ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2020
Просмотров: 3430
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. ПРЕДРЕЛИГИОЗНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ
Предрелигиозные формы мироощущения. Колдовство (магия), анимизм, тотемизм
Ренессанс религии в современной России
Тема 2. ОТ МИФОЛОГИИ К ФИЛОСОФИИ
Специфика мифологического мышления
Мифологический эпос Гомера и Гесиода
ТЕМА 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Философия как попытка понять мир
Роль философии в жизни общества
ТЕМА 5. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ И МАТЕРИИ
Эволюция понятия материи в естественнонаучном материализме
ТЕМА 6. СПОСОБЫ И ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ В ТРАКТОВКЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МАТЕРИАЛИЗМА
Движение как способ существования материи
Пространство и время как формы существования материи
Мифологическая и религиозная космогония
Древнегреческие космогонические теории
ТЕМА 8. ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
Теоретические модели, реальность и истинность математики
Эволюция представлений о физической картине мира
Специфика философской теории познания
Знание как предмет теории познания
Эмпиризм и рационализм в теории познания
Теория познания в немецкой классической философии
Развитие теории познания в марксистской и современной философии
ТЕМА 10. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Роль и назначение чувств и разума в познании
Диалектика чувственного и рационального познания
Познание и предвидение; интуитивное и априорное знание
Границы познания. И. Кант: вещи в себе и явления, знание и вера
Познание как путь к истине. Понятие истины. Объективная, относительная и абсолютная истина
ТЕМА 12. ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
Развитие философского понимания сущности общества и его структуры
Общество как развивающаяся система
История как предмет исследования
Циклическая концепция исторического прогресса
Спиралевидность общественного развития
Ковариантная модель всемирной истории
Постмодернистские концепции истории
ТЕМА 14. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Соотношение культуры и цивилизации. Понятие цивилизации
Восток – Запад – Россия как типы цивилизации
ТЕМА 15. КОНЦЕПЦИЯ ЕВРАЗИЙСТВА
Философское осмысление мировой истории
ТЕМА 16. ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ
Ранние концепции происхождения жизни, их конкретно-научная и философская ограниченность
Современные конкретно-научные предпосылки решения вопроса о возникновении жизни
Взаимосвязь развития органического мира с развитием всей планеты
Роль философской методологии в изучении проблемы происхождения жизни
ТЕМА 17. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
Донаучные воззрения на происхождение человека
Научный взгляд на проблему человека
Детерминизм и свобода человека
Движущие силы становления человека
ТЕМА 18. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Содержание общественного прогресса
Законы и критерии общественного прогресса
С учением о переселении душ тесно связано и учение о воскресении человека. Об этом можно найти довольно ясные указания в Ригведе (Древняя Индия), в которой об умерших говорится как о просветленных существах, облеченных в свое тело. В христианстве вопрос о телесном воскресении разработан в учении апостола Павла. С этим же верованием о воскресении связано и сохранение (бальзамирование, мумифицирование) тел, которое представляется как сохранение тела для его будущего воскресения.
Можно сказать, что анимизм, частью которого является учение о душах, становится общей философией естественной религии. С этой точки зрения, человеческая жизнь является непосредственным ключом к пониманию природы вообще. С позиции человека-дикаря вселенная рассматривается в зависимости от произвольных действий составляющих ее личных духов. Это – не вымысел, а разумное умозаключение о том, что следствие имеет свою причину. Именно это положение заставило дикаря населить духами, призраками свои собственные жилища и убежища, всю землю и простирающееся над нею небо. Здесь духи – причины, а действительные события жизни – лишь следствия, проистекающие из причин-духов.
Составной частью анимизма является фетишизм, представляющий собой поклонение предметам вплоть "до куска дерева или камня". Отсюда он незаметно переходит в идолопоклонничество.
Все фетиши, по мнению многих народов, представляют собой различных духов. Но чтобы какой-то предмет стал фетишем, необходимо, чтобы в нем был признан воплощенным дух, или дух действовал через него, или сообщался с людьми через посредство данного предмета. Различные народы по-разному объясняют какие-либо человеческие события. У австралийских туземцев колдуны посредством приемов и манипуляций извлекают из своего тела магическую эссенцию, которую они затем могут ввести в тело больного, подобно кусочкам кварца. Эта эссенция причиняет боль и пожирает тело, но ее можно извлечь с помощью волшебства в невидимой форме или в форме куска кварца. Затем этот кусочек кварца сохраняется как фетиш. Ему поклоняются, к нему прибегают в случае болезни. Женщины Антильских островов сохраняют выращенные таким образом куски камней или костей как фетиши, которые, говорят, помогают при родах, поскольку отгоняют злых духов.
У европейских народов тоже существуют и по сей день различные суеверия. Так, по "белой магии", искусство лечить горячку и головные боли осуществляется через передачу их птице, а лихорадку, подагру, бородавки – иве, бузине, сосне или осине, с наговорами, вроде следующих: "Доброе утро, старушка, я отдаю тебе озноб; "осина, осинушка, сделай милость, купи мою бородавку" и т. д.
Понятно, что от поклонения отдельным предметам легко перейти вообще к идолопоклонству. Если на столбе или камне имеется несколько царапин или мазков, то он легко превращается в идола. Происходит их "обожение".
Идолопоклонство на самых низших ступенях развития человека не встречается. Оно – результат уже достаточно высокого развития и встречается между высшей стадией дикости и средней цивилизацией, где достигает своего наибольшего развития. Следует отметить, что идолопоклонство у родственных народов не всегда имеет одни и те же формы и образы: индус поклонялся идолам, а перс ненавидел кумиры; финикиец был идолопоклонник, а израильтянин рассматривал временный даже случайный факт идолопоклонства как нравственное падение.
Древний обычай идолопоклонства отражается и в современной жизни. Но теперь вместо тяжелых, неуклюжих каменных или деревянных идолов делают изящные игрушки: талисманы, иконки и т. д., через которые их носители стремятся оградить себя от злых духов.
На низших ступенях развития народов встречается форма религии, которая получила название тотемизма. Тотемистическое племя делится на кланы. Члены каждого клана связаны между собой именем какого-либо животного, растения или предмета, но чаще – животного. Этим именем они называют себя и ведут свою родословную от этого животного, растения или камня. Вот этот родоначальник клана и есть тотем. Тотемные кланы являются экзогамными. Внутри клана браки запрещены. Вступающие в брак должны принадлежать обязательно к разным кланам.
Тотемами могут быть такие животные как медведь, волк, черепаха, олень и т.д. Они служат для обозначения кланов, на которые разделено племя. Кроме того, и каждого отдельного человека, принадлежащего к определенному клану, называют именем тотема – медведем, волком и т.д.
Тотемизм был распространен на огромной территории: в Америке, Африке, Азии. У якутов были тотемные животные: лебедь, ворона и т.д. Тотемное животное не употребляется в пищу и из его шкуры не шьется одежда. Если все-таки тотемное животное убивается при самозащите, то у него всегда просят прощения и над убившим его человеком совершается обряд очищения против такого святотатства.
У некоторых народов встречается почитание змей. Индейцы почитают гремучую змею, прадеда и царя всех змей, как божественного покровителя клана. Почитали змей и в Европе. Большая змея защищала афинскую цитадель и получала ежемесячно медовые пироги. Змею держали в храме славяне. Во всех случаях змея считалась воплощением высшего божества. И только значительно позже змея стала восприниматься некоторыми народами как воплощение зла (иудеи).
Почитание древним человеком животных или растений объясняется тем, что именно им он был обязан всеми небогатыми культурными приобретениями. Один из немецких этнографов отмечал, что индеец обязан животным самой важной частью своей культуры. Их зубы, кости, раковины являются его орудиями труда, без которых он не мог бы выделывать ни своего оружия, ни своей утвари. И каждому ребенку известно, что животные, охота на которых является необходимым предварительным условием такой выделки, до сих пор доставляют все эти необходимые вещи.
Надо, по-видимому, заметить и то, что люди, ведя свое начало от какого-то животного (тотема) тем самым пытаются ответить и на вопрос о своем происхождении. В мировоззрении дикаря отсутствует граница между ним и тотемным животным. Первоначально человек воображает своих богов в виде животных. Человекоподобные боги появляются значительно позже.
Что же такое бог? Первобытный человек, как было отмечено, верит в существование многочисленных духов. Но не каждый дух является богом. Многие духи попадают в разряд дьяволов. Многие этнологи считают, что бог есть благорасположенный к человеку дух, который воплощается в известном материальном предмете, обыкновенно служащим ему изображением (идолом), которому люди приносят в жертву пищу, питье и т.д., в надежде получить от него за это помощь в своих житейских делах. Так, иудейский бог любит получать от людей жертвоприношения (например жертвоприношение Каина и Авеля и убийство первым же второго). Впоследствии жертвоприношение (в христианстве) было заменено молитвами. Жители древней Аркадии время от времени приносили своему богу Зевсу человеческие жертвы. Причем они сами ели принесенное в жертву человеческое мясо и считали тогда себя превращенными в волков, почему и называли друг друга волками, а своего Зевса – волкообразным. Это, видимо, может служить объяснением того, что Зевс занял место старого бога-волка, который когда-то был тотемом.
Но тотемизм должен был исчезнуть вместе с увеличением власти человека над природой. Человек стал постепенно сознавать свое превосходство над животными и противопоставлять себя им. Это дало сильный толчок антропоморфизации его представлений о богах. Возникают религии, которые формулируют новое миропонимание человека, его роль и место в мире. Но те древние верования, которым поклонялись дикари, в модифицированных формах входят и в современные религии.
Религиозное мироощущение
Религия возникла, вероятно, 40-50 тысяч лет тому назад в эпоху верхнего палеолита (каменного века). Она появилась как определенное мироощущение древнего человека, отвечающего на им же самим поставленные вопросы о происхождении мира, человека и т.д. Вера в сверхъестественное означает, что у древнего человека не было под рукой достаточных средств, чтобы ответить на эти вопросы. Но ум древнего человека достаточно был изощрен и интеллектуально развит, чтобы от наблюдаемых явлений перейти к умозаключениям о явлениях ненаблюдаемых.
Религия сопутствует человеку от его рождения до самой смерти. Неудивительно, что она играет такую большую роль в жизни людей.
В настоящее время на земле существует 4 основных мировых религии, которые оказывают сильное влияние на умы и настроения людей.
Христианство. Свое название эта религия ведет от греческого слова Христос, что означает "помазанник", "мессия". Возникло христианство в I в. до н.э. в Палестине. До V в. распространение христианства происходило в пределах Римской империи. Позже оно становится мировой религией. Сейчас число приверженцев христианства во всем мире составляет более I млрд. человек.
Христианская религия не является единой. Она разделяется, по крайней мере, на 3 основных ветви: католицизм, численность приверженцев которого составляет примерно 660 млн. человек; протестантизм (oк. 300 млн. чел.); православие и другие вероисповедания (несториане) – oк. 120 млн. человек.
Особенностью католицизма является то, что он признает исхождение духа святого не только от Бога-отца, но и от Бога-сына; кроме существования рая и ада, католицизм признает чистилище; папа римский объявлен наместником Иисуса на земле, преемником апостола Петра и образцом непогрешимости в вопросах веры и морали. Имеются и другие особенности культа и обрядности.
Протестантизм возник в ХVI в. в эпоху Реформации как протест против слияния церковной и светской властей, как протест против обогащения церкви и т.д. Протестантизм стал религиозной формой борьбы европейской буржуазии против феодализма.
Одним из первых вождей Реформации был М. Лютер. Он выступил против индульгенций. "Бог, – писал Лютер, – не может и не хочет позволять господствовать над душой никому, разве лишь самому себе". Человек может спасти душу, говорил он, только посредством веры, которая непосредственно даруется богом без посредства церкви.
Протестантизм в настоящее время представлен многими течениями, которые, в большей или меньшей степени, отличаются друг от друга. Среди них: кальвинизм (от имени швейцарского реформатора Ж. Кальвина; англиканство, меннонитство ( от имени голландского проповедника Менно Симонса, отвергавшего борьбу против зла); баптизм, отрицающий роль церкви в качестве посредника между богом и людьми; адвентизм, предсказывающий второе пришествие Иисуса Христа на землю; они отрицают бессмертие души, считая, что после смерти человека душа погружается в сон, чтобы пробудиться в судный день, чтобы либо обрести вечное блаженство, либо быть окончательно уничтоженной. Иеговизм (основатель Ч. Руссель) предвещает непосредственную близость прихода Иисуса и гибель всех, за исключением иеговистов, в последней войне между Христом и сатаной – Армагеддоне.
Православие – это самостоятельная ветвь христианства. Его особенностью является представления о боге как творце, о его триединстве, о боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, о загробной жизни и др. Все основные положения догмата веры православная церковь объявляет абсолютно истинными, вечными, сообщенными людям самим богом.
Ислам распространен в странах Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Африке. В некоторых странах (Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Ливия и др.) ислам является государственной религией. На территории России ислам существует в Башкирии, Татарии, на Северном Кавказе и в некоторых других регионах.
Ислам оформился в VII в. н.э. Его распространение связывается с именем пророка Мухаммеда.
В исламе все люди рассматриваются с точки зрения их следования заветам бога (аллаха) и предписаниям духовенства. В зависимости от этого они делятся на правоверных и неверных. Правоверным суждено вечное блаженство в раю, а неверным грозят муки ада.
Первым и основным догматом веры в исламе является вера в аллаха. Аллах всемогущ, един, он созидатель вселенной, земли и неба и т.д. Составной частью исламизма является вера в существование бессмертной души, которая покидает тело человека в момент его смерти. Имеются в исламе и представления о рае и аде. Мусульмане, жители пустынь, представляют себе рай в виде чудесного оазиса, с его прохладной и чистой водой, с фруктовыми садами, где все в изобилии.
Мусульманский ад состоит из семи кругов. Над адом переброшен мост, Сират. Он тонкий, как волос, и острый, как меч Азраила. Этот мост ведет в рай тех, кто в состоянии его перейти. Грешникам это не удается. За грешников ходатаем выступает Мухаммед. В аду остаются только осужденные на вечные муки.
Важнейшим догматом в исламе является догмат о предопределении, согласно которому в мире не существует ничего не зависящего от воли аллаха. Еще до сотворения мира было сотворено Перо, которому аллах повелел написать о всех делах божественных и творениях вплоть до времени страшного суда. По мусульманской религии, каждому человеку предопределена его судьба. Даже смерть наступает лишь по божественному предначертанию. Коран провозглашает: "не подобает душе умирать иначе, как с дозволения аллаха, по писанию с установленным сроком" (3.139).
Иудаизм является одной из древнейших религий, сохранившихся до наших дней.
К основным догматам иудаизма относится вера в единого Бога Яхве (Иегова), в приход мессии, в существование загробного царства. Составной частью иудаизма является учение о сотворении мира и человека богом, о грехопадении человека (Адама и Евы) и изгнание его из рая.
В иудаизме заметное место занимает положение о приходе мессии как спасителя. Его приход должен знаменовать coбoй свершение праведного суда, чтобы воздать по заслугам всем людям. В дни страшного суда мир будет обновлен. С этого времени земля, согласно Талмуду, станет производить "ежедневно новые плоды, женщины станут ежедневно рожатъ, а земля – принимать хлебы и шелковые одеяния", люди достигнут 1000 лет от роду. Тогда прекратятся болезни, распри, войны и т.д.
Буддизм (от санскритского слова "будда", что означает "просветленный"). Эта религия распространена в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. По представлениям буддистов, каждый человек, достигший высшей святости, может стать буддой. Буддизм исходит из тождества между бытием и страданием. Он считает, что все виды перевоплощения, которое признается брахманизмом, являются несчастьем и злом. Высшей целью буддизма является полное прекращение перерождений и достижение нирваны, то есть небытия.