ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2024

Просмотров: 645

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекционные материалы.

Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX в.

План лекции.

1. Историческое знание, его формы и функции.

2. Понятие и классификация исторических источников.

3. Методы, теория и методология исторической науки.

1. Богословский (теологический) подход.

2. Субъективизм.

3. Позитивизм.

4. Постпозитивизм и постмодернизм.

5. Марксизм.

6. Цивилизационный подход.

4. Основные направления и школы отечественной историографии.

5. Место России во всемирной истории. Российский исторический опыт в контексте мировой истории.

Вопросы для самопроверки

Основная:

Лекция № 2. Истоки славян и Руси. Древняя Русь.

План лекции.

Введение.

1. Проблема этногенеза восточных славян и вопрос об этнониме «Русь». Внешний фактор в истории Древней Руси.

2. Становление древнерусского государства, его социальная сущность. Культура Древней Руси.

Заключение.

Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Ордынское нашествие XIII в., крестоносный натиск и их последствия. «Дюденева рать» 1293 г.

2. Основные модели социального развития русских земель в XIII-XV вв. Культура Руси XIII-XV вв.

Заключение

Вопросы для самопроверки.

Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

3. Сословия на Руси к началу XVI в. Эволюция сословий в XVI-XVII вв.

1. Русь в XVI в. Реформы 1550-х гг. И опричнина Ивана IV.

2. Русь в XVII в., культура страны в XVI-XVII вв. И церковный Раскол.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

2. Реформы Петра I.

3. Сословная политика Петра I и его преемников в XVIII в. Раскрепощение дворян и рост их сословных привилегий.

Заключение.

Вопросы для самопроверки.

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Роль природного фактора в экономике и истории России до XIX в.

2. Особенности и основные этапы экономического развития России до XVIII в. Собственность в России в доиндустриальную эпоху.

3. Модернизация России в XVII –XVIII вв.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Внутреннее развитие России в дореформенное время.

2. Внешняя политика России в XIX в.

3. «Великие реформы» 60-70-х гг. XIX в. И контрреформы. Развитие русской экономики в пореформенное время.

4. Общественная мысль и особенности общественных движений России XIX века. Русская культура XIX в.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Основная:

Дополнительная:

Раздел II. Россия в 1900-1985 гг.

План лекции.

Введение.

1. Реформы начала XX в. В России. Политические партии России начала XX в.

2. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX вв. Первая Мировая война.

3. Революция 1917 г. И ее социальная сущность. Гражданская война и интервенция, события 1921-1929 гг.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

Введение.

1. Коллективизация и индустриализация, их причины, ход, последствия и значение в истории страны. Социальный смысл коллективизации.

2. Сталинизм и его социальная сущность.

3. Внешняя политика ссср в 1929-1941 гг. Ссср в 1941-1943 гг.

4. Ссср в 1944-1945 гг., союзники, тыл и оккупированные врагом территории в годы войны. Внешняя политика нашей страны в 1945-1953 гг.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

1. Частичная десталинизация и противоречия хрущевского периода отечественной истории.

3. «Холодная война» в середине 40-х – середине 80-х гг. XX в. И ее роль в истории России и мира.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

1. Булыгина т.А. Общественные науки в ссср в середине 50-х – первой половине 80-х гг. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2001. – 55 с.

Раздел III. Россия со времени начала перестройки до наших дней.

План лекции

1. Ход перестройки в 1985-1990 гг.

2. Ссср в 1990-1991 гг. И его агония. События сентября-октября 1993 г. И принятие Конституции России.

3. Внешняя политика ссср и России в 1985-1993 гг. Капитуляция перед Западом.

4. Культура ссср и России в 1985-1993 гг. Возрождение роли религии в обществе.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции

Введение.

1. Реформы б.Н. Ельцина и их социальный смысл. Вопрос об общественном строе тогдашней России.

2. Внешняя политика России в 1993-1999 гг. Внешняя политика в.В. Путина.

3. «Чеченские войны» и их значение в истории современной России.

4. Внутренняя политика в.В. Путина.

5. Культура России в конце XX – начале XXI вв.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

По всей видимости, правы те авторы, например В.В. Кожинов, которые рассматривают революцию 1917 г., в первую очередь, как событие, обусловленное социально-психологическим кризисом и кризисом верхов. В решающий момент правящая элита тогда не остановила анархию. Народ же, под влиянием революционной пропаганды, потерял традиционные морально-нравственные ориентиры. Таким образом, мы рискуем охарактеризовать революцию 1917 г., как и, впрочем, революцию 1905-1907 гг. надломом русской цивилизации, в первую очередь, имеющим корни в антигосударственной и антипатриотической общественной психологии конца XIX – начала XX вв. Перелом в общественном сознании произошел в связи с двумя обстоятельствами - заключением 3 марта 1918 г. Брестского мира, согласно которому были отданы 780 тысяч квадратных километров территории с населением 56 млн. человек (треть населения страны в царское время). Гражданская война, интервенция государств Антанты, вторжение германских и австро-венгерских войск имели для нашей страны поистине чудовищные последствия. На поле боя, от голода, эпидемий, в застенках большевиков и белых диктатур, в межэтнических и межконфессиональных чистках погибло не менее 8 млн. человек, ещё примерно 2 млн., в основном, вся прежняя элита, бежали из страны. Страна значительно обеднела и обезлюдела.

Можно практически с полной уверенностью гарантировать, что большевики всё равно не смогли бы удержаться у власти, если бы не ещё одно обстоятельство. Большевики, в отличие от своих противников, использовали массовый террор, истребляя целые социальные группы. Их террор, к тому же, носил превентивный характер. Иными словами, истреблялись люди и даже целые общественные группы, которые не просто представляли опасность для новой власти, но хотя бы в принципе могли быть опасные ей когда-нибудь. Примерно, с весны 1921 г., начинается серия восстаний, охвативших большую часть территории страны. Наиболее грандиозными были Тамбовское и Ишимское восстания. Эсеры же играли в этих событиях лишь второстепенную роль. По всей видимости, в событиях 1921 г. следует видеть третью в истории Руси крестьянскую войну, превзошедшую по своим масштабам собственно гражданскую войну.

Всё же на X съезде РКП (б), собравшемся в том же марте месяце, испуганные размахом движения, большевики отменили продразверстку и заменили ее так называемым продналогом. На этом же съезде была провозглашена «новая экономическая политика» (НЭП). Были разрешены товарно-денежные отношения, а в ограниченных масштабах – аренда, найм рабочей силы и т. д. НЭП следует характеризовать как неустойчивую командно-рыночную экономическую систему. Внешняя политика государства в первые годы существования советской власти, в основном, сводилась к «разжиганию пожара мировой революции» и к обеспечению международного признания РСФСР и СССР.



Вопросы для самопроверки

1. Насколько в начале XX в. был актуальным рабочий вопрос?

2. Можно ли назвать дореволюционную Россию «тюрьмой народов» и вообще «империей» в западноевропейском значении данного термина?

3. Расскажите о проектах Н.Н. Кутлера – С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

4. Было ли отступление русских войск в 1915 г. достаточным основанием, чтобы говорить о полном поражении России в войне, о неспособности правительства и генералитета привести страну к победе?

5. Можно ли согласиться с учеными, которые полагают, что большевики смогли выиграть гражданскую войну потому, что они выиграли «битву за середняка»? Аргументируйте свою позицию.

6. Можно ли назвать события 1921 г. третьей в истории Руси крестьянской войной?

7. Можно ли считать СССР федеративным государством? Аргументируйте свою позицию по данной проблематике.

Литература Основная:

1. Карпачёв С.П. История России. М., 2011. (электронный ресурс - электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»www.biblioclub.ru).

2. Кривошее Ю.В. и др. История России. М., 2011. (электронный ресурс - электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»www.biblioclub.ru)

3. Куликов В.И. История государственного управления в России. – М., 2003.

4. Щепетов В.И. История государственного и муниципального управления в России. М., 2004.

Дополнительная:

1. Арутюнов А. Досье Ленина без ретуши: Док. факты свидетельства. – М. Вече, 1999. – 655 с.

2. Грациози А. Великая крестьянская война в СССР. Большевики и крестьяне. 1917-1933. – М.: РОССПЭН, 2001. – 96 с.

3. За Советы без коммунистов: Крестьянское восстание в Тюменской губернии 1921гг: Сб. док./Сост. В.И. Шишкин. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. – 740 с.

4. Опыт неосознанного поражения: Модели революционной культуры 20-х годов: Хрестоматия/Сост. Т.А. Белая. – М.: РГТУ. 2001. – 455 с.

5. Блатенберг Ш. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма: Пер. с нем. – СПб.: Журнал «Нева», 2000. – 414 с.

6. Русский конституционализм: От самодержавия к конституционно–парламентской монархии: Ст. док./ Сост. А.В. Гоголевский.–М., 2001.– 489 с.

7. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России: Реформы и российское хозяйство в XIX-XX вв. – СПб.: Наука, 1999. – 790 с.

8. Советская деревня глазами ВЧК-ОТПУ-НКВД. – 1918-1939гг.: Док. и материалы: В 4 т. – Т.1. 1918-1922/Сост. и авт. вступ. ст. Л. Борисова и др. – М.: РОССПЭН, 2000. – 861 с.; Т. 2. 1923-1929 гг. / Ред. А. Карелович, В. Данилов. – М.: РОССПЭН, 2000. – 1168 с.


9. Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа. – М.: Памятники исторической мысли, 2001. – 304 с.

10. Уткин А.И. Забытая трагедия: Россия в Первой Мировой войне. – Смоленск: Русич, 2000. – 640 с.

Лекция № 9. СССР в 30-х – середине 50-х гг. XX в.

Дидактические единицы ГОС ВПО, раскрываемые на данной лекции:

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура и внешняя политика СССР в послевоенные годы. «Холодная война».

План лекции.

1. Коллективизация и индустриализация, их причины, ход, последствия и значение в истории страны. Социальный смысл коллективизации.

2. Сталинизм и его социальная сущность.

3. Внешняя политика СССР в 1929-1941 гг. СССР в 1941-1943 гг.

4. СССР в 1944-1945 гг., союзники, тыл и оккупированные врагом территории в годы войны. Внешняя политика нашей страны в 1945-1953 гг.

Основные вопросы для проверки готовности аудитории к изучению данной темы:

1. Подумайте, насколько в начале XX в. был актуальным рабочий вопрос. Было ли в то время положение пролетариата невыносимым?

2. Можно ли назвать дореволюционную Россию «тюрьмой народов» и вообще «империей» в западноевропейском значении данного термина? Приведите свою аргументацию по данной проблематике.

3. Расскажите о проектах Н.Н. Кутлера – С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

4. Почему, как Вы думаете, мирные инициативы Николая II и его инициативы по запрещению наиболее «истребительных» методов ведения войны вызвали резко негативную или, по меньшей мере, весьма настороженную реакцию в Европе, особенно в Германии?

5. Можно ли согласиться с тем, что основная причина русского поражения в войне с Японией 1904-1905 гг. «находилась» в Европе, а не в Азии?

6. Почему кровавый переворот в ночь с 28 на 29 мая 1903 г. в белградском конаке сыграл столь серьезную роль в европейской политике?

7. Почему Великобритания окончательно «хоронит» в начале XX в. концепцию «блестящей изоляции»?


8. Было ли отступление русских войск в 1915 г. достаточным основанием, чтобы говорить о полном поражении России в войне, о неспособности правительства и генералитета привести страну к победе?

9. Можно ли назвать события 1921 г. третьей в истории Руси крестьянской войной? Какое место в них занимает Кронштадтское восстание?

10. Что такое «план автономизации»?

11. Как создавался Советский Союз? Можно ли считать его федеративным государством? Аргументируйте свою позицию по данной проблематике.

12. Как Вы думаете, почему именно Германия в 1922 и 1926 гг. пошла на серьезные шаги в организации сотрудничества с новой Россией?

13. Какую роль взаимоотношения между Красной Армией и рейхсвером в 20-е гг. сыграли в истории Германии и нашего Отечества?