ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2024

Просмотров: 577

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекционные материалы.

Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX в.

План лекции.

1. Историческое знание, его формы и функции.

2. Понятие и классификация исторических источников.

3. Методы, теория и методология исторической науки.

1. Богословский (теологический) подход.

2. Субъективизм.

3. Позитивизм.

4. Постпозитивизм и постмодернизм.

5. Марксизм.

6. Цивилизационный подход.

4. Основные направления и школы отечественной историографии.

5. Место России во всемирной истории. Российский исторический опыт в контексте мировой истории.

Вопросы для самопроверки

Основная:

Лекция № 2. Истоки славян и Руси. Древняя Русь.

План лекции.

Введение.

1. Проблема этногенеза восточных славян и вопрос об этнониме «Русь». Внешний фактор в истории Древней Руси.

2. Становление древнерусского государства, его социальная сущность. Культура Древней Руси.

Заключение.

Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Ордынское нашествие XIII в., крестоносный натиск и их последствия. «Дюденева рать» 1293 г.

2. Основные модели социального развития русских земель в XIII-XV вв. Культура Руси XIII-XV вв.

Заключение

Вопросы для самопроверки.

Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

3. Сословия на Руси к началу XVI в. Эволюция сословий в XVI-XVII вв.

1. Русь в XVI в. Реформы 1550-х гг. И опричнина Ивана IV.

2. Русь в XVII в., культура страны в XVI-XVII вв. И церковный Раскол.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

2. Реформы Петра I.

3. Сословная политика Петра I и его преемников в XVIII в. Раскрепощение дворян и рост их сословных привилегий.

Заключение.

Вопросы для самопроверки.

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Роль природного фактора в экономике и истории России до XIX в.

2. Особенности и основные этапы экономического развития России до XVIII в. Собственность в России в доиндустриальную эпоху.

3. Модернизация России в XVII –XVIII вв.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Внутреннее развитие России в дореформенное время.

2. Внешняя политика России в XIX в.

3. «Великие реформы» 60-70-х гг. XIX в. И контрреформы. Развитие русской экономики в пореформенное время.

4. Общественная мысль и особенности общественных движений России XIX века. Русская культура XIX в.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Основная:

Дополнительная:

Раздел II. Россия в 1900-1985 гг.

План лекции.

Введение.

1. Реформы начала XX в. В России. Политические партии России начала XX в.

2. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX вв. Первая Мировая война.

3. Революция 1917 г. И ее социальная сущность. Гражданская война и интервенция, события 1921-1929 гг.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

Введение.

1. Коллективизация и индустриализация, их причины, ход, последствия и значение в истории страны. Социальный смысл коллективизации.

2. Сталинизм и его социальная сущность.

3. Внешняя политика ссср в 1929-1941 гг. Ссср в 1941-1943 гг.

4. Ссср в 1944-1945 гг., союзники, тыл и оккупированные врагом территории в годы войны. Внешняя политика нашей страны в 1945-1953 гг.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

1. Частичная десталинизация и противоречия хрущевского периода отечественной истории.

3. «Холодная война» в середине 40-х – середине 80-х гг. XX в. И ее роль в истории России и мира.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

1. Булыгина т.А. Общественные науки в ссср в середине 50-х – первой половине 80-х гг. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2001. – 55 с.

Раздел III. Россия со времени начала перестройки до наших дней.

План лекции

1. Ход перестройки в 1985-1990 гг.

2. Ссср в 1990-1991 гг. И его агония. События сентября-октября 1993 г. И принятие Конституции России.

3. Внешняя политика ссср и России в 1985-1993 гг. Капитуляция перед Западом.

4. Культура ссср и России в 1985-1993 гг. Возрождение роли религии в обществе.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции

Введение.

1. Реформы б.Н. Ельцина и их социальный смысл. Вопрос об общественном строе тогдашней России.

2. Внешняя политика России в 1993-1999 гг. Внешняя политика в.В. Путина.

3. «Чеченские войны» и их значение в истории современной России.

4. Внутренняя политика в.В. Путина.

5. Культура России в конце XX – начале XXI вв.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

17. Когда, как и почему был отменен пункт об обязательной ротации в партии?

18. Какие привилегии имел в Советском Союзе изучаемого времени такой класс-сословие, как партийная номенклатура?

19. Какие аргументы выдвигаются японскими и отечественными дипломатами по проблеме Курильских островов по сей день? Как ее намеревался разрешить в 1956 г. Н.С. Хрущев?

20. В чем Вы видите сходство и различия положения дел в Венгрии 1956 г. и в Чехословакии в 1968 г.? Аргументируйте свое мнение.

21. Как развивались в данный период времени советско-китайские отношения?

22. Какой город называли «афганским Сталинградом»?

23. Почему не удовлетворенным советской действительностью, наряду с диссидентами, в начале 80-х гг. оказался глава КГБ? Как он боролся с «теневой экономикой» и за дисциплину труда? К чему привела его политика?


Литература Основная:

1. Карпачёв С.П. История России. М., 2011. (электронный ресурс - электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»www.biblioclub.ru).

2. Кривошее Ю.В. и др. История России. М., 2011. (электронный ресурс - электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»www.biblioclub.ru)

3. Куликов В.И. История государственного управления в России. – М., 2003.

4. Щепетов В.И. История государственного и муниципального управления в России. М., 2004.

Дополнительная:

1. Булыгина т.А. Общественные науки в ссср в середине 50-х – первой половине 80-х гг. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2001. – 55 с.

2. Идеологические комиссии ЦК КПСС. 1958-1964 гг.: Документы/Гл. ред. К. Аймермахер. – М.: РОСС ПЭН, 2000. – 552 с.

3. История России: Новейшее время (1945-1999): Учебник для вузов/Ред. А.Б. Безбородов. – М.: Олимп; АСТ, 2001. – 461 с.

4. Казанцев Ю.И. Международные отношения и внешняя политика России. XX век. – Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 351 с.

5. Крахмалов С. Записки военного атташе. Иран – Египет – Ирак - Афганистан. – М.: Русская разведка, 2000. – 320 с.

6. Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил: Стат. исследование/Ред. Г.Ф. Кривошеев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.- 608 с.

7. Россия на рубеже XXI века: Оглядываясь на век минувший/ Ред. Ю.А. Поляков. – М.: Наука, 2000. – 343 с.

8. Семичастный В.Е. Беспокойное сердце. – М.: Вагриус, 2002.- 458 с.

9. Стародубов В.П. Супердержавы XX века. Стратегическое противоборство. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 509 с.

10. Тихая Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945-1991 гг. – Новосибирск: Сибирский Хронограф, 2000. – 678 с.

11. Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917-1991. – Смоленск: Русич, 2000.- 490 с.

12. Шепилов Д. Непримкнувший. – М.: Вагриус, 2001. – 399 с.

Раздел III. Россия со времени начала перестройки до наших дней.

На данном занятии мы начинаем рассматривать последний, и, пожалуй, самый сложный для изучения раздел курса отечественной истории,имеющий отношение к периоду, начавшемуся в 1985 г.Первая теманастоящего раздела посвящена ключевым восьми годам истории – со времени начала перестройки до принятия ныне действующей Конституции нашего государства (декабрь 1993 г.).Вторая темаданного раздела охватывает последние годы истории России (с начала 90-х гг.). Сложность исследования поднимаемых здесь проблем зависит,во-первых,в явной недостаточности имеющейся у нас источниковой базы и,во-вторых,в крайней ангажировании изучаемой тематики.Узкие ручейки правды по истории последних двух десятилетий буквально тонут в огромных «ушатах лжи» всех мастей. Неправду нередко пишут и по-настоящему талантливые авторы, очень щедро оплачиваемые как новыми хозяевами страны, так и западными заказчиками. Будем надеяться, что наша «непотопляемая» страна с честью выйдет из страшного моря крови и слёз, куда она оказалась ввергнутой…


Лекция № 11. СССР в 1985-1991 гг. Распад СССР и октябрьские события 1993 г.

Дидактические единицы ГОС ВПО, раскрываемые на данной лекции: «Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.»


План лекции

1. Ход перестройки в 1985-1990 гг.

2. СССР в 1990-1991 гг. и его агония. События сентября-октября 1993 г. и принятие Конституции России.

3. Внешняя политика СССР и России в 1985-1993 гг. Капитуляция перед Западом.

4. Культура СССР и России в 1985-1993 гг. Возрождение роли религии в обществе.

Основные вопросы для проверки готовности аудитории к изучению данной темы:

1. Как Вы думаете, почему «косыгинские реформы» были саботированы верхушкой партноменклатуры и в скором времени свернуты, хотя никогда официально и не отменялись?

2. Подумайте над тем, почему ВПК СССР, по всей видимости, оказался более эффективным, чем ВПК стран НАТО?

3. Можно ли на основании истории «косыгинских реформ» говорить о принципиальной несовместимости авторитаризма и экономических преобразований?

4. Охарактеризуйте аграрную политику брежневского руководства. Каковы были ее последствия? Почему беспрецедентные финансовые вливания в сельское хозяйство (начиная с 1966 г.) не смогли переломить ситуацию в данной сфере экономики?

5. Почему, несмотря на все недостатки, о периоде правления Л.И. Брежнева вспоминают как о «золотом веке застоя»?

6. Когда, как и почему был отменен пункт об обязательной ротации в партии?

7. Какие привилегии имел в Советском Союзе изучаемого времени такой класс-сословие, как партийная номенклатура?

8. Какие аргументы выдвигаются японскими и отечественными дипломатами по проблеме Курильских островов?

Введение.

Цельюнастоящей лекции является рассмотрение сложной и многообразной проблематики, связанной с историей решающих лет в жизни России концаXXв. (1985-1993 гг.).

Задачаминастоящего занятия являются:

- анализ событийной и «глубинной» истории «перестройки» М.С. Горбачёва, что будет осуществлено при рассмотрении первого вопроса,вынесенного на лекцию;

- изучение событий и процессов 1990-1991 гг., когда Советский Союз очень быстро вошёл в период системного и всё время углублявшегося кризиса, что окончилось его гибелью (второй вопростемы);

- анализ внешней политики СССР и РФ в 1985-1993 гг., что будет сделано при рассмотрении третьего вопроса,вынесенного на данную лекцию и, наконец,

- рассмотрение основных черт отечественной культуры середины 80-х – начала 90-х гг., чему будет посвящён четвёртый вопростемы.


Итак, мы приступаем к рассмотрению первого вопроса данного занятия.

1. Ход перестройки в 1985-1990 гг.

Как мы подробно рассмотрели на предыдущем занятии, посвящённом послесталинскому авторитарному обществу, советское общество к середине 80-х гг. вошло в состояние всё углублявшегося кризиса. Постепенно ситуация настолько обострилась, что возможно уже стало говорить о системном кризисе,т.е. кризисе, охватывавшем все основные сферы общественной жизни. Попытка Ю.В. Андропова изменить ситуацию, как мы видели, в силу нескольких причин не удалась. Ясно, что смерть бывшего грозного председателя КГБ не устранила существующих проблем, и любое правительство, рано или поздно, было бы вынуждено обратиться к реформам. Таким образом, нельзя, разумеется, согласиться с теми авторами, которыевообще не признают объективного характера перестроечных преобразований.Перед нами – явная аберрация исследователей, связанная с потрясением последних двух десятилетий.

Перестройка была провозглашена на Апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС по воле нового Генерального секретаря партии М.С. Горбачёва.Вначале она была задумана как своего рода«бутафорская» реформа.О радикальных экономических и, тем более, политических преобразованиях речи не было. На том же пленуме как задача для страны в ходеXIIпятилетки было провозглашеноускорениеобщественно-экономического развития страны путём усиленного использования результатов НТР, человеческого фактора и т.п. Первые два перестроечных годапрактически не отличалисьот «классического» советского времени. Была организована ещё одна контролирующая инстанция – государственная приёмка(госприёмка).В последний раз за историю Советского Союза имела место борьба с личными приусадебными участками, проходившая под знаменем искоренения «нетрудовых доходов». Наконец, до почти полного абсурда была доведена в целом здравая идея борьбы с пьянством и алкоголизмом. Вместо мощной и глубоко продуманной пропагандистской компании она свелась к простым запретительным мерам и даже вырубке элитных виноградников. Продукция, получаемая от них, разумеется, никогда не использовалась для спаивания народа.

В рассматриваемые годы произошла и одна из величайших техногенных катастроф всех времён – авария на Чернобыльской АЭС.26 апреля 1986 г. непродуманные действия по тренировочной отработке действий персонала в случае аварии привели к взрыву 4-го энергоблока данной электростанции и страшному заражению достаточно большой территории. Виновным по результатам расследования был признан директор АЭС, приговорённый, в конечном итоге, к 15 годам заключения, несмотря на то, что он всего лишь выполнял приказания начальства. Последствия рассматриваемой аварии все три восточнославянские республики будут ощущать ещё несколько столетий, хотя наиболее опасные изотопы уже распались.