Файл: Учебник по философии Красноярск.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2020

Просмотров: 3251

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. ПРЕДРЕЛИГИОЗНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ

Предрелигиозные формы мироощущения. Колдовство (магия), анимизм, тотемизм

Религиозное мироощущение

Ренессанс религии в современной России

Тема 2. ОТ МИФОЛОГИИ К ФИЛОСОФИИ

Специфика мифологического мышления

Мифология и древние верования

Эстетика древней мифологии

Мифологический эпос Гомера и Гесиода

ТЕМА 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

Философия как попытка понять мир

Основные философские проблемы

Роль философии в жизни общества

ТЕМА 4. МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Понятие мировоззрения

Философское мировоззрение

Идеализм и его формы

Материализм и его формы

ТЕМА 5. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ И МАТЕРИИ

Понятие бытия

Эволюция понятия материи в естественнонаучном материализме

ТЕМА 6. СПОСОБЫ И ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ В ТРАКТОВКЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МАТЕРИАЛИЗМА

Движение как способ существования материи

Пространство и время как формы существования материи

ТЕМА 7. КОСМОГОНИЯ

Мифологическая и религиозная космогония

Древнегреческие космогонические теории

Космологическая проблема

ТЕМА 8. ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

Теоретические модели, реальность и истинность математики

Эволюция представлений о физической картине мира

ТЕМА 9. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Специфика философской теории познания

Субъект и объект познания

Знание как предмет теории познания

Эмпиризм и рационализм в теории познания

Теория познания в немецкой классической философии

Развитие теории познания в марксистской и современной философии

ТЕМА 10. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Роль и назначение чувств и разума в познании

Структура процесса познания

Диалектика чувственного и рационального познания

ТЕМА 11. ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ

Познание и предвидение; интуитивное и априорное знание

Границы познания. И. Кант: вещи в себе и явления, знание и вера

Познание как путь к истине. Понятие истины. Объективная, относительная и абсолютная истина

Критерии истины

ТЕМА 12. ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

Развитие философского понимания сущности общества и его структуры

Общество как развивающаяся система

Марксистская теория общества

Перспективы общества

ТЕМА 13. ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ

История как предмет исследования

Циклическая концепция исторического прогресса

Линейная концепция истории

Спиралевидность общественного развития

Ковариантная модель всемирной истории

Постмодернистские концепции истории

ТЕМА 14. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Соотношение культуры и цивилизации. Понятие цивилизации

Многообразие цивилизаций

Восток – Запад – Россия как типы цивилизации

ТЕМА 15. КОНЦЕПЦИЯ ЕВРАЗИЙСТВА

Истоки евразийства

Программа евразийства

Православные идеалы

Философское осмысление мировой истории

Вопросы истории России

Идеократическое государство

ТЕМА 16. ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ

Ранние концепции происхождения жизни, их конкретно-научная и философская ограниченность

Понятие жизни

Современные конкретно-научные предпосылки решения вопроса о возникновении жизни

Взаимосвязь развития органического мира с развитием всей планеты

Роль философской методологии в изучении проблемы происхождения жизни

ТЕМА 17. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Донаучные воззрения на происхождение человека

Научный взгляд на проблему человека

Детерминизм и свобода человека

Движущие силы становления человека

ТЕМА 18. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Содержание общественного прогресса

Законы и критерии общественного прогресса

Глобальные проблемы современных цивилизаций

Будущее

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

ЛИТЕРАТУРА

Следующим божественным актом творения было создание Неба (тверди) посреди воды, дабы она (твердь) отделяла воду от воды, то есть воду, которая под Небом (твердью), от воды, которая на Небе. Это утверждение также покоится на наблюдениях. Люди видели, что с небес льется вода (идут дожди). Не зная ничего о круговороте воды, они полагали, что небесная вода проливается с самого Неба, которое имеет в себе отверстия, окна, щели, двери и т.д., через которые вода проливается на Землю.

Затем Бог высвобождает Землю от воды, собирая ее в одном месте. Так появляются моря и суша. Далее по слову божьему начинает плодородить сама Земля: она производит зелень, траву, дерево плодовитое и т.д. Теперь начинается создание небесных светил. Создал Бог два светила великие: "светило большое (то есть солнце), для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной" (Бытие, 1: 16-17). Далее начинает производить вода. Она рождает пресмыкающихся, птиц, рыб. "И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее" (Бытие, 1: 21). Но и Земля продолжает производить скотов, гадов, зверей земных по роду их. Наконец, Бог решает создать человека по образу своему, по образу Божию, чтобы владычествовали люди над рыбами морскими, над птицами небесными и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Бытие, 1: 27).

Иудейская космогоническая концепция геоцентрична. Именно Земля является центром Вселенной. Небесные светила (Солнце, Луна и звезды) созданы для освещения земли ("Да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю"). В свою очередь она антропологична, ибо венцом творения является человек. Все созданное Богом (твердь небесная со светильниками, земля с зеленью и скотом, вода с рыбами и пресмыкающимися и т.д.) созданы для человека. Можно предполагать, что Бог изначально все творимое им предназначал человеку, хотя человек был сотворен в последний день творения. Конечной целью божественного творения является человек как образ и подобие Бога.

Иудейский религиозно-космический мир троичен или трехэтажен. Верхний этаж – это Небо, являющееся твердым сводом. Оно – обитель Бога, его ангелов и архангелов. Второй этаж – это Земля со всем живущим и произрастающем на ней. Даже божественный рай находится на Земле, в Месопотамии, на территории, ограниченной реками Фесон, Гидон, Тигр и Евфрат. Первый этаж – это подземелье, место, куда прибывают души умерших. Ветхий завет не знает ада и ничего о нем не говорит. В Новом завете существенных отличий от Ветхого по вопросу строения Вселенной нет: признается Небо в качестве божественной обители, где живут святые и души праведников. На Земле живут люди, праведники и грешники, животные и растения и т.д. Но еще постулируется ад, обитель дьявола и его присных, место, куда после смерти попадают души грешников и где они терпят великие муки.


Таким образом, религиозная картина мира, как она изложена в Библии, – это представление древних людей о мире. Эти представления покоились на наблюдениях и на фантазиях людей, на домыслах, которые они создавали, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.

Древнегреческие космогонические теории

Проблемы космоса интересовали и первых древнегреческих мыслителей. Их воззрения по этому вопросу носили на себе сильное влияние мифологии. Однако можно отметить и появление новых взглядов на мир, взглядов, в которых уже отсутствуют боги. Основоположник древнегреческой философии Фалес из Милета занимался вопросами астрономии. Он предсказал затмение Солнца (585 или 597 гг. до н.э.), причина которого, по его мнению, состоит в том, что Солнце заслоняет Луна. Фалес разделил год на 365 дней, следуя в этом вопросе за египтянами. Ему было известно годовое движение Солнца.

Греческая астрономия этого времени имела более или менее ясное представления о поясах небесной сферы: меридиане, зодиаке, экваторе, арктическом круге. Фалес представлял себе всю небесную сферу разделенную на пять кругов (поясов). Каждый из них имел особое название. "Один называется арктическим и постоянно видимым, второй – летним тропическим, третий – равноденственным, четвертый – зимним тропическим, пятый – антарктическим и невидимым". Земля – это плоский диск, плавающий на поверхности воды.

Фалес увязывал астрономические наблюдения с геологическими процессами. Землетрясение он объяснял тем, что землю качает, как корабль на море во время бури, так как, по его мнению, земля лежит, как нечто плоское, на воде. Земля имеет множество пор, пещер, каналов, рек внутри себя. Она является как бы полой, и вода проникает в землю и создает извержения и столкновения. Вода моря сбивает землю то в одну, то в другую сторону.

Ученик и последователь Фалеса Анаксимандр в астрономии был провозвестником геоцентрической системы. Он считал, что земля свободно парит в воздухе, ничем не поддерживаемая. Она имеет форму цилиндра, высота которого равна трети основания. Вследствие равного расстояния от всех небесных тел она сохраняет свое местоположение. Она находится в состоянии вечного вращательного движения, в результате которого наиболее легкая масса отбрасывается к периферии. Непрерывное движение земли привело к тому, что облекающий ее воздух стал разорванным. Затем воздух сжимается, сгущается и раскаляется. Так образуются Солнце, Луна и звезды.

Анаксимен рассматривал все светила по аналогии с землей, которая является "очень плоской, вследствие чего она, естественно, и держится в воздухе, не парит свободно в бесконечности". Она устойчиво, неподвижно, твердо пребывает на месте. Солнце не носится вокруг земли. Ночью оно скрывается за горами, причем горы не так уж и далеки. Они расположены вокруг берега, которым кончается море, окружающее Грецию. Солнце, Луна и звезды возникли из земли. Солнце – это тоже земля, но оно вследствие быстрого движения раскалилось.


Анаксимен попытался определить расстояние между планетами. Наиболее близкой к земле является Луна. Земля по своей форме подобна барабану, который окружен пятью поясами, наполненными огненной жидкостью. В этих поясах имеются отверстия, сквозь которые мы видим огненную жидкость, то есть звезды, солнце и т.д. Звезды прикреплены неподвижно к небесной сфере подобно вбитым гвоздям. Кроме них имеются и такие, которые свободно вращаются вокруг земли в воздухе.

Пифагорейцы (от имени древнегреческого математика и философа Пифагора) создали своеобразную космогоническую концепцию. В середину мира они поместили огонь. Но это не солнце. Земля рассматривалась ими в качестве планеты, вращающейся вокруг этого огненного центра по кругу. Поставив в основание мира число 10 (декаду), пифагорейцы, опираясь на это основание, считали, что космос состоит из десяти вращающихся вокруг огня планет (сфер): Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Солнце, Луна, Земля, Млечный путь и Противоземля. Последняя придумана ими для равного числа 10. Все планеты издают шум, соответствующий их собственному движению и скорости. Вследствие этого возникает гармонический голос движущихся сфер.

По мнению Гераклита, мир не создан никем ни из людей, ни из богов. Он был, есть и будет "вечно живым огнем", мерами воспламеняющимся и мерами угасающим. Гераклит вводит в космос закономерность, которую ничто и никто не может перейти. Космос детерминирован. В нем проявляется естественная необходимость. Все происходящее в космосе, подчиняется судьбе ("геймармене"), тождественной необходимости ("ананке"). Даже Солнце не может перейти своей меры, иначе его бы настигли Эринии, помощницы Правды. "Все происходит по определению судьбы, последняя же тождественна с необходимостью".

Необходимости подчинены и животные. "Всякое животное направляется к корму бичом необходимости". Психическая жизнь человека тоже подчинена необходимости. Мудрость человека необходимо обусловлена развитием материи: "сухое сияние – психея мудрейшая и наилучшая", – говорил Гераклит.

Все приведенные выше взгляды на мир, Вселенную весьма далеки от научного представления. В них много от мифологии. Они основаны на наблюдениях за жизнью космоса и на размышлениях, снабженных большой дозой фантазии о нем. Но древние греки уже отличали планеты от звезд. Они имели представления о движении небесных тел вокруг одного центра. Интересно отметить и то, что они вели речь о естественном, а не сверхъестественном происхождении космоса и о присущих ему закономерностях.

Космологическая проблема

Современных людей, как и их далеких предков, интересуют проблемы космологии. Весьма актуальными по-прежнему остаются вопросы о конечности или бесконечности Вселенной, о ее геометрии. Возникают и новые вопросы, например, в чем причина разбегания галактик и т.д. Все эти вопросы связаны с общим, с вопросом эволюции Вселенной.


Если скорость "разлета" галактик увеличивается на 0,75 км/сек на каждый миллион парсек (так считают астрофизики в настоящее время), то экстраполяция к прошлому приводит к тому взгляду, что примерно 12 млрд. лет тому назад вся Вселенная была сосредоточена в очень маленькой области. Многие ученые полагают, что в то время Вселенная была представлена одной материальной "каплей", плотность которой составляла около 1014-1015 г/см, то есть такая же, как у атомного ядра. А еще раньше, когда возраст Вселенной исчислялся долями секунды, ее плотность была значительно выше ядерной. Иначе говоря, Вселенная представляла тогда одну гигантскую "каплю" ядерной или даже сверхядерной плотности. По каким-то причинам эта "капля" пришла в неустойчивое состояние и взорвалась. Следствием этого взрыва и является "разлет" галактик.

Возникает вопрос: не означает ли это (предположив, что изложенная выше гипотеза справедлива), что около 12 млрд. лет назад было "начало света"? Отсюда один шаг до утверждения, что 12 млрд. лет назад был сотворен мир. Правда, христианские богословы сотворение Богом мира так далеко назад не относят. Архиепископ XVII в. Дж.Ашер на основе изучения Библии вычислил момент творения мира – воскресенье 23 октября 2004 года до н.э. от рождества Христова. Современные последователи Ашера умножают это число примерно на 1 млн. и приходят к почти таким же данным, как и наука.

Следует отметить, что наука отметает гипотезы о творении мира. Вообще само понятие "время" при тех плотностях, которые были в "капле" теряет свой наглядный смысл. Но тогда бессмысленно говорить и о начале времени. В этой сверхплотной капле никакая жизнь была невозможна.

В настоящее время космология располагает некоторыми аргументами, что Вселенная не расширялась от точки с постоянной скоростью, а как бы пульсировала. Это означает, что в прошлом скорость разлета галактик была меньшей, чем сейчас, а еще раньше система галактик, может быть даже сжималась, то есть галактики приближались друг к другу с тем большей скоростью, чем большее расстояние их разделяло. В будущем наблюдаемое сейчас "красное смещение", может быть, сменится эпохой "фиолетового смещения".

Аргументы в пользу "пульсации" Вселенной носят в настоящее время абстрактный, математический характер. Главным является необходимость учета реально существующей неоднородности Вселенной. Как наглядно, наблюдаемо проверить эту гипотезу? В принципе это можно сделать. Если экстраполировать наблюдаемую сейчас картину расширения галактик "назад", то окажется, что 12 млрд. лет назад при необычных тогда условиях, звезды образоваться не могли. Отсюда следует, что во Вселенной не должно быть ни одной звезды, возраст которой превышал бы 12 млрд. лет. Если же имеются звезды старше, то гипотеза пульсирующей Вселенной получила бы серьезное подтверждение.


Сейчас появился ряд исследований, согласно которым возраст некоторых карликовых звезд составляет свыше 20 млрд. лет. Но о торжестве гипотезы "пульсации" говорить еще рано, т.к. в самих оценках возраста звезд возможны ошибки. К тому же и оценка возраста Вселенной в 12 млрд. лет еще недостаточно надежна.

Во всей Вселенной идет необратимый процесс превращения водорода в гелий при термоядерных реакциях в недрах звезд. В наблюдаемой части Вселенной уже несколько десятков процентов атомов водорода превратились в атомы гелия. На этот процесс могло уйти несколько десятков миллиардов лет. Если бы Вселенная в том, например, виде, в каком мы ее наблюдаем сейчас, существовала свыше сотни миллиардов лет, она была бы "почти гелиевая". Водород уже почти весь "выгорел" бы. Светимость звезд была бы слабой. Но этого нет. Следовательно, наблюдаемая нами Вселенная термодинамически достаточно молода.

Заключение. Изложенная нами картина мира является и весьма неполной, и весьма упрощенной. Однако, она, думается, позволяет уяснить, что Вселенная – это сложное физическое образование, эволюционирующее от "капли" миллиарды лет. Нельзя говорить о начале "творения мира" из ничего. Это понятно было римскому поэту и философу Лукрецию, писавшему, что "из ничего не творится ничто по божественной воле" [61. с. 15]. Если даже наша Вселенная развивалась из галактической "капли", то эта "капля" не была ничем, но материальным образованием с очень большой плотностью. Графически становление Вселенной можно представить в виде циклоиды в координатах X и Y. "Взрыв" не мог произойти в нулевой отметке, иначе наша Вселенная развивалась бы из ничего.

Как уже отмечалось, наша Вселенная молода. Ей всего-то около 12 млрд. лет. Предполагается, что расширение Вселенной, разбегание галактик будет продолжаться до 45 млрд. лет. Затем начнется ее сжатие, которое будет продолжаться еще 45 млрд. лет. Следовательно, полный период ее жизни составит примерно 90 млрд. лет. Вселенная в научной картине мира представляется флуктуирующей. Это означает, что она не стационарна, не замкнута. Разбегание галактик не вечно. Достигнув определенного предела, галактики начнут "сбегаться", "сжиматься". Вполне возможно, что затем начнется новая эволюция совершенно новой Вселенной. Научным аргументом этой гипотезы является общая теория относительности Эйнштейна, опираясь на которую А.А.Фридман сделал вывод о разбегающейся и сжимающейся Вселенной.

ТЕМА 8. ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

Теоретические модели, реальность и истинность
математики

Один из действенных способов изучения природы заключается в сравнительном анализе экспериментальных данных, характеризующих явление и теоретически рассчитанных величин, описывающих это явление в рамках некоторой теоретической модели. Теоретические модели рассчитываются с помощью того или иного математического аппарата, обладающего невероятной силой при описании природы.