ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.08.2024

Просмотров: 352

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Диагностика учебно-важных качеств студента Самооценка учебной активности студентов (а.А. Волочков, 2007)

Экспертная оценка ключевых экспертно-деятельностных компетенций у студентов вуЗа

Экспертная оценка социально-профессиональных компетенций студентов (э.Ф. Зеер, a.M. Павлова)

Обработка полученных данных

Оценка профессиональной направленности бакалавров

Диагностика когнитивно-личностной креативности

Диагностика уровня профессионально-педагогического самосознания студентов вуЗа (с.В. Христофоров)

Диагностика потенциала самоэффективности

Определение творческой активности студентов (Кашапов м.М., Ракитская о.Н.)

Самооценка творческого потенциала личности

Самооценка уровня творческих способностей (Кинчер Дж.)

Диагностика профессиональной и образовательной мотивации студента (к. Замфир, а. Реан)

Диагностика ассертивности и самооценки личности

Опросник профессиональных установок (и.М. Кондакова)

Глава II. Диагностика личностных особенностей студента

Образ студента в восприятии преподавателя вуза

Оценка педагогических представлений о способном и успешном студенте

Диагностика самоотношения

Диагностика ведущего типа коммуникативного реагирования

Определение социальной креативности личности

Диагностика личностной самоактуализации студента

Типологическая самооценка личности (По к. Юнгу)

Изучение уровня самооценки студента (г.Н. Казанцев)

Самооценка студенческого типа (а.Г. Гогоберидзе)

Диагностика доминирующей мотивации у студентов вуза

Диагностика мотивации успеха и боязни неудач (а.А. Реан)

Раздел III. Исследование учебно-профессионального и личностного потенциала студента Карта девиантно-делинквентных явлений в студенческой среде

Оценка саморегуляции проявлений лени (д.А.Богданова, с.Т. Посохова)

Диагностика предпосылок и отношений к лени (д.А.Богданова, с.Т. Посохова)

Самооценка характерологических акцентуаций (опросник к. Леонгарда)

Методики диагностики перфекционизма и ургентной зависимости

Диагностика склонности к перфекционизму

Определение склонности к перфекционизму

Оценка уровня перфекционизма

Шкала перфекционизма (Jenkins-Friedman, Bransky-Murphy, 1986)

Экспресс-диагностика перфекционизма

Экспресс-диагностика трудоголизма

Диагностика ургентной зависимости (о.Л. Шибко)

Обработка данных. Подсчитывается частотность проявлений указанных 17-ти девиаций с учётом курса и пола студентов. Частотность может определяться как в %-ном выражении, так и в бальной системе: А-4 балла, Б-3 балла, В-2 балла, Г-1 балл.

Оценка саморегуляции проявлений лени (д.А.Богданова, с.Т. Посохова)

Инструкция: Представьте себе, что закончился учебный день, и вы получили домашнее здание по предмету, к которому относитесь нейтрально. Теперь посмотрите на бланк анкеты. Вы видите тринадцать ситуаций, в которых вы можете оказаться. Усталость значит, что вы устали. Неинтересное дело означает, что домашнее здание вам неинтересно, и т.д. Ваша задача – определить, нужно ли в каждой из этих ситуаций делать домашнее задание. Для этого поставьте свой ответ в виде галочки в соответствующей колонке бланка.

Бланк для ответов

Ситуация

Надо делать

Не надо делать

Буду делать

Не буду делать

Усталость

Болезнь

Нет настроения

Скука

Сонливость

Голод

Неинтересное

дело

Бессмысленное дело

Неопределённое дело

Трудное дело

Перегрузки

Внешнее давление

Дефицит возможностей


Обработка результатов предусматривает регистрацию следующих показателей:

  1. Общая способность к саморегуляции

  2. Способность к саморегуляции в учебной ситуации

  3. Способность к саморегуляции в развлекательной ситуации.

Обработка ответов осуществляется с помощью подсчёта коэффициента саморегуляции. Каждому варианту выбора присваивается числовое значение.

Долженствование: «надо» - 8 баллов; «буду» - 4 балла.

Выполнение: «не надо» - 6 баллов; «не буду» - 2 балла.

Расчёт коэффициента производится по формуле: показатель долженствования / показатель выполнения.

Например, если выбор представляет «надо» и «не буду», то коэффициент саморегуляции составит 8/2 = 4 балла.

В результате обработки возможно получение четырёх значений коэффициента:

4 балла – неспособность к преодолению лени за счёт саморегуляции;

3 балла – низкая способность к преодолению лени, недостаточная саморегуляция;

2 балла – достаточно выраженная способность в преодолении лени, достаточно высокий уровень саморегуляции;

1 балл – ярко выраженная способность в преодолении лени, высокий уровень саморегуляции.

Интерпретация результатов

При интерпретации результатов следует иметь в виду, что в методике изначально заданы ситуации, провоцирующие возникновение лени. Дальнейший анализ предусматривает возможность определения уровня произвольной саморегуляции в каждой из представленных ситуаций с учётом специфики деятельности – учебной или развлекательной. Полученные показатели могут говорить о четырёх уровнях проявления саморегуляции:

  • Так называемая сверхрегуляция, которая отражает неспособность отказаться от исполнения деятельности при внутреннем сознании отсутствия необходимости в её выполнении;

  • Высокая способность к саморегуляции, а именно осознание необходимости выполнения деятельности и непосредственное её выполнение;

  • Низкая степень саморегуляции при отсутствии внутренней конфликтности, т.е. внутреннее представление об отсутствии необходимости выполнения большинства имеющихся дел и соответственно отказ от их выполнния;

  • Очень низкий уровень саморегуляции, отражающий невозможность и нежелание выполнять дело даже при осознании его необходимости.


Диагностика предпосылок и отношений к лени (д.А.Богданова, с.Т. Посохова)

Инструкция: Вам предлагается ряд незавершённых предложений. Ваша задача – дополнить каждое из них одним или несколькими словами так, чтобы получилась осмысленная фраза. Пишите первое пришедшее в голову окончание.

Бланк

Иногда мне лень что-то делать, потому что…

Если мне лень что-то делать, то я…

Мне тяжело что-то делать, если…

Я не люблю делать некоторые дела, так как они…

Мне легко даются дела, которые…

Мне хочется лениться, потому что…

Люди говорят, что лень – это…

Для меня лень – это…

Когда я ленюсь, то чувствую себя…

Я люблю…

Я не хочу что-то делать, когда…

Лень нужно…

Проверьте, все ли предложения вы завершили.

Спасибо!

Обработка данных производится на основе количественной выраженности (%) категориальных позиций, которые отражают содержание представлений о лени и причинах её возникновения. Причины лени:

  • Особенности состояния (усталость, желание отдохнуть, сонливость, нет настроения, плохое самочувствие и т.д.);

  • Дефицит возможностей (нет усидчивости, не умею, нет времени, сложное задание, другие проблемы, которые отвлекают);

  • Отсутствие интереса.

Самооценка характерологических акцентуаций (опросник к. Леонгарда)

Инструкция: Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+», если нет – знак «-». Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет.

Текст опросника

  1. У вас чаще веселое и беззаботное настроение.

  2. Вы чувствительны к оскорблениям.

  3. Бывает ли так, что у вас на глаза навертыва­ются слезы в кино, театре, в беседе и т.п.

  4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно.

  5. В детстве вы были таким же смелым, как все ваши сверстники.

  6. Часто ли у вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе.

  7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, компании.

  8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать.

  9. Вы серьезный человек.

  10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь.

  11. Предприимчивы ли вы.

  12. Вы быстро забываете, если вас кто-либо обидит.

  13. Мягкосердечны ли вы.

  14. Опуская письмо в почтовый ящик проверяете ли вы проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него.

  15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников.

  16. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрас­те).

  17. Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок.

  18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств.

  19. Любят ли вас ваши знакомые.

  20. Часто ли у вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности.

  21. У вас часто несколько подавленное настроение.

  22. Бывали ли у вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв.

  23. Трудно ли вам долго усидеть на одном месте.

  24. Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы.

  25. Можете ли вы зарезать курицу или овцу.

  26. Раздражает ли вас, если дома занавес или скатерть висят неровно или вы сразу же стараетесь поправить их.

  27. Вы в детстве боялись оставаться одни в доме.

  28. Часто ли у вас бывают колебания настроения без причины.

  29. Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии.

  30. Быстро ли вы начинаете сердиться или впа­дать в гнев.

  31. Можете ли вы быть абсолютно беззаботно веселым.

  32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас.

  33. Как вы думаете, получился бы из вас ведущий в юмористическом спектакле.

  34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно.

  35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызы­вает ли это у вас неприятных ощущений.

  36. Любите ли вы работу с высокой личной ответственностью.

  37. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают.

  38. В темный подвал вам трудно, страшно спус­каться.

  39. Предпочитаете ли вы работу такой, где дей­ствовать надо быстро, но требования к качеству выпол­нения невысоки.

  40. Общительны ли вы.

  41. В школе вы охотно декламировали стихи.

  42. Убегали ли вы в детстве из дома.

  43. Кажется ли вам жизнь трудной.

  44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым.

  45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувство юмора.

  46. Предприняли бы вы первые шаги к примире­нию, если вас кто-либо обидел.

  47. Вы очень любите животных.

  48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случилось.

  49. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами и вашими близкими может случиться что-то страшное.

  50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво.

  51. Трудно ли вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей.

  52. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит.

  53. У вас очень велика потребность в общении с другими людьми.

  54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние.

  55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности.

  56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий.

  57. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступают слезы.

  58. Часто ли бывает вам трудно уснуть из-за того, что. проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в ваших мыслях.

  59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать.

  60. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище.

  61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была только на одном и том же месте.

  62. Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов.

  63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям.

  64. Бывают ли у вас головные боли.

  65. Вы часто смеетесь.

  66. Можете ли вы быть приветливым даже с тем, кого вы явно не цените, не любите, не уважаете.

  67. Вы подвижный человек

  68. Вы очень переживаете из-за несправедливос­ти.

  69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом.

  70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери.

  71. Вы очень боязливы.

  72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя.

  73. В вашей молодости вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности.

  74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимис­тически, без ожидания радости.

  75. Часто ли вас тянет путешествовать.

  76. Может ли ваше настроение измениться так резко, что ваше состояние радости вдруг сменяется на угрюмое и подавленное.

  77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании.

  78. Долго ли вы переживаете обиду.

  79. Переживаете ли вы долгое время горести других людей.

  80. Часто ли, будучи школьником, вы переписы­вали страницу в вашей тетради, если случайно остави­ли в ней кляксу.

  81. Относитесь ли вы к людям скорее с недовери­ем и осторожностью, чем с доверчивостью.

  82. Часто ли вы видите страшные сны.

  83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажном дома, остерегаетесь того, что може­те внезапно выпасть из окна.

  84. В веселой компании вы обычно веселы.

  85. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения.

  86. Вы становитесь менее сдержанным и чувству­ете себя более свободно, приняв алкоголь.

  87. В беседе вы скудны на слова.

  88. Если бы вам необходимо было играть на сцене, вы смогли бы войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра.


При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в «ключе» к методике. Акцентуированные личности не являются патологическими. Они характе­ризуются выделением ярких черт характера.

КЛЮЧ

1. Г-1 Гипертимы хЗ (умножить значение на 3) + + 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77, -: нет

2. Г-2 Возбудимые х2 + : 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 -: 12, 46, 59.

3. Г-3 Эмотивные хЗ + : 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 - : 25

4. Г-4 Педантичные х2

+ : 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 - : 36

5. Г-5 Тревожные хЗ + : 16, 27,38,49, 60,71,82 -: 5

6. Г-6 Циклотивные хЗ

+ : 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84 -: нет

7. Г-7 Демонстратимные х2

+ : 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 - : 51

8. Г-8 Неуравновешенные хЗ

+ : 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86 -: нет

9. Г-9 Дистимные хЗ

+ : 9, 21,43, 75,87 - : 31, 53, 65

10. Г-10 Экзальтированные хб + : 10, 32, 54, 76 - : нет

Описание акцентуаций по Л еонгарду

  1. ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ТИП. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения.

  2. ПЕДАНТИЧНЫЙ ТИП. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процес­сов, о долгом переживании травмирующих событий.

  1. ЗАСТРЕВАЮЩИЙ ТИП. Основная черта этого типа — чрезмерная стойкость аффекта со склон­ностью к формированию сверхценных идей.

  2. ВОЗБУДИМЫЙ ТИП. Таким людям свой­ственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и обсуждениями.

  3. ГИПЕРТИМИЧЕСКИЙ ТИП. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.

  4. ДИСТИМИЧЕСКИЙ ТИП. Этот тип является противоположным предыдущему, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью

  5. ТРЕВОЖНО-БОЯЗЛИВЫЙ. Основная черта – склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.

  6. ЦИКЛОМИТИЧЕСКИЙ ТИП. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимических фаз.

  7. АФФЕКТИВНО-ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ТИП. Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.

  8. ЭМОТИВНЫЙ ТИП. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.


Примечание: возможно применение опросника как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов. Опросник применяется как для психологических консультаций, так и с целью профотбора и профориентации.