Файл: Учебник по философии Красноярск.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2020

Просмотров: 3306

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. ПРЕДРЕЛИГИОЗНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ

Предрелигиозные формы мироощущения. Колдовство (магия), анимизм, тотемизм

Религиозное мироощущение

Ренессанс религии в современной России

Тема 2. ОТ МИФОЛОГИИ К ФИЛОСОФИИ

Специфика мифологического мышления

Мифология и древние верования

Эстетика древней мифологии

Мифологический эпос Гомера и Гесиода

ТЕМА 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

Философия как попытка понять мир

Основные философские проблемы

Роль философии в жизни общества

ТЕМА 4. МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Понятие мировоззрения

Философское мировоззрение

Идеализм и его формы

Материализм и его формы

ТЕМА 5. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ И МАТЕРИИ

Понятие бытия

Эволюция понятия материи в естественнонаучном материализме

ТЕМА 6. СПОСОБЫ И ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ В ТРАКТОВКЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МАТЕРИАЛИЗМА

Движение как способ существования материи

Пространство и время как формы существования материи

ТЕМА 7. КОСМОГОНИЯ

Мифологическая и религиозная космогония

Древнегреческие космогонические теории

Космологическая проблема

ТЕМА 8. ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

Теоретические модели, реальность и истинность математики

Эволюция представлений о физической картине мира

ТЕМА 9. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Специфика философской теории познания

Субъект и объект познания

Знание как предмет теории познания

Эмпиризм и рационализм в теории познания

Теория познания в немецкой классической философии

Развитие теории познания в марксистской и современной философии

ТЕМА 10. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Роль и назначение чувств и разума в познании

Структура процесса познания

Диалектика чувственного и рационального познания

ТЕМА 11. ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ

Познание и предвидение; интуитивное и априорное знание

Границы познания. И. Кант: вещи в себе и явления, знание и вера

Познание как путь к истине. Понятие истины. Объективная, относительная и абсолютная истина

Критерии истины

ТЕМА 12. ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

Развитие философского понимания сущности общества и его структуры

Общество как развивающаяся система

Марксистская теория общества

Перспективы общества

ТЕМА 13. ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ

История как предмет исследования

Циклическая концепция исторического прогресса

Линейная концепция истории

Спиралевидность общественного развития

Ковариантная модель всемирной истории

Постмодернистские концепции истории

ТЕМА 14. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Соотношение культуры и цивилизации. Понятие цивилизации

Многообразие цивилизаций

Восток – Запад – Россия как типы цивилизации

ТЕМА 15. КОНЦЕПЦИЯ ЕВРАЗИЙСТВА

Истоки евразийства

Программа евразийства

Православные идеалы

Философское осмысление мировой истории

Вопросы истории России

Идеократическое государство

ТЕМА 16. ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ

Ранние концепции происхождения жизни, их конкретно-научная и философская ограниченность

Понятие жизни

Современные конкретно-научные предпосылки решения вопроса о возникновении жизни

Взаимосвязь развития органического мира с развитием всей планеты

Роль философской методологии в изучении проблемы происхождения жизни

ТЕМА 17. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Донаучные воззрения на происхождение человека

Научный взгляд на проблему человека

Детерминизм и свобода человека

Движущие силы становления человека

ТЕМА 18. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Содержание общественного прогресса

Законы и критерии общественного прогресса

Глобальные проблемы современных цивилизаций

Будущее

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

ЛИТЕРАТУРА

Обе эти идеи, практически, лежат в руинах. И та и другая столкнулись с границами, поставленными биосферными глобальными возможностями человеческого бытия. Благородна была давняя исконная мечта людей об обществе справедливости, равенства, братства об удовлетворении всех запросов – материальных и духовных. Это идея коммунизма. Увы, не говоря уже об ее уродливом искажении реальной практикой, она является внутренне уязвимой, ибо девиз "каждому по потребностям" не может опереться на реалии жизни. Доказательство тому – простой расчет. Если стандарт потребления населения развивающихся и бывших социалистических стран (примерно пять миллиардов) поднять до уровня жизни населения развитых капиталистических стран (примерно один миллиард), то надо за 50 лет удвоить потребление всех ресурсов и в 500 раз увеличить производство энергии. Не забывая при этом, что за эти 50 лет население увеличится, как минимум, в 1,5 раза. При существующих технологиях и потребительных ориентациях биосфера планеты этого не выдержит.

То же относится и к технократическому оптимизму. Техника несет в себе не только благо, но и зло. Поэтому названные идеи сейчас в таком состоянии, что опираться на них трудно, а порой и опасно. Социалистическая идея поднимала на щит социальную справедливость, технократическая – экономическую эффективность. Их объединение не состоялось. Но и новых объединяющих идей наш XX век не родил. Думается, не погрешим против истины, сказав – человечество ныне в идейном вакууме. Это касается как философско-социалистических идей, так и религий самых разных уровней и оттенков, которые не пошли далее зова "в мир иной".

Таковы угрозы человечеству. Таковы проблемы. Они глобальны. Они реальны. Они трагичны. Но есть и надежды на их решение. Можно согласиться с А.И. Солженицыным в том, что мир подошел сейчас, если не к гибели, то к повороту истории, по значению, равному повороту от средневековья к Возрождению. И он потребует новых дел и нового человека, по-новому мыслящего, по-новому созидающего.

Уже сегодня можно указать на некоторые определенные надежды, предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, которые помогут отвести от человечества вселенскую угрозу.

Первая – развертывание информационной революции. Она может создать объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу нависшую над человечеством.

Вторая – утверждение как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной рыночной и социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Эта форма экономических отношений будет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Третья – становление принципа ненасилия и демократического согласия во всех типах социальных и личностных отношений. Необходимо развенчать утвердившееся издревле в сознании людей мнение, что "насилие – это органичный для людей способ взаимного общения" (Ницше), что "агрессивность – неустранимый момент человеческого поведения" (Фрейд). Идеал ненасилия, о котором говорили многие, от Иисуса Христа до В. Ленина, может перестать быть только манящей далекой целью, идеалом и превратиться в определяющий регулятив человеческих отношений.


Четвертая – объединительные (экуменические) процессы духовной жизни как в светском, так и в религиозном варианте. Терпимость (толерантность), отказ от духовного противостояния, освещенного идеологией. Плюрализм мнений. Это разумное признание того, что мир многомерен, разнообразен и иным быть не может и не должен. А жить всем нам надо в этом мире, и устранение нетерпимости, ксенофобии, покровительствующего мессианства – одно из главных условий жизни нынешнего и будущего человечества.

Пятая – это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Универсализация культуры и сохранение самобытности, оригинальности, взаимопроникновение культур и заимствование "находок народов друг у друга".

Шестая – прорыв в области интеллектуального поиска. Переход человеческого интеллекта от "состояния умственной удовлетворенности к состоянию озадаченности, удивления", что предполагает взаимопроникновение традиционных, восходящих к Гераклиту и Гегелю, диалектических способов мышления с концептами современных формально-логических математизированных систем. Естественный интеллект, сопряженный с "искусственным", дополнение творческих возможностей человеческого мозга креативными возможностями компьютерных систем.

Стоит отметить, что сейчас остро стоит вопрос о нахождении приемлемых контактов рационального и внерационального, научного и технического, эстетического и мистического в освоении реальности.

Будущее

Таково настоящее. Но в нем, как говорил средневековый философ Августин, присутствует и прошлое, и будущее: прошлое как память, будущее как надежда. Прошлое уже свершилось, его можно только интерпретировать, а хорошо бы и извлекать поучительные уроки. А будущее?

В арсенале духа, особенно на его рациональном уровне, накоплено немало способов предсказания будущего. Современные футурологи, прогнозисты владеют таким приемом, как "инерционный анализ", связанный с экстраполяцией "наличных" тенденций на обозримое будущее. Используется прием "трендового анализа", то есть построение на базе фиксированных тенденций наиболее устойчивой, всеобъемлющей тенденции (тренда). На этой основе реализуется "сценарный подход", определяется максимум возможностей, перебираются варианты возможного будущего.

Но весьма распространено утверждение о том, что будущее непредсказуемо, или неведомо. По утверждению богословов, замысел Всевышнего может знать только он сам. Ученые и философы уверяют, что нестабильный Универсум не дает оснований для сколько-нибудь обоснованных и точных предвидений. И все же, именно философы и ученые формируют концепцию "устойчивого развития" или то, что академик Н.Н. Моисеев назвал стратегией человечества. В ее рамках и идет прогнозный поиск. В центре его находятся те действия, которые люди Земли должны предпринять для обеспечения коэволюционного (сопряженного) развития Человека и Природы, добиваясь, как минимум, правильных ответов на вопросы: как восстановить паритет общества и биосферы? как соотнести экологические, технологические и социальные программы, чтобы гармонизировать их в целом? как утвердить мир и спокойствие на планете и в каждой стране? как снять социальную напряженность?


Многое еще неясно. Но уже сегодня мы видим, что для их решения необходимо, во-первых, чтобы люди Земли умерили свои потребительские аппетиты ("Мера превосходна во всем" – учили еще древние мудрецы). И в первую очередь – благоденствующие верхи, нравится им это или нет. Но без утверждения справедливости мира и покоя не будет. Во-вторых, сейчас, как никогда, ощущается необходимость единения всех позитивных сил для решения назревших глобальных проблем. Как точно выразил это поэт: "Или братские объятья, или братская могила". Это так. Другой дороги нет. Человечество уже предупреждено. И выбор за ним.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Агностицизм – философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины.

Антропный принцип – фундаментальное положение, требующее рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является человек.

Архетип – прообраз, первоначальный образ, идея.

Бытие – категория онтологии, с помощью которой определяется нечто, что есть сущее как таковое вне и независимо от человека и его сознания.

Верификация – доказательство, подтверждение, процедура установления истинности научных положений в процессе их эмпирической проверки, то есть с помощью наблюдения, измерения и эксперимента.

Волюнтаризм – признание превосходства воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление.

Время – всеобщая форма бытия, выражающая длительность и последовательность событий мира. Свойства времени определяются характером и уровнем материального движения.

Генезис – происхождение, возникновение, зарождение.

Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию.

Дедукция – процесс восхождения процесса познания от общего к единичному, выведение частного из общего.

Деизм – религиозно-философское воззрение, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нем никакого участия.

Детерминизм – система философских взглядов об объективной, закономерной связи и всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира.

Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом универсальный метод мышления и действия.

Диалектический материализм – философское направление, основными особенностями которого являются материалистическое понимание истории; нацеленность не только на объяснение, но и на изменение действительности; четкая социально-классовая ориентация; совпадение материализма, диалектики, логики и теории познания;

Дуализм – учение, считающее, что материальное и идеальное являются двумя равноправными началами.


Идеализм – философское учение об идеальном, духовном основании мира.

Индукция – метод исследования, связанный с движением мысли от единичного к общему, от опыты к обобщению в выводах.

Интуиция – процесс постижения истины в интеллектуальном, эмоциональном или мистическом смысле, характеризующийся ее непосредственным усмотрением.

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Материализм – учение об объективном бытии мира (его независимости от воли, духа, сознания).

Метафизика – 1) философия как учение о всеобщем и начале всего существующего; 2) особая философская дисциплина – онтология; 3) философский способ познания, противостоящий диалектическому.

Механицизм – методологический подход, сторонники которого стремятся объяснить все процессы действительности опираясь исключительно на законы механики.

Мировоззрение – комплекс представлений человека о себе и о мире, единство знания и оценки.

Миф – особый способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями о небывалых существах, явлениях и процессах.

Монизм – учение о всеединстве, согласно которому действительность едина и в основном в своем качестве однообразна.

Онтология – философское учение о бытии как таковом в его наиболее общих характеристиках.

Пространство – всеобщая форма бытия материального мира, характеризующая протяженность, соразмерность его структурных форм и образований.

Схоластика – отвлеченно-догматический способ мышления, опирающийся не на реалии жизни, а на авторитет канонизированных текстов и на формально-логическую правильность словесных рассуждений.

Телеология – учение о цели и целесообразности, исходящее из наличия целевой причинности или "конечной причины".

Теология – теоретический уровень религиозного сознания, образующийся за счет формально-рационалистического толкования Священного писания.

Философская антропология – учение о природе и сущности человека.

Эмпиризм – гносеологическая позиция, сторонники которой сводят научное знание как целое к эмпирическому его уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Августин Аврелий. Исповедь. – М., 1992.

  2. Антология мировой философии. В 4 т. – М., 1969-1975.

  3. Аристотель. // Соч.: В 4 т. – М., 1975. – Т. 1.

  4. Аристотель. Метафизика. // Соч.: В 4 т. – М., 1975. – Т. 3.

  5. Артемов в. Социальное время. – М., 1990.

  6. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.

  7. Барашенков В.С. Кварки, протоны, Вселенная. – М., 1987.

  8. Бергсон А. Творческая эволюция // Собр.соч.: М.-СПб, 1914. – Т. 1.

  9. Бергсон А. Введение в метафизику // Собр.соч.: – М.-СПб, 1914. – Т. 5.

  10. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

  11. Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом // Соч.: М., 1978.

  12. Библия. Книга Священных текстов.

  13. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985

  14. Богомолов А.С. Диалектический логос. – М., 1982.

  15. Буянов В.С. Научное мировоззрение. – М., 1987.

  16. Вико Дж. Основания новой науки о природе вещей. – Л., 1940.

  17. Гегель Г.В.Ф. Введение к лекциям по истории философии // Соч.: В 2 т. – М., 1994.

  18. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. – М., 1974. – Наука логики.

  19. Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990.

  20. Гейзенберг в. Шаги за горизонт. – М., 1987.

  21. Геродот. История в девяти книгах. – М., 1993.

  22. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1997.

  23. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. – М.,1995.

  24. Губанов Н.И. Чувственное познание. – М., 1986

  25. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. – М., 1994.

  26. Гуревич П.С. Социальная мифология. – М., 1983.

  27. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.

  28. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

  29. Дарвин Ч. Происхождение видов // Собр.соч.: – М.,1953.

  30. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986.

  31. Декарт Р. – Соч.: 2 т. – М., 1989.

  32. Древнегреческие мифы и легенды. – М., 1985.

  33. Евразийство. Опыт систематического изложения. – Париж, 1926.

  34. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. – М., 1984.

  35. История философии. – Огиз-Госполитиздат, 1941. – Т. 1.

  36. Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980.

  37. Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. – М., 1964. – Т. 3.

  38. Кант И. Критика практического разума //Соч.: В 6 т. – М., 1964. – Т. 4.

  39. Карсавин Л.П. Государство и кризис демократии // Новый мир. – 1991. – № 1.

  40. Карсавин Л.П. Основы политики // Евразийский временник. – Париж, 1927. – Т.5.

  41. Кедров Б.М. Классификация наук. – М., 1989.

  42. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. – М., 1972.

  43. Клайн М. Математика. Поиск истины. – М., 1998.

  44. Козенко А.А. Философия науки Эддингтона // Вопр. философии. – 1997. – № 9.

  45. Комарова В.Я. Становление материализма в Древней Греции. – М., 1975.

  46. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. – М., 1936.

  47. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. – М., 1989.

  48. Конт О. Курс положительной философии. – Спб, 1899. – Т. 1.

  49. Концепции современного естествознания. – М., 1997.

  50. Кормер В.Ф. Человек плюс машина //Вопр.философии. – № 8. – 1997.

  51. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1930.

  52. Лекторский В.А. Субъект, объект познания. – М., 1980.

  53. Лейбниц г. Новые опыты о человеческом разумении. // Соч. – В 4 т. -М., 1983. – Т. 2.

  54. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов. // Полн.собр.соч. – Т. 1.

  55. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. – Т. 18.

  56. Ленин В.И. // Полн. собр. соч. – Т. 31.

  57. Ленин В.И. // Полн. собр. соч. – Т. 35.

  58. Локк Дж. Опыт человеческого разумения //Соч.: В 3 т. – М., 1985. – Т. 1.

  59. Лосев А.Ф. История античной диалектики. – М., 1989.

  60. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. – М., 1991.

  61. Лукреций Карр. О природе вещей. – М., 1945.

  62. Манифест евразийства. – София, 1927.

  63. Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.:2-е изд. – Т. 1.

  64. Маркс К. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. – Т. 4.

  65. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. – Т. 8.

  66. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.:2-е изд. – Т. 46.

  67. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. – Т. 3

  68. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. – Т. 4.

  69. Морозов И.М. Природа интуиции. – Минск, 1990.

  70. Ойзерман Т.И. Главные философские направления. – М., 1984.

  71. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. – М., 1991.

  72. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. – М., 1957.

  73. Полани М. Личностное знание. – М., 1986.

  74. Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопр. философии. – 1995. – № 5.

  75. Ригведа. Избранные гимны. – М., 1992.

  76. Розин В.М. Философия техники и культурно-исторического развития техники // Вопр. философии. – № 3. – 1996.

  77. Савицкий П.Н. Евразийство // Евразийский временник. – Берлин, 1925. – Т.4.

  78. Савицкий П.Н. Два мира // Утверждение евразийцев. – Москва – Берлин, 1922. – Т. 2.

  79. Современная буржуазная философия. – МГУ, 1972.

  80. Сорокин П. Человек. Цивилизация, Общество. – М., 1992.

  81. Спенсер Г. Научные, политические и философские опыты // Собр. соч. В 7 т. – Т. 1.

  82. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А.. Философия науки и техники. – М., 1995.

  83. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

  84. Тахо-Годи А.А. Древнегреческая мифология. – М., 1989.

  85. Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 1991.

  86. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1986.

  87. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990.

  88. Трубецкой Н.С. Мы и другие народы //Евразийский временник. – Берлин, 1925. – Т.4.

  89. Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм // Свободная мысль – 1992. – № 7.

  90. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. – М., 1987.

  91. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. – М., 1991.

  92. Федосеев П.Н. Философия и научное мировоззрение. – М., 1984.

  93. Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2 т. – М., 1995.

  94. Философия /отв.ред. Кохановский В.П. – М.,1995.

  95. Флоровский Г.В. Евразийский соблазн // Новый мир – 1991. – №  1.

  96. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А. и др. В преддверии философии. – М., 1984.

  97. Фукуяма Фр. Конец истории? // Вопр.философии. – 1990. – № 3.

  98. Холличер в. Природа в научной картине мира. – М., 1986.

  99. Чаадаев П.Я. Философические письма // Соч. – М., 1988.

  100. Чаадаев П.Я. Апология сумашедшего // Соч. – М., 1988.

  101. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. – Л., 1971.

  102. Шпенглер О. Закат Европы. – М.-П., 1923.

  103. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1966.

  104. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. – Соч.: Изд. 2-е – Т. 20.

  105. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. – Соч.: Изд. 2-е – Т. 20.

  106. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. – М.,1987.

  107. Юркевич А.В., Цапенко И.П. Функциональный кризис науки // Вопр. философии. – № 1. – 1998.

  108. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.


267