ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.11.2024
Просмотров: 632
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX в.
1. Историческое знание, его формы и функции.
2. Понятие и классификация исторических источников.
3. Методы, теория и методология исторической науки.
1. Богословский (теологический) подход.
4. Постпозитивизм и постмодернизм.
4. Основные направления и школы отечественной историографии.
5. Место России во всемирной истории. Российский исторический опыт в контексте мировой истории.
Лекция № 2. Истоки славян и Руси. Древняя Русь.
2. Становление древнерусского государства, его социальная сущность. Культура Древней Руси.
1. Ордынское нашествие XIII в., крестоносный натиск и их последствия. «Дюденева рать» 1293 г.
2. Основные модели социального развития русских земель в XIII-XV вв. Культура Руси XIII-XV вв.
3. Сословия на Руси к началу XVI в. Эволюция сословий в XVI-XVII вв.
1. Русь в XVI в. Реформы 1550-х гг. И опричнина Ивана IV.
2. Русь в XVII в., культура страны в XVI-XVII вв. И церковный Раскол.
1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
1. Роль природного фактора в экономике и истории России до XIX в.
3. Модернизация России в XVII –XVIII вв.
1. Внутреннее развитие России в дореформенное время.
2. Внешняя политика России в XIX в.
4. Общественная мысль и особенности общественных движений России XIX века. Русская культура XIX в.
Раздел II. Россия в 1900-1985 гг.
1. Реформы начала XX в. В России. Политические партии России начала XX в.
2. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX вв. Первая Мировая война.
2. Сталинизм и его социальная сущность.
3. Внешняя политика ссср в 1929-1941 гг. Ссср в 1941-1943 гг.
1. Частичная десталинизация и противоречия хрущевского периода отечественной истории.
3. «Холодная война» в середине 40-х – середине 80-х гг. XX в. И ее роль в истории России и мира.
Раздел III. Россия со времени начала перестройки до наших дней.
1. Ход перестройки в 1985-1990 гг.
3. Внешняя политика ссср и России в 1985-1993 гг. Капитуляция перед Западом.
4. Культура ссср и России в 1985-1993 гг. Возрождение роли религии в обществе.
1. Реформы б.Н. Ельцина и их социальный смысл. Вопрос об общественном строе тогдашней России.
2. Внешняя политика России в 1993-1999 гг. Внешняя политика в.В. Путина.
3. «Чеченские войны» и их значение в истории современной России.
4. Внутренняя политика в.В. Путина.
С 1987 г., однако, всё же начинаются экономические преобразования, вначале, правда, достаточно робкие. Реформы 1987-1989 гг. имеют некоторое сходство с рассмотренными на предыдущем занятии «косыгинскими» реформами второй половины 60-х гг. Отдельные предприятия переводились на самоокупаемость, самофинансирование и даже полный хозяйственный расчёт, официально было заявлено о том, что отношения между ними и министерствами должны строиться на основе партнёрских, а не на командно-административных началах. План, в его «классическом», советском виде вообще исчезал, он был заменён государственным заказом. Наконец, с мая 1987 г. появляются совместные предприятия. В середине следующего, 1988 г. были приняты законы, легализовавшие частную экономическую деятельность для более, чем 30 видах производства товаров и услуг.В рассматриваемые годы стали создаватьсяпроизводственные кооперативы,получившие право назначать так называемые «кооперативные», т.е., фактически, свободные цены.
В ноябре 1989 г. был принят закон об аренде и арендных отношениях.В данном документе всем желающим, в том числе и горожанам, было предоставлено право брать землю в наследственное пользование сроком до 50 лет. Арендаторам было дано ещё одно важнейшее право –право свободного распоряжения своей продукцией.Однако, земля принадлежала колхозам и местным Советам, а те шли на заключение договоров с очень большим нежеланием. Кроме того, появление подобного мощного сектора в аграрной сфере тормозило положение о том, что власти всегда могли расторгнуть вышеозначенные арендные договоры с уведомлением за два месяца. В результате число хозяйств арендаторов и единоличных крестьянских хозяйств к концу 1991 г. составиловсего 70 тысяч, и они владели всего 2% пахотного клина и 3% скота.
Наконец, уже в 1990 г. проводятся по-настоящему радикальные преобразования в народном хозяйстве. Тогда Верховный Совет СССР принимает ряд документов, которые должны были способствовать переходу к рыночной экономике, что имело, конечно, уже само по себе колоссальное значение за более, чем 70 лет советской власти. Вышеозначенные нормативно-правовые акты включали в себя следующие позиции:
- постепенную демонополизацию экономики;
- децентрализацию управления народным хозяйством;
- разгосударствление, т.е. приватизацию и муниципализацию огромной государственной собственности;
- учреждение акционерных обществ;
- создание негосударственных банков;
- развитие мелкого и среднего частного предпринимательства.
С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским была предложена известная программа по переходу к рынку «500 дней». Казалось бы, то, чего давно ждали, вот-вот совершится. Падут командно-административные препоны ко всеобщему благосостоянию, исчезнет крайне неэффективная плановая советская система хозяйствования, желающие работать люди накормят, наконец, страну. Однако, как мы знаем, этого не произошло. В 1989 г. впервые за много десятилетий произошло снижение национального дохода, а не его рост.С тех пор данный показатель снижался постоянно. Этому были свои, причём, разумеется, очень серьёзные причины.Во-первых, следует отметить явное запоздание преобразований, что автоматически значительно снижало их эффективность. Во-вторых, очень туманными оставались механизмы и сроки реализации предложенных мер. В-третьих, абсолютно не были проработаны пути создания пресловутых «миллионов собственников», в которые должны были превратиться честные труженики. В частности, не было понятно, каким образом реформаторы собирались столь радикально и в кратчайшие сроки изменить психологию людей, которых советская власть за 70 лет полностью разучила работать. Подобного мировая история просто не знала. В-четвёртых, никто, видимо, и не думал серьёзно о социальной защите тех людей, которые не смогут, в силу тех или иных объективных или субъективных причин, приспособиться к новым, рыночным общественным отношениям.В-пятых, экономические преобразования рассматривались в отрыве от проблемы коррупции в государственном аппарате – той коррупции, которая душила все благие начинания и тогда, и позже.
Однако, пожалуй, самые главные факторы, работавшие против успешного проведения, не имеет смысла искать в экономической сфере жизни «перестроечного» общества. Их надо искать и сфере мировой политики и экономики, а ещё больше – в политических преобразованиях внутри самого Советского Союза. Одну из них, правда, менее важную, несложно сформулировать, исходя из тех знаний, которые вы получили на предыдущем занятии. Это резкое снижение цен на нефть на мировом рынке.Данный фактор обнажил тот, на самом деле, непреложный факт, что пресловутое «процветание» во времена «золотого века» застоя – это не более, чем грандиозная «храмина на песке».
Но самое главное в том, что экономический кризис, в основном, был обусловлен именно политическими преобразованиями М.С. Горбачёва, ввергшего, по нашему глубокому убеждению, страну в бездну «третьей Смуты». Обратимся к фактам, расположив их в хронологической последовательности. С лета того же 1987 г. власти объявили о начале «гласности» - так тогда называли свободу слова. Эта свобода вначале была, разумеется, тоже относительной, скорее представляя собой контролируемое властями смягчение цензуры. Примерно через год, в июне 1988 г., наXIXпартконференции утверждается новый, юридически высший орган власти – Съезд народных депутатов СССР и подобные же съезды в союзных республиках. В мае 1989 г., впервые в истории советского государства, в течение 12 дней работаетIСъезд народных депутатов СССР, избранный на основепринципа альтернативности.Огромную роль в событиях рассматриваемого времени сыграл один из выдающихся деятелей диссидентского движения – А.Д. Сахаров, возвращённый М.С. Горбачёвым из ссылки в 1986 г. Во многом благодаря его усилиям была отменена ст. 6 Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС в советском обществе. Однако, это произошло уже после смерти выдающегося мыслителя и ученого, последовавшей 14 декабря 1989 г.
Тогда же появляется масса общественно-политических организаций, в самой КПСС наряду с центристским большинством впервые со времён известного вам постановления Xсъезда РКП (б) 1921 г. появляются фракции – «Марксистская платформа», во главе с профессором Сергеевым, и «Демократическая платформа». При всех положительных последствиях подобного положения дел следует всё же признать горькую истину: при полном отсутствии политического опыта страна стала очень напоминать корабль без руля и без ветрил.Государственной мудрости и даже элементарного чувства ответственности ни у консерваторов, ни у реформаторов очень часто не было.Однако, возможно, даже при всех этих, надо признать, крайне неблагоприятных условиях нашей стране, возможно, не пришлось бы пережить такого страшного экономического кризиса, если бы не последовавший за этими событиямираспад СССР.
Выводы.
Углубляющийся кризис советского общества подвиг руководство страны в середине 80-х гг. провозгласить начало преобразований, которые, правда, фактически стали набирать обороты только через два года. Были проведены серьёзные экономические реформы. Однако, они были крайне непродуманными, поскольку не учитывали нескольких важнейших факторов. В результате не был создан широкий слой частных собственников, которые бы получили государственное имущество по труду, и смогли бы им эффективно воспользоваться во благо и себе, и стране. Одновременно были проведены ещё более неподготовленные политические преобразования, приведшие к созданию многопартийности и плюрализма. Этим общество также не смогло эффективно воспользоваться, оставшись как бы «без руля и без ветрил». Однако, причины страшного системного кризиса рубежа 80-х и 90-х гг. невозможно понять без учёта основного отрицательного фактора тех решающих лет – распада огромного государства.
2. Ссср в 1990-1991 гг. И его агония. События сентября-октября 1993 г. И принятие Конституции России.
Рассмотрение второго вопросатемы включает в себя необходимость анализа, как эйфория борьбы с коммунизмом незаметно спровоцировала борьбу с государством вообще. В данной связи очень показательна судьба и историческая роль упомянутого выше А.Д. Сахарова. Единственный из всего Комитета по конституционной реформе СССР, он составил свой собственный проект Основного закона государства. Рассматривая, однако, его идеи, легко заметить, что их реализация ввергла бы страну во мрак. Все автономии должны были стать отдельными суверенными государствами в составе «Европейско-Азиатского Союза», никаких других форм самостоятельности народов не предусматривалось. Тот факт, что почти во всех национально-территориальных образованиях преобладали русские, А.Д. Сахаров попросту проигнорировал, что стало бы, даже в случае сохранения союзного государства, ещё одной «миной замедленного действия» внутри СССР.
Обратимся, однако, к событиям того времени в хронологическом ключе. К началу 1990 г. стали заметны первые по-настоящему серьёзные симптомы ослабления государственности. Многие из сложившихся новых политических сил являлись откровенно сепаратистскими, шовинистическими.Ещё в 1988 г. начинается война между азербайджанцами и армянами в Нагорном Карабахе, которая привелак изгнанию первых из автономной области и резне в январе 1990 г. армян в Баку,который всегда славился как огромный многонациональный город, известный своей терпимой атмосферой. Когда происходили чудовищные акты насилия, союзное руководствопозорно медлило.После же их окончания М.С. Горбачёв вводит в Баку войска, что крайне озлобило азербайджанцев,но не спасло уже практически никого.В 1989-1990 гг. имели место не менее страшные вспышки насилия в Фергане и Оше в Ферганской долине. Наконец, начался и выход ряда союзных республик из состава Советского Союза.
11 марта 1990 г. Верховный Совет Литовской ССР провозгласил выход Литвы из состава союзного государства. Вскоре за ним последовали соответствующие органы сначала Эстонии, а затем и Латвии.Стремясь упорядочить государственную систему, в том же марте 1990 г. М.С. Горбачёв добивается избрания себяПрезидентом страны– первым и последним. Однако, это практически ничего не дало, тем более, что избирал его не народ, уже находившийся частично под властью шовинистических идей, а всего лишьIIIСъезд народных депутатов СССР. Последний факт, разумеется, всегда давал повод говорить о нелигитимности его власти.
В 1990-1991 гг. имел место «парад суверенитетов»- массовое провозглашение своей независимости республиками СССР и автономных образований внутри РСФСР и других республик СССР. В союзных республиках появляются свои Президенты. Так, первый Президент РСФСР Б.Н. Ельцин был избран в июне 1991 г. всенародным голосованием. Пользуясь тем, что процедура выхода из состава страны была декларирована в Конституции,но её конкретный механизм не был записан нигде,партийная элита на местах, стремясь к фактически бесконтрольной власти, подняла настоящую волну шовинизма и русофобии. Надо сказать, что подобному положению дел весьма способствовала политика СМИ в эти годы. В августе 1990 г. был принят соответствующий Закон о печати. Согласно данному документу,была отменена цензура.Наряду с огромными положительными последствиями, этот документ фактически узаконил пропаганду насилия и порнографии. Кроме того, практически все журналисты, имевшие вес тогда, повинны в настоящей травлене только всего, связанного с СССР и советским строем, но и русской государственности, истории и культуры.При этом «забывались» многие неудобные для новых лидеров факты. Например, тот факт, что в экономику Литвы за 50 лет советской власти было вложено 75 миллиардов рублей. Не менее интересно и то, что эта республика получила от Советского Союза выход к морю, т.е. Клайпедский район, отторгнутый в марте 1938 г. Германией, а также Вильнюсский край, захваченный Польшей.
На внеочередном XXVIII съезде КПСС, открывшемся летом 1990 г., партийная элита заявила о построении «демократического социализма»,но лимит доверия к коммунистическим идеалам был уже подорван. Чтобы сохранить Советский Союз и предотвратить его распад, горбачёвское руководство 17 марта 1991 г. провело референдум по вопросу о сохранении Союза. Большинство граждан во всех республиках, кроме прибалтийских, высказалось за его сохранение. Однако, в эти месяцы СМИ очень интенсивно «перековывали» людей, рисуя независимость едва ли не как рай земной. В таких условиях большинство элиты на местах смогло проигнорировать результаты этого важнейшего народного голосования.
Потеряв контроль над общественным мнением, М.С. Горбачёв в апреле 1991 г. начинает прямые переговоры с этими «перевёртышами», ещё вчера клявшимися в верности коммунизму. По названию президентской резиденции – Ново-Огарёво – эти переговоры вошли в историю как «ново-огаревский процесс». В конце концов, 8 из 15 республик согласить подписать новый Союзный договор о создании «Союза суверенных государств» (ССГ).Это государство соединяло бы в себе черты федерации и конфедерации, союзный центр превращался из правящего в координирующий, т.е. его полномочия должны были стать очень узкими. В ходе переговоров больше всего прав требовали, как это ни странно, именно лидеры восточнославянских республик, всегда имевших системосозидающее значение для нашего государства – России и Украины (Б.Н. Ельцин и Л.М. Кравчук).