ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2020

Просмотров: 3182

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Трагедия России (вместо введения)

От разрушения идеологии к деградации власти

Унижение России 9

Раздел первый

Идеология судебной реформы

Глава I. Политический режим и суд

Из истории правосудия

Советское социалистическое правосудие

Глава II. Необходимость реформ

Глава III. Концептуальные идеи судебной реформы

Идеология и идеологи судебной реформы

Перспективы развития уголовно-процессуальной формы

От законности социалистической — к законности правового государства

Бойков А.Д.Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. М., 1997.

Раздел второй

Важнейшие акты судебной реформы 1991–1996 годов

Глава IV. К становлению судебной власти

Что такое судебная власть

Извилистый путь к судебной власти в России

Глава V. Конституционный суд России

Начало пути

Конституционное судопроизводство как вид правосудия

Глава VI. Суд присяжных

Движение вперед или вспять?

Закон принят

Первые плоды эксперимента

Действует ли Конституция РФ?

Глава VII. Судьба процессуальных гарантий

Конституция РФ и уголовно-процессуальное законодательство о правовых гарантиях

От независимости суда к бесконтрольности судей

Неприкосновенность судей

Тяготение к чрезвычайным мерам

Глава VIII. Жертвы преступлений как объект судебной защиты 68

О социальной значимости проблемы жертв преступлений

О понятии потерпевшего и проблеме возмещения вреда

Судебная реформа и правовой статус потерпевшего

Зарубежный опыт защиты жертв преступлений

Актуальные рекомендации

Раздел третий

Прокуратура, адвокатура и судебная власть

Глава IX. Прокуратура и судебная власть

Состоялась ли реформа прокуратуры?

О прокурорском надзоре в судебных стадиях уголовного процесса

Реализация правозащитной функции суда и прокуратуры — основа их взаимодействия и сотрудничества

О соотношении прокурорского надзора и судебного контроля в уголовном процессе

Взаимоотношения прокуратуры и суда при осуществлении координации деятельности по борьбе с преступностью

Глава X. Адвокатура России в условиях судебно-правовой реформы

О советской адвокатуре

На пути к «сильной» адвокатуре

Спорные идеи проектов «Закона об адвокатуре РФ»

Раздел четвертый. Реформы стоят денег

«Уважаемые сограждане!

Полный список ссылок из книги «Третья власть в России»

Раздел первый. Идеология судебной реформы

Раздел второй. Важнейшие акты судебной реформы 1991–1996 гг.

Раздел третий. Прокуратура, адвокатура и судебная власть

Раздел четвертый. Реформы стоят денег

Сама же такса сохраняется, но для тех случаев, когда соглашение не достигнуто и вопрос об оплате решается заведующим юридической консультацией или взыскивается судом при выполнении обязательных поручений. Предусмотрена и возможность оплаты поручений в валюте.

Таким образом, основа для процветания «именитых» адвокатов заложена, и она широко используется в условиях рыночных отношений.

Спорные идеи проектов «Закона об адвокатуре РФ»

За время проведения судебно-правовой реформы в России было подготовлено множество вариантов проекта закона об адвокатуре, — по приблизительным подсчетам, около пятнадцати. Их готовили работники Минюста, Президиумов коллегий адвокатов, депутаты Федерального Собрания, ученые.

Ряд проектов был опубликован и подвергнут широкому обсуждению 21.

Отвлекаясь от многочисленных относительно мелких противоречий, так или иначе устраняемых при совершенствовании проектов, остановлюсь на некоторых, наиболее принципиальных, определяющих перспективы развития института адвокатуры, ее место в правоохранительной системе. Это — вопросы «параллельных» коллегий, правовых льгот для адвокатского сословия и функций адвокатского расследования в уголовном процессе.

В ходе так называемой перестройки, когда в качестве крупного достижения демократии был объявлен разрушительный для правовой системы и общественной нравственности и лозунг «разрешено все, что не запрещено законом», в сфере правовых услуг в большом числе стали возникать дикие юридические кооперативы и полулегальные частные адвокатские конторы. Позже на их базе организуются параллельные коллегии адвокатов. Смысл этого процесса был достаточно прозрачен: придать респектабельность стихийным образованиям, прикрыть флером легальности более чем сомнительные явления нашей правовой действительности.

У читателя возникает естественный вопрос: почему юристы, рвущиеся в сферу адвокатской практики, не использовали нормальный путь — путь вступления в действующие коллегии адвокатов, испытывавшие дефицит кадров? Ответ прост. Для вступления в коллегию адвокатов нужно было иметь специальное образование, опыт работы, безупречную профессиональную репутацию. И … подчиняться контролю Президиума коллегии, заведующего юридической консультацией, коллег, выполняя наряду со всеми адвокатами бесплатные поручения, а не только выгодные соглашения с клиентом.

К концу 1995 г. в России наряду с традиционными коллегиями адвоката субъектов Федерации официально было зарегистрировано около 40 «параллельных» коллегий. Часть из них объявили себя «юридическими центрами», часть объединилась в «Гильдию российских адвокатов». В нескромной рекламе руководители этих объединений объявляют себя и президентами, и вице-президентами, и академиками, не имея, естественно, отношения к науке.


Позитивное начало в этом «буме в сфере правовых услуг» видят в усилении конкуренции и, следовательно, потенциальном повышении уровня правовой помощи. Но есть другая сторона у медали. «В Министерство юстиции РФ поступают жалобы на то, что Президиумы некоторых параллельных коллегий принимают в них лиц, судимых за тяжкие преступления, не имеющих высшего юридического образования и даже исключенных из адвокатуры за неблаговидные поступки. В ряде мест всю бесплатную юридическую помощь и защиту по назначению органов следствия и судов осуществляют только адвокаты традиционных коллегий, а члены параллельных выполняют лишь платные поручения, взимая непомерно высокие гонорары, да еще в иностранной валюте».

Это пишет не адвокат, ущемленный конкуренцией. Это пишет работник МЮ РФ с более чем 50-летним стажем, начальник отдела МЮ по взаимодействию с адвокатурой, заслуженный юрист РФ и кандидат юридических наук 22.

Все это нетрудно было предвидеть с самого начала реформ. И потому в нашем проекте Закона была предусмотрена единая организационная форма построения адвокатуры, исключающая возможность появления самостийных, бесконтрольных образований. Таковой формой объявлялась коллегия адвокатов субъекта Федерации, допускающая разнообразие внутренней структуры под единой крышей и общим контролем: юридические консультации, адвокатские бюро, фирмы, индивидуальная практика. Предлагались единые критерии отбора кандидатов в члены коллегии, организационные формы их аттестации и способы защиты их прав при неосновательном отклонении кандидатуры. Помимо Закона об адвокатуре предлагался типовой Устав коллегии, в котором должны были решаться вопросы взаимоотношений внутри коллегии, порядок справедливого распределения бесплатных поручений, формы контроля за качеством работы и соблюдением норм профессиональной этики 23.

Кажется, эти организационные идеи не опровергаются в том проекте Закона об адвокатуре, который был внесен в Госдуму Президентом в январе 1995 г.

В случае принятия Закона, основанного на этих принципах построения адвокатуры, может возникнуть вопрос о судьбе «параллельных» коллегий. Видится один выход из сложившейся ситуации: объединение их с традиционными коллегиями на основе индивидуальной аттестации специальными квалификационными комиссиями с учетом принятых критериев профессионального отбора.

Вторым принципиальным вопросом является вопрос «правовых льгот» адвокатов, их профессионального иммунитета.

Есть профессии, нуждающиеся в повышенной правовой защите — дипломаты, законодатели, судьи. Надо думать, и любая другая профессия вправе претендовать на свою исключительность. Это убедительно доказали наши народные депутаты, добившись (от самих себя) льгот как социальных, так и правовых, выведя, по сути, себя из-под действия законов об ответственности за преступления и другие правонарушения.


Пристойно ли адвокатуре становиться на этот путь, вопреки конституционному принципу равенства всех перед законом и судом, — адвокатуре, которая в общественном сознании призвана олицетворять принципы «правды и справедливости»?

Да, разумеется, адвокату, нередко вступающему в конфликт с органами уголовного преследования и судом, нужны определенные гарантии независимости. Действующий УПК РСФСР (разумеется, и проекты УПК РФ) это учитывает.

Так, адвокат — защитник обвиняемого не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах дела, которые стали ему известны в связи с выполнением обязанностей защитника (ст. 72, ч. 2 УПК РСФСР); четко определены обстоятельства, исключающие участие в деле адвоката (ст. 671 УПК); адвокат поставлен в равное положение с прокурором при применении судом мер в отношении нарушителей порядка в судебном заседании (ст. 263 УПК) и т. д.

Все это не вызывает возражений и, напротив, процессуальные гарантий независимости адвоката могут совершенствоваться и расширяться. Но до разумных пределов, не ведущих к созданию сословий неприкасаемых, как это получилось в некоторых случаях (упоминавшихся выше) с депутатами и судьями.

Между тем, из проекта в проект Закона о адвокатуре переходят такие нормы, как «Задержание, арест, проникновение в жилище или рабочее помещение адвоката, в личный или используемый им транспорт, производство там обыска или выемки… проведение в отношении адвоката оперативно-розыскных мероприятий не могут осуществляться иначе, как на основании решения суда и только в связи с уголовным преследованием этого адвоката» 24.

Здесь, как видим, гарантии прав адвоката существенно выходят за гарантии прав гражданина России, установленных ст. ст. 22 и 25 Конституции РФ.

Этим же проектом устанавливается, что уголовное дело в отношении адвоката рассматривается Верховным Судом РФ, представитель Президиума коллегии адвокатов «вправе незамедлительно получить свидание с задержанным или арестованным адвокатом» (ст. 11). «Органы внутренних дел обязаны принять меры к обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от них поступит соответствующее заявление» (ст. 14).

«При выполнении профессиональных обязанностей адвокат пользуется правом бронирования и внеочередного получения мест в гостиницах и билетов на все виды транспорта» (там же).

Все это неплохо … для адвокатов. Но не появится ли желание у других граждан России, страдающих от правовой незащищенности и преступного беспредела искать те же льготы для себя тоже?

Общественность уже обратила внимание на эти притязания адвокатов. В публикации «Российской газеты» цитируются приведенные выше положения из нескольких вариантов проекта Закона об адвокатуре. В заключение автор справедливо отмечает:


«В результате принятия любого проекта без поправок в России появится каста людей, на которых не будет распространяться положение Конституции России о равенстве граждан перед законом. Мало того, что ни в одной стране мира адвокат не обладает такими привилегиями, проект о «неприкасаемости» адвокатов, образно говоря, утер нос нашим депутатам. Вернее, их правам. «Запрещается прослушивание телефонных и иных переговоров адвокатов, осмотр их помещений…» — это цитата из всех проектов.

Сложным рисуется и отношение государства с коллегией адвокатов, куда, судя по проектам, Думе предписывается направлять все затрагивающие интересы адвокатов законопроекты. Чтобы это сделать, надо поменять Конституцию, где подобное не предусмотрено. Страсти по адвокату продолжаются» 25.

Вопреки общеизвестному положению о том, что порядок уголовного судопроизводства определяется уголовно-процессуальным законодательством, президентский проект Закона об адвокатуре (как и некоторые другие проекты) вторгается и в эту сферу.

Так, ст. 13 проекта, повторяя УПК (ст. 245 и ст. 51), предусматривает участие защитника в судопроизводстве на началах «равноправия сторон», право адвоката «беспрепятственно общаться со своим доверителем наедине, конфиденциально и без ограничения числа встреч и их продолжительности, включая случаи содержания подозреваемого под стражей».

Но это, так сказать, безобидное дублирование норм других законов. Есть и далеко идущее дополнение уголовно-процессуального законодательства: адвокату предоставляется право «осуществлять частные расследовательские меры».

Что понимается под этой непривычной для УПК терминологией?

Если речь идет о праве адвоката на производство следственных действий (параллельное адвокатское расследование), то, во-первых, это неприемлемо в принципе, ибо это прерогатива государственных органов, наделенных властными полномочиями (об этой идее и ее возможных последствиях упоминалось выше). Во-вторых, такая процессуальная новелла, коренным образом меняющая строй процесса, нуждается в детальной правовой проработке, обеспечивающей порядок реализации соответствующего права адвокатом, гарантии прав участников принципиально новых процессуальных отношений, условия получения объективных и достоверных доказательственных данных.

Такое юридическое изобретение мы бы отнесли к разряду безответственного правотворчества, компрометирующего закон, создающего условия рождения мертвых правовых норм, углубляющего правовой нигилизм в обществе.

Примечания
  1. Руднев В. Генеральный прокурор против суда присяжных // Известия, 1993, 10 марта.

  2. См. Прокуратура Российской Федерации. Концепция развития на переходный период / Под ред. Ю. И. Скуратова. — М., 1994.

  3. Скуратов Ю, Разрушать или реформировать? // Российская Федерация. — 1995. — № 7. — С. 52.

  4. Там же. — С. 53.

  5. Подробнее о составе судейского корпуса см. гл. VII о неприкосновенности судей и заключительный раздел «Реформы стоят денег».

  6. См. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве (13 ноября 1989 г.); Закон о статусе судей в СССР (4 августа 1989 г.); Проект Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик // Соц. законность. — 1990. — № 3; доклады в сборниках «Научная информация по вопросам борьбы с преступностью» №№ 113, 124 и 127, 139; Проект Закона РФ «Об устройстве и полномочиях судебной власти» // Советская юстиция. — 1992. — № 11–12.

  7. См. Курс советского уголовного процесса / Под ред. А. Д. Бойкова и И. И. Карпеца. — М., 1989; Бойков А., Демидов И. О концептуальных вопросах совершенствования уголовно-процессуального законодательства // Соц. законность. — 1990. — № 1; Бойков А. Конституционные проблемы судебной власти // Вестник Верховного Суда СССР. — 1991. — № 7; Его же. Проблемы судебной реформы // Государство и право. — 1991. — № 4 и др.

  8. Прокуратура Российской Федерации. Концепция развития на переходный период. — М., 1994. — С. 39.

  9. Не желая перегружать изложение обилием статистических сведений о влиянии прокуратуры на качество расследования и ее роли в различных видах судопроизводства, отошлю читателя к разделу V книги «Прокуратура Российской Федерации. Концепция развития на переходный период». — М., 1994.

  10. В первом полугодии 1993 г. суды РФ рассмотрели дел об административных правонарушениях на 716 663 лица.

  11. Такая формулировка предлагалась и при обсуждении Концепции развития прокуратуры на переходный период, хотя в текст ее не вошла.

  12. Закон об адвокатуре в СССР от 30 ноября 1979 г., ст. 3; Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г., ст. 3.

  13. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве от 13 ноября 1989 г., ст. 15.

  14. Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г., ст. 33, действующее и ныне.

  15. Критические данные о деятельности советской адвокатуры содержатся и в публикациях таких авторов, как А. Я. Киселев, Г. М. Шафир, Г. П. Саркисянц, М. А. Розенберг и др.

  16. См., напр., Уголовная защита бедных в Нью-Йорке. — Нью-Йорк, 1987.

  17. Коммунист. — 1988. — № 10. — С. 87.

  18. Об организационных трудностях, возникших с реализацией этих норм, см. интервью А. Д. Бойкова в газете «Советская Россия» 14 февраля 1990 г.

  19. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ — 1992. — № 25. — Ст. 1389.

  20. Аббревиатура, расшифровывающаяся адвокатами как «максимальное использование клиента сверх таксы».

  21. Среди опубликованных был и наш проект, подготовленный по поручению Министерства юстиции РФ. Его авторами были: А. Д. Бойков, М. А. Гофштейн, В. С. Репин (Сов. юстиция. — 1990. — № 22. — С. 27–29).

  22. Сухарев И. Ю. Адвокатура России: что и кто мешает ее развитию и эффективной деятельности // Юрист. — 1995. — № 2(4). — С. 31.

  23. Сов. юстиция. — 1990. — № 22. — С. 27–29.

  24. Из ст. 11 Президентского проекта Закона об адвокатуре в РФ, внесенного в Государственную Думу 12 января 1995 г.

  25. Козлов Н. Страсти по адвокату // Российская газета, 1996, 24 мая.


Раздел четвертый. Реформы стоят денег

Наряду с популистскими квази-демократическими решениями типа Закона о суде присяжных, в ходе реформ принимаются, как было показало, и решения реакционного характера, связанные с упрощением процессуальной формы под нереализованные идеи 20-х — 30-х годов.

Это следует объяснить не столько дефектами официальной Концепции судебной реформы или недомыслием законодателя, сколько железным экономическим диктатом. Размахнулись на суд присяжных с многомиллиардными затратами, обездолив другие суды общей юрисдикции, — нужно на чем-то экономить. Подвернулась идея единоличного правосудия. Недемократично, опасно в смысле злоупотреблений, зато дешево.

Любопытно, что дешевое правосудие искали и нашли те самые демократы, которые на протяжении многих лет назойливо, к месту и не к месту повторяли как лозунг и программу действий кем-то давно сказанные правильные слова о том, что дешевое правосудие дорого обходится обществу.

Теперь же все чаще слышатся вариации на заклинание известного в начале века промышленника Рябушинского: костлявая рука голода задушит реформы.

Посмотрим, как выглядит эта проблема в деталях.

Начальник финансово-экономического управления МЮ РФ подсчитал, что задолженность по финансированию общих судов из Госбюджета за 1994 г. составила 84,6 млрд руб., а за первый квартал 1995 г. — уже 62,3 млрд руб. Положение катастрофическое, констатирует он, деятельность судов на грани приостановления (6 апреля 1995 г.).

От Минюста и Совета судей идут слезные депеши во все адреса — в Минфин, в Совет по судебной реформе, руководителю администрации Президента и самому Президенту.

Бывший министр финансов эпически отмечает, что суды по финансированию не были в числе приоритетов, что задолженность ликвидировать нет возможности, но обещает поправить ситуацию в 1996 г. (письмо В. Г. Панскова на имя С. А. Филатова 28 июня 1995 г.).

Ропот судей возрастает.

Приведем в этой связи выдержку из обращения к Президенту Совета судей Санкт-Петербурга от. 28 августа 1995 г.: количество уголовных дел, поступивших в суды города за первые пять месяцев 1995 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года возросло на 40%, гражданских дел — на 70%. Судьи вынуждены назначать слушание дел на декабрь 1995 г. — январь 1996 г. При этом штатная численность судей остается неизменной при значительном числе вакансий (около 16%), а задолженность федерального бюджета по Управлению юстиции Санкт-Петербурга на 22 июня 1995 г. составила 194,5 млн рублей, в том числе по зарплате — 800 млн руб.

«Критическое положение с финансированием судебной системы, — отмечает Совет судей Пензенской области в обращении к Президенту РФ от 2 августа 1995 г., — в настоящее время может привести не к возвышению судебной власти, а к постановке вопроса о возможности дальнейшего осуществления правосудия».