Файл: 1. Предмет истории государства и права России. 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1836

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Предмет истории государства и права России.

2. Место истории государства и права России в системе юридических и исторических научных дисциплин.

3. Задачи исторического изучения государства и права России.

4. Методология истории государства и права России.

5. Общенаучные и специальные методы изучения истории российской государственности и права.

6. Периодизация истории отечественного государства и права.

7. Возникновение государственности у восточных славян.

8. Теории происхождения древнерусского государства.

9. Норманская теория происхождения древнерусского государства.

10. Антинорманская теория происхождения древнерусского государства

11. Правовое положение социальных групп в Киевской Руси (IX-XII вв.)

12. Государственный строй Киевской Руси (IX-XII вв.). Высшие органы власти и управления.

13. Десятичная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).

14. Дворцово-вотчинная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).

15. Источники древнерусского права.

16. Русская Правда: происхождение, источники, редакции.

17. Вещное право Киевской Руси (IX-XII вв.).

18. Обязательственное право Киевской Руси (IX-XII вв.).

19.Семейное и наследственное право в древнерусском государстве (IX- XII вв.).

20. Преступления и наказания по древнерусскому праву (IX-XII вв.).

21. Судебный процесс Киевской Руси (IX-XII вв.).

22. Общая характеристика периода феодальной раздробленности на Руси. Предпосылки и причины политической раздробленности.

23.Общественный и государственный строй Владимиро-Суздальского княжества.

24. Общественный и государственный строй Галицко-Волынского княжества.

25. Особенности общественного строя Новгородской и Псковской республиках.

26. Особенности государственного строя Новгородской и Псковской республик.

27. Источники права в период феодальной раздробленности на Руси.

28.Новгородская судная грамота как источник права.

29. Псковская судная грамота как источник права.

30. Гражданское право по Псковской судной грамоте.

31. Преступление и наказание по псковской судной грамоте

32. Судебный процесс по Псковской Судной грамоте

33. особенности влияния татаро-монгольского ига на политико-правовое развитие Руси.

34. право золотой орды.

35. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства

36. правовое положение населения в период образования централизованного государства.

37. высшие органы власти на руси в период образования централизованного государства.

38. Княжеская власть на Руси в период IX-XV вв.: основания возникновения, полномочия, место в системе государственного управления.

39. Боярская дума и ее роль в системе государственного управления в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.).

40. Служилое сословие и принципы его формирования в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.).

41. Приказно-воеводская система управления: предпосылки возникновения, особенности.

42. Местное управление в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.)

43. Судебник 1497 года в системе источников права в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.).

44. Вещное право в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.)

45. Обязательственное право в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв).

46. Семейное и наследственное право в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.)

47. Уголовное право по Судебнику 1497 года

48. Судебный процесс по Судебнику 1497 года

49. Судебник 1550 г. как источник права: предпосылки принятия и основные направления правового регулирования

50. Верховная власть в период образования централизованного государства в России. Великокняжеская и царская власть: понятие, объем полномочий, проблемы соотношения

51. Органы власти и управления России в период сословно-представительной монархии

52. Поместная и вотчинная формы землевладения в России XVI-XVII вв.: особенности правового регулирования и проблемы соотношения

53. Соборное уложение 1649 года: предпосылки принятия, структура, особенности правового регулирования

54. Систематизация русского права во второй половине XVI - начале XVII вв.

55. Развитие юридической техники в российском законодательстве XVI-XVII вв. (на примере Судебника 1497 г., Судебника 1550 г., Соборного уложения 1649 г.)

58. Судебный процесс по Соборному уложению 1649 года.

59. Предпосылки и особенности формирования абсолютизма в России.

60. Реформирование Петром I системы государственной власти и управления в России

61. Уголовное законодательство Петра 1.

62.Развитие права в XVIII в. Основные моменты в развитии гражданского права: вещное право, обязательственное право, право собственности, наследственное право.

63.Суд и процесс во второй половине XVIII в. Судебные органы по «Учреждению для управления губерний.

64. Карательные органы XVIII в. «Устав благочиния» (1782 г.)

65.Этапы закрепощения крестьян

66.Семейное право в России конца XVII - первой половины XVIII вв.

67.Реформы Петра I и Екатерины II в области местного управления.

68. Кодификация М.М. Сперанского 

69. Государственный строй России в первой половине 19 века.

70. Отмена крепостного права в России: причины, особенности, последствия.  

71. Источники права в России в первой четверти XIX в.

72. Образование адвокатуры и реорганизация прокуратуры в России по реформе 1864 года.

73. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

74. Основные реформы системы государственного управления второй половины 19 в. в России.

75. Создание общих судов в России по судебной реформе 1864 г.

76. Суд присяжных в России по судебной реформе 1864 года

77. Система судов в России по судебной реформе 1864 года

78. «Контрреформы» последней четверти ХIХ в. в России

79. Семейное право в России XIX в

80. Реформы и контрреформы местного самоуправления: городская и земская

81. Военная реформа 1874 г. Полиция и политический сыск

82 Переход России к конституционной монархии: причины и особенности.

83. Революция 1905 года: предпосылки, основные этапы, последствия.

84. Партийная система в России конца XIX – начала XX вв.

85. Аграрная реформа П.А. Столыпина 1906 г.

86. Государственно-правовое развитие России в годы первой мировой войны.

87. Формирование Временного правительства. Двоевластие.

88. Октябрьский государственный переворот 1917 г.: предпосылки, особенности развития.

89. Становление советской системы управления: Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, СНК, наркоматы, ВСНХ.

90. Конституция РСФСР 1918 года: особенности принятия, система высших органов власти.

91. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 г.: причины принятия и влияние на правовое регулирование.

92. Формирование судебных органов после победы Октябрьской революции 1917 г.

93. Первый советский кодекс о браке, семье и опеке РСФСР 1918 года.

94. Первые советские декреты о суде.

95. Формирование основ советского уголовного права

96. Формирование основ советского трудового права.

97. Переход к новой экономической политике в РСФСР: причины, особенности концепции, последствия.

98. Конституция СССР 1924 года.

99. Система органов государственной власти и управления по Конституции СССР 1924 года.

100. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года.

101. Создание основ советского гражданского права.

102. Трудовой кодекс РСФСР 1922 года.

103. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года.

104. Избирательная система по Конституции СССР 1936 года.

105. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 года.

106. Высшие органы власти и управления по Конституции СССР 1936 г.

107. Основы уголовного законодательства союза ССР и союзных республик 1958 года.

108. Основы гражданского законодательства союза ССР и союзных республик 1961 г.

109. Основы законодательства союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г.

110.Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970г. Кодекс законов о труде РСФСР 1971 г.

111. Основы законодательства Союза ССР об административных правонарушениях 1980 г. КоАП 1980 г.

112. Конституция РСФСР 1978 г.: причины принятия, структура правового регулирования.

113. Перестройка власти КПСС в 90-х гг. ХХ в.

114. Принятие нового Федеративного договора 1992 г.

115. Учреждение Конституционного суда России (1991 г.): структура, компетенция.

116. Государственный переворот в России 1993 г.: причины, основные этапы, последствия.

117. Референдум 12 декабря 1993 года: особенности проведения, последствия.

118. Формирование новой структуры органов государственной власти в постсоветский период (1993-1994 гг.).

119. Особенности развития федеративных отношений в Российской Федерации. Федеративный договор 31 марта 1992 г.

120. Конституция Российской Федерации 1993 года: особенности принятия, основные направления правового регулирования.



Важнейшие государственные решения принимал Совет, в состав которого входили крупные бояре, епископы и высшие должностные лица княжества. Компетенция князя была при этом значительно ограничена. Он не имел права созывать Совет по своему усмотрению, а также издавать какие-либо нормативные правовые акты без его согласия.

В связи с тем, что в состав Совета входили бояре, занимавшие высшие государственные должности, весь аппарат управления полностью зависел от них. Во время возникновения серьезных разногласий и конфликтов с боярами или военной угрозы князья имели право созвать вече, решения которого без одобрения Советом не имели юридической силы.

Галицко-волынские князья принимали также участие в общерусских феодальных съездах, иногда созывая и съезды феодалов своего княжества, не имевших особого влияния.

В Галицко-Волынском княжестве существовала дворцово-вотчинная система управления. В связи с тем, что тысяцкие и сотские со своим аппаратом чиновников постепенно включались в состав дворцово-вотчинного аппарата управления князя, их должностной статус менялся. Они становились воеводами и волостелями. А вся территория княжества стала подразделяться на воеводства и волости.

Сельские общины избирали старост, к ведению которых относились местные административные вопросы и незначительные судебные дела.

Управляли городами посадники, обладавшие соответствующими административными и военными функциями, а также осуществлявшие правосудие и собиравшие дань и пошлины с городского населения

25. Особенности общественного строя Новгородской и Псковской республиках.


Общественный строй.

В Новгороде и Пскове, как и в других районах Руси, существовали светские и духовные феодалы. К духовным прежде всего принадлежали монастыри и высшие духовные иерархи: архиепископ, епископ, настоятели монастырей.

Монастырское землевладение росло достаточно быстро, многие светские феодалы передавали по завещаниям свои земли на помин души, часто монастыри покупали землю, были и случаи захват; ими земель, как общинных, так и незанятых. Исключалось и дробление церковных земель, свойственное светскому землевладению. Обширные земли давали Новгородской епархии значительные доходы, которые пускались духовенством в торговый оборот. Церковь в Новгороде и в Пскове объявила себя покровительницей торговли. Все это делало церковь и высшее духовенство влиятельной силой в обеих феодальных республиках.


К светским феодалам принадлежали бояре, житьи люди (т. е. зажиточные), к ним можно отнести также своеземцев (земцев в Пскове). Особенностью Новгорода и Пскова было отсутствие княжеского домена и наличие землевладения городской общины.

Наиболее влиятельную группу феодалов составляли бояре — потомки родоплеменной знати. В основе их политического могущества лежало богатство. Первоначально бояре пользовались доходами от общественных земель Новгорода, выступавшего как коллективный феодализм. Однако к XIV в. сложилось уже и индивидуальное землевладение боярства. Кроме того, новгородские бояре широко занимались торговлей и ростовщичеством.

Поскольку в Пскове крупное землевладение распространено не было, экономическое господство бояр не стало таким сильным, как в Новгороде. В силу этого роль князя и веча в Пскове была выше, чем в Новгороде.

Житьи люди упоминаются в Новгородской судной грамоте (НСГ) рядом с боярами (ст. 6, 10). они тоже имели земли, населенные крестьянами, оставаясь при этом, как и бояре, горожанами. Однако главным, что определяло их статус, было землевладение. Как справедливо подметил еще В. О. Ключевский, житьих людей не случайно после падения Новгорода верстали в служилые люди с поместным окладом, а не записывали в городские посады, как купцов. Однако житьи люди, хотя и были феодалами, имели ограниченные права по сравнению с боярством. Они не могли избираться на высшие государственные должности; до XIV в. из числа житьих людей избирали тысяцкого, но затем эта должность была узурпирована боярами.

Известна и такая категория землевладельцев, как своеземцы, или земцы. Исследования показали, что основная масса новгородских своеземцев (673 из 780) владела мелкими и мельчайшими вотчинами, соразмерными с крестьянскими наделами.

Характерной особенностью землевладения в феодальных республиках, на это указывал еще С. В. Юшков, являлось то, что основной землевладельческой группой были горожане. Члены городской общины имели исключительное право на приобретение вотчин из земель, тяготеющих к городу. Вече определяло режим этих земель. В случае особых заслуг перед городом вече могло пожаловать землю. Тем самым проявлялась интересная особенность феодальных вотчин вечевого города: это землевладение, свободное от отношений сюзеренитета-вассалитета; вотчинник сохранял связи лишь со своей городской общиной.



Таким образом, в Новгороде и Пскове трудно отделить феодалов и городское население, вотчинников и купцов. Но так или иначе купцы в этих республиках играли громадную роль. Основным занятием их была внутренняя и внешняя торговля, однако, как и каждый горожанин, они могли быть землевладельцами. Статьи 17 и 18 НСГ упоминают купца наряду с боярином и житьим при разрешении споров о земле.

Купечество объединялось в корпорации, общества. Центрами корпораций обычно выступали церкви.

В Новгороде существовали и так называемые черные, малодшие люди, к которым относились мастера, ученики, ремесленники и наймиты. Как члены городской общины они пользовались некоторыми привилегиями, в частности, при покупке земель, тянувших к городу, принимали участие в местном самоуправлении, обладали податным иммунитетом.

Зависимое население республик включало в себя прежде всего крестьян, половников, холопов. Большая часть крестьян находилась в зависимости от феодального государства. В документах они именуются смердами. Смерд должен был выполнять повинности в пользу государства, платить налоги. В некоторых документах монастырские крестьяне назывались сиротами. Постепенно увеличивается число крестьян, зависимых от феодалов.

Большое место в Псковской судной грамоте (ПСГ) уделено половникам, т.е. людям, работавшим из половины урожая. В Пскове половники делились на изорников — пахарей, огородников и кочетников, т. е. рыболовов. Их объединяло то, что они жили не на своей земле, а в селе «государя». Закон устанавливал общие нормы, определяющие уход изорника от своего господина: один раз в году, поздней осенью, и при условии выплаты всех долгов. Одновременно и государь не мог выгнать изорника в другое время. Поземельная зависимость изорника от государя не делала его лицом недееспособным.

Известно, что в Новгороде и Пскове были и холопы. Исторические документы предписывают возвращать беглых холопов их хозяевам. НСГ говорит об ответственности господина за своего холопа в случае совершения последним преступления, преследуемого в порядке частного обвинения. В этом случае хозяин холопа уплачивал штраф даже тогда, когда преступление было совершено до поступления в холопство. Холопы в Новгородской республике использовались для обработки земель в феодальных вотчинах.


26. Особенности государственного строя Новгородской и Псковской республик.


Государственный строй. В знак независимости от княжеской власти, в связи с установлением республиканского строя, Новгород стал именоваться Господин Великий Новгород. С достижением независимости Псков тоже стал называться Господин Псков. Высшим органом власти в обеих республиках считалось вече главных городов, т. е. собрание жителей городских общин. Участие Крестьян в вече не предусматривалось. Не имели решающего голоса и жители других городов, хотя случаи их присутствия на вечевых собраниях Новгорода и Пскова зафиксированы в документах.

О составе веча, его роли в решении государственных вопросов в научной литературе нет единого мнения. Традиционной является точка зрения, согласно которой в нем могло принимать участие все свободное мужское население города, сходившееся по звону вечевого колокола.

Постепенно же власть боярства усиливается, вече становится менее представительным, и к XV в. оно уже превращается в орган, через который боярская олигархия проводит свои решения.

Некоторые особенности имело псковское вече. Отсутствие крупного боярского землевладения в республике делало боярство не настолько сильным, чтобы сосредоточить в своих руках всю политическую власть. Военная опасность, постоянно угрожавшая Пскову, усиливала роль князя, что в свою очередь тоже ослабляло политическую роль боярства. Поэтому вече в Пскове в значительно большей степени, чем в Новгороде, учитывало интересы городской общины.

Функции вече:

  • решало вопросы войны и мира;

  • избирало высших должностных лиц, включая архиепископа;

Вече собиралось по инициативе высших должностных лиц, они же готовили повестку дня, проекты решений. От них во многом зависело, что «приговорит» вече. Коллегия, подготовлявшая вече и осуществлявшая руководство текущими делами, называлась Осподой, или Советом господ. В Совет господ, входили высшие выборные должностные лица Новгорода: посадник, тысяцкий, кончанские старосты, сотские.

Совет господ решал важнейшие вопросы текущей политики, составлял законопроекты. Псковская Господа в более узком составе являлась еще и судебным органом. Решения, которые готовил Совет господ для вече, как правило, принимались. Совет, будучи
составленным из представителей боярской знати, проводил политику, угодную боярству.

Высшим должностным лицом в обеих республиках были посадники. Вторым лицом в Новгороде был тысяцкий.

Посадник избирался из знатных боярских фамилий. Тысяцкий ведал прежде всего вопросами военного ополчения. Деятельность тысяцкого была связана также с торговлей. Он возглавлял торговый суд, независимый от посадника. Постепенно и эту должность прибрали к рукам бояре. В пользу посадника и тысяцкого шел поземельный налог — поралье.

Своеобразным должностным лицом в Новгороде был архиепископ. Новгородцы добились, чтобы он не назначался митрополитом, а избирался на вече. Митрополит лишь утверждал волю новгородцев. Владыка осуществлял не только управление новгородской епархией. Он выполнял и светские обязанности: хранил казну и архив, возглавлял дипломатические переговоры.

Особое место в феодальных республиках занимал князь. Его приглашали по договору, в котором устанавливались условия службы. Князь стоял во главе управления и суда, но действовал под контролем посадника и вместе с ним. Он должен был организовывать оборону земли. В Новгороде князь не мог отставлять от должности выборных. Не мог князь без согласия посадника самостоятельно назначать на невыборные должности. Запрещено было князю и вести заграничную торговлю без посредничества новгородских купцов. Одновременно он должен был создавать новгородским купцам режим наибольшего благоприятствования в своем княжестве. Несколько иным было положение князя в Пскове. Там он мог назначать своих наместников в пригороды Пскова.

Новгород делился на пять концов. В противоположность концам население сотен составляли «черные» люди, платившие в XII в. подати князю и подчинявшиеся княжеской администрации. Вскоре, однако, сотни перешли в подчинение концам. На концах были свои вечевые собрания. Управление обширными землями Новгородской республики осуществлялось из Новгорода с одновременным предоставлением землям известной самостоятельности. Документы позволяют сделать вывод, что земли имели связи с концами Новгорода и Пскова, последние осуществляли управление и суд на прилежащих к ним землях.

Кроме столичных, в обеих республиках были и другие города, находившиеся в зависимости от Новгорода и Пскова, их концов, называемые пригородами. На каждый конец Пскова в последней трети XIV в. приходилось по два пригорода. Они