ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.11.2024
Просмотров: 621
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX в.
1. Историческое знание, его формы и функции.
2. Понятие и классификация исторических источников.
3. Методы, теория и методология исторической науки.
1. Богословский (теологический) подход.
4. Постпозитивизм и постмодернизм.
4. Основные направления и школы отечественной историографии.
5. Место России во всемирной истории. Российский исторический опыт в контексте мировой истории.
Лекция № 2. Истоки славян и Руси. Древняя Русь.
2. Становление древнерусского государства, его социальная сущность. Культура Древней Руси.
1. Ордынское нашествие XIII в., крестоносный натиск и их последствия. «Дюденева рать» 1293 г.
2. Основные модели социального развития русских земель в XIII-XV вв. Культура Руси XIII-XV вв.
3. Сословия на Руси к началу XVI в. Эволюция сословий в XVI-XVII вв.
1. Русь в XVI в. Реформы 1550-х гг. И опричнина Ивана IV.
2. Русь в XVII в., культура страны в XVI-XVII вв. И церковный Раскол.
1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
1. Роль природного фактора в экономике и истории России до XIX в.
3. Модернизация России в XVII –XVIII вв.
1. Внутреннее развитие России в дореформенное время.
2. Внешняя политика России в XIX в.
4. Общественная мысль и особенности общественных движений России XIX века. Русская культура XIX в.
Раздел II. Россия в 1900-1985 гг.
1. Реформы начала XX в. В России. Политические партии России начала XX в.
2. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX вв. Первая Мировая война.
2. Сталинизм и его социальная сущность.
3. Внешняя политика ссср в 1929-1941 гг. Ссср в 1941-1943 гг.
1. Частичная десталинизация и противоречия хрущевского периода отечественной истории.
3. «Холодная война» в середине 40-х – середине 80-х гг. XX в. И ее роль в истории России и мира.
Раздел III. Россия со времени начала перестройки до наших дней.
1. Ход перестройки в 1985-1990 гг.
3. Внешняя политика ссср и России в 1985-1993 гг. Капитуляция перед Западом.
4. Культура ссср и России в 1985-1993 гг. Возрождение роли религии в обществе.
1. Реформы б.Н. Ельцина и их социальный смысл. Вопрос об общественном строе тогдашней России.
2. Внешняя политика России в 1993-1999 гг. Внешняя политика в.В. Путина.
3. «Чеченские войны» и их значение в истории современной России.
4. Внутренняя политика в.В. Путина.
4. Внутренняя политика в.В. Путина.
Четвертый вопрос данного занятия посвящен рассмотрению нескольких основных проблем, частично решенных, а частично еще почти и не рассматривавшихся В.В. Путиным, ставшим Президентом страны 26 марта 2000 г. Вторым по количеству голосов тогда был Г.А. Зюганов, третьим - А.М. Тулеев.
В начале правления В.В. Путина, провозгласившего, в частности, курс на «диктатуру закона», можно выделить следующие основные проблемы внутренней политики (исключая чеченский вопрос, рассмотренный выше):
- опасность раскола страны вследствие серьёзных сепаратистских тенденций в ряде регионов, например, в Татарии, Башкирии и Туве;
- тихое «расползание» федерации путём раскола единого российского правового поля;
- тяжелейший кризис в экономике государства;
- появление могущественной «новой знати» - так называемых олигархов, подмявших под себя всё и вся;
- демографический кризис в обществе;
- почти полный развал в сельском хозяйстве России.
Как легко заметить, перечень этот далеко не полон, а все вышеозначенные проблемы переплетаются между собой в единый клубок, где отдельные «нити» обуславливали друг друга.По прошествии всех этих лет, к сожалению, следует констатировать, что кардинально В.В. Путин решил (будем надеяться!) лишь первые проблемы, экономические же проблемы и проблему олигархов, в лучшем случае, решены только частично. Что же качается демографического и сельскохозяйственного кризисов,то ещё не было даже серьёзных попыток их решения.
Вначале следует обсудить вопрос о предотвращении ныне действующим Президентом раскола России, в том числе и путем сохранения единого федерального правового пространства. Видимо, в конце правления Б.Н. Ельцина определёнными кругами на Западе прорабатывался даже сценарий полного распада самой России.К примеру, в таком серьёзном научном журнале, как «Вопросы экономики», появилась статья, автор которой выступал за выход Сибири из состава России и образования ею особого государства под названием«Северо-Азиатские Соединённые Штаты».В других СМИ, как печатных, так и электронных, можно было прочитать или услышать ещё и не такое. Всерьёз даже задавался вопрос о том, что же вообще связывает различные регионы России, и не следует ли намразделиться на 89 государств. Подобного, к счастью, не произошло, российская государственность, пусть и до крайности ослабевшая, всё же сохранилась. В этом, пожалуй, основная заслуга ныне действующего Президента.
Детали его действий, разумеется, часто неясны, но общую их канву уже возможно, по всей видимости, понять. Кое-где В.В. Путину помогло и то обстоятельство, что Россия во многих регионах страны выполняет очень важную функцию арбитра в межэтнических отношениях.Особенно важно то, что В.В. Путин смог нейтрализовать сепаратистские тенденции двух наиболее мощных республик с очень амбициозной элитой - Башкирии и, особенно, Татарии – достаточно простыми, но действенными во все времена средствами – экономическими. Во-первых, государство стало платить за сернистую башкирскую нефтьпочти по цене гораздо более качественной тюменской.Во-вторых, согласно некоторым сообщениям прессы, в первые годы правления В.В. Путина86% из федерального дотационного фондаперечислялись, вопреки широко распространённому мнению, не в бюджет Чечни, а в бюджет Татарии и Башкирии.
Разумеется, в решении данной проблемы Президенту помогли и многие другие факторы, которыми он мастерски воспользовался. Мы имеем здесь в виду, в частности, старые традиции добрососедства поволжского интернационального «котла» народов и вер,многонациональный состав населения самих рассматриваемых республик, в том числе и наличие большой татарской диаспоры в Башкирии, трения между самими татарами и башкирами. Серьёзное отрезвляющее значение имел, видимо, и пример чеченских событий.Однако, видимо именно экономические факторы политики В.В. Путина в данном вопросе сыграли решающую роль.Так, видимо, можно объяснить резкое изменение и риторики, и реальной политики лидеров рассматриваемых регионов Среднего Поволжья. Впоследствии Минтимер Шаймиев, –человек, который едва ли не предал анафеме даже Куликовскую битву,– был даже введён в состав основных трёх лидеров пропрезидентской «Единой России». Несмотря на то, что этот и подобные факты, разумеется, вызывают неоднозначную оценку, нельзя не признать, что подобная гибкость В.В. Путина принесла очень много пользы российской государственности, а значит, и гражданам России.
В других регионах страны политика Президента была аналогичной, также направленной на предотвращение «тихого» «расползания» федерации. Он, в частности, смог заставить работать по-настоящему Конституционный Суд Российской Федерации. Данный орган стал, в массовом порядке, отменять те нормативно-правовые акты регионов, которые противоречили Основному закону страны.Например, весной 2001 г. был отменён закон Республики Адыгея, предоставлявший данному субъекту федерации почти все доходы от эксплуатации недр республики. Правда, надо отметить, что в Основных законах ряда российских регионов сохранились реликты времён ослабления российской государственности. В частности, в Конституции Татарстана эта республика признаётсясубъектом международного правасо всеми вытекающими из этого положения последствиями.
Экономическое положение России во время правления В.В. Путина несколько улучшилось. Правда, некоторое улучшение положения , в частности, первые действенные меры, связанные с организацией бесперебойной выплаты заработной платы и пенсий работникам бюджетной сферы, были предприняты Правительством Е.М. Примакова. Одновременно следует отметить, что основной причиной этого является повышение мировых цен на нефть и газ. Пока Президент не смог добиться здесь радикального перелома.Чтобы понять, почему этого не произошло, необходимо рассмотреть все наиболее значимые зигзаги взаимоотношений В.В. Путина с «новой знатью» страны («олигархами») – от первых «лобовых» атак, выразившихся, в частности, в аресте В.В. Гусинского в июне 2000 г., до нынешней, более тонкой политики. Проблема же олигархов, разумеется, теснейшим образом связана с экономическими проблемами постсоветской России.Дело в том, что в наше время около 1500 человек, т.е. 0,00001% населения, владеют более, чем половиной национального дохода страны, тогда как 85% населения России владеют 7% национального дохода. Как легко понять, такой совершенно удивительный и не имеющий на Западе аналогов перекос вызывает множество отрицательных последствий, в том числе и фактическое подчинение политической власти новоявленным «боярам». При всём при том ясно, что данные гигантские капиталы создавались нечестным путём.
Всем было не в меньшей степени ясно, что любой Президент в таких условиях захочет стать Президентом,Президентом не только по имени. Однако, первая же проба сил – арест главы холдинга «Медиа-Мост» В.В. Гусинского в июне 2000 года – тут же сплотила олигархов, незадолго перед этим ожесточённо враждовавших между собой. Видимо, самые богатые люди страны, по крайней мере, сплотившись, были (и есть) сильнее главы государства.С данным обстоятельством, к сожалению, фактически приходится считаться всем гражданам России.Поэтому В.В. Путину поначалу пришлось отпустить В.В. Гусинского и отказаться от намерения решить вопрос цивилизованно, с помощью суда, который, как известно, обязан подчиняться только закону, а не лоббистским группировкам, порой, к тому же, более чем щедро финансируемым из-за рубежа.
Судя по некоторым косвенным признакам, после этого Президент решил действовать очень осторожно, не доводя олигархов до крайности, заключив с ними нечто вроде негласного соглашения. В.В. Путин давал обещание не покушаться на жизнь и собственность новой высшей знати. Олигархи же, по всей видимости, отказались от стремления контролировать политическую власть и значительно увеличивать свои капиталы.Наиболее одиозной фигуре ельцинской России – Б.А. Березовскому – явно были предложены гораздо более жёсткие условия. В результате он отказался от депутатского мандата и уехал из страны. М. Ходорковский нарушил оба негласных пункта соглашения: заявил, что будет баллотироваться на пост Президента и объединил две гигантские империи современной России – «ЮКОС» и «Сибнефть». К тому времени В.В. Путин, насколько можно понять, укрепил свои позиции и внутри, и вне страны, и стал действовать и более решительно, и более эффективно.«Сделка века» была расторгнута, «ЮКОС», после долгих перипетий, был куплен государственной компанией «Роснефть», а сам предприниматель-мошенник оказался в тюрьме.
По событиям последних лет можно уже с определённой уверенностью сказать, что Президент переходит в наступление. За 13 миллиардов долларов государство покупает «Сибнефть» - одну из крупнейших нефтяных компаний не только России, но и мира.Ещё раньше, явно не без помощи новой высшей политической элиты, некоторые второстепенные нефтяные компании получают преимущественные права в бизнесе. Например, к величайшему удивлению очень и очень многих, в 2002-2003 гг. суд решил одно важное дело не в пользу «ЮКОСа», а в пользу «Севнефти», и именно эта компания получила право разрабатывать огромные месторождения на территории Ненецкого автономного округа. В начале же 2006 г. Генеральная прокуратура стала серьёзно добиваться от властей Великобритании выдачи Б.А. Березовского как уголовного преступника.
К настоящему времени можно уже констатировать, что В.В. Путин смог поставить под государственный контроль самую богатую отрасль экономики страны в наше время – нефтегазовую. Особую надежду питает тот многозначительный факт, что он поставил её именно под контроль государства а не свой собственный или же под контроль близких ему людей.Таким образом, можно рассчитывать на то, что«убивший Дракона не станет Драконом сам»,подобно тому, как это сделали в своё время и М.С. Горбачёв, и Б.Н. Ельцин, постепенно ставшие людьми, ненавистными большинству населения страны. Разумеется, в этом подчинении крупного нефтяного бизнеса государству тоже есть определённые минусы, о которых подробно и со вкусом говорит праволиберальная пресса. Однако, ныне действующий Президент, надо отдать ему должное, старается таким образом выйти из того совершенно невыносимого положения, в которое олигархи ввергли страну.
Наконец, стоит сказать несколько слов относительно тез двух проблем, решать которые В.В. Путин, собственно говоря, ещё не начинал. Речь идёт о демографическом и сельскохозяйственном кризисах, постигших нашу страну в постсоветские времена. Судя по всему, недостаточное внимание к ним может стоить стране очень дорого. Когда в России смениться поколение, её население составит максимум 60% от нынешнего. Особенно катастрофическим будет положение дел у государствообразующего народа – у русских. В большинстве современных семей – по одному ребёнку или же вообще нет детей.
Для почти не населённой по западным стандартам страны, обладающей колоссальными природными ресурсами, это гибельно.Разумеется, такого страшного падения рождаемости, как это было в ельцинские времена, уже нет, но необходимо именнорадикальное улучшение.Более, чем робкие попытки решить данную проблему, имеющие место, в частности, в Астраханской области, на самом деле не меняют практически ничего. Не менее гибельно, чем «простое» вымирание, и стремление выправить ситуацию с помощью приглашения большого количества иммигрантов. Подобные попытки, как помнят все, едва не привели Польшу и Чехию к «растворению» в чуждой этнокультурной среде. Стратегически неверными, по нашему глубокому убеждению, являются и порой весьма изощрённые рецепты, ставящие своей целью «превращение» китайцев или представителей иных народов в «россиян». Подобные «россияне» всё равно будут представителями совсем иных цивилизаций, чем современные граждане России.