Файл: Учебник по философии Красноярск.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2020

Просмотров: 3305

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. ПРЕДРЕЛИГИОЗНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ

Предрелигиозные формы мироощущения. Колдовство (магия), анимизм, тотемизм

Религиозное мироощущение

Ренессанс религии в современной России

Тема 2. ОТ МИФОЛОГИИ К ФИЛОСОФИИ

Специфика мифологического мышления

Мифология и древние верования

Эстетика древней мифологии

Мифологический эпос Гомера и Гесиода

ТЕМА 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

Философия как попытка понять мир

Основные философские проблемы

Роль философии в жизни общества

ТЕМА 4. МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Понятие мировоззрения

Философское мировоззрение

Идеализм и его формы

Материализм и его формы

ТЕМА 5. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ И МАТЕРИИ

Понятие бытия

Эволюция понятия материи в естественнонаучном материализме

ТЕМА 6. СПОСОБЫ И ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ В ТРАКТОВКЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МАТЕРИАЛИЗМА

Движение как способ существования материи

Пространство и время как формы существования материи

ТЕМА 7. КОСМОГОНИЯ

Мифологическая и религиозная космогония

Древнегреческие космогонические теории

Космологическая проблема

ТЕМА 8. ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

Теоретические модели, реальность и истинность математики

Эволюция представлений о физической картине мира

ТЕМА 9. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Специфика философской теории познания

Субъект и объект познания

Знание как предмет теории познания

Эмпиризм и рационализм в теории познания

Теория познания в немецкой классической философии

Развитие теории познания в марксистской и современной философии

ТЕМА 10. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Роль и назначение чувств и разума в познании

Структура процесса познания

Диалектика чувственного и рационального познания

ТЕМА 11. ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ

Познание и предвидение; интуитивное и априорное знание

Границы познания. И. Кант: вещи в себе и явления, знание и вера

Познание как путь к истине. Понятие истины. Объективная, относительная и абсолютная истина

Критерии истины

ТЕМА 12. ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

Развитие философского понимания сущности общества и его структуры

Общество как развивающаяся система

Марксистская теория общества

Перспективы общества

ТЕМА 13. ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ

История как предмет исследования

Циклическая концепция исторического прогресса

Линейная концепция истории

Спиралевидность общественного развития

Ковариантная модель всемирной истории

Постмодернистские концепции истории

ТЕМА 14. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Соотношение культуры и цивилизации. Понятие цивилизации

Многообразие цивилизаций

Восток – Запад – Россия как типы цивилизации

ТЕМА 15. КОНЦЕПЦИЯ ЕВРАЗИЙСТВА

Истоки евразийства

Программа евразийства

Православные идеалы

Философское осмысление мировой истории

Вопросы истории России

Идеократическое государство

ТЕМА 16. ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ

Ранние концепции происхождения жизни, их конкретно-научная и философская ограниченность

Понятие жизни

Современные конкретно-научные предпосылки решения вопроса о возникновении жизни

Взаимосвязь развития органического мира с развитием всей планеты

Роль философской методологии в изучении проблемы происхождения жизни

ТЕМА 17. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Донаучные воззрения на происхождение человека

Научный взгляд на проблему человека

Детерминизм и свобода человека

Движущие силы становления человека

ТЕМА 18. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Содержание общественного прогресса

Законы и критерии общественного прогресса

Глобальные проблемы современных цивилизаций

Будущее

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

ЛИТЕРАТУРА

Эволюционистская теория претендует на то, чтобы охватить все уровни структурной организации жизни. Размножение, приспособляемость, адаптация предстают как основная движущая сила развития жизни вплоть до высшей ее формы – человека. Но это далеко не единственный критерий жизни и это удалось эмпирически доказать Вернадскому. В его теории содержится качественно иной вывод о функциях живого: основная функция живого – энергетическая, все морфологические структуры и физиологические процессы организмов подчинены им.

Каждая из представленных концепций охватывает определенную сферу материи, исследует ее формы, свойства и т.д. По-видимому, ни одна из них не может дать полное и всеобъемлющее понятие жизни. Сами по себе ни биология, ни химия, ни геология не сумеют объяснить, что же такое жизнь, как она возникает. Вероятно, необходим синтез наук о жизни. Он свидетельствует о многоаспектности проблемы, о том, что жизнь следует изучать и в ее целостности, и в частных формах, и в связи с более общими закономерностями развития материи. И в такой постановке вопрос требует изучения и в рамках эволюции, и биохимических процессов, и астрофизических и т.д.

Роль философской методологии в изучении проблемы
происхождения жизни

Интенсивные теоретические поиски в области проблемы происхождения жизни не могут не сопровождаться постановкой и обсуждением специфики философских вопросов, таких как: соотношение биологического и физико-химического, соотношение причинного и теологического подходов при объяснении происхождения жизни, соотношение необходимости и случайности в процессах химической и предбиологической эволюции, проблемы законов исторического развития и др. Успехи молекулярной биологии породили иллюзию сводимости живого к неживому, к возможности объяснения происхождения, функционирования и эволюции жизни обычными законами физики и химии. Показательна в этом отношении позиция Резерфорда, болезненно реагировавшего на попытки умозрительно объяснить мир. "Только бездельник говорит о Вселенной в моей лаборатории." Выдающийся физик XIX в. Л. Больцман попытался свести жизнь к термодинамическим процессам, подчинив законы живого законам вероятности (по его формуле жизнь есть промежуточная форма энергии, преобразующая космическую энергию в земную). Но многие физики и химики понимали необходимость более широкого взгляда на вещи. Среди них можно назвать Н. Бора, Гейзенберга, Шредингера и др.

Крайность чисто научного характера порождала и релятивистский подход: жизнь хотя бы частично не поддается объяснению в понятиях и законах физики и химии. Возникновение жизни обусловлено каким-то неизвестным нам, специфическим свойством материи и для объяснения происхождения жизни нам необходимо использовать не причинный, а тематический подход.


Эти и подобные им неясности требуют привлечения гораздо более широкого круга вопросов и более широкого круга понятий, чем это имеет место в физике, химии или биологии. Для исследования такой сложной проблемы требуется взаимосвязь философского и естественнонаучного знания о единстве земных форм жизни с общекосмическими формами существования материи. Редкие ученые обладают способностью охватить предмет в таком полном единстве философии и науки. Но когда она сформирована, то дает изумительные по результативности гипотезы, теории, научные объяснения. Именно благодаря обращению к философии В.И. Вер­надскому удалось глубоко проникнуть в тайны жизни, выявить взаимодействие космоса, биосферы и человечества. Философия часто предвосхищает целые области будущего развития науки. В истории развития научной мысли можно ясно и точно проследить значение философии для научного мышления, в этом смысле философия во многом опережала научные идеи сущности жизни. Те же идеи Вернадского о живом веществе, о космичности жизни, о биосфере и переходе ее в ноосферу своими дальними, творческими корнями уходят в философию А. Бергсона и Н.Ф. Федорова.

В то же время, сопряженность науки и философии приведет к дальнейшему обогащению самой философии, прозрению через научные факты и гипотезы соотношения и взаимосвязи природных и космических стихий, человеческого существования и бытия Вселенной.

Заключение. На протяжении многих тысячелетий человек стремился познать и окружающий мир и то место, которое он занимает в этом мире. Большую роль в этом процессе играет стремление познать сущность жизни. Человечество шло к этому познанию извилистыми путями, строя различные предположения, применяя к познанию различные методы, строя концепции от религиозно-идеалистических до диалектико-материалистических. Жизнь в одном случае относится к области веры, в другом случае воспринимается как механизм, изучив который можно понять общие принципы построения жизни и тем самым постигнуть ее сущность, в третьем понимание жизни строится на признании вечности движущейся и развивающейся материи и в этом случае жизнь предстает либо как закономерный этап эволюции материи, либо как ее неотъемлемое свойство.


ТЕМА 17. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Накопивший опыт и навыки по поддержанию и развитию своего бытия, пользующийся не только готовыми средствами существования, но и искусственно создающий их, обладающий разумом и знаниями, передающимися от поколения к поколению, постоянно накапливающий эти знания человек – маленькая песчинка не только в громадном космосе, но даже на Земле. Тем не менее своим умом человек охватывает и космос, и Землю. Он решает множество вопросов, в том числе и вопрос о своем месте во Вселенной и на Земле, о своем происхождении, о своей силе и слабости и т.д. Его все интересует. И прежде всего вопрос, откуда и как он появился сам.


Донаучные воззрения на происхождение человека

У разных народов существовали различные представления о том, как появился человек. По одному из китайских мифов, люди появились из паразитов, ползавших по телу Паньгу, когда он лежал на смертном одре, а ветер их развеял повсюду. Но эта версия унижала человеческое достоинство. Поэтому она не получила широкого распространения. По более позднему преданию, у Паньгу была жена. Она родила сыновей и дочерей, и от них пошел род человеческий. Но и эта версия не получила широкого признания, т.к. лишала образ Паньгу фантастичности.

В китайской мифологии существует сказание о том, как небесные божества создавали людей: Хуан-ди разделил людей на мужчин и женщин, а Шантянь сделал уши, глаза, рот и нос, Санлинь – руки и ноги. В этой работе участвовала Нюйва, но что она сделала, – не ясно. Но и этот миф не получил распространения. Наибольшим доверием пользовался миф о сотворении людей богиней Нюйва. Рядом с именем Нюйва встречается имя Фуси (Паоси, Баоси). По преданию, Фуси и Нюйва первоначально были братом и сестрой. В более поздних преданиях – мужем и женой. От Фуси и Нюйва, которые изображались до пояса в виде людей, в головных уборах и халатах, а ниже пояса – в виде змеи (дракона), с крепко переплетенными хвостами, и произошли люди.

Древнегреческие философы тоже отвечали на вопрос о происхождении людей. Анаксимандр считал, что животное рождается из влаги, испаряемой солнцем. Человек вначале был подобен животному, а именно, рыбе.

Большое внимание эволюции органической материи уделял Эмпедокл. Его воззрения по этому вопросу наивны, но они заключают в себе догадку о естественном возникновении жизни. Эмпедокл выделяет четыре периода в этом процессе. Сначала из земли в разных областях ее возникли отдельные части животных:

Выросло много голов, затылка лишенных и шеи,

Голые руки блуждали, не знавшие плеч, одиноко

Очи скитались по свету без лбов, им ныне присущих.

Затем эти отдельные члены случайно сочетались и от этого произошли чудовища:

Множество стало рождаться двуликих существ

и двугрудых,

Твари бычачьей породы с лицом человека являлись,

Люди с бычачьими лбами, создания смешанных полов:

Женской природы мужчины, с бесплодными членами твари.

(2. Т.1. Ч.1. С.304)

Третий период – это период вражды, период цельноприродных существ:

Сначала неясные формы поднялись над землею,

Имея в себе двоякую необходимость: воды и земли;

Их низвергал огонь, желавший соединиться с себе

подобными,

Но они еще не имели красивого соединения членов.

В четвертом периоде растения, животные и люди возникли друг от друга путем размножения.

Религиозная (иудейско-христианская) концепция происхождения человека связывает его появление с волей Бога. Как творение Бога человек имеет двойственную природу: земную и божественную. Как земное существо человек смертен и грешен. Как божественное существо человек обладает чувствующей, мыслящей, неизменной, вечной, бессмертной душой.


Научный взгляд на проблему человека

Научная точка зрения на происхождение человека весьма сложна и объемна. Она требует доказательств, опирающихся на известные науке факты из области истории, антропологии, палеонтологии и других областей науки. Но фактов часто недостает. Их место занимают научные гипотезы, которым в свою очередь не хватает доказательности. Поэтому вполне естественно, что возникающие точки зрения на эту проблему с течением времени, уточняются, совершенствуются, а иногда и отбрасываются, как не выдержавшие критики. Это, конечно, делает науку уязвимой по сравнению с религиозной точкой зрения на человека. И все-таки наука сквозь дебри фактов, уточнений и размышлений, то двигаясь вперед, то отступая, совершая зигзаги, неуклонно приближается к ответу на вопрос о происхождении человека.

Научная точка зрения на происхождение человека исходит из естественной эволюции животных. Человек по своей конституции весьма похож на обезьян, особенно на человекообразных. Этот факт был очевиден шведскому систематику XVIII в. Карлу Линнею, который поместил полуобезьян, обезьян и человека в один отряд приматов. Приматы появились на земле примерно 70 млн. лет назад. Их общими признаками являются: крайняя специализированность конечностей, что не служит препятствием к их дальнейшему развитию; подвижность пальцев рук и ног; замена когтей плоскими ногтями и т.д. Но самое главное – прогрессивное развитие крупного и сложного головного мозга. Изменение емкости черепа (в пределах нормальной изменчивости) характеризуется следующими данными:

шимпанзе и горилла – 325-550 см3;

австралопитек – ок. 500 см3;

питекантроп – 750-900 см3;

синантроп – 900-1200 см3;

неандерталец – 1100-1500 см3.

Первые приматы были маленькими существами. Из них развились животные типа лемуров, живших на деревьях. Примерно 40 млн. лет назад появляются более высокоразвитые обезьяны Старого света. Они были, в частности, представлены маленькой обезьяной парапитек. От нее пошло развитие в направлении гиббонов и далее к предкам остальных человекообразных обезьян. Затем эволюция шла к образованию австралопитека, который уже передвигался вертикально, на задних конечностях. Рост его был около 120 см, весил около 20-25 кг и имел объем черепа около 500 см3. Австралопитек был всеядным существом. Вполне возможно, что австралопитек и родственная ему специализированная форма парантроп являлись предковыми формами человека. Но этот вопрос является спорным.

В 1890 г. был найден фрагмент нижней челюсти питекантропа, жившего около 500 тыс. лет назад. Питекантроп передвигался вертикально. Останки питекантропа были найдены сначала на о. Ява, затем в Африке, Азии и в Европе. Объемы их черепов были между 750 и более 900 см3. В 1929 г. в Китае был найден синантроп, похожий на яванскую форму, но, по-видимому, более позднего периода. Емкость черепа составляла в среднем 1050 см3.


Синантроп уже пользовался каменными орудиями, охотился на животных и в то же время убивал и поедал своих соплеменников. У синантропа отмечается некоторая асимметрия мозга, что означает, что в связи с употреблением орудий труда он научился работать правой рукой (конечностью).

Остатки скелета гейдельбергского человека были найдены в Германии в 1907 году. В 1954 г. в Алжире были найдены сначала две нижние челюсти, а затем еще одна, вместе с частью теменной кости. Эти костные остатки принадлежали одной из форм питекантропа, жившего около 500 тыс. лет назад.

Затем появляется новая форма – неандертальский человек, скелеты которого были обнаружены в 1856 г. в долине Неандерталь (Германия). Позднее неандертальского человека находили в Бельгии, Франции, Палестине, Абиссинии (Эфиопия), в Узбекистане. Самое восточное место нахождения неандертальского человека отмечено в Китае (1958 г.). Возраст исчисляется примерно в 150-200 тыс. лет. По-видимому, неандертальский человек является предком современного человека. Он занимался охотой, создавал орудия труда.

Процесс перехода к современному человеку (Homo Sapiens) называется "сапиентацией". Возможно, что особенное значение для этого перехода имел тип неандертальца, скелет которого был найден в Палестине. Он жил примерно 115 тыс. лет назад и являлся, вероятно, переходной ступенью от неандертальца к кроманьонцу, названному так по месту находки возле деревни Кро-Маньон во Франции в 1868 г. Он жил примерно 70 тыс. лет назад и до конца последнего периода оледенения земли.

Таким образом, человек прошел путь от человекообразной обезьяны до современного вида. Развивался он, по-видимому, из одного корня.

Некоторых людей, особенно гордящихся своим именем "чело­век", шокирует точка зрения, согласно которой человек и обезьяна имеют один корень. Отвечая таким людям, Ч. Дарвин писал, что "человеку можно простить, если он чувствует некоторую гордость при мысли, что он поднялся... на высшую ступень органической лестницы; и то, что он на нее поднялся, вместо того чтобы быть поставленным здесь с самого начала, может внушить ему надежду на еще более высокую участь в отдаленном будущем" [29. Т. 5. с. 656].

Имеется и еще одна точка зрения на появление человека на Земле. Суть ее сводится к тому, что нынешние земные люди являются потомками когда-то залетевших на Землю людей из Космоса. При этом ссылаются на древние мифы, в которых упоминается об огненных шарах ("тарелках"), прилетевших с Неба; на космодром в горах Южной Америки, который не мог быть создан земными людьми и который наблюдается только из летящих над ним аппаратов; на отсутствие переходных форм от неандертальца к кроманьонцу и др. В то же время сторонники этой точки зрения не отрицают существования на Земле человека-дикаря.. Но возникает вопрос, как же могли на Земле появиться первобытные люди, если прилетевшие из Космоса на Землю люди по определению должны быть высокоразвитыми? Разрешая это затруднение, сторонники космического появления человека на Земле считают, что потомки космонавтов, попав в дикие условия земной жизни, не сумели удержаться на уровне цивилизации своих предков и сами одичали. Неандертальцы же либо вымерли сами в связи с изменившимися на Земле условиями жизни, либо были истреблены пришельцами из Космоса и их потомками.