Файл: Учебник по философии Красноярск.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2020

Просмотров: 3267

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. ПРЕДРЕЛИГИОЗНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ

Предрелигиозные формы мироощущения. Колдовство (магия), анимизм, тотемизм

Религиозное мироощущение

Ренессанс религии в современной России

Тема 2. ОТ МИФОЛОГИИ К ФИЛОСОФИИ

Специфика мифологического мышления

Мифология и древние верования

Эстетика древней мифологии

Мифологический эпос Гомера и Гесиода

ТЕМА 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

Философия как попытка понять мир

Основные философские проблемы

Роль философии в жизни общества

ТЕМА 4. МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Понятие мировоззрения

Философское мировоззрение

Идеализм и его формы

Материализм и его формы

ТЕМА 5. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ И МАТЕРИИ

Понятие бытия

Эволюция понятия материи в естественнонаучном материализме

ТЕМА 6. СПОСОБЫ И ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ В ТРАКТОВКЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МАТЕРИАЛИЗМА

Движение как способ существования материи

Пространство и время как формы существования материи

ТЕМА 7. КОСМОГОНИЯ

Мифологическая и религиозная космогония

Древнегреческие космогонические теории

Космологическая проблема

ТЕМА 8. ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

Теоретические модели, реальность и истинность математики

Эволюция представлений о физической картине мира

ТЕМА 9. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Специфика философской теории познания

Субъект и объект познания

Знание как предмет теории познания

Эмпиризм и рационализм в теории познания

Теория познания в немецкой классической философии

Развитие теории познания в марксистской и современной философии

ТЕМА 10. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Роль и назначение чувств и разума в познании

Структура процесса познания

Диалектика чувственного и рационального познания

ТЕМА 11. ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ

Познание и предвидение; интуитивное и априорное знание

Границы познания. И. Кант: вещи в себе и явления, знание и вера

Познание как путь к истине. Понятие истины. Объективная, относительная и абсолютная истина

Критерии истины

ТЕМА 12. ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

Развитие философского понимания сущности общества и его структуры

Общество как развивающаяся система

Марксистская теория общества

Перспективы общества

ТЕМА 13. ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ

История как предмет исследования

Циклическая концепция исторического прогресса

Линейная концепция истории

Спиралевидность общественного развития

Ковариантная модель всемирной истории

Постмодернистские концепции истории

ТЕМА 14. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Соотношение культуры и цивилизации. Понятие цивилизации

Многообразие цивилизаций

Восток – Запад – Россия как типы цивилизации

ТЕМА 15. КОНЦЕПЦИЯ ЕВРАЗИЙСТВА

Истоки евразийства

Программа евразийства

Православные идеалы

Философское осмысление мировой истории

Вопросы истории России

Идеократическое государство

ТЕМА 16. ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ

Ранние концепции происхождения жизни, их конкретно-научная и философская ограниченность

Понятие жизни

Современные конкретно-научные предпосылки решения вопроса о возникновении жизни

Взаимосвязь развития органического мира с развитием всей планеты

Роль философской методологии в изучении проблемы происхождения жизни

ТЕМА 17. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Донаучные воззрения на происхождение человека

Научный взгляд на проблему человека

Детерминизм и свобода человека

Движущие силы становления человека

ТЕМА 18. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Содержание общественного прогресса

Законы и критерии общественного прогресса

Глобальные проблемы современных цивилизаций

Будущее

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

ЛИТЕРАТУРА

Уровни мировоззрения позволяют выделить его основные формы. Первой из них является стихийное мировоззрение. Стихийное мировоззрение формируется у субъекта под воздействием непосредственной сферы жизнедеятельности и действующих в ней явлений и процессов. Отражаясь в сознании человека, они и формируют его мировоззрение на первой ступени в виде мироощущений и мировосприятий. Здесь больше присутствуют индивидуальные потребности, интересы, мотивы, даже если они возникают в процессе научного, художественного, политического или другого творчества. Стихийное мировоззрение в его массовых повседневных проявлениях не отличается глубокой продуманностью, систематичностью и обоснованностью. Здесь не всегда выдерживается логика, порой "не сходятся концы с концами", эмоции могут в критической ситуации захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Наконец, стихийное мировоззрение, как правило, пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности.

Эти черты присущи научному мировоззрению, более объективной форме миропонимания. Научное мировоззрение – это теоретическое миропонимание. Оно отличается от стихийной формы тем, что в нем, во-первых, сознательно поставлены вопросы о сущности мира в его отношении с человеком; во-вторых, ответы даны в систематизированной форме; в-третьих, ядром его является философия.

Философское мировоззрение

Философия возникла из познавательного отношения к миру, и на ранних этапах мало чем отличалась от науки, ибо и для той, и для другой познание было относительно самостоятельной сферой человеческой деятельности.

И философия, и наука нацелены на истинное, отвечающее действительности, познание мира. Они вырабатывают специальные методы познания и обоснования истинности знаний, превращая познание в сознательную целенаправленную деятельность.

Через философию и науку осуществлялся переход от познания непосредственных эмпирических связей и отношений к постижению сущности закономерных связей развития мира.

Поскольку философия ставила перед собой задачу достижения истинного объективного знания, она не отличалась от науки и в этом отношении выступала как ее своеобразная отрасль. В свою очередь, и наука в определенных своих частях первоначально развивалась как отрасль философии. Однако путь философии и ее определяющее влияние на формирование научного мировоззрения были значительно сложнее, противоречивее и в общем длиннее, чем путь науки. Причина этого кроется в особенностях философского познания.

Философия выделилась как особая форма сознания на основе того, что она сделала своим предметом познания мировоззренческую проблематику, а именно, отношение "человек и мир". Эта большая многоплановая проблема имеет множество "лиц", выражений: "субъект – объект", "материальное – духовное" и т.п., и, по сути, выступает как универсальная формула любой философской проблемы. Среди них: разделен ли мир на дух и материю, а если да, то, что такое дух и что есть материя; подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми возможностями; имеет ли вселенная какое-либо единство и цель; развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели; является ли человек тем, чем он кажется биологу и астроному, или же тем, чем он представляется Гамлету; а может быть он является и тем и другим одновременно; существуют ли возвышенные или низменные образы жизни, в чем они состоят и как достичь возвышенного?... Исследовать эти вопросы – дело философии. Решить их – значит помочь человеку и обществу выработать научное мировоззрение.


Этим философия отличается от других форм знания. При этом философия не просто абстрактно-теоретически решает проблемы, возникающие в практике. Как теоретическая деятельность, философия обгоняет стихийное мировоззрение, обыденное сознание и ставит мировоззренческие проблемы на уровень общества.

Философия, будучи теоретической формой освоения мира, воздействуя на мировоззрение субъекта, сама, в свою очередь, определяет не форму, а содержание этого мировоззрения, которое может быть либо материалистическим, либо идеалистическим.

Коренное различие материализма и идеализма в том, как они понимают и решают вопрос: "что есть материальное и что есть идеальное", и как они решают проблему взаимоотношения материального и идеального, а на этой основе – проблему сущности бытия и вытекающие из нее или определяющиеся ею другие философские проблемы. В самом общем плане для материализма бытие есть материальное, независимое от идеального. Идеализм утверждает, что духовное, идеальное основоположно, "первично", а материя, природа, физическое – производно, зависимо, обусловлено.

Идеализм и его формы

Возможности, основы идеализма обусловлены, во-первых, сложным и противоречивым характером самого мира и конкретных его объектов. Человек, в конкретной исторической ситуации часто ограничивается случайной, порой обманчивой видимостью явлений. А будучи не в состоянии объяснить и научно истолковать явления материального или духовного порядка, он может прийти к упрощению сложных явлений. Он может построить произвольные гипотезы и выводы как выход из научных затруднений. Так, например, ньютоновская теория тяготения послужила в свое время основой богословских лекций Бентлея; законы термодинамики используются для доказательства религиозной догмы "о грядущем конце мира"; учение о многомерности пространства – к спиритизму и т.д.

Во-вторых, возможности идеализма заложены в ходе самого процесса познания. Путь познания – сложный и противоречивый процесс движения мысли от единичного к общему, от явления к сущности, от чувственного восприятия вещей и явлений мира к абстрактно-логическим обобщениям; от ощущений, восприятий к понятиям, суждениям, умозаключениям, законам. Сложность, неполнота, неадекватность, а возможно, и ошибочность отражения сути познаваемого объекта могут возникнуть на любой ступени познания как чувственно-эмпирической, так и абстрактно-логической.

Источником заблуждений в познании на чувственно-эмпири­ческой ступени может быть узость, неполнота, недостаточная глубина восприятий или несовершенство (возможно, заданное уже природой), человеческих ощущений. На основе индивидуальных ощущений об окружающем мире рождается одна из форм идеализма – субъективный идеализм.

Логика субъективных идеалистов такова: поскольку ощущения дают нам знание о предметах, постольку ощущения и сами предметы тождественны. Следовательно, предметы также "субъективны" как и ощущения, и между ними нет разницы. "Мир и вещи в нем – комплекс ощущений"; "Существовать – значит быть воспринимаемым" и т.п. – вот те принципы, на которых стоит субъективный идеализм. Ощущение вместо звена, связующего сознание человека с внешним миром, абсолютизируется и превращается в перегородку между ними.


Основой объективного идеализма является абстрактное мышление, а точнее его логические ошибки, возникающие нередко из-за недостоверных понятий и необоснованности исходных посылок в рассуждениях. Каждый предмет имеет бесчисленное множество сторон, особенностей, отношений, связей и в соответствии с этим каждый познаваемый предмет может иметь бесконечное множество определений. Проблема состоит в том, чтобы найти истинное, учитывающее не только взаимосвязь главных сторон, но и условие, место и время, в которых находится предмет.

Но познавательную (гносеологическую) основу идеализма не следует отождествлять с причинами ("корнями") идеализма. Таковых несколько. Первая из них кроется в субъективизме. Проблема субъективного момента в знании – это особая проблема в философии. В аспекте становления философского мировоззрения необходимо иметь в виду следующее. Философия исследует мир и все в нем сквозь призму человеческих отношений к нему. Но результаты этих исследований, как и в науке, должны иметь объективный характер. Казалось бы эти два положения взаимно исключают друг друга. На деле они имеют объективные основы: необходимость получения истины и учет индивидуального бытия человека. И если первая основа не требует доказательств, то вторая требует, по крайней мере, анализа.

Фактически человек живет как бы в двух мирах: в мире повседневной реальности (дел, социальных и бытовых отношений и т.п.) и во "внутреннем мире", мире мечты, воображений, идеалов. Как правило, этот второй мир оттеснен на задний план у подавляющей части людей. Часто он просто атрофирован, а социум поглощает почти без остатка "интимную" личность. И каждый из людей играет ту роль, которая досталась ему в пьесе общественной жизни. И, как правило, только жизненная катастрофа выбивает человека из колеи социального автоматизма, разворачивает его к внутреннему миру и заставляет смотреть и на мир, и на себя с других позиций, с других установок. Вот этот-то внутренний, интимный мир личности и формирует философское, субъективно-идеалистическое мировоззрение, создавая над данной нам социальной, эмпирической действительностью, над миром строгой науки и логики, другую надэмпирическую, субъективную действительность.

Двойственность духовной жизни человека ставит его лицом к лицу с миром и определяет его отношение к миру и его понимание мира. Возникает как бы два среза отношения и понимания мира, и себя в этом мире, то есть того, какое место занимаю "Я".

Такой подход позволяет вполне правомерно считать философское идеалистическое мировоззрение исповедью индивидуального "Я", принявшего форму повествования о мире, о вселенной, обо всем. И, следовательно, свести индивидуальное видение мира к одной универсальной философской системе невозможно. Так же, как, например, невозможно в литературе слить в какое-то одно, высшее поэтическое прозрение великих поэтов и прийти к однозначному определению "любви", как высшего объекта эстетического познания. Этот парадокс философского знания и обеспечивает право на жизнь различных философских систем. И в этом отношении их можно сравнить с теми многочисленными неэвклидовыми геометриями, которые создала наука ХIХ в. Вопрос о том, какова из них истиннее, теряет смысл, ибо все они правильны относительно своих посылок. Выбор же той или другой из них на практике определяется соображениями целесообразности.


Но при всей неизбежности и значимости субъективного момента в процессе познания, он не может и не должен быть преувеличен и в процессе исследования сущности мира, и при доказательстве его бытия. Субъективизм – это вольное или невольное подчинение мысли личным интересам, переживаниям. Пользуясь личным видением, субъективизм может возмещать неизвестные факты вымышленными, устанавливать произвольные связи между ними, приходить порой к внешне достоверным выводам. Корни субъективного идеализма как раз и лежат в преувеличении, абсолютизации, а возможно, и в отрыве сознания человека от внешнего мира. Субъективизм, утверждая субъективно-идеалистическое миропонимание, может принять самую ортодоксальную форму, какой является солипсизм (солюс – единственный, ипсе – сам).

Объективный идеализм идет дальше, отделяя сознание не только от внешнего мира, который оно мыслит, но и от человека, и от человечества. Якобы преодолевая субъективный идеализм, особенно солипсизм, объективный идеализм развивает "Я" до абсолюта. В нем ставится на место человеческого разума безличный разум, или мировой дух, или абсолютная идея, или мистифицированное сверхъестественное сознание, или мировая воля, или космический разум и т.п.

Вторая причина появления идеализма заложена в процессах становления и функционирования духовной культуры общества. Мир духовной культуры коллективно созидается людьми. Внутри себя он организован и расчленен. Это мир исторически складывающихся и социально зафиксированных всеобщих понятий людей о реально существующих вещах. Иногда он согласуется с реальностью, а иногда нет. Духовный мир, каким он представлен в исторически сложившемся и изменяющемся общественном ("коллектив­ном") сознании людей, существует в определенных абстрактных формах логического познания, и прежде всего в понятиях. Например, в математике – "1"; в этике – "добро"; в эстетике – "красота"; в религии – "бог", "божья любовь" и т.д. И, если с точки зрения материализма эти понятия есть ни что иное как "материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней" (Маркс), то в идеализме они имеют другой смысл и предназначение. Гегель пишет: "Все предметы по своему существованию, по своему "налич­ному бытию" вещественны, материальны, но по сущности своей, по происхождению идеальны, ибо в них воплощено коллективное мышление людей, "всеобщий" дух человечества". Философы идеалисты ХХ в. обозначили это как "социально-организованный" опыт, с его устойчивыми, исторически откристаллизовавшимися стандартами, стереотипами, "алгоритмами". Общим для всех этих мыслителей является представление, что этот мир "социально-орга­низованного опыта" и есть для субъекта тот единственный предметный мир, который этим субъектом познается. А вот мир, существующий до, вне и независимо от сознания вообще, сам по себе, этой концепцией принимается в расчет лишь постольку, поскольку он уже нашел свое выражение во всеобщих "формах сознания и воли".


Этим поворотом мысли, характеризующим идеализм вообще и объективный идеализм в частности, какие бы варианты его не рассматривались, реальный мир материи устраняется вообще. Под названием "реальный мир" начинает фигурировать уже освоенный мир, каким его знают люди, каким он представлен в наличных формах их духовной культуры. Он-то и объявляется тем единственным миром, который достоен быть и познаваться.

Третья причина идеализма имеет социальную природу. Под социальными причинами идеализма понимается как общая объективная социально-экономическая основа данного общества, так и специфические социальные корни, которые выделяются из-за особого значения для формирования различных философских взглядов у различных социальных групп одного и того же общества.

При всей сложности определения социальных причин идеалистического миропонимания крайне важно в этом процессе не сместить акцент на идеологический аспект противоположности между идеализмом и материализмом, что сплошь и рядом приводит к утверждениям, противоречащим фактам о том, что философы идеа­листы являются идеологами реакционных классов. При этом явно упускается из виду, что прогрессивность или реакционность того или иного учения определяется не просто его теоретическим содержанием, а местом и ролью этого учения в общественном развитии. История дает немало примеров, когда прогрессивные идеи принимали форму идеализма. Примером тому является философия французского Просвещения ХVIII в. или идеалистическое направление классической немецкой философии, которую считают идеологией буржуазно-демократической революции в Германии. Эти примеры могут быть продолжены философскими идеалистическими системами России ХIХ в. и современными европейскими философскими течениями.

Учет социальных корней заставляет посмотреть на идеалистическое мировоззрение шире, чем на простое желание определенных мыслителей подчеркнуть факт относительной самостоятельности человеческого сознания от бытия, которое оно мыслит; глубже, чем на желание возвеличить творческий характер человеческого сознания, что само по себе уже положительно; и тем более увидеть в идеализме только классовый заказ, особенно это касается решения идеализмом проблем социального бытия.

История философии, становление и распространение того или иного типа философского мировоззрения показывает, что идеалистическое мировоззрение, как правило, рождается и востребуется в критические кризисные эпохи. В этих условиях великие мыслители типа Платона, Ф. Аквинского, Г. Гегеля, К. Маркса, В. Соловьева и др. обращаются к низменности и абсолютности социальных, в том числе философско-этических ценностей, имеющих общечеловеческий характер, таких как Благо, Красота, Справедливость, Истина, Закон. Их, по мнению этих мыслителей, и необходимо положить в основание жизни человека, общества, бытия вообще. С другой стороны, их не только непозволительно, но и чрезвычайно опасно растворять в субъективных мнениях и желаниях, ибо они в таком случае чреваты превращением в свою противоположность.