ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2024

Просмотров: 609

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекционные материалы.

Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX в.

План лекции.

1. Историческое знание, его формы и функции.

2. Понятие и классификация исторических источников.

3. Методы, теория и методология исторической науки.

1. Богословский (теологический) подход.

2. Субъективизм.

3. Позитивизм.

4. Постпозитивизм и постмодернизм.

5. Марксизм.

6. Цивилизационный подход.

4. Основные направления и школы отечественной историографии.

5. Место России во всемирной истории. Российский исторический опыт в контексте мировой истории.

Вопросы для самопроверки

Основная:

Лекция № 2. Истоки славян и Руси. Древняя Русь.

План лекции.

Введение.

1. Проблема этногенеза восточных славян и вопрос об этнониме «Русь». Внешний фактор в истории Древней Руси.

2. Становление древнерусского государства, его социальная сущность. Культура Древней Руси.

Заключение.

Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Ордынское нашествие XIII в., крестоносный натиск и их последствия. «Дюденева рать» 1293 г.

2. Основные модели социального развития русских земель в XIII-XV вв. Культура Руси XIII-XV вв.

Заключение

Вопросы для самопроверки.

Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

3. Сословия на Руси к началу XVI в. Эволюция сословий в XVI-XVII вв.

1. Русь в XVI в. Реформы 1550-х гг. И опричнина Ивана IV.

2. Русь в XVII в., культура страны в XVI-XVII вв. И церковный Раскол.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

2. Реформы Петра I.

3. Сословная политика Петра I и его преемников в XVIII в. Раскрепощение дворян и рост их сословных привилегий.

Заключение.

Вопросы для самопроверки.

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Роль природного фактора в экономике и истории России до XIX в.

2. Особенности и основные этапы экономического развития России до XVIII в. Собственность в России в доиндустриальную эпоху.

3. Модернизация России в XVII –XVIII вв.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Внутреннее развитие России в дореформенное время.

2. Внешняя политика России в XIX в.

3. «Великие реформы» 60-70-х гг. XIX в. И контрреформы. Развитие русской экономики в пореформенное время.

4. Общественная мысль и особенности общественных движений России XIX века. Русская культура XIX в.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Основная:

Дополнительная:

Раздел II. Россия в 1900-1985 гг.

План лекции.

Введение.

1. Реформы начала XX в. В России. Политические партии России начала XX в.

2. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX вв. Первая Мировая война.

3. Революция 1917 г. И ее социальная сущность. Гражданская война и интервенция, события 1921-1929 гг.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

Введение.

1. Коллективизация и индустриализация, их причины, ход, последствия и значение в истории страны. Социальный смысл коллективизации.

2. Сталинизм и его социальная сущность.

3. Внешняя политика ссср в 1929-1941 гг. Ссср в 1941-1943 гг.

4. Ссср в 1944-1945 гг., союзники, тыл и оккупированные врагом территории в годы войны. Внешняя политика нашей страны в 1945-1953 гг.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

1. Частичная десталинизация и противоречия хрущевского периода отечественной истории.

3. «Холодная война» в середине 40-х – середине 80-х гг. XX в. И ее роль в истории России и мира.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

1. Булыгина т.А. Общественные науки в ссср в середине 50-х – первой половине 80-х гг. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2001. – 55 с.

Раздел III. Россия со времени начала перестройки до наших дней.

План лекции

1. Ход перестройки в 1985-1990 гг.

2. Ссср в 1990-1991 гг. И его агония. События сентября-октября 1993 г. И принятие Конституции России.

3. Внешняя политика ссср и России в 1985-1993 гг. Капитуляция перед Западом.

4. Культура ссср и России в 1985-1993 гг. Возрождение роли религии в обществе.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции

Введение.

1. Реформы б.Н. Ельцина и их социальный смысл. Вопрос об общественном строе тогдашней России.

2. Внешняя политика России в 1993-1999 гг. Внешняя политика в.В. Путина.

3. «Чеченские войны» и их значение в истории современной России.

4. Внутренняя политика в.В. Путина.

5. Культура России в конце XX – начале XXI вв.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

«Выбор веры» Владимиром Святославичем, как правило, объясняют интересами высших классов, поскольку Православие, якобы, освящало социальное угнетение, а язычество, как религия бесклассового общества, не могло справиться в этой новой социальной ролью. В соответствие с данным взглядом, писали о насильственном крещении Руси. И.Я. Фроянов доказывает, что в Киеве данное событие произошло по вечевому приговору, а сопротивление новой вере в ряде регионов страны, было обусловлено, в первую очередь, политической борьбой этих земель с Киевом. Параллельно с Православием в Восточной Европе в X в. распространяется и ислам. «Фундаментом» древнерусской культуры являлось язычество, представлявшее собой веру в древних богов. С конца X в. основой культуры Древней Руси постепенно становится двоеверие. Данным термином в современной науке называют причудливое и порой парадоксальное смешение черт язычества и Православия в культуре изучаемого периода отечественной истории. В XI-XIII вв. легально существовало и «чистое» язычество. С другой стороны, в Древней Руси имели место и высочайшие образцы собственно православной культуры. Небывалое для древности и средневековья распространение грамотности в Киевской Руси объясняется существованием азбуки у восточных славян еще в языческие времена, наличием дешёвого писчего материала – берёсты – и использованием близкого к разговорному письменного языка.


Заключение.

Предки большинства народов Европы, Ирана и Индии называются их индоевропейцами. Они мигрировали в разные регионы Евразии. В эпоху Великого переселения народов I-IV вв. н.э. часть славян, которые также относятся к данному этническому массиву, была завоёвана восточногерманским племенем готов. Античное культурное наследие в данное время наших предков практически не коснулось. Славяне сохранили древнейшие черты культуры праиндоевропейского времени, давно забытые почти всеми остальными индоевропейцами, за исключением балтов. Термин «Русь» не имеет однозначного толкования. С точки зрения М.Н. Тихомирова, Б.А. Рыбакова и многих других учёных, название Руси произошло от названия славянского племени россов или руссов, живших на р. Рось. Существуют и иные мнения. Поэтому их культура глубоко самобытна и непохожа на европейскую, взращённую на античном, в конечном итоге, фундаменте. Наряду с явными отрицательными последствиями подобного положения дел, нужно отметить, что славянским, особенно восточно- и южнославянским культурам, были совершенно чужды и недостатки античного мировосприятия, в частности, высокомерное отношение к чужакам («варварам»). С конца V – начала VI вв. н.э. начинается Великое переселение славян, которое объясняется тремя основными причинами: отдалёнными последствиями вторжения готов, серьёзным похолоданием климата и демографическим взрывом. К X в. они заселяют Восточную Европу. В IX-X вв. у восточных славян складывается своя государственность. Первые восточнославянские государства складывались, во многом, вопреки классическим марксистским канонам. Классового или сословного угнетения здесь очень долго не было, а было угнетение одного племени другим. Дань с побеждённых распределялась не только среди верхушки, а среди всех воинов победившего племени. С одной стороны, это приводило к социальному миру и редкой сплочённости, а с другой, - к страшным межплеменным войнам, которые позволили хазарам и варягам в VIII-IX вв. покорить часть восточных славян. Огромную роль в истории домонгольской Руси играл внешний фактор. Кочевники и другие враги были тяжелым испытанием для восточных славян, превратив их жизнь в историю постоянной войны, что, разумеется, вовсе не исключало торговли, союзов и династических браков. Вопрос об общественном и государственном строе нашей страны в домонгольский период ее истории в целом не решён. Крупное вотчинное хозяйство, на взгляд одних авторов, господствовало уже в домонгольское время, что знаменует собой торжество в эту эпоху феодализма. Однако, существуют и иные мнения. Исследователи санкт-петербургской школы во главе с И.Я. Фрояновым подчёркивают факт малого развития вотчинного землевладения во времена Киевской Руси и преобладания здесь древнего свободного общинного землевладения. Исходя из различного понимания проблем социально-экономического развития Руси, исследователи по-разному отвечают и на вопрос о социально-политическом строе в домонгольское время. Московская школа обычно выделяет две стадии развития изучаемого общества - раннефеодальную монархию и период феодальной раздробленности. Позднее в домонгольский период русской истории, по их мнению, имела место серьезная региональная специфика, и исход борьбы между правителем и знатью в различных регионах страны представлялся этим учёным по-разному. Санкт-петербургская историческая школа считает Древнюю Русь вечевым обществом, потому что вече в домонгольское время господствовало здесь везде. Междоусобицы привели к серьёзному ослаблению Руси и обнищанию множества народа. В 1093-1096 гг. половцы прорвали оборону на южных границах и даже взяли некоторые русские города. Масса людей бежала из плодородных земель Южной Руси на север. Это привело к временному объединению Руси. В 1103-1111 гг. князь Владимир Мономах совокупными силами нескольких земель нанес им ряд серьезных ударов, приурочивая свои походы ко времени ослабления конницы степняков (ранняя весна), кочевники обессиливали, что дало Руси мирную передыш­ку.


«Выбор веры» Владимиром Святославичем, как правило, объясняют интересами высших классов, поскольку Православие, якобы, освящало социальное угнетение, а язычество, как религия бесклассового общества, не могло справиться в этой новой социальной ролью. В соответствие с данным взглядом, писали о насильственном крещении Руси. И.Я. Фроянов доказывает, что в Киеве данное событие произошло по вечевому приговору, а сопротивление новой вере в ряде регионов страны, было обусловлено, в первую очередь, политической борьбой этих земель с Киевом. Параллельно с Православием в Восточной Европе в X в. распространяется и ислам. «Фундаментом» древнерусской культуры являлось язычество, представлявшее собой веру в древних богов. С конца X в. основой культуры Древней Руси постепенно становится двоеверие. Данным термином в современной науке называют причудливое и порой парадоксальное смешение черт язычества и Православия в культуре изучаемого периода отечественной истории. В XI-XIII вв. легально существовало и «чистое» язычество. С другой стороны, в Древней Руси имели место и высочайшие образцы собственно православной культуры. Небывалое для древности и средневековья распространение грамотности в Киевской Руси объясняется существованием азбуки у восточных славян еще в языческие времена, наличием дешёвого писчего материала – берёсты – и использованием близкого к разговорному письменного языка.

Литература


Основная:

1. Карпачёв С.П. История России. М., 2011. (электронный ресурс - электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»www.biblioclub.ru).

2. Кривошее Ю.В. и др. История России. М., 2011. (электронный ресурс - электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»www.biblioclub.ru)

3. Куликов В.И. История государственного управления в России. – М., 2003.

4. Щепетов В.И. История государственного и муниципального управления в России. М., 2004.

Дополнительная:

  1. Бибиков М.В. Византийские источники по истории Древней Руси и Кавказа. – СПб., 2001. – 314 с.

  2. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 399 с.

  3. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Учебное пособие для вузов/Ред. Е.А.Мельникова. – М.: Логос, 2000. – 606 с.

  4. Коновалова И.Т. Древняя Русь и Нижнее Подунавье. – М.: Памятники исторической мысли, 2000. – 269 с.

  5. Королев А.С. История междукняжеских отношений на Руси в 40-е – 70-е гг. X в. – М.: Прометей, 2000. – 296 с.

  6. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII вв. – М.: Языки русской культуры, 2001. – 780 с.

7. Успенский Б.А. Борис и Глеб: Восприятие истории в Древней Руси. – М.: Языки русской культуры, 2000. – 124 с.

Лекция № 3. Социальные изменения в русских землях в XIII-XV вв.

Дидактические единицы ГОС ВПО, раскрываемые на данной лекции:

Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы.

План лекции.

  1. Ордынское нашествие XIII в., крестоносный натиск и их последствия. Возвышение Москвы, его причины.

  2. Основные модели социального развития русских земель в XIII-XV вв. Культура Руси XIII-XV вв.

Основные вопросы для проверки готовности аудитории к изучению данной темы:

1. Как проходили процессы образования государства на Карпатах, в Северо-Западной, Южной и Северо-Восточной Руси?

2. Подумайте, почему скандинавы и венгры, наводившие ужас на Западную Европу, достигли более чем скромных успехов в землях восточных славян?


3. Почему Владимир Мономах, в противоположность Карлу Великому, для защиты от врагов сделал ставку не на создание профессионального войска, а на поддержание переживавшего уже определенный упадок народного ополчения?

4. Почему князья, отказываясь от язычества, неизменно выбирали Православие, хотя, к примеру, принятие Владимиром ислама на фоне исламизации печенегов и волжских булгар сулило в то время гораздо больше выгод?

Введение.

Целью настоящей лекции является рассмотрение разнообразных аспектов русской истории XIII-XV вв. Необходимо рассмотреть ордынское нашествие XIII в., крестоносный натиск того же времени и их последствия, а также такого события, как «Дюденева рать» 1293 г. Это первая задача лекции. Все вышесказанное предполагает проблематика, предложенная на рассмотрение в первом вопросе данной темы. Далее в лекции мы предполагаем раскрыть особенности основных моделей социального развития русских земель в XIII-XV вв. и русской культуры указанного времени. Данные проблемы мы раскроем во втором вопросе лекции. Это вторая задача настоящего занятия. После данных предварительных замечаний перейдем к разбору проблем, вынесенных на первый вопрос лекции.