ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.11.2024
Просмотров: 618
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX в.
1. Историческое знание, его формы и функции.
2. Понятие и классификация исторических источников.
3. Методы, теория и методология исторической науки.
1. Богословский (теологический) подход.
4. Постпозитивизм и постмодернизм.
4. Основные направления и школы отечественной историографии.
5. Место России во всемирной истории. Российский исторический опыт в контексте мировой истории.
Лекция № 2. Истоки славян и Руси. Древняя Русь.
2. Становление древнерусского государства, его социальная сущность. Культура Древней Руси.
1. Ордынское нашествие XIII в., крестоносный натиск и их последствия. «Дюденева рать» 1293 г.
2. Основные модели социального развития русских земель в XIII-XV вв. Культура Руси XIII-XV вв.
3. Сословия на Руси к началу XVI в. Эволюция сословий в XVI-XVII вв.
1. Русь в XVI в. Реформы 1550-х гг. И опричнина Ивана IV.
2. Русь в XVII в., культура страны в XVI-XVII вв. И церковный Раскол.
1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
1. Роль природного фактора в экономике и истории России до XIX в.
3. Модернизация России в XVII –XVIII вв.
1. Внутреннее развитие России в дореформенное время.
2. Внешняя политика России в XIX в.
4. Общественная мысль и особенности общественных движений России XIX века. Русская культура XIX в.
Раздел II. Россия в 1900-1985 гг.
1. Реформы начала XX в. В России. Политические партии России начала XX в.
2. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX вв. Первая Мировая война.
2. Сталинизм и его социальная сущность.
3. Внешняя политика ссср в 1929-1941 гг. Ссср в 1941-1943 гг.
1. Частичная десталинизация и противоречия хрущевского периода отечественной истории.
3. «Холодная война» в середине 40-х – середине 80-х гг. XX в. И ее роль в истории России и мира.
Раздел III. Россия со времени начала перестройки до наших дней.
1. Ход перестройки в 1985-1990 гг.
3. Внешняя политика ссср и России в 1985-1993 гг. Капитуляция перед Западом.
4. Культура ссср и России в 1985-1993 гг. Возрождение роли религии в обществе.
1. Реформы б.Н. Ельцина и их социальный смысл. Вопрос об общественном строе тогдашней России.
2. Внешняя политика России в 1993-1999 гг. Внешняя политика в.В. Путина.
3. «Чеченские войны» и их значение в истории современной России.
4. Внутренняя политика в.В. Путина.
2 октября 1552 г. 150-тысячное русское войско, используя военно-инженерные новинки дьяка Ивана Выродова, в союзе с отрядами поволжских народов штурмом берёт Казань. Главнокомандующим русским войском тогда был князь А.Б. Горбатый-Шуйский. В 1556 г. хан Большой Ногайской Орды Исмаил во главе 30 тысяч ногайцев с участием небольшого русского отряда взял для Руси Астрахань, потому что ногайцы и астраханские татары были старыми врагами, и на этом сыграла русская дипломатия. В 1557 г. в состав Руси формально входят Кабарда и Северная Осетия. Несмотря на тяжелейшие жертвы, наша страна в середине XVI в. разрывает кольцо врагов, избавляется от набегов с востока и юго-востока, уничтожает работорговлю, проникает в Предкавказье и Зауралье, полностью получает Великий Волжский речной путь, что приводит к бурному расцвету торговли с Востоком. Земли Поволжья заселяются представителями самых различных сословий, что смягчает социальные противоречия в русском обществе, создаются мощные Донское и Терское казачьи войска. В конце правления Ивана IV усилиями казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем была присоединена Западная Сибирь, в 1598 г. – Восточная Башкирия. Ошеломляющий успех Ермака легко объясним его мудрой политикой в отношении сибирских народов. Он обложил их небольшой податью (ясаком), под угрозой смертной казни запретил своим людям грабежи покорённых племён, чем выгодно отличался от завоевавшего перед этим данные земли хана Кучума.
Внутренняя политика Ивана Грозного была мало понятна и современникам, и многим ученым. Тиранию Ивана обычно пытались объяснить засильем высшей знати и необходимостью таким образом уничтожить остатки раздробленности страны (С.М. Соловьёв, С.Ф. Платонов). Однако, при ближайшем рассмотрении оказалось, что даже высшее боярство имело тогда довольно скромное значение и не представляло серьезной угрозы для государя. Таким образом, данное явление необходимо объяснить, в первую очередь, в социально-психологическом ключе. Царь в представлении людей того времени – это полубожественное существо, поэтому всегда существовала опасность появления правителя-тирана, который будет защищать претензии на абсолютную власть именно ссылками на божественность этой власти. Ближе к истине, судя по всему, С.Б. Веселовский. Видимо, правление Ивана IV - это попытка построить на Руси абсолютную монархию в совершенно не приспособленных для этого общественных условиях, в архаичном социальном организме с мощными общинными традициями. Возможностей для построения абсолютизма в XVI-XVII вв. еще не было. Была очень сильна Церковь, около половины крестьян, видимо, ещё было свободно, сельские и городские общины пользовались значительным самоуправлением, был свободен посад, наконец, появились Земские Соборы. В таких условиях Иван создает только один новый институт – саму опричнину, все же остальные сохраняет в неизменности, стремясь подчинить себе их изнутри, одновременно демагогически используя вражду между сословиями и классами, выставляя себя выразителем интересов угнетаемого знатью люда. В декабре 1564 г. он уезжает из Москвы в Александровскую слободу, захватив с собой казну и наиболее чтимые иконы. Оттуда Иван посылает две грамоты – к боярам и к народу. В них он обвиняет бояр в различных «изменах», специально подчеркивая, что к народу у него претензий нет. Далее царь объявляет, что не может терпеть подобное положение дел, отрекается от трона и уезжает из страны. Перепуганные бояре, боясь народной ярости, соглашаются разделить страну на две части - земщину и опричнину. Опричниной должны были управлять особые, назначенные царем люди. Главным деятелем последней был Г.Л. Скуратов-Бельский («Малюта»).
Фактически опричнина привела к страшному и во многом бессмысленному террору, когда гибли даже случайные люди. Были разгромлены Новгород и Тверь. Такая же участь едва не постигла и Псков. Церковь пыталась протестовать, но также была сломлена страшными репрессиями. Свв. митрополит Филипп и Корнилий Псковский погибли от рук палачей. В это же время Русь постиг трехлетний голод, но Иван, вопреки всем обычаям, не открыл ни одной из своих житниц. Обороноспособность же страны резко упала. В 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей дошёл до Москвы и сжег ее, поскольку опричники бежали от врага. Ситуацию спасли земские войска. 30 июля и 2 августа 1572 г. на Молодях в Рязанской земле сошлись 120 тысяч крымских татар и 75-80 тысяч земцев во главе с князьями Воротынскими и Хворостининым. Притворным отступлением русские заманили врага под удар замаскированных батарей. Тогда они потеряли половину войска, а татары - 90 тысяч. После этого 20 лет серьёзных набегов из Крыма не было. Разгневанный царь в 1572 г. официально отменил опричнину и казнил всю её верхушку, но фактически не изменил своей политики террора, поэтому проиграл шедшую параллельно 25-летнюю Ливонскую войну за выход к Балтике (1558-1583 гг.). Вначале Россия имела здесь крупные успехи. В 1558-1560 гг. – за полтора года – русские разгромили Ливонский Орден и полностью захватили его территорию. Боясь усиления нашей страны, в войну вступили Польша, Литва и Швеция. В 1563 г. русские войска взяли Полоцк. В 1569 г. Польша и Литва окончательно объединились в единое государство – шляхетскую Речь Посполитую, где короля выбирала знать. Но 30 июня 1572 г. умер последний король из династии Ягеллонов, и началось 7-летнее бескоролевье. Однако, опричнина не позволила России выиграть эту войну. Как только смуты в Польше прекратились, новый польский король Стефан Баторий в 1579 г. отвоевывает Полоцк. Вместе со Швецией Польша захватывает у Руси бывшую территорию Ливонского Ордена, а осенью 1581 г. 47-тысячное польско-литовское войско осаждает Псков, гарнизон которого составлял всего 15 тысяч человек во главе с князем И.П. Шуйский. На защиту города поднялись все псковичи. Несмотря на огромные усилия, весной 1582 г. поляки с большими потерями были вынуждены уйти от города. Шляхта была возмущена королём, погубившим огромное войско. К тому же, в 1582 г. Швеция заключила отдельный мир с Россией, присоединив к себе большую часть Ижорской земли. В таких условиях русские дипломаты обращаются лично к папе римскому с обещанием принять унию с католицизмом, если папа заставит короля заключить мир. Когда же мир с минимальными потерями для России был заключен, наша страна не согласилась принять унию. Только правительство царя Фёдора Ивановича во главе с Б.Ф. Годуновым к концу XVI в. нормализовало ситуацию в стране и отвоевало в 1590-1595 гг. у Швеции Ижорскую землю.
Выводы.
В начале XVI в. Русь, несмотря на гибель Золотой Орды, оказалась окруженной кольцом врагов. Все «осколки» Орды вошли в сферу влияния Турции, которая находилась тогда на вершине своего могущества. Татары совершали губительные набеги на Русь. Поэтому правительство Ближней Думы начинает проводить серию реформ. В 1550 г. создается стрелецкое войско. Их боеспособность была выше, чем у дворянского ополчения. Тогда же было проведено расширение прав сельских и городских общин (земская и губная реформы). В результате общество сплотилось перед лицом страшных войн. В середине XVI в. наша страна разрывает кольцо врагов и избавляется от набегов. Поволжье заселяется представителями самых различных сословий, что смягчает социальные противоречия в русском обществе.
Правление Ивана IV - это попытка построить на Руси абсолютную монархию в совершенно не приспособленных для этого общественных условиях, в архаичном социальном организме с мощными общинными традициями. Фактически опричнина привела к страшному и во многом бессмысленному террору, когда гибли даже случайные люди. В это же время Русь постиг трехлетний голод, но Иван, вопреки всем обычаям, не открыл ни одной из своих житниц. Обороноспособность Руси резко упала. В 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей дошёл до Москвы и сжег ее, поскольку опричники бежали от врага. Ситуацию в следующем году спасли земские войска. Разгневанный царь официально отменил опричнину, но фактически не изменил своей политики террора, поэтому проиграл шедшую параллельно 25-летнюю Ливонскую войну за выход к Балтике.
2. Русь в XVII в., культура страны в XVI-XVII вв. И церковный Раскол.
В начале XVII в. в России имел место системный кризис, который едва не погубил страну и получил название Смуты. В 1598 г. умирает последний прямой потомок Ивана Калиты, сын Ивана Грозного Федор. На Земском Соборе был избран царём шурин последнего – Борис Годунов. Многие бояре не были согласны с этой кандидатурой. Предлагались и другие. Так, из потомков Чингис-хана наибольшие шансы занять русский престол имел Саин-Булат (Симеон) Бекбулатович, праправнук последнего хана Золотой Орды Ахмата. В 1601-1604 гг. имел место страшный голод, более серьёзный, чем голод времён Ивана IV. Одновременно в Польше появляется самозванец, объявивший себя спасшимся сыном Грозного Дмитрием. Лжедмитрий I, пользуясь поддержкой поляков и представителей различных сословий на самой Руси, сверг и убил сына Годунова Фёдора и на 11 месяцев воцарился в Москве. Однако, он увеличил поборы и явно симпатизировал католикам. Это обеспечило успех боярского заговора, заменившего его в мае 1606 г. на Василия Шуйского, потомка младшего брата Александра Ярославича Невского Андрея. Однако, новый царь был крайне непопулярен. Является Лжедмитрий II, который укрепился недалеко от Москвы - в Тушине. Набольшим воеводой последнего стал бывший боевой холоп И.И. Болотников. В советской науке дальнейшие события 1606-1607 гг. обычно характеризовались первой в истории Руси крестьянской войной, но перед нами – скорее гражданская война, ибо в войске И.И. Болотникова ударное ядро происходило из дворян и из казаков, хотя основную массу воинов действительно составляли крестьяне. Такой состав позволил восставшим достичь серьёзных успехов и даже осадить Москву. Мобилизованные крестьяне северо-запада страны и помощь шведов, которым царь отдал городок Корелу с уездом, позволили разбить Болотникова. Шуйского поддерживал и суровый и волевой Патриарх Гермоген, бывший казак, сам жёстко критиковавший царя, но ещё больше боявшийся полного безвластия и гибели страны в условиях смуты. В 1610 г. «семибоярщина», которая возглавлялась Мстиславским, насильно постригла Шуйского в монахи и впустила поляков в Москву. Патриарх не принял королевича-иноверца, был заточён в подземелье, где и умер от голода, а позднее был причислен к лику святых. В 1611 г., благодаря своим незаурядным дипломатическим способностям, рязанский воевода Прокопий Ляпунов из совершенно разнородных социальных сил собирает I ополчение для освобождения Москвы от поляков. Однако, враги воеводы смогли оклеветать его перед казаками, и те убили Ляпунова. В 1612 г. нижегородский купеческий староста Кузьма Минин и представитель боковой линии Рюриковичей князь Д.М. Пожарский смогли освободить Москву, мобилизовав силы Верхнего и Среднего Поволжья – единственного тогда региона страны, почти не разорённого вторжениями врагов и гражданской войной. После Смуты в январе 1613 г. самый многолюдный за всю историю (свыше 700 человек) Земский Собор, в работе которого – единственный раз в истории - принимали участие даже представители черносошного крестьянства, избрал царём родственника первой жены Ивана Грозного – 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Такое решение объясняется тем, что наиболее знатные бояре либо не допустили избрания друг друга, либо были ненавистны всем за измену в годы Смуты. В результате была выбрана компромиссная фигура, человек, происходивший из относительно незнатного рода, известного лишь с XIV в. Древнее общинное начало в эти годы вновь резко усиливается в эти годы. В 1613-1626 гг. Земские Соборы работали почти непрерывно, что позволило достичь некоторых успехов. Был восстановлен порядок в стране, уничтожены многочисленные шайки, разбит Лжедмитрий III, укрепившийся во Пскове. В 1617 г., по Столбовскому миру со Швецией, эта страна удержала всю Ижорскую землю, но отказывалась от претензий на Новгород и Псков. 1 декабря 1618 г., по Деулинскому перемирию, заключенному на 14,5 лет, Польша захватила Чернигов, Новгород-Северский и Смоленск. Страна была страшно разорена и отошла от Смуты только к середине XVII в.
Смута - сложнейшее явление, включающая гражданскую войну, восстание низов, самозванчество и действия откровенно авантюристического характера. Она стала возможной только благодаря наложению друг на друга нескольких серьёзных отрицательных факторов. Её причины таковы. 1. Пресечение династии. 2. Природно-климатический фактор: в самом начале XVII в. государство поразил страшный четырёхлетний голод. Б.Ф. Годунов открыл все царские житницы, восстановил Юрьев день и приказал всем владельцам холопов отпускать, если они не могли их прокормить, но это не помогало. 3. Социально-психологическая причина: люди в те времена считали, что «Бог за грехи царя всю землю казнит». Поэтому страшный голод все объясняли наказанием за грехи Бориса Годунова, который ради трона в 1591 г. подослал убийц к восьмилетнему сыну Ивана Грозного – царевичу Дмитрию. 4. Сословная и классовая борьба. 5. Наличие нескольких неблагоприятных субъективных причин: крайняя личная непопулярность царя Василия Шуйского, отравлением им своего племянника, талантливого полководца М.В. Скопина-Шуйского, измена почти всех высших бояр, которые впустили поляков в Москву и шведов в Новгород, убийство казаками П. Ляпунова.
После данных событий история Руси во многом была связана с попытками вернуть утраченное. В 1632-1634 гг. была проведена в целом неудачная война за Смоленск. Последствия Смуты и набег из Крыма не позволили решить эту задачу. Земский Собор 1642 г. отказался от стратегически важного Азова, захваченного в 1637 г. донскими казаками, поскольку Россия была страшно разорена войнами и Смутой, Турция и Крым же были ещё очень сильны. Ситуация меняется в середине века. Речь Посполитая, ставшая олигархическим государством, где короля, в частности, выбирала шляхта, ослабела. Кроме того, государство здесь насильно насаждали унию, т.е. своеобразное соединение Православия с католицизмом под властью римского папы. Брестская уния 1596 г. и Ужгородская уния 1649 г. привели к серии восстаний, и стали одной из главных причин освободительной войны во главе с Зиновием Хмельницким, прозванным народом Богданом, т.е. Богом дарованным избавителем. В 1654 г. Западная Русь вошла в состав России. В 1654-1656 гг. поляки были разбиты, русские войска доходили до Вильно и Люблина. Это вызвало вторжение на территорию Польши войск ещё одного врага нашей страны – гораздо более сильной тогда Швеции. Шведский король Карл X взял Варшаву. Стремясь не допустить усиления последнего, русское правительство заключает с поляками перемирие и в 1656-1658 гг. захватывает у шведов Ижорскую землю, Эстонию и Латвию. Получив передышку, шляхтичи 23 июня 1660 г. под Чудиновым разбили русских. В войну вступают Турция и Крымская Орда, а казацкая верхушка после смерти престарелого Б. Хмельницкого (1657 г.) изменила России и подписала и поляками Гадячский договор. В таких условиях в Кардиссе в 1661 г. царь заключает договор со Швецией, согласно которому Россия отдаёт все свои приобретения в Прибалтике. В 1667 г., по Андрусовскому перемирию, Россия получила Смоленск, Северо-Восточную Белоруссию с Минском, Левобережную Украину и Киев. Вскоре Турция и Крым сами решили завоевать Украину, подкупив часть казацкой верхушки. В 1677 и в 1678 гг. силами сначала 120, а затем – 200 тысяч человек они предприняли два похода с целью овладеть резиденцией гетманов – Чигирином. В результате сложилась патовая ситуация: Украину завоевать они не смогли, но и нанести врагам серьёзное поражение русским также не удалось. Согласно Бахчисарайскому перемирию 1681 г., Правобережная Украина южнее Киева подлежала переселению, становясь, таким образом, своеобразным буфером между Россией, Речью Посполитой, Турцией и Крымом. В 1686 г. между нашей страной и Польшей был заключён договор о «вечном мире». Шляхтичи признали все условия Андрусовского перемирия, но Россия обязалась начать войну с Крымом.