ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2024

Просмотров: 588

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекционные материалы.

Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX в.

План лекции.

1. Историческое знание, его формы и функции.

2. Понятие и классификация исторических источников.

3. Методы, теория и методология исторической науки.

1. Богословский (теологический) подход.

2. Субъективизм.

3. Позитивизм.

4. Постпозитивизм и постмодернизм.

5. Марксизм.

6. Цивилизационный подход.

4. Основные направления и школы отечественной историографии.

5. Место России во всемирной истории. Российский исторический опыт в контексте мировой истории.

Вопросы для самопроверки

Основная:

Лекция № 2. Истоки славян и Руси. Древняя Русь.

План лекции.

Введение.

1. Проблема этногенеза восточных славян и вопрос об этнониме «Русь». Внешний фактор в истории Древней Руси.

2. Становление древнерусского государства, его социальная сущность. Культура Древней Руси.

Заключение.

Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Ордынское нашествие XIII в., крестоносный натиск и их последствия. «Дюденева рать» 1293 г.

2. Основные модели социального развития русских земель в XIII-XV вв. Культура Руси XIII-XV вв.

Заключение

Вопросы для самопроверки.

Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

3. Сословия на Руси к началу XVI в. Эволюция сословий в XVI-XVII вв.

1. Русь в XVI в. Реформы 1550-х гг. И опричнина Ивана IV.

2. Русь в XVII в., культура страны в XVI-XVII вв. И церковный Раскол.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

2. Реформы Петра I.

3. Сословная политика Петра I и его преемников в XVIII в. Раскрепощение дворян и рост их сословных привилегий.

Заключение.

Вопросы для самопроверки.

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Роль природного фактора в экономике и истории России до XIX в.

2. Особенности и основные этапы экономического развития России до XVIII в. Собственность в России в доиндустриальную эпоху.

3. Модернизация России в XVII –XVIII вв.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Внутреннее развитие России в дореформенное время.

2. Внешняя политика России в XIX в.

3. «Великие реформы» 60-70-х гг. XIX в. И контрреформы. Развитие русской экономики в пореформенное время.

4. Общественная мысль и особенности общественных движений России XIX века. Русская культура XIX в.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Основная:

Дополнительная:

Раздел II. Россия в 1900-1985 гг.

План лекции.

Введение.

1. Реформы начала XX в. В России. Политические партии России начала XX в.

2. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX вв. Первая Мировая война.

3. Революция 1917 г. И ее социальная сущность. Гражданская война и интервенция, события 1921-1929 гг.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

Введение.

1. Коллективизация и индустриализация, их причины, ход, последствия и значение в истории страны. Социальный смысл коллективизации.

2. Сталинизм и его социальная сущность.

3. Внешняя политика ссср в 1929-1941 гг. Ссср в 1941-1943 гг.

4. Ссср в 1944-1945 гг., союзники, тыл и оккупированные врагом территории в годы войны. Внешняя политика нашей страны в 1945-1953 гг.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

1. Частичная десталинизация и противоречия хрущевского периода отечественной истории.

3. «Холодная война» в середине 40-х – середине 80-х гг. XX в. И ее роль в истории России и мира.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

1. Булыгина т.А. Общественные науки в ссср в середине 50-х – первой половине 80-х гг. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2001. – 55 с.

Раздел III. Россия со времени начала перестройки до наших дней.

План лекции

1. Ход перестройки в 1985-1990 гг.

2. Ссср в 1990-1991 гг. И его агония. События сентября-октября 1993 г. И принятие Конституции России.

3. Внешняя политика ссср и России в 1985-1993 гг. Капитуляция перед Западом.

4. Культура ссср и России в 1985-1993 гг. Возрождение роли религии в обществе.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции

Введение.

1. Реформы б.Н. Ельцина и их социальный смысл. Вопрос об общественном строе тогдашней России.

2. Внешняя политика России в 1993-1999 гг. Внешняя политика в.В. Путина.

3. «Чеченские войны» и их значение в истории современной России.

4. Внутренняя политика в.В. Путина.

5. Культура России в конце XX – начале XXI вв.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

23. Каким образом объединилась Германия? Почему она стала членом НАТО?

24. Расскажите о развале ОВД весной 1991 г. Какие геополитические последствия имело рассматриваемое событие? Как оно ухудшило военно-стратегическое положение нашей страны?

25. Расскажите о территориальных потерях России вследствие договоров, подписанных Э.А. Шеварднадзе с Китаем и США. Являются ли эти соглашения легитимными?

26. Почему так называемые «традиционные» конфессии не смогли эффективно противодействовать росту значения тоталитарных сект? Аргументируйте свое мнение по данному вопросу.

Литература Основная:

1. Карпачёв С.П. История России. М., 2011. (электронный ресурс - электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»www.biblioclub.ru).

2. Кривошее Ю.В. и др. История России. М., 2011. (электронный ресурс - электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»www.biblioclub.ru)

3. Куликов В.И. История государственного управления в России. – М., 2003.

4. Щепетов В.И. История государственного и муниципального управления в России. М., 2004.


Дополнительная:

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма/Пер. с англ. – М.: Кано-Пресс, 2001. – 278 с.

2. Дегоев В.В. Большая игра на Кавказе: История и современность: Статьи, очерки, эссе. – М.: Русская панорама, 2001. – 448 с.

3. История России: Новейшее время (1945-1999): Учебник для вузов/Ред. А.Б. Безбородов. – М.: Олимп; АСТ, 2001. – 461 с.

4. Казанцев Ю.И. Международные отношения и внешняя политика России. XX век. – Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 351 с.

5. Стародубов В.П. Супердержавы XX века. Стратегическое противоборство. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 509 с.

6. Тихая Р.Г. Советский Союз: История власти, 1945-1991 гг. – Новосибирск: Сибирский Хронограф, 2000. – 678 с.

7. Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917-1991. – Смоленск: Русич, 2000.- 490 с.

8. Язык и этнический конфликт/Ред. М. Берилл, М. Семенова. – М.: Гендальф, 2001. – 150 с.

Лекция № 12. Становление новой российской государственности.

Дидактические единицы ГОС ВПО, раскрываемые на данной лекции: «Становление новой российской государственности (1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-политичсекой модернизации. Культура в современной России».

План лекции

1. Реформы Б.Н. Ельцина и их социальный смысл. Вопрос об общественном строе тогдашней России.

2. Внешняя политика России в 1993-1999 гг. Внешняя политика В.В. Путина.

3. «Чеченские войны» и их значение в истории современной России.

4. Внутренняя политика В.В. Путина.

5. Культура России в конце XX – начале XXI вв.

Основные вопросы для проверки готовности аудитории к изучению данной темы:

1. Возможно ли было в рассматриваемое время избежать радикальных реформ? Когда и почему они стали неуправляемыми?

2. Какие реформы в экономике были проведены в 1988 г.? Как они повлияли на легализацию «теневой экономики»? Подтвердите свой вывод соответствующими примерами.

3. Вследствие каких причин все попытки экономических преобразований в исследуемое время не приносили серьезных успехов?

4. Какие ошибки были совершены союзным руководством при решении национального вопроса?

5. Что такое «Союз суверенных государств»?


6. Обрисуйте свое личное отношение к М.С. Горбачеву. Кто он – великий реформатор и миротворец, или же недальновидный правитель, ввергший свою страну в «третью Смуту»?

7. Приобрел ли СССР и Россия союзников на Западе взамен всех беспрецедентных уступок? Подтвердите свой вывод соответствующими примерами.

Введение.

Мы подходим к последней теме нашего курса. Наша цель – рассмотрение тех сложнейших и ещё мало изученных процессов, которые происходили в нашей стране, начиная с начала 90-х гг., и их подспудных причин. На данном занятии мы постараемся разобрать, во-первых, вопрос об общественном смысле преобразований первого Президента новой России и о характеристике того строя, который, собственно, и складывается в нашей стране в конце XX века. Эта проблематика составляет предмет первого вопроса настоящей темы. Рассмотрение вышеуказанной проблематики – это первая задача лекции. Далее вы рассмотрим второй вопрос, посвящённый внешней политике Б.Н. Ельцина и В.В. Путина, постараемся выделить общее и особенное в их деятельности на данном поприще. Рассмотрение вышеуказанной проблематики – это вторая задача лекции. Третья проблема, вынесенная на данное занятие, будет касаться многообразных событий на территории Северного Кавказа, в первую очередь, Чеченской республики, начиная с августа 1991 года. Рассмотрение вышеуказанной проблематики – это третья задача лекции. Внутренняя политика ныне действующего Президента – вот проблематика, вынесенная на рассмотрение в четвёртом вопросе темы. Здесь мы постараемся кратко рассмотреть основные проблемы, стоявшие перед страной в начале правления В.В. Путина, и в стоящие перед ней в наше время. Рассмотрение вышеуказанной проблематики – это четвёртая задача лекции. Наконец, в пятом вопросе, вынесенном на последнее занятие курса, мы будем разбирать проблемы, связанные с культурной жизнью российского общества на рубеже XX и XXI веков. Рассмотрение вышеуказанной проблематики – это пятая задача лекции.


1. Реформы б.Н. Ельцина и их социальный смысл. Вопрос об общественном строе тогдашней России.

При изучении проблематики, вынесенной в качестве первого вопросатемы, в первую очередь, необходимо сохранять объективность и не ограничиваться одними эмоциями. Нелегко разбирать и беспристрастно анализировать события, которые произошли совсем недавно, когда история «выплёскивается» со страниц книг, ибо отражает слишком болезненные воспоминания последних поколений.

«Ельцинское» общество обычно называют демократическим, рыночным, посттоталитарным или «обществом переходного периода».На первый взгляд, подобные определения в данном случае вполне можно использовать. Однако, при ближайшем рассмотрении легко убедиться в том, что онилибо слишком расплывчаты, либо просто неверны.Разумеется, Россию 90-х годов возможно назвать и посттоталитарным обществом, и обществом переходного периода. Но данные определения не отражают характерные и отличительные черты российского социума в указанный промежуток времени. Иными словами, они слишкоммалосодержательны.

Подробнее следует остановиться на других определениях, отражённых выше. Возможно ли назвать Россию 90-х гг. демократией? На первый взгляд, положительный ответ очевиден.В Преамбуле Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, Россия объявлена демократическим государством, источником права здесь была провозглашена воля народа. В стране действовали всенародно избранный Президент, Государственная Дума и главы субъектов федерации – губернаторы и президенты. Преступления против демократической формы правления в ныне действующем Уголовном кодексе квалифицируются как одни из наиболее тяжких.

Все эти и подобные им аргументы на поверку оказываются, однако, весьма мало убедительными при подробном и непредвзятом рассмотрении. В частности, избрание половины Государственной Думы – 225 депутатов из 450 – при отсутствии в стране в исследуемое время сильных, демократических и массовых политических партий фактически являлась, разумеется, антидемократической мерой. Кроме того, здесь были очень сильны различные лобби.

Однако, возможно, к сожалению, привести ещё один фактор, превращавший «ельцинскую» Россию в довольно типичную олигархию, фактор, неизмеримо более серьёзный, чем упомянутые выше. Речь идёт о том, что участие в политической жизни, даже на низовом уровне, требовало огромных денег, которых ни у рядовых, ни даже у достаточно состоятельных, по российским меркам, граждан никогда не было и быть не могло.Подобный упрёк, разумеется, вполне можно адресовать и западным классическим демократиям, но политический и экономический облик России 90-х гг. представлял собой картину,резко отличную от западной, причём в худшую сторону.


Для уяснения себе ситуации тех лет необходимо обратиться к экономической стороне проблемы. Параллельно мы сможем проверить справедливость определения российского общества 90-х годов как рыночного. Как известно, радикальные экономические преобразования Б.Н. Ельцина начались 2 января 1992 года освобождением цен. Безо всяких ограничений было разрешено заниматься свободным предпринимательством. Казалось, страну с такими колоссальными ресурсами ждёт довольно быстрое экономическое процветание. В частности, разведанные природные ресурсы России независимыми экспертами оцениваются минимум в 6,5 трлн. долларов, причём месторождения полезных ископаемых постоянно открываются, тогда как разведанные природные ресурсы Китая оцениваются в 4 трлн. долларов, США – 3 трлн., а Европы – 0,5 трлн. долларов. Сам Б.Н. Ельцин успокаивал народ, утверждая, что трудности продляться всего 6-8 месяцев, не больше. Он даже произнес печально известную в свете последующих событий тираду о том, что ляжет на рельсы, если положение народа в результате его реформ ухудшится.

В действительности же всё произошло совсем по-другому. Изначально строить цивилизованное рыночное общество западного типа никто, по всей видимости, не собирался.Обратимся к фактам. Больших денег в советском обществе накопить было невозможно, поэтому, строго говоря, приватизация государственной собственности здесь была невозможной, кроме как через выпуск каких-либо специальных ценных бумаг. Подобные ценные бумаги, так называемые «ваучеры», действительно были выпущены государством, но затемскуплены за бесценок определённым кругом кампаний.Таким образом, формально выказывая заботу о народе, правительство, на самом деле, нейтрализовало опасную для себя возможность «народной» неденежной приватизации. При этом одновременно Б.Н. Ельцин неоднократно заявлял, что ему и его команде нужна не горстка миллионеров, а миллионы собственников. На самом деле именно эту возможность, как мы видим, стремились исключить принципиально.

Кроме того, правительство Е.Т. Гайдара вначале «отпустило» цены, а потом приступило к приватизации, тогда как даже программа перехода к рынку «500 дней», разработанная, как это было сказано выше, группой экономистов под руководством Г.А. Явлинского, предполагала, первоначально, проведение приватизационных мероприятий, а уже затем – «отпуск» цен. Сделано это было неспроста: «освобождение» цен очень быстро обесценило все сбережения простого народа и даже относительно состоятельного, по советским меркам, населения.