ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.11.2024
Просмотров: 607
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX в.
1. Историческое знание, его формы и функции.
2. Понятие и классификация исторических источников.
3. Методы, теория и методология исторической науки.
1. Богословский (теологический) подход.
4. Постпозитивизм и постмодернизм.
4. Основные направления и школы отечественной историографии.
5. Место России во всемирной истории. Российский исторический опыт в контексте мировой истории.
Лекция № 2. Истоки славян и Руси. Древняя Русь.
2. Становление древнерусского государства, его социальная сущность. Культура Древней Руси.
1. Ордынское нашествие XIII в., крестоносный натиск и их последствия. «Дюденева рать» 1293 г.
2. Основные модели социального развития русских земель в XIII-XV вв. Культура Руси XIII-XV вв.
3. Сословия на Руси к началу XVI в. Эволюция сословий в XVI-XVII вв.
1. Русь в XVI в. Реформы 1550-х гг. И опричнина Ивана IV.
2. Русь в XVII в., культура страны в XVI-XVII вв. И церковный Раскол.
1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
1. Роль природного фактора в экономике и истории России до XIX в.
3. Модернизация России в XVII –XVIII вв.
1. Внутреннее развитие России в дореформенное время.
2. Внешняя политика России в XIX в.
4. Общественная мысль и особенности общественных движений России XIX века. Русская культура XIX в.
Раздел II. Россия в 1900-1985 гг.
1. Реформы начала XX в. В России. Политические партии России начала XX в.
2. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX вв. Первая Мировая война.
2. Сталинизм и его социальная сущность.
3. Внешняя политика ссср в 1929-1941 гг. Ссср в 1941-1943 гг.
1. Частичная десталинизация и противоречия хрущевского периода отечественной истории.
3. «Холодная война» в середине 40-х – середине 80-х гг. XX в. И ее роль в истории России и мира.
Раздел III. Россия со времени начала перестройки до наших дней.
1. Ход перестройки в 1985-1990 гг.
3. Внешняя политика ссср и России в 1985-1993 гг. Капитуляция перед Западом.
4. Культура ссср и России в 1985-1993 гг. Возрождение роли религии в обществе.
1. Реформы б.Н. Ельцина и их социальный смысл. Вопрос об общественном строе тогдашней России.
2. Внешняя политика России в 1993-1999 гг. Внешняя политика в.В. Путина.
3. «Чеченские войны» и их значение в истории современной России.
4. Внутренняя политика в.В. Путина.
2. Реформы Петра I.
1. Военная реформа. Пётр I впервые в истории страны создает настоящую регулярную армию, т.е. армию, которая находится на полном содержании государства, единообразно вооружается, обмундировывается и обучается последним. Казарменную проблему, однако, Петр решил на одну треть. Две трети солдат жили на так называемом «постое» в домах представителей разных сословий. Постойная повинность считалась одной из наиболее тяжких, и освобождение от неё был одной из серьёзнейших привилегий. Армия формировалась путем рекрутчины. Первый пробный рекрутский набор был произведен в 1699 г. Постоянными такие наборы стали с 1705 г. Служба при Петре была пожизненной и очень тяжелой, после его смерти она была ограничена 25 годами. Отслуживший своё солдат получал личную свободу, надел земли и разрешение жениться. Юридический статус таких людей - однодворцев - был промежуточным между представителями податных сословий и дворянами. Их называли «государевыми людьми». Брали в армию в возрасте от 17 до 35 лет, хотя старше 25 – довольно редко. Больных и слабых в армию не брали. Как правило, не брали также детей вдов и женатых молодых людей. Огромным преимуществом русской армии XVIII в. перед армиями многих крупных европейских государств того времени заключается в том, что она не была, в своей основе, наёмной. Вследствие данного фактора её боеспособность и надёжной была выше, чем, к примеру, у прусской или шведской армии. Во внешней политике XVIII век – время военной славы нашей страны. В 1760 г., разгромив прусскую армию, русские войска вошли в Берлин. Самым бескровным для России было генеральное сражение под Полтавой (1709 г.). Кроме того, после Полтавской баталии 16 тысяч шведов - деморализованные, в густом тумане - сдались 8-тысячному отряду А.Д. Меншикова. В результате трёх разделов Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795 гг.) Россия получила Белоруссию, Литву без Клайпедского (Мемельского) района и Правобережную Украину без Галиции, а также, фактически, Курляндию (в 1795 г. - окончательно). В битве на реке Рымник в 1789 г. А.В. Суворов разбил 100 тысяч турок, к тому же находившихся в укреплённых лагерях, имея в своём подчинении 7 тысяч русских и 18 тысяч австрийцев. 8 декабря 1790 г. он взял почти неприступную турецкую крепость Измаил, контролировавшую стратегически важное устье Дуная.
2. Военно-морская реформа. Впервые за полтысячелетия Пётр I создает сильный военный морской и речной флот, к концу его правления русский флот имел 48 крупнейших кораблей - линейных, когда как Швеция - 24. Флот России стал третьим по силе после английского и французского. Кроме парусного, Пётр создает мощный гребной флот, который был порой эффективнее парусного, особенно на мелководье Финского залива и в шхерах. Возрождённый русский флот одерживает в изучаемое время немало крупных побед. Так, во время Северной войны он разбил шведов у м. Гангут в Южной Финляндии (1714 г.), о. Эзель в Эстонии (1719 г.) и у м. Гренгам в Южной Швеции (1720 г.). Битва при Гренгаме была выиграна «при очах господ англичан», как иронически писал по этому поводу сам Пётр I, поскольку последние не решились вступить в бой на стороне шведов в том числе и потому, что увидели очень высокие боевые качества русских кораблей и их экипажей. Флот обеспечивал высадку десантов, опустошавших шведское побережье в конце описываемой войны, когда русские несколько раз доходили до предместий Стокгольма. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. впервые в истории наши моряки уничтожили почти весь флот Порты в Чесменской бухте в Эгейском море. Наконец, во время войн с наполеоновской Францией в годы правления Павла I один из величайших флотоводцев - Ф.Ф. Ушаков, уже в наше время причисленный Русской Православной Церковью к лику святых, впервые в мировой истории силами флота взял очень сильную французскую крепость на о. Корфу (Ионические острова) в Греции.
3. Финансовая реформа. Однако, все впечатляющие успехи во внешней политике требовали огромных средств. После серии неудачных попыток Петр в 1718-1723 г.г. переходит от подворного обложения к подушному. Условной податной единицей душа мужского пола становится вне зависимости от возраста, за всех мужчин, внесенных в ревизские сказки, и даже умерших до очередной переписи населения - так называемые «мёртвые души». Таким образом, крепостные крестьяне, кроме податей помещику, платили еще 74 копеек за одну душу мужского пола. Относительно свободные государственные крестьяне платили ещё 40 копеек сверх того, вместо помещичьих повинностей. Посадские люди платили 1 рубль 10 копеек в год. Подушная подать была отменена только Александром III в 1887 г. С 1719 г. Петр слил холопов с крепостными крестьянами, также заставив их платить подушную подать. Эти меры в 2,5-3 раза увеличили податной гнёт. Правда, при Петре I и при Екатерине II, надо сказать, эти средства, в осеновном, тратились на действительные нужды страны.
3. Реформы высших государственных учреждений. В начале XVIII в. Петр перестал жаловать боярский сан, Боярская дума превратилась в «совет старцев» и постепенно вымерла естественным путём. Вместо нее он создает Конзилию министров - совещание близких к царю людей. В феврале 1711 г., он образует Сенат, просуществовавший, правда со значительными изменениями, вплоть до 1917 г. Данный орган при Петре Великом обладал следующими основными полномочиями: руководил деятельностью коллегий, имел функцию высшего контроля любого органа или лица, был главным судом страны, а в отсутствие царя мог даже издавать законы.
4. Церковная реформа. В сентябре 1700 г. умер Патриарх Андриан, и Петр негласно запретил выборы нового Патриарха. В 1701 г. он восстановил Монастырский приказ, одновременно расширив его полномочия. Теперь данное учреждение не только управляло церковными землями, но и судило церковных людей. В 1721 г. Петр создает Святейший Правительствующий Синод. Данный орган формально был равен Сенату. Правда, его фактическое значение было явно ниже. Синод заменил собой Патриарха, что было грубейшим нарушением канонического права. Во главе церковной иерархии стоял Местоблюститель патриаршего престола. Фактическим руководителем Синода при Петре был митрополит Феофан (Прокопович). В самом конце своего правления царь ухудшил материальное положение священнослужителей, поставив его в зависимость от их благотворительной деятельности. Бурю возмущения даже в лояльных царю-реформатору кругах вызвало постановление Синода от 17 мая 1722 г., который тогда обязал священников в ряде случаев нарушать тайну исповеди. Последнее являлось вопиющим нарушением всех церковных канонов, поскольку человек во время исповеди открывает свои грехи, в первую очередь, Богу, а не священнику. Одновременно Пётр очень жестоко преследовал старообрядцев, которые порой воспринимали его как «антихриста».
4. Реформы центральных государственных учреждений. Вместо системы появившихся ещё в конце XV в. приказов Петр постепенно создаёт 12 коллегий. Последние приказы, однако, исчезли уже после смерти царя. Коллегии и приказы отличаются тремя основными чертами: 1) любая коллегия, в частности, отличалась от приказа более чётким распределением полномочий, а приказы – нет; эта черта имела огромное положительное значение в истории российской государственности; 2) коллегии строились только по отраслевому принципу, а приказы могли строиться и по территориальному; 3) коллегии строились на принципе коллегиальности, а приказы - единоначалия. Коллегиальность предполагает коллективное принятие того или иного решения на принципе большинства голосов, а не на принципе соборности (консенсуса), т.е. единогласного решения, как в Земских Соборах. Единоначалие же предполагает единоличное принятие решения главой учреждения и его единоличную же ответственность за последнее. Последние две особенности коллегий, как показала практика, не оправдали себя. В такой огромной стране, как Россия, следовало всегда учитывать региональное своеобразие. Ещё в XVIII в. появилась Малороссийская коллегия - коллегия, построенная по территориальному принципу. Коллегиальность же приводила к «размыванию» ответственности, что явилось одной из причин кризиса системы коллегий при Екатерине II. В 1802 г. Александр I, заменяя коллегии министерствами, фактически вернулся к древнему принципу единоначалия.
6. Создание прокуратуры и фискалов. Пётр I создает две системы контроля - явного и тайного. Явным контролем занималась прокуратура во главе с генерал-прокурором и его помощником обер-прокурором. Первым генерал-прокурором в 1722 г. стал П.И. Ягужинский, славившийся своим личным бескорыстием. Он имел право контролировать любое учреждение или лицо, даже, подобно царю, Сенат. Фискалы занимались тайным контролем и возглавлялись обер-фискалом. Последний по должности подчинялся генерал-прокурору. Создание института фискалов не оправдало себя, поскольку контролировать самих из самих было фактически невозможно, и они погрязли в коррупции. Против них ополчилась даже Церковь. Обер-фискал Нестеров был колесован Петром. После смерти царя институт фискалов вскоре отменили.
7. Реформа местного и городского самоуправления. Петр окончательно уничтожает остатки выборного местного самоуправления, сохранившееся со времен реформ 1550-х гг., и заменяет выборные органы назначаемыми воеводами или губернаторами. Здесь он довёл до логического завершения процесс, который очень интенсивно шёл весь XVII в. Однако, он же создает выборные органы городского сословного самоуправления - ратуши и их исполнительные органы - магистраты. Их деятельностью в 1711-1720 гг. руководил Сенат, а позже - созданный на правах коллегии Главный Магистрат.
8. Кодификационная реформа. Ко времени правления Петра I основной свод законов государства - Соборное Уложение 1649 г. - явно устарел, но царь так и не успел создать стройную и целостную систему гражданского законодательства. Эта проблема была решена М.М. Сперанским лишь столетие спустя после его смерти. Однако, он создает развёрнутую систему военного и военно-морского законодательства. Так, в 1716 г. был издан Артикул воинский, а в 1720 г. – Морской устав – главные нормативно-правовые акты, контролировавшие соответствующие сферы общественной жизни. Законы изучаемой эпохи характеризовались регламентацией всех сторон жизни общества, порой мелочной, и очень суровыми даже для того времени наказаниями.
9. Преобразования в сфере культуры того времени были крайне противоречивыми. С одной стороны, Пётр Великий сделал очень многое для просвещения русского общества, облегчил положение женщин, создал множество учебных заведений и т.д. Всё это привело к расцвету науки и искусства. Учёных, поэтов и художников, прославивших имя России, в XVIII в. было немало. Особо следует сказать о М.В. Ломоносове – величайшем учёном-энциклопедисте, открывшем закон сохранения массы веществ, одном из основоположников атомно-молекулярного учения, объяснившем явление тепла и холода, поэте, разработавшем силлабо-тоническую систему стихосложения, художнике-мозаисте и пр. Он открыл существование атмосферы на Венере, построил первую в мире действующую модель вертолёта и т.д. Рядом с этим выходцем из крестьян в истории мировой культуры можно поставить только Аристотеля и Леонардо да Винчи. По его настоянию в 1755 г. был создан первый в истории нашей страны Московский университет – высшее учебное заведение уже европейского, а не традиционного для России типа. С другой стороны, подчинение Церкви государству, непродуманная и порой очень грубая европеизация страны, внедрение, как правило, гораздо более примитивной западной культуры, разгром культуры старообрядцев – наследников высочайшей культуры допетровской Руси – и, частично, традиций казачества, принесли нашей стране величайший вред. Однако, традиции и новации в XVIII в. переплетались довольно причудливо. В частности, правление Елизаветы, которая официально провозгласила себя продолжательницей своего отца, на самом деле во многом представляло собой русофильскую реакцию против крайностей политики Петра.
Выводы.
Пётр I впервые в истории страны создает регулярную армию, которая формировалась путем рекрутчины. Усиление армии привело к тому, что во внешней политике XVIII век стал временем военной славы нашей страны. Впервые за полтысячелетия Пётр I создает сильный военный флот. Возрождённый русский флот одерживает в изучаемое время немало крупных побед. Однако, все впечатляющие успехи во внешней политике требовали огромных средств. После серии неудачных попыток Петр в 1718-1723 гг. переходит от подворного обложения к подушному. Эти меры в 2,5-3 раза увеличили податной гнёт. В 1711 г. вместо Боярской думы Пётр создаёт Сенат, а в 1721 г. - Синод. Он заменял собой Патриарха, что знаменовало собой частичное подчинение Церкви государству. Вместо приказов Петр постепенно создаёт 12 коллегий и создаёт две системы контроля - явного и тайного. Явным контролем занималась прокуратура, тайным - фискалы. Ко времени правления Петра I Соборное Уложение 1649 г. явно устарело, но царь так и не успел создать стройную и целостную систему гражданского законодательства. Преобразования в сфере культуры в те времена были крайне противоречивыми. С одной стороны, Пётр сделал очень многое для просвещения русского общества. С другой стороны, подчинение Церкви государству, непродуманная европеизация страны, принесли нашей стране величайший вред. Оценка петровских реформ крайне неоднозначна. Споры вокруг личности и деятельности Петра I тянутся ещё с XVIII в. Он смог, при всех колоссальных издержках, провести очень полезные для России преобразования и предотвратить её подчинение другим государствам. Более того, наша страна совершила гигантский рывок вперёд и стала одной из самых сильных стран тогдашнего мира.