ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2024

Просмотров: 753

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекционные материалы.

Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX в.

План лекции.

1. Историческое знание, его формы и функции.

2. Понятие и классификация исторических источников.

3. Методы, теория и методология исторической науки.

1. Богословский (теологический) подход.

2. Субъективизм.

3. Позитивизм.

4. Постпозитивизм и постмодернизм.

5. Марксизм.

6. Цивилизационный подход.

4. Основные направления и школы отечественной историографии.

5. Место России во всемирной истории. Российский исторический опыт в контексте мировой истории.

Вопросы для самопроверки

Основная:

Лекция № 2. Истоки славян и Руси. Древняя Русь.

План лекции.

Введение.

1. Проблема этногенеза восточных славян и вопрос об этнониме «Русь». Внешний фактор в истории Древней Руси.

2. Становление древнерусского государства, его социальная сущность. Культура Древней Руси.

Заключение.

Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Ордынское нашествие XIII в., крестоносный натиск и их последствия. «Дюденева рать» 1293 г.

2. Основные модели социального развития русских земель в XIII-XV вв. Культура Руси XIII-XV вв.

Заключение

Вопросы для самопроверки.

Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

3. Сословия на Руси к началу XVI в. Эволюция сословий в XVI-XVII вв.

1. Русь в XVI в. Реформы 1550-х гг. И опричнина Ивана IV.

2. Русь в XVII в., культура страны в XVI-XVII вв. И церковный Раскол.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

2. Реформы Петра I.

3. Сословная политика Петра I и его преемников в XVIII в. Раскрепощение дворян и рост их сословных привилегий.

Заключение.

Вопросы для самопроверки.

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Роль природного фактора в экономике и истории России до XIX в.

2. Особенности и основные этапы экономического развития России до XVIII в. Собственность в России в доиндустриальную эпоху.

3. Модернизация России в XVII –XVIII вв.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Внутреннее развитие России в дореформенное время.

2. Внешняя политика России в XIX в.

3. «Великие реформы» 60-70-х гг. XIX в. И контрреформы. Развитие русской экономики в пореформенное время.

4. Общественная мысль и особенности общественных движений России XIX века. Русская культура XIX в.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Основная:

Дополнительная:

Раздел II. Россия в 1900-1985 гг.

План лекции.

Введение.

1. Реформы начала XX в. В России. Политические партии России начала XX в.

2. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX вв. Первая Мировая война.

3. Революция 1917 г. И ее социальная сущность. Гражданская война и интервенция, события 1921-1929 гг.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

Введение.

1. Коллективизация и индустриализация, их причины, ход, последствия и значение в истории страны. Социальный смысл коллективизации.

2. Сталинизм и его социальная сущность.

3. Внешняя политика ссср в 1929-1941 гг. Ссср в 1941-1943 гг.

4. Ссср в 1944-1945 гг., союзники, тыл и оккупированные врагом территории в годы войны. Внешняя политика нашей страны в 1945-1953 гг.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

1. Частичная десталинизация и противоречия хрущевского периода отечественной истории.

3. «Холодная война» в середине 40-х – середине 80-х гг. XX в. И ее роль в истории России и мира.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

1. Булыгина т.А. Общественные науки в ссср в середине 50-х – первой половине 80-х гг. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2001. – 55 с.

Раздел III. Россия со времени начала перестройки до наших дней.

План лекции

1. Ход перестройки в 1985-1990 гг.

2. Ссср в 1990-1991 гг. И его агония. События сентября-октября 1993 г. И принятие Конституции России.

3. Внешняя политика ссср и России в 1985-1993 гг. Капитуляция перед Западом.

4. Культура ссср и России в 1985-1993 гг. Возрождение роли религии в обществе.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции

Введение.

1. Реформы б.Н. Ельцина и их социальный смысл. Вопрос об общественном строе тогдашней России.

2. Внешняя политика России в 1993-1999 гг. Внешняя политика в.В. Путина.

3. «Чеченские войны» и их значение в истории современной России.

4. Внутренняя политика в.В. Путина.

5. Культура России в конце XX – начале XXI вв.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

В эти же годы поднимается и роль религии в обществе, в частности, роль Русской Православной Церкви (РПЦ). Однако, следует признать, что так называемые «традиционные» конфессии (Православие, суннитская ветвь ислама, ламаизм) не смогли эффективно противодействовать росту значения тоталитарных и экстремистских сект, которые во множестве хлынули в СССР пропагандировать свои «учения». Из них следует упомянуть «Белое братство», «Марию Деви Христос», «Аум Синрикё» и, особенно, движение ваххабитов, пропагандировавших газават против России. Чрезвычайно агрессивно стал действовать ещё один старый враг славяно-православной цивилизации – римско-католическая церковь во главе с очень умным и волевым папой Иоанном Павлом II во главе. Официально называя РПЦ «церковью-сестрой», этот первый славянин на папском престоле на самом деле активнейшим образом поддерживал украинских шовинистов, с помощью насилия и лживой пропаганды насаждавших на Украине, и особенно в Галиции, этой колыбели русской культуры и государственности, униатство. Традиционные конфессии явно проигрывали экстремистам и католикам в сплочённости, решительности, да и в количестве финансовых средств.

Власти же и десятилетиями не получавший духовного окормления народ, разумеется, часто не понимали внутренней сути этих «волков в овечьих шкурах». Такая «веротерпимость и толерантность без берегов» сделала страну настоящим раем для всяческих экстремистов и проходимцев, торгующих именем Божьим. Ваххабизм, к примеру, был официально запрещён, да и то только на территории Республики Дагестан, лишь во времена правления В.В. Путина. Робкие голоса, призывающие каким-то образом конституционно закрепить особое положение Русской Православной Церкви как одного из главных столпов русской культуры и государственности, подобно тому, как это было сделано, к примеру, в Болгарии или Греции, не были услышаны. В явном проигрыше в рассматриваемые годы оказалось и суннитское духовенство. В результате страна получила целый клубок деликатных проблем, распутывать который придётся, видимо, ещё очень долго. Таково было культурное развитие СССР в последние годы его существования и культура России в первые годы складывания её новой государственности.

Выводы.

В рассматриваемые годы провозглашённая М.С. Горбачёвым политика «гласности» породила множество самых разных коллизий. Однако, свобода слова переросла в настоящую информационную войну с Россией, в результате которой большинство населения страны впитали яд антигосударственных идей. Гласность стала пониматься как свобода для пропаганды низкопробной культуры, насилия, порнографии и для крайней варваризации русского языка. После легко прогнозируемого отрезвления общественного сознания вал протестной литературы и нездоровая эйфория сменяются глубоким пессимизмом. Религия в рассматриваемое время постепенно приобретает серьёзное значение, но традиционные конфессии в силу различных причин не смогли сдержать настоящее вторжение экстремистских и тоталитарных сект, в том числе и печально известного ваххабизма.



Заключение.

Углубляющийся кризис советского общества подвиг руководство страны в середине 80-х гг. провозгласить начало преобразований, которые, правда, фактически стали набирать обороты только через два года. Были проведены серьёзные экономические реформы. Однако, они были крайне непродуманными, поскольку не учитывали нескольких важнейших факторов. В результате не был создан широкий слой частных собственников, которые бы получили государственное имущество по труду, и смогли бы им эффективно воспользоваться во благо и себе, и стране. Одновременно были проведены ещё более неподготовленные политические преобразования, приведшие к созданию многопартийности и плюрализма. Однако, причины страшного системного кризиса рубежа 80-х и 90-х гг. невозможно понять без учёта основного отрицательного фактора тех решающих лет – распада огромного государства.

В решающие 1990-1991 гг. произошла агония Советского Союза. Референдум 17 марта 1991 г. в целом, не считая республик Прибалтики, признал необходимость сохранения единого государства, но рвущиеся к бесконтрольной власти местные лидеры проигнорировали его результаты. После того, как всеукраинский референдум 1 декабря 1991 г. высказался против сохранения членства Украины в составе СССР, главы трёх восточнославянских республик через неделю провозгласили уничтожение СССР и создание на его основе СНГ.

Основной двуединой причиной развала государства была подданническая политическая культура народа и недееспособность правящей элиты, проигравшей «информационно-психологическую войну». Это было наследием авторитарного советского режима. Силовые структуры, как и народ, не были готовы защищать своё государство с оружием в руках, поскольку почти никто не представлял себе последствий распада гигантской евразийской державы. Это распад, в частности, спровоцировал «обвальный» кризис экономики во всех бывших советских республиках. После конституционного кризиса марта-октября 1993 г. Россия приняла новую Конституцию в ходе всенародного голосования 12 декабря 1993 г., превратившую её фактически в суперпрезидентскую республику. В рассматриваемые события очень активно вмешивались иностранные державы, что диктует необходимость обратиться к изучению внешней политики СССР и России в 1985-1993 гг.

Несмотря на ряд бесспорных достижений, связанных с уменьшением угрозы термоядерной войны, внешнюю политику лауреата Нобелевской премии мира М.С. Горбачёва следует охарактеризовать как капитулянтскую, а порой – предательскую. Фактически «новое мышление» свелось к бесконечным уступкам почти по всем фронтам. Советское руководство согласилось с политическими переменами в странах Средней Европы, отказалось здесь от своего политического и экономического влияния и в кратчайшие сроки, едва ли не выбросив своих военнослужащих на улицу, вывело отсюда войска, лишившись, тем самым довольно важного плацдарма. Более того, М.С. Горбачёв согласился на объединение Германии, создав в рассматриваемом регионе мощное и, к сожалению, враждебное славянам государство. В ряде же государств «уход русских» привёл к страшным межнациональным и гражданским войнам (Югославия, Афганистан).


В рассматриваемые годы провозглашённая М.С. Горбачёвым политика «гласности» переросла в настоящую информационную войну с Россией, в результате которой большинство населения страны впитали яд антигосударственных идей. Гласность стала пониматься как свобода для пропаганды низкопробной культуры, насилия, порнографии и для крайней варваризации русского языка. После легко прогнозируемого отрезвления общественного сознания вал протестной литературы и нездоровая эйфория сменяются глубоким пессимизмом. Религия в рассматриваемое время постепенно приобретает серьёзное значение, но традиционные конфессии в силу различных причин не смогли сдержать настоящее вторжение экстремистских и тоталитарных сект, в том числе и печально известного ваххабизма.


Вопросы для самопроверки

1. Что такое «госприемка»? Какое значение она имела?

2. Как проходила очередная «борьба с нетрудовыми доходами» в начале правления М.С. Горбачева?

3. Охарактеризуйте экономические реформа, начатые М.С. Горбачевым летом 1987 г. Насколько в это время были увеличены права предприятий? Что понималось под хозрасчетом, самоокупаемостью и самофинансированием в то время? Почему, как Вы думаете, право трудовых коллективов выбирать директора вскоре было отменено?

4. В чем был смысл замены директивного государственного плана госзаказом во времена правления М.С. Горбачева?

5. Раскройте значение и историческую ограниченность закона ноября 1989 г. об аренде.

6. Раскройте историческую роль выборов на Съезды народных депутатов на альтернативной основе.

8. Как и почему в СССР был введен институт Президентства? Каковы были последствия данного акта? Кто и когда был избран на этот пост?

9. Когда и почему начался конфликт в Нагорном Карабахе? Что явилось для него поводом? Какие события последовали за этим?

10. Когда и как произошло отделение от СССР Прибалтики?

11. Как и когда была отменена ст. 6 Конституции СССР? Какую роль в данных событиях сыграл А.Д. Сахаров?

12. К чему бы привела попытка реализации сахаровского проекта Конституции? Подтвердите свой вывод соответствующими примерами.

13. Раскройте историческое значение закона о печати, принятого в августе 1990 г. Почему его последствия были очень противоречивыми?

14. Почему решение референдума 17 марта 1991 г. так и не было реализовано? Можно ли, в таком случае, говорить о легитимности распада СССР?

15. Каковы были основные положения разработанного к августу 1991 г. Союзного договора?

16. Когда была предпринята последняя попытка сохранить единое государство?

17. Какую роль в развале страны сыграли СМИ?

18. Какие последствия имел для народов СССР его распад? Подтвердите свой вывод соответствующими примерами.

19. Почему правительство Е.Т. Гайдара вначале решило отпустить цены, а потом проводить приватизацию, а не наоборот, как в свое время предусматривала программа «500 дней»? К каким последствиям это привело?

20. Почему «ваучеризация» не привела к появлению «миллионов собственников», как об этом говорили новые правители России?

21. Какую историческую оценку событиям 3-4 октября 1993 г. можно дать? Аргументируйте свой ответ.

22. Почему «новое мышление» не оправдало себя? Подтвердите данный тезис конкретными примерами.