ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2020
Просмотров: 3450
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. ПРЕДРЕЛИГИОЗНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ
Предрелигиозные формы мироощущения. Колдовство (магия), анимизм, тотемизм
Ренессанс религии в современной России
Тема 2. ОТ МИФОЛОГИИ К ФИЛОСОФИИ
Специфика мифологического мышления
Мифологический эпос Гомера и Гесиода
ТЕМА 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Философия как попытка понять мир
Роль философии в жизни общества
ТЕМА 5. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ И МАТЕРИИ
Эволюция понятия материи в естественнонаучном материализме
ТЕМА 6. СПОСОБЫ И ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ В ТРАКТОВКЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МАТЕРИАЛИЗМА
Движение как способ существования материи
Пространство и время как формы существования материи
Мифологическая и религиозная космогония
Древнегреческие космогонические теории
ТЕМА 8. ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
Теоретические модели, реальность и истинность математики
Эволюция представлений о физической картине мира
Специфика философской теории познания
Знание как предмет теории познания
Эмпиризм и рационализм в теории познания
Теория познания в немецкой классической философии
Развитие теории познания в марксистской и современной философии
ТЕМА 10. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Роль и назначение чувств и разума в познании
Диалектика чувственного и рационального познания
Познание и предвидение; интуитивное и априорное знание
Границы познания. И. Кант: вещи в себе и явления, знание и вера
Познание как путь к истине. Понятие истины. Объективная, относительная и абсолютная истина
ТЕМА 12. ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
Развитие философского понимания сущности общества и его структуры
Общество как развивающаяся система
История как предмет исследования
Циклическая концепция исторического прогресса
Спиралевидность общественного развития
Ковариантная модель всемирной истории
Постмодернистские концепции истории
ТЕМА 14. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Соотношение культуры и цивилизации. Понятие цивилизации
Восток – Запад – Россия как типы цивилизации
ТЕМА 15. КОНЦЕПЦИЯ ЕВРАЗИЙСТВА
Философское осмысление мировой истории
ТЕМА 16. ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ
Ранние концепции происхождения жизни, их конкретно-научная и философская ограниченность
Современные конкретно-научные предпосылки решения вопроса о возникновении жизни
Взаимосвязь развития органического мира с развитием всей планеты
Роль философской методологии в изучении проблемы происхождения жизни
ТЕМА 17. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
Донаучные воззрения на происхождение человека
Научный взгляд на проблему человека
Детерминизм и свобода человека
Движущие силы становления человека
ТЕМА 18. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Содержание общественного прогресса
Законы и критерии общественного прогресса
Отсюда, философы идеалисты считают, что оценивать, критиковать, преобразовывать действительность, и особенно социальную жизнь, такую изменчивую, противоречиво-конфликтную можно лишь на основании вечных образов, истин, идей, превращенных в идеалы.
Таким образом, логика социально-философского идеализма рождается представлениями о высочайшей и непреходящей ценности и объединяющей силе социального идеала. Это есть логика двойного движения: от несовершенной, "дурной", по выражению Платона, действительности к идеалу и от идеала к необходимости преобразования действительности и воспитания людей на основе идеалов, Добра, Красоты, Справедливости, Истины.
Материализм и его формы
При всей неизбежности плюрализма мнений в решении основных философских проблем, установка человека такова, что он хотел бы видеть во мнении достаточную достоверность.
История познавательной деятельности убеждает в том, что наибольшую степень научности философского мировоззрения обеспечивает философский материализм. Это такое мировоззрение, которое признает объективное существование мира, единство мира в его материальности, его несотворимость и неуничтожимость. Идеальное здесь рассматривается как отраженное материальное. Способность человека отражать мир позволяет ему познавать сущность бытия и закономерности его развития.
Материализм имеет довольно сложную историю становления и развития, обусловленную связью его и с практикой, и с различными формами общественного сознания, и взаимоотношениями с идеализмом.
На разных этапах истории материализм существовал в различных формах, отличался более или менее полным, научным содержанием, активно или пассивно был включен в социальную практику.
Соответственно трем восходящим ступеням развития познания выделяются основные виды (формы) материализма: 1) наивный (стихийный) материализм древних; 2) метафизический (или механистический) материализм ХVII-ХVIII вв.; 3) диалектический материализм. Различаются они не только уровнем, но больше глубиной решения основных философских проблем. Первые две формы материализма характеризуются: непоследовательностью, что выражается в материалистическом понимании природы, но в идеалистическом понимании общества; вульгаризацией концепции происхождения и сущности сознания; больше идеалистическим, чем материалистическим подходом к решению вопросов познания; зарождением диалектических идей при преобладании метафизики, стихийностью и созерцательностью и т.п.
Эти черты по-разному проявились в разные исторические эпохи и сказались на содержании основных линий развития материализма. Среди них – материализм Древнего Востока и Античности. Здесь главным в развитии наивного материализма был процесс восхождения от весьма наглядных представлений о мире, природе, бытии к обобщенным и абстрактным представлениям о свойствах и строении материи. Вершиной этих представлений была атомистическая концепция.
Материализм Средневековья. В условиях господства религиозной идеологии в Западной Европе материализм был вытеснен идеализмом, но сохранен в странах арабского Востока, в Средней Азии и Закавказье.
В эпоху Возрождения и начале Нового времени (ХV-ХVI вв.) в центре внимания философии были вопросы материалистической теории познания, что было обусловлено и социальной практикой, и уровнем развития естествознания.
В ХIХ-ХХ вв. материализм обогащается диалектикой, осуществляется процесс слияния материалистической системы взглядов на мир с диалектическим методом. Это позволило говорить о философии как о науке, о философском мировоззрении как основе научного мировоззрения.
Материализм на всем протяжении своего существования доказывал несотворимость и неуничтожимость материи, предвосхищая естественно-научные открытия Нового времени. Принцип неуничтожимости материи и движения как способа существования материи также был сформулирован материализмом задолго до того, как естествознание приступило к его экспериментальному исследованию. В Новое время материализм предвосхитил закон превращения энергии, принцип самодвижения материи и т.д.
В противовес идеалистической мистике жизни материализм обосновал тезис о единстве живой и неживой природы; высказал гипотезу об эволюции живого; материалистическое понимание мышления проложило дорогу его конкретному физиологическому исследованию.
В теории познания материализм, исходя из принципа признания объективной реальности чувственно-воспринимаемого мира, разработал теорию отражения – учение об объективном содержании и субъективной форме ощущений, восприятий, понятий.
Воззрения материализма на общество имеют так же много позитивного, в том числе в постановке и решении проблемы человека: критика теологического принижения земной жизни; обоснование тезиса о естественности, природной обусловленности чувственной жизни человека; теория разумного эгоизма и т.п. – все это сыграло немалую роль в прогрессивном развитии общества.
При всей значимости и влиянии на становление научного мировоззрения, нельзя не отметить заблуждения материализма. Они возникали, среди прочего, и по причине того, что материализм строил свои отношения с идеализмом как "борьбу", отметая все положительное, что с ним связано. Это касается исследования деятельной стороны познания, недооценки субъективной стороны познавательного процесса. Идеалисты в противоположность материализму трактовали познание как творчество познающего субъекта. Уже в античной философии появилось представление о целесообразной связи явлений природы. Эта концепция была воспринята даже средневековой схоластикой, что позволило ей разработать философско-теологическое обоснование существования Бога. Материалисты же, выступив против идеалистических выводов, опровергали существование какой бы то ни было целесообразности в природных процессах. Далее. Метафизический материализм допускал существенные ошибки в теории истины. Так, вывод об относительности истины сделали в ХIХ в. идеалисты, что привлекло на их сторону выдающихся математиков и естествоиспытателей. Да и в решении многих социальных проблем не всегда и не везде в их материалистической трактовке сходились концы с концами.
И мы бы погрешили против истины, сказав, что с возникновением диалектического материализма все названные и неназванные недостатки материализма были устранены, а потому диалектический материализм является единственно правильным и научным мировоззрением. Но неправомерна и навязываемая ныне идея о том, что антитеза "материализм и идеализм" потеряла свое былое значение, ибо эти оба учения якобы безвозвратно ушли в прошлое, а на смену им появились учения, принципиально отвергающие все то, что противопоставляли друг другу эти теории.
Заключение. Философия – одна из древнейших областей духовной культуры. Призванием ее и основной функцией является постановка и решение мировоззренческих вопросов, имеющих важное значение для людей. Это особенно ощутимо в переломные эпохи с их сложным переплетением проблем, ведь именно тогда происходит и перестройка мировоззрения.
С возникновением философии мировоззрение человека как общий взгляд на мир эволюционирует в направлении научно-философского мировоззрения. Таков объективный ход становления духовности общества.
Типы и формы мировоззрения многообразны, но далеко не все они могут претендовать на статус научно-философского. Научно-философское мировоззрение – это такая система понимания мира и места в нем человека, которая опирается на науку, корректируется и развивается вместе с ней, проверяясь социальной практикой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки и совершенствование практики. Не сбрасывая со счетов роль идеалистического мировоззрения во всех его формах, история познания все-таки убеждает в том, что научно-философскому пониманию в наибольшей степени отвечают учения философского материализма.
ТЕМА 5. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ
И
МАТЕРИИ
Понятие бытия
Объектом философии является целостный мир (природный и социальный) как условие и предпосылка человеческой жизнедеятельности. Это положение принимается человеком без особых сомнений и рассуждений. Человек в определенном смысле убежден, что мир есть, что он имеется "здесь" и "теперь", он наличествует, и при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохранится как относительно стабильное целое. Мир был, есть и будет. Он есть бытие. Бытие рассматривается как целостность мира.
Откуда берется это влечение к целостности мира, Универсуму, Космосу, лежащее в основе философии? Для Аристотеля все просто: "Все люди от природы стремятся к знанию", – так начинает он свой труд "Метафизика". Познавать – значит не довольствоваться проявлением вещей, но искать за ними сущность. Аристотель определяет важнейшую философскую проблему через отделение от "видеть". "Видеть" и "познать" – не одно и то же. "Видеть" – это с помощью глаз обозревать, что находится "здесь", а познавать – значит искать то, что не находится здесь, отрицать видимое как недостаточное и утверждать невидимое как существенное. С Аристотелем можно согласиться. Человек состоит из того, что у него есть, и того, "чего ему не хватает", то есть из несоответствия между потребностями в познании и теми "способностями", которые у него имеются. А человеческая жизнь имеет неотъемлемое свойство – постоянно обращаться к миру в его единстве: существовании природы, существовании человека, с прошлым и будущим. А это и есть обращение мыслью к своему бытию и бытию мира, как преходящему и непреходящему.
Бытие и небытие. Мир есть постоянный круговорот превращения бытия в небытие. Реальное, видимое, вещное, движущееся бытие вытекает из невидимого, покоящегося небытия, и, исчерпав себя, опять погружается в него. Небытие выступает как отсутствие вещей и форм, но в нем как бы скрыто все возможное богатство мира, все нерожденное, неставшее, неоформленное. Быть – значит общаться с миром, обращаться к нему, действовать в нем, задумываться о нем. Отсюда два подхода к рассмотрению бытия уже в процессе становления философии. Один – рассмотрение бытия как непротиворечивость мышления о нем: если невозможно противоречие в мышлении, оно недопустимо и в бытии. Нельзя утверждать, что та же самая вещь и существует и не существует в одно и то же время. Другой подход – рассмотрение бытия "соответственно природе, какова она в действительности есть", то есть независимо от особенностей мышления.
В вопросе соотношения бытия и небытия выкристаллизовывался основной вопрос будущей философии – соотношение мышления и бытия. Мышление то объявлялось результатом бытия – это путь к материализму, то, наоборот, доказывалось, что структура бытия вытекает из структуры самого мышления – это путь к идеализму.
Уже в античную эпоху возникла мысль, что несмотря на всевозможные изменения, происходящие в мире вещей, в каждом из них должно быть и нечто устойчивое, что сохраняется при всех превращениях. Эта устойчивая основа получила название субстанция (сущность). Считалось, что, если различные тела, вещи могут возникать и исчезать, то субстанция несотворима и неуничтожима, она лишь изменяет формы своего бытия, переходит из одних состояний в другие. Она – причина самой себя и причина (основание) всех изменений. Понятие субстанции выражало убеждение в единстве мира. Оно требовало довольно высокой степени абстракции – выявления некоторого общего, сохраняющегося во всем многообразии вещей и явлений. Можно утверждать, что само возникновение философии как формы общественного сознания произошло как раз в ту историческую эпоху, когда отчетливо оформилась идея единства мира и существования некоторой субстанции как устойчивой основы всех предметов объективной реальности.
Что такое эта первооснова? Учения, объясняющие сущность мира и его единство исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма. Но само понимание субстанции может быть различным: в качестве субстанции можно мыслить и материю и дух. Соответственно этому различается монизм материалистический, идеалистический и религиозный. Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, согласно которой он образован двумя существующими исходными началами – материальным и идеальным. Первое из них объединяет сферу телесно-предметной реальности, а второе – сферу духа.
Удивительно, что в разных концах земного шара, независимо друг от друга мудрецы пришли не просто к сходным, а идентичным выводам, облеченным в натурфилософскую форму. В основе существования мира лежат начальные субстанции, стихии. Чаще всего их насчитывали четыре: огонь, воздух, земля, вода. Древние полагали, что именно из них складывается Вселенная, из них образованы все без исключения предметы и существа. Вот что сказано в древнекитайском трактате "Гуань-цзы" (VII в. до н.э.): " Вода – это кровь и жизненная сила земли. Она циркулирует по своим "кровяным сосудам". Поэтому говорится: "Вода – это всеобъемлющий материал". Откуда мы знаем, что именно так обстоит дело? Отвечаем: вода мягкая и чистая, она может смыть с человека грязь. В этом проявляется ее гуманность. На вид вода темная, на деле прозрачная. В этом проявляется ее совершенство... Когда сосуд уже наполнен водой, нельзя будет больше добавлять. В этом проявляется ее справедливость. Вода постоянно течет, а останавливается лишь там, где уже достигнута ровная поверхность. В этом проявляется ее честность. Люди стремятся к возвышению, только вода устремляется вниз. В этом проявляется ее скромность. Скромность является местом пребывания "дао" и средством в управлении страной".
И далее – "именно вода является мерилом всех вещей, источником существования живого, положительного и отрицательного, успеха или неудачи. Вода собирается на небе и на земле, содержится во всех вещах, из нее рождается человек. Вода – это чудо".
Совершенно очевидно, что вода не просто жидкость, а всеобщая основа, субстанция всего.
На одном конце греческого мира в г. Милете, в VI в. до н.э. мудрец Фалес также говорил ученикам: "Все на свете создалось из воды". Его ученик Анаксимандр не соглашался с ним, усматривая первоначало не в каком-либо конкретном веществе, а в первовеществе – апейроне (что значит "беспредельное"). Другой древнегреческий философ Анаксимен полагал, что первоначалом всего является воздух. А в соседнем городе Эфесе философ Гераклит учил по-своему: "Все на свете создалось из огня".
На другом конце греческого мира в городе Кротоне, философ Пифагор говорил ученикам совсем непохожее: "Все на свете создалось из числа. Единица – это точка, двойка – линия, тройка – плоскость, четверка – тело. Кроме того, двойка – женское число, тройка – число мужское, пятерка – число дружбы, десятка – мудрости и совершенства. Пирамида – знак огня, куб – земли, восьмигранник – воздуха, десятигранник – воды. Семь струн на лире, семь светил на небе, каждое из них звучит как струна и звуки их слагаются в музыку сфер". Странно? Странно. Но если подумать, мысль первых философов была удивительно разумна и последовательна в ответах на то, что само по себе неизвестно. Таким образом, согласно Пифагору, число – это мысль, отражающая количественную характеристику вещей и явлений объективного мира, но оторванная от него и возведенная в абсолют. И только благодаря организующей и определяющей силе числа мир и все конкретное в нем может "быть", может существовать. Значит, первейшей сущностью мира является число.