ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.11.2024
Просмотров: 604
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX в.
1. Историческое знание, его формы и функции.
2. Понятие и классификация исторических источников.
3. Методы, теория и методология исторической науки.
1. Богословский (теологический) подход.
4. Постпозитивизм и постмодернизм.
4. Основные направления и школы отечественной историографии.
5. Место России во всемирной истории. Российский исторический опыт в контексте мировой истории.
Лекция № 2. Истоки славян и Руси. Древняя Русь.
2. Становление древнерусского государства, его социальная сущность. Культура Древней Руси.
1. Ордынское нашествие XIII в., крестоносный натиск и их последствия. «Дюденева рать» 1293 г.
2. Основные модели социального развития русских земель в XIII-XV вв. Культура Руси XIII-XV вв.
3. Сословия на Руси к началу XVI в. Эволюция сословий в XVI-XVII вв.
1. Русь в XVI в. Реформы 1550-х гг. И опричнина Ивана IV.
2. Русь в XVII в., культура страны в XVI-XVII вв. И церковный Раскол.
1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
1. Роль природного фактора в экономике и истории России до XIX в.
3. Модернизация России в XVII –XVIII вв.
1. Внутреннее развитие России в дореформенное время.
2. Внешняя политика России в XIX в.
4. Общественная мысль и особенности общественных движений России XIX века. Русская культура XIX в.
Раздел II. Россия в 1900-1985 гг.
1. Реформы начала XX в. В России. Политические партии России начала XX в.
2. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX вв. Первая Мировая война.
2. Сталинизм и его социальная сущность.
3. Внешняя политика ссср в 1929-1941 гг. Ссср в 1941-1943 гг.
1. Частичная десталинизация и противоречия хрущевского периода отечественной истории.
3. «Холодная война» в середине 40-х – середине 80-х гг. XX в. И ее роль в истории России и мира.
Раздел III. Россия со времени начала перестройки до наших дней.
1. Ход перестройки в 1985-1990 гг.
3. Внешняя политика ссср и России в 1985-1993 гг. Капитуляция перед Западом.
4. Культура ссср и России в 1985-1993 гг. Возрождение роли религии в обществе.
1. Реформы б.Н. Ельцина и их социальный смысл. Вопрос об общественном строе тогдашней России.
2. Внешняя политика России в 1993-1999 гг. Внешняя политика в.В. Путина.
3. «Чеченские войны» и их значение в истории современной России.
4. Внутренняя политика в.В. Путина.
3. Модернизация России в XVII –XVIII вв.
Данный вопрос темы имеет ярко выраженный плюралистический характер. Нет общепринятого определения даже у самого термина «модернизация» (буквально «осовременивание»). Если с модернизацией научно-технической в целом все ясно, то о модернизации политической и, тем более, культурной ничего подобного сказать не возможно. Тем более необходимо рассмотреть данные явления и процессы, чтобы понять завязку многих позднейших событий, вплоть до нашего времени. Фактически под данным термином понимают европеизацию того или иного общества или же его усложнение, например, процессы социального или имущественного расслоения прежде относительно однородного социума. Кроме того, нередко под термином «модернизация» понимают любые серьёзные изменения в обществе, которые воспринимаются исследователями положительно, что даёт основания обвинять таких учёных в субъективизме. Обычно, говоря о модернизации, имеют в виду, в первую очередь, преобразования в экономике, иными словами, - переход того или иного общества к капитализму, хотя, разумеется, изучаемое явление не ограничено последним.
Модернизацию, как правило, разделяют на первичную и вторичную («отражённую»). К странам первого типа относят наиболее развитые государства Западной Европы – Великобритания, Нидерланды, Франция. Ко вторым – Испания, Португалия, балканские государства, Майсур (Южная Индия), Абиссиния (Эфиопия) и, конечно же, Россия. Первые проходят данный период очень медленно, вторые – значительно быстрее. Модернизация – процесс крайне болезненный, для него характерно массовое обнищание народа. Традиционная крестьянская цивилизация, при всех своих минусах - коллективистских и уравнительных традициях и жёстком подчинении личности коллективу, - давала определённый минимум материальных благ и психологический комфорт.Модернизация не давала ни первого, ни второго. К примеру, уровень жизни русского крестьянина первой половины XVIв. был выше уровня жизни его современника - англичанина из простонародья, поскольку Англия данного времени – это страна, переживавшая модернизацию. К тому же, переход к капитализму возможен только в относительно спокойных условиях.Страна, которая ведёт тяжёлые войны, не может достичь здесь успехов. Кроме России, в данном случае возможно упомянуть Италию XIII-XIVвв. и Индию времён империи Великих Моголов. В первой из них развитие раннекапиталистических отношений было оборвано междоусобицами и вторжениями внешних врагов. Однако, с другой стороны, страна, прошедшая через данные процессы, получала серьёзные преимущества, в первую очередь, во внешнеполитической сфере. Поэтому другие государства,чтобы защититься от агрессии стран «первичной» модернизации, сами бывали вынужденными проводить свою – «отражённую» - модернизацию. Первые элементы модернизации в России начинают просматриваться уже в XVII в. В эти времена продолжается дальнейшее развитие торговли, в первую очередь, ярмарочной, и многочисленных ремёсел. Со времени правления Ивана IVначинается морская торговля с Западом. Основным морским портом в РоссииXVIIв. в торговле с Западом былАрхангельск, все остальные морские пути были захвачены врагами в период временного ослабления нашего государства. На Каспии определённое значение имела Астрахань, второй по значению русский торговый порт тех времён, контролировавший связь с богатой Персией, а также с Ширваном и Шеки (нынешний Азербайджан). Кола же на Севере вообще имела только местное значение. В данное время в России появляется и мануфактурно-промышленное производство. Мануфактура – это крупное предприятие, которое характеризуется наличием ручного труда и разделением труда, порой очень дробным. В конце XVIIв. в России было около 40 мануфактур, отличавшихся, кроме того, очень большими, сравнительно с Западной Европой, размерами. По некоторым данным, первые из них были созданы ещё вXVIв. Тем не менее, говорить о капитализме в РоссииXVIIв. преждевременно. Так, М.В. Нечкина выдвинулатеорию восходящей и нисходящей фаз развития русского феодализма. Здесь она опиралась, в конечном итоге, на ленинские работы. До XVIIв., по мнению М.В. Нечкиной, феодализм был прогрессивным социальным строем, развивавшимся по восходящей линии.XVIIвек – период наивысшего развития последнего и, одновременно, начало его упадка (нисходящей фазы). Далее, вXVIII-XIXвв., феодализм, с точки зрения М.В. Нечкиной, постепенно разлагается и агонизирует.
В данной связи следует отметить и тот факт, что отрицательные стороны модернизации часто обращали изучаемые процессы вспять, а местные, специфические условия придавали последней в каждой стране неповторимый, уникальный, иногда - причудливый характер. Так, и для российской модернизации рассматриваемого периода истории характерен половинчатый и противоречивый характер. В России исследуемого времени тяжело проходила даже её техническая сторона. Так, первая русская паровая машина была внедрена в производство Ползуновым на Алтае на 10 лет раньше, чем в Великобритании – стране «первичной» модернизации, которая в те времена являлась признанным лидером. Однако, эта машина и многие другие изобретения не прижились в России, поскольку слабо интересовали крепостников вследствие наличия дешёвого крепостного труда.Подневольные же работники нередко портили дорогие машины, - порой специально, порой по простой небрежности. Модернизация вXVIIIв. в России характеризуется бурным ростом экономикипри господстве именно крепостного, а не наёмного труда, как это было в те же времена в наиболее развитых странах Запада. Именно преобладанием крепостной рабочей силы, в первую очередь, отличаются от западноевропейских мануфактур и мануфактуры России XVII-XVIIIв. Они были довольно слабо связаны со свободным рынком не только рабочей силы, но и сырья и сбыта. С этой стороны, русские мануфактуры указанного времени более напоминают не современные им западноевропейских мануфактуры, а византийские государственные мастерские императорского дворца – Палатия. В основном, они работали на оборону страны, изготавливая оружие, как правило, очень высокого качества.
Петровские преобразования резко увеличили их количество. К концу правления Петра Великого мануфактур в стране стало более двухсот. В других областях развития экономики Россия также совершила рывок, почти не имеющий аналогов в мировой истории. Так, в 1700-1704 гг. на пустом месте на Урале была создана мощная металлургическая база, где стал выплавляться лучший тогда в мире чугун, превосходящий, к примеру, по признанию английских же мастеров, лучшие английские образцы. Однако, подобные колоссальные успехи не сопровождались и не могли, по признанию многих историков, сопровождаться формированием «классического» капитализма, с господством товарно-денежных отношений, мощным средним классом и многочисленными городами, развитыми институтами гражданского общества, конституционными актами и т.п. Все преобразования Петра Iи его преемников «возводились» на фундаменте старых социально-экономических отношений, по-прежнему строившихся на барщинной системе ведения хозяйства.
Феодальным, как было показано выше, назвать данное общество нельзя. В.П. Илюшечкин и Е.Н. Стариков в 90-е гг. XXв. выдвинули теорию о существовании в мировой истории ещё одной,шестой формации – политарной. В подобных обществах прибавочный продукт перераспределяется через государственный аппарат в форме взяток, налогов и льгот для «своих» людей. Великими политарными державами прошлого, по их мнению, были Китайская, Византийская и Российская империи, а также СССР. Фактически близок к ним и другой историк нашего времени - Ю.М. Кобищанов, объединяющий в рамках так называемой «большой феодальной формации» собственно феодализм и политаризм. Политаризм в России впервые складывается, в целом, в петровскую эпоху, ранее, в XVIIв., мы можем видеть только некоторые черты последнего. Следует также отметить, что петровская модернизация, в конечном итоге,была обусловлена военными нуждами и основную свою цель достигла. В XVIIIв. Россия смогла разгромить всех своих основных врагов – Швецию, Турцию, Речь Посполитую, Крымскую Орду. С другой стороны, не следует забывать, что изучаемый вариант модернизации проводился в условиях государства, которое учёные, как правило, резонно называютвоенно-полицейским. Управление экономикой проводилось с использованием военных и полицейских методов, вера во всемогущество последних пронизывала весь государственный аппарат, и была свойственна даже таким выдающимся политическим деятелям, как Пётр Великий и Екатерина II.
Однако, действительность часто была совсем не такой, какой она виделась данным правителям-преобразователям. Исследуя модернизирующееся русское общество XVII-XVIIIвв., не следует забывать, что перед нами – по-прежнемуархаичное, в своей основе, общество. При изучении данной проблемы необходимо специально учитывать ограниченность традиционного подхода к истории как к некоей совокупности прогрессивных и регрессивных изменений. Если рассматривать политическую модернизацию, непонятно, в частности, являются ли прогрессивными такие рассмотренные выше процессы, как подчинение Церкви государству или же отход от традиционного патриархального понимания царской власти, не говоря уже о расхождении в России XVIIIв. двух культур – культуры верхов и культуры низов, все время отдалявшихся друг от друга. Быстрое развитие товарно-денежных отношений приводило не только к обогащению одних и обнищанию других, но и к серьёзнейшему социально-психологическому кризису, связанному со следующими двумя факторами – несовместимостью жажды наживы, во-первых, с православными ценностями, и, во-вторых, с традиционными ценностями общинной крестьянской цивилизации.
«Чин купецкий без греха едва может быти», - эта строка из стихотворения поэта XVIIв. Симеона Полоцкого как нельзя лучше отражает отношение человека того времени к богатству. Так же думали и сами купцы. Своего собственного автономного самосознания они, судя по всему, не выработали. Более того, преумножение богатства занимало время, требовало всей жизни, а последняя, по мнению практически любого человекаXVIIи даже, частично,XVIIIв.,должна была быть полностью посвящена спасению своей бессмертной души и душ своих близких. «Мир горний» - «свет невечерний», жизнь вечная, а «мир дольний» - юдоль скорби, к счастью, временной. Богатство всегда воспринималось в русской культуре с определённым чувством вины, в лучшем случае, как средство для достижения определённых целей, в первую очередь, для служения Богу и государю как живому воплощению Руси.
Не имеет большого смысла оценивать, тем более, однозначно, данную особенность русской цивилизации. Она имеет и положительные, и отрицательные последствия, что резко отличает её, причём до сих пор, от Запада. С одной стороны, это серьёзно тормозило превращение политарного общества в капиталистическое, обрекло русскую историю на несколько «витков» модернизации, когда государство вновь было вынуждено снова и снова инициировать подобные процессы, а с другой стороны, предотвратило упрощение отечественной культуры, её низведение до уровня западной.
Выводы.
Обычно, говоря о модернизации, имеют в виду, в первую очередь, преобразования в экономике, иными словами, - переход того или иного общества к капитализму. Модернизация – процесс крайне болезненный, для него характерно массовое обнищание народа. Традиционная крестьянская цивилизация, при всех своих минусах давала определённый минимум материальных благ и понятный психологический комфорт. Модернизация не давала ни первого, ни второго. Однако, с другой стороны, страна, прошедшая через данные процессы, получала серьёзные преимущества, в первую очередь, во внешнеполитической сфере. Поэтому другие государства, чтобы защититься от агрессии стран «первичной» модернизации, сами бывали вынужденными проводить свою – «отражённую» - модернизацию. Первые элементы модернизации в России начинают просматриваться уже в XVII в. В данное время в России появляется и мануфактурно-промышленное производство. Модернизация в XVIII в. в России характеризуется бурным ростом экономики при господстве именно крепостного, а не наёмного труда, как это было в те же времена в наиболее развитых странах Запада. Так, русские мануфактуры были довольно слабо связаны со свободным рынком не только рабочей силы, но и сырья и сбыта. В различных областях экономики Россия также совершила рывок, почти не имеющий аналогов в мировой истории. Однако, подобные колоссальные успехи не сопровождались и не могли, по признанию многих историков, сопровождаться формированием «классического» капитализма. Перед нами – политарное общество. В подобных обществах прибавочный продукт перераспределяется через государственный аппарат в форме взяток, налогов и льгот для «своих» людей. Быстрое развитие товарно-денежных отношений приводило не только к обогащению одних и обнищанию других, но и к серьёзнейшему социально-психологическому кризису, связанному со следующими двумя факторами – несовместимостью жажды наживы, во-первых, с православными ценностями, и, во-вторых, с традиционными ценностями общинной крестьянской цивилизации.