склонности к перфекционизму

Оценка уровня перфекционизма

Шкала перфекционизма (Jenkins-Friedman, Bransky-Murphy, 1986)

Экспресс-диагностика перфекционизма

Экспресс-диагностика трудоголизма

Диагностика ургентной зависимости (о.Л. Шибко)

Методики диагностики перфекционизма и ургентной зависимости

Перфекционизм как особый вид деятельностного поведения в российской психологии до сих пор не получил должного распространения.

Перфекционизм – это стремление субъекта к совершенству, высокие личные стандарты, стремление человека доводить результаты любой своей деятельности до соответствия самым высоким эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным); это потребность в совершенстве продуктов своей деятельности.

Впоследствии принято говорить о здоровом перфекционизме и патологическом (деструктивном), следовательно речь уже шла о том, что перфекционизм может быть и нормальной характеристикой личности, а не только невротическим психическим расстройством. Человек со здоровым или нормальным перфекционизмом обнаруживает лидерские качества, высокую работоспособность, активность, мотивацию для достижения цели, при этом человек здраво оценивает свои реальные способности, т.е. имеет адекватный уровень притязаний. В ходе работы такой человек может испытывать лёгкую степень волнения и азарт; его внимание сконцентрировано на собственных возможностях и на способах достижения цели.

Человек устанавливает себе высокие стандарты и труднодостижимые цели и при этом получает удовольствие от таких целей, а главное – от процесса их достижения. Желание добиться совершенства, стать лучшим проявляется в искусстве, в науке, в спорте. Тот, кто добивается успеха, получает высокое звание, к которому прилагаются слава, признание, денежное вознаграждение. В связи с этим у человека есть высокая самооценка.

Характеризуя особенности невротического или деструктивного перфекционизма, необходимо отметить, что человек с с данным расстройством побуждается страхом перед неуспехом. У такого перфекциониста желание стать ещё лучше, чем он есть, становится идеей фикс, поэтому он всегда неудовлетворён. В данном случае перфекционизм можно охарактеризовать как напрасное стремление к идеалу, недостижимому совершенству.

Невротические перфекционисты так сильно озабочены недостатками своей деятельности, что даже самые несущественные из них с большой вероятностью приведут перфекциониста к ощущению, что он не соответствует своим требованиям. Чрезмерное беспокойство по поводу ошибок заставляет перфекциониста стремиться к своим целям скорее за счёт страха неуспеха и боязни разочаровать других, чем потребности в достижении. Для таких людей не существует понятия «необходимо» и «достаточно».


Таким образом, нормальный перфекционист – это тот, кто устанавливает для себя высокие стандарты, но при этом не педантичен и отличается гибкостью, может приспосабливать свои стандарты к существующей ситуации, т.е. более адаптивен по сравнению с невротическим перфекционистом, устанавливающим для себя завышенные стандарты и не оставляющим себе возможность допускать ошибки. Следовательно, у последних никогда не бывает ощущения, что что-то сделано достаточно хорошо.

Сопоставление психологических характеристик нормального и деструктивного перфекционизма даёт основание рассматривать последний тип как разновидность учебно-деятельностных девиаций. При этом нетрудно предположить, что высокий уровень перфекционизма, выявленный с помощью психодиагностических методов, даёт основание характеризовать лиц с высоким уровнем перфекционизма как девиантов, а вернее – аддиктов, обладающих повышенной зависимостью от учебной или научной и профессиональной деятельности.

Второй разновидностью студенческой аддиктивности может быть ургентная зависимость.

Ургентная аддикция – вид зависимости, выражающейся в субъективном ощущении постоянной нехватки времени и страхе «не успеть». Людям с такой зависимостью присущи следующие личностные характеристики (Е.П. Ильин, 2011):

  • Желание контролировать время и осознание невозможности подчинить себе ход событий; чем бы ни занимались ургентные аддикты, они постоянно следят за временем, их жизнь разделена на сравнительно короткие (вплоть до десятиминутных) временные интервалы; выполнение профессиональных обязанностей происходит в ущерб удовлетворению потребностей в отдыхе и в ущерб межличностным отношениям.

  • Принятие абсолютно всех требований, касающихся профессиональной деятельности; ургентные аддикты соглашаются выполнять дополнительную работу в любое, даже праздничное, время.

  • Потеря способности радоваться жизни в настоящем, зацикленность на задачах будущего или неудачах прошлого; ургентный аддикт постоянно сосредоточен на бесконечных проблемах и задачах, которые ему предстоит решить в будущем, на размышлении и о неудачах и разочарованиях недавнего прошлого.

  • Страх будущего, стремление откладывать на будущее (обычно неопределённое) реализацию своих целей и желаний в сочетании с чувством того, что время уходит.

  • Хроническая фрустрация базовых потребностей. Поскольку одной из составляющих ургентной аддикции является работоголизм, ургентный аддикт, выполняя профессиональные обязанности, лишает себя времени, необходимого для удовлетворения собственных потребностей и потребностей, связанных с семьёй, детьми, домашними делами.



Диагностика склонности к перфекционизму

(П.А. Шусер, модификации Н.П. Фетискина)

Инструкция: оцените степень выраженности у себя предложенных особенностей по пятибалльной системе, в которой:

Абсолютно не согласен – 1 балл.

Не согласен – 2 балла.

Нейтрален – 3 балла.

Согласен – 4 балла.

Абсолютно согласен – 5 баллов.

В ходе оценки представленных качеств необходимо напротив каждого из них указать соответствующий балл.

Текст опросника

  1. Мои родители всегда предъявляли ко мне очень высокие требования.

  2. Для меня очень важно быть организованным.

  3. Меня наказывали за то, что я делал какие-либо вещи не очень хорошо (плохо учился, не выполнял работу по дому и т.д.).

  4. Если я не установлю для себя высокие стандарты, то в итоге буду человеком второго сорта.

  5. Когда я совершал ошибку, мои родители никогда не пытались понять меня в этой ситуации.

  6. Для меня очень важно достигать высокого уровня во всем, что я делаю.

  7. Я аккуратный (в плане одежды, внешнего вида, поддержания порядка в доме, на рабочем месте и т. д.).

  8. Я стараюсь быть организованным человеком.

  9. Если я потерплю неудачу в учебе (буду отчислен, не получу высшего обра­зования) или на работе (не найду хорошую работу с карьерным ростом и вы­соким уровнем заработной платы) значит, я не состоюсь как человек и как личность.

  10. Когда я терплю неудачу в каком-либо деле, я всегда сильно расстраиваюсь.

  11. Мои родители хотят (хотели), чтобы я был лучшим во всем.

  12. У меня более высокие цели в жизни, чем у большинства людей.

  13. Если кто-то на работе или в вузе справляется с какой-либо задачей лучше меня, я чувствую себя ни на что не способным.

  14. Если у меня частично что-то не получается, я переживаю это так, как будто у меня вообще ничего не получается.

  15. Только выдающиеся результаты признаются в моей семье как успех.

  16. у меня очень хорошо получается сосредоточивать усилия для достижения намеченной цели.

  17. Даже когда я делаю что-либо очень старательно, мне кажется, что я стараюсь недостаточно хорошо.

  18. Я ненавижу быть неуспешным в чем-либо.

  19. У меня очень высокие цели в жизни.

  20. Мои родители ожидают (ожидали) от меня совершенства,

  21. Если я совершаю ошибку, люди .начинают хуже относиться ко мне.

  22. Как ни старался, я никогда не чувствовал, что я оправдываю ожидания моих родителей.

  23. Если я не справляюсь с чем-либо так же хорошо, как другие, я чувствую себя человеком низшего класса.

  24. Мне кажется, что другие люди устанавливают для себя более низкую планку, нежели я.

  25. Если я не буду успешным во всем, люди перестанут меня уважать.

  26. Мои родители всегда ожидали от меня большего, чем я сам от себя.

  27. Я стараюсь быть аккуратным, опрятным человеком.

  28. Обычно я выполняю даже самые простые каждодневные вещи настолько тща­тельно, что в процессе их выполнения я испытываю сомнения по поводу того, как именно лучше всего их сделать.

  29. Аккуратность, чистота, опрятность очень важны для меня.

  30. Я ожидаю от себя более высоких результатов в повседневной жизни, чем боль­шинство людей ожидают от самих себя.

  31. Я организованный человек.

  32. Как правило, свою работу я заканчиваю самый последний,, потому что, стре­мясь сделать работу качественно, я много раз переделываю одно и то же.

  33. Обычно я так стараюсь сделать что-либо качественно, что трачу на это очень много времени.

  34. Чем меньше ошибок я делаю; тем лучше люди относятся ко мне.

  35. Я никогда не чувствовал, что я соответствую стандартам своих родителей.


Обработка данных производится путём определения суммарного результата с последующим определением уровней перфекционизма:

81-135 баллов – высокий

50-80 – средний

1-49 баллов – низкий