ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.11.2024
Просмотров: 589
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX в.
1. Историческое знание, его формы и функции.
2. Понятие и классификация исторических источников.
3. Методы, теория и методология исторической науки.
1. Богословский (теологический) подход.
4. Постпозитивизм и постмодернизм.
4. Основные направления и школы отечественной историографии.
5. Место России во всемирной истории. Российский исторический опыт в контексте мировой истории.
Лекция № 2. Истоки славян и Руси. Древняя Русь.
2. Становление древнерусского государства, его социальная сущность. Культура Древней Руси.
1. Ордынское нашествие XIII в., крестоносный натиск и их последствия. «Дюденева рать» 1293 г.
2. Основные модели социального развития русских земель в XIII-XV вв. Культура Руси XIII-XV вв.
3. Сословия на Руси к началу XVI в. Эволюция сословий в XVI-XVII вв.
1. Русь в XVI в. Реформы 1550-х гг. И опричнина Ивана IV.
2. Русь в XVII в., культура страны в XVI-XVII вв. И церковный Раскол.
1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
1. Роль природного фактора в экономике и истории России до XIX в.
3. Модернизация России в XVII –XVIII вв.
1. Внутреннее развитие России в дореформенное время.
2. Внешняя политика России в XIX в.
4. Общественная мысль и особенности общественных движений России XIX века. Русская культура XIX в.
Раздел II. Россия в 1900-1985 гг.
1. Реформы начала XX в. В России. Политические партии России начала XX в.
2. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX вв. Первая Мировая война.
2. Сталинизм и его социальная сущность.
3. Внешняя политика ссср в 1929-1941 гг. Ссср в 1941-1943 гг.
1. Частичная десталинизация и противоречия хрущевского периода отечественной истории.
3. «Холодная война» в середине 40-х – середине 80-х гг. XX в. И ее роль в истории России и мира.
Раздел III. Россия со времени начала перестройки до наших дней.
1. Ход перестройки в 1985-1990 гг.
3. Внешняя политика ссср и России в 1985-1993 гг. Капитуляция перед Западом.
4. Культура ссср и России в 1985-1993 гг. Возрождение роли религии в обществе.
1. Реформы б.Н. Ельцина и их социальный смысл. Вопрос об общественном строе тогдашней России.
2. Внешняя политика России в 1993-1999 гг. Внешняя политика в.В. Путина.
3. «Чеченские войны» и их значение в истории современной России.
4. Внутренняя политика в.В. Путина.
Заключение
К началу XIII в. в результате беспрерывных междоусобиц Русь ослабела. В 1198-1227 гг. немцы завоёвывают Эстонию и Латвию. В 1240 г., благодаря измене немцы захватывают Псков и Псковскую землю, но это был их самый серьёзный успех. Уже в 1241 г. Александр Ярославич освободил эти территории и в Ледовом побоище нанёс Ордену тяжёлое поражение. 18 февраля 1269 г. произошло Раковорское сражение, ещё более масштабное, чем Ледовое побоище. Более страшной, чем крестоносцы, была Орда. В 1237-1241 гг. произошло ордынское нашествие на Русь под предводительством Батыя. В 1257-1259 гг. происходит первая перепись данеплательщиков на Руси. Все покорённые Ордой народы были обязаны предоставлять воинские контингенты. В 1262-1263 гг. Александр Невский смог спасти земли Северной Руси от участия в только что начавшихся ордынских междоусобицах. Последствия разорений XIII в. были многообразны. В первую очередь, это глубочайший системный кризис нашей страны. Ханы искусно поддерживали раздробленность и стравливали между собой князей. На место одних городов приходили другие. Причины возвышения Москвы были следующие. Это исключительно удачная внешняя политика Ивана Калиты, которая обеспечила его земле 40 лет мира. Кроме того, он купил у хана право собирать дань в чужих княжествах, что давало Москве значительные преимущества. Калита вёл продуманную налоговую политику, привлекая льготами крестьян, в том числе и из чужих княжеств, для расчистки пустошей и целины. Немалое значение имел её теснейший союз с Церковью. В XIII-XV вв. имело место и серьёзное взаимовлияние Руси и Орды. по ряду параметров Русь можно считать наследницей «сверхдержав» Великой Степи, в первую очередь, Орды. Сама же последняя распадается. 8 сентября 1380 г. в Куликовской битве она терпит страшное поражение. В 1480 г. без битвы иго было свергнуто.
Ордынское нашествие и иго привело к радикальнейшему изменению русского общества, даже более серьёзному, чем последующие петровские преобразования. Условно можно выделить 5 моделей общественного развития, имевших место в различных регионах страны. Их появление, в конечном итоге, зависит от наложения друг на друга двух факторов – степени вражеского, в первую очередь, ордынского давления, и наличия либо отсутствия собственной княжеской династии. В Москве существовала собственная княжеская линия. Давление Орды было здесь очень серьёзным, набеги и выплата дани и взяток ордынским сановникам привели к массовому обнищанию народа. Поэтому народное ополчение приходит в упадок. Сведения письменных источников о том, что князья собирают подчинённых им князей и воевод, а не народные ополчения, говорят о глубокой перестройке всей военной организации страны в XIV-XV вв. на новый лад. Князь всегда мог опереться на Орду против народа или какого-либо ещё внутреннего врага. Поэтому ни вече, ни бояре не смогли достичь здесь сколько-нибудь серьёзного влияния. Сильных боярских войск, равно как и боярских замков и цитаделей, здесь никогда не было. Боярское же землевладение не было серьезной опасностью для процессов централизации и усиления великокняжеской власти, ибо их вотчины, по традиции, дробились между сыновьями. В результате к концу XIV в. можно говорить о складывании в Москве монархии. Именно монархическая государственность подобного рода стала основой для централизации страны. Постепенно по всей Северо-Восточной Руси происходит ликвидация уделов. Появление довольно многочисленного профессионального дворянского войска и поддержка Церкви позволили Василию II Тёмному победить своего дядю – Юрия Дмитриевича - и его сыновей. Успехи сына Василия Васильевича - Ивана III - были ещё более впечатляющими.
Ядром русской культуры XIV-XV вв. был исихазм (от греческого «исихиа» – «священное безмолвие»). Это крайнее аскетическое направление в Православии, которое учило тому, что любой человек, даже не очень образованный, путём постоянного нравственного самосовершенствования, внутренней («умной») молитвы, особого молитвенного состояния может достичь единения с Богом («обожиться»). Параллельно исихасты очень высоко ставили подвиг служения людям, поэтому они совмещали крайнюю аскезу с активной общественной деятельностью. Все лидеры исихастов прославились как видные культурные или политические деятели. В живописи исихасты стремились показать не красоту этого мира, а красоту мира иного – «горнего» (высшего), не материю, а дух. Вершиной православного иконописания является творчество св. Андрея Рублёва. Наибольшую известность приобрела его икона «Троица Ветхозаветная», породившая массу подражаний.
Вопросы для самопроверки.
1. Какую военно-политическую организацию общества смог создать Тэмуджин, и чем она отличалась от традиционных монгольских образцов?
2. Какую роль в установлении ордынского ига сыграл Александр Невский?
3. Какую роль в истории Руси сыграли внутриордынские распри с участием темника Ногая?
4. Можно ли согласиться с мнением зарубежной историографии, согласно которому процесс дальнейшего дробления княжеств происходил стихийно, без участия степных властителей?
5. Пришел ли процесс олигархизации в Великом Новгороде к своему логическому завершению ко времени утраты им политической независимости в 1478 г.? Аргументируйте свою позицию.
6. Может ли только чужеземное влияние объяснить перипетии олигархизации Великого княжества Литовского и Русского?
7. Почему в богатых северных городах Руси XV века сохранились более древние вечевые институты, пришедшие в упадок в других регионах страны?
8. Можно ли объяснить возвышение Москвы природно-климатическими факторами?
9. Можно ли считать Русь наследницей «сверхдержав» Великой Степи?
10. В чем суть учения исихастов?
Литература
Основная:
1. Карпачёв С.П. История России. М., 2011. (электронный ресурс - электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»www.biblioclub.ru).
2. Кривошее Ю.В. и др. История России. М., 2011. (электронный ресурс - электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»www.biblioclub.ru)
3. Куликов В.И. История государственного управления в России. – М., 2003.
4. Щепетов В.И. История государственного и муниципального управления в России. М., 2004.
Дополнительная:
Бобров А.Г. Новгородские летописи XV в. – СПб., 2001. – 387 с.
Вернадский Г.В. История России. Монголы и Русь. – М.: АГРАФ; Тверь: ЛЕАН, 2000. – 477 с.
Вернадский Г.В. История России. Монголы и Русь. – М.: АГРАФ; Тверь: ЛЕАН, 2000. – 477 с.
Вернадский Г.В. История России. Россия в средние века. – М.: АГРАФ; Тверь: ЛЕАН, 2000. – 349 с.
Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 389 с.
Похлебкин В.В. Татары и Русь: От битвы на р. Сить до покорения Сибири. – М.: Международные отношения, 2000. – 192 с.
Тихомиров М.Н. Древняя Москва. XII-XV вв. Средневековая Россия на международных путях XIV-XV вв. – М.: Терра-Книжный клуб, 2000. – 430 с.
Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. – М.: Восточная литература, 2001. – 751 с.
Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. – М.: АГРАФ, 2000. – 565 с.
10. Хорошкевич А.Л. Русь и Крым. От союза к противостоянию. Конец XV-начало XVI вв. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 333 с.
Лекция № 4. Россия в XVI-XVII вв. и формирование сословной системы организации общества.
Дидактические единицы ГОС ВПО, раскрываемые на данной лекции:
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Формирование сословной системы организации общества. Эволюция форм собственности на землю. Крепостное право в России.
План лекции.
Русь в XVI в. Реформы 1550-х гг. и опричнина Ивана IV.
Русь в XVII в., культура страны в XVI-XVII вв. и церковный Раскол.
Сословия на Руси к началу XVI в. Эволюция сословий в XVI-XVII вв.
Основные вопросы для проверки готовности аудитории к изучению данной темы:
1. Могли ли новгородские бояре вести себя во время проведения вечевых собраний во времена Александра Ярославича так, как они вели себя в третьей четверти XV века?
2. Пришел ли процесс олигархизации в Великом Новгороде к своему логическому завершению ко времени утраты им политической независимости в 1478 г.?
3. Может ли только чужеземное влияние объяснить перипетии олигархизации Великого княжества Литовского и Русского?
4. Почему в богатых северных городах Руси XV века сохранились древние вечевые институты, пришедшие в упадок в других регионах страны?
5. Можно ли считать Русь наследницей «сверхдержав» Великой Степи?
Введение.
Целью настоящей лекции является рассмотрение разнообразных аспектов русской истории XVI-XVII вв. Вначале мы предполагаем раскрыть основные черты русской истории XVI в., в частности, реформы 1550-х гг. и особенности и социальный смысл опричнины Ивана IV. Это первая задача лекции. Все вышесказанное предполагает проблематика, предложенная на рассмотрение в первом вопросе данной темы. Особое значение в нашей нынешней теме занимает второй вопрос - вопрос о событиях отечественной истории XVII в., в том числе и таком противоречивом процессе, как церковный Раскол. Данные проблемы мы раскроем во втором вопросе лекции. Это вторая задача настоящего занятия. Необходимо выяснить, в чем своеобразие формирования и эволюции русских сословий предшествующего и указанного времени, связав данные процессы с вопросами внешней политики станы. Это третья задача лекции. После данных предварительных замечаний перейдем к разбору проблем, вынесенных на первый вопрос лекции.
3. Сословия на Руси к началу XVI в. Эволюция сословий в XVI-XVII вв.
Сословие - это социальная группа, которая выделяется, исходя из принципа юридически определённых прав и обязанностей её членов. Принадлежность к сословию является, как правило, наследственной. От последнего следует отличать класс – социальную группу, которая выделяется, исходя из фактического отношения к средствам производства – орудиям труда и предмета труда. Эти социальные группы пересекаются между собой, но не совпадают. К примеру, дворянин мог быть беднее крестьянина. Происхождение сословий, в конечном итоге, связано с верой древнего человека в наследуемость положительных и отрицательных качеств человека. Самыми ранними, судя по всему, на Руси были сословия свободных («людей») и рабов-холопов. В XI-XIII вв. в замкнутое сословие превратилось боярство, имевшее монополию на замещение высших государственных должностей. Потрясения ордынской эпохи серьёзно изменили ситуацию: в XIV-XVII вв. боярский сан на Руси жаловался уже только государем.
Много споров вызывает вопрос о появлении и ранних этапах развития на Руси условного землевладения. Земля давалась помещикам за службу, которая начиналась с 15 лет и продолжалась пожизненно. М.Н. Тихомиров и его сторонники полагают, что предшественниками дворянства были «милостники» древнерусского времени. Прямых данных для подобного вывода нет, и он привлёк данные «Законника» сербского короля Стефана Душана XIV в. Однако, в данном случае использовать этот памятник как поздний и иностранный нельзя. Первые достоверно известные поместья на Руси появляются не ранее XIV в. «Милостники» же XII-XIII вв. – это любимцы князя, которые могли происходить из различных общественных слоёв, от холопов до бояр. Ко второй трети XV в. дворянское войско, призванное заменить пришедшее в упадок народное ополчение, превращается в серьёзную военно-политическую силу. Во многом именно дворяне решили исход борьбы Москвы и северных городов 1425-1452 гг. Первоначально создание условного землевладения, как это ни парадоксально звучит, серьёзно не задевало интересы ни крестьянства, ни Церкви, ни бояр, поскольку в поместья, постепенно появлявшиеся на всей территории Руси, князья жаловали, в основном, пустоши или целину. Советская наука, в частности, Л.В. Черепнин, говорила о Руси XV в. как о феодальном обществе. Современный исследователь Ю.В. Кривошеев определяет его как земско-самодержавное, поскольку в условиях тяжёлых войн великие князья правили, опираясь на народ. В XV в. преобладало черносошное, т.е. относительно свободное крестьянство, и свободный посад. Позднее ситуация изменилась.