Файл: 1. Предмет истории государства и права России. 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1853

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Предмет истории государства и права России.

2. Место истории государства и права России в системе юридических и исторических научных дисциплин.

3. Задачи исторического изучения государства и права России.

4. Методология истории государства и права России.

5. Общенаучные и специальные методы изучения истории российской государственности и права.

6. Периодизация истории отечественного государства и права.

7. Возникновение государственности у восточных славян.

8. Теории происхождения древнерусского государства.

9. Норманская теория происхождения древнерусского государства.

10. Антинорманская теория происхождения древнерусского государства

11. Правовое положение социальных групп в Киевской Руси (IX-XII вв.)

12. Государственный строй Киевской Руси (IX-XII вв.). Высшие органы власти и управления.

13. Десятичная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).

14. Дворцово-вотчинная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).

15. Источники древнерусского права.

16. Русская Правда: происхождение, источники, редакции.

17. Вещное право Киевской Руси (IX-XII вв.).

18. Обязательственное право Киевской Руси (IX-XII вв.).

19.Семейное и наследственное право в древнерусском государстве (IX- XII вв.).

20. Преступления и наказания по древнерусскому праву (IX-XII вв.).

21. Судебный процесс Киевской Руси (IX-XII вв.).

22. Общая характеристика периода феодальной раздробленности на Руси. Предпосылки и причины политической раздробленности.

23.Общественный и государственный строй Владимиро-Суздальского княжества.

24. Общественный и государственный строй Галицко-Волынского княжества.

25. Особенности общественного строя Новгородской и Псковской республиках.

26. Особенности государственного строя Новгородской и Псковской республик.

27. Источники права в период феодальной раздробленности на Руси.

28.Новгородская судная грамота как источник права.

29. Псковская судная грамота как источник права.

30. Гражданское право по Псковской судной грамоте.

31. Преступление и наказание по псковской судной грамоте

32. Судебный процесс по Псковской Судной грамоте

33. особенности влияния татаро-монгольского ига на политико-правовое развитие Руси.

34. право золотой орды.

35. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства

36. правовое положение населения в период образования централизованного государства.

37. высшие органы власти на руси в период образования централизованного государства.

38. Княжеская власть на Руси в период IX-XV вв.: основания возникновения, полномочия, место в системе государственного управления.

39. Боярская дума и ее роль в системе государственного управления в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.).

40. Служилое сословие и принципы его формирования в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.).

41. Приказно-воеводская система управления: предпосылки возникновения, особенности.

42. Местное управление в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.)

43. Судебник 1497 года в системе источников права в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.).

44. Вещное право в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.)

45. Обязательственное право в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв).

46. Семейное и наследственное право в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.)

47. Уголовное право по Судебнику 1497 года

48. Судебный процесс по Судебнику 1497 года

49. Судебник 1550 г. как источник права: предпосылки принятия и основные направления правового регулирования

50. Верховная власть в период образования централизованного государства в России. Великокняжеская и царская власть: понятие, объем полномочий, проблемы соотношения

51. Органы власти и управления России в период сословно-представительной монархии

52. Поместная и вотчинная формы землевладения в России XVI-XVII вв.: особенности правового регулирования и проблемы соотношения

53. Соборное уложение 1649 года: предпосылки принятия, структура, особенности правового регулирования

54. Систематизация русского права во второй половине XVI - начале XVII вв.

55. Развитие юридической техники в российском законодательстве XVI-XVII вв. (на примере Судебника 1497 г., Судебника 1550 г., Соборного уложения 1649 г.)

58. Судебный процесс по Соборному уложению 1649 года.

59. Предпосылки и особенности формирования абсолютизма в России.

60. Реформирование Петром I системы государственной власти и управления в России

61. Уголовное законодательство Петра 1.

62.Развитие права в XVIII в. Основные моменты в развитии гражданского права: вещное право, обязательственное право, право собственности, наследственное право.

63.Суд и процесс во второй половине XVIII в. Судебные органы по «Учреждению для управления губерний.

64. Карательные органы XVIII в. «Устав благочиния» (1782 г.)

65.Этапы закрепощения крестьян

66.Семейное право в России конца XVII - первой половины XVIII вв.

67.Реформы Петра I и Екатерины II в области местного управления.

68. Кодификация М.М. Сперанского 

69. Государственный строй России в первой половине 19 века.

70. Отмена крепостного права в России: причины, особенности, последствия.  

71. Источники права в России в первой четверти XIX в.

72. Образование адвокатуры и реорганизация прокуратуры в России по реформе 1864 года.

73. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

74. Основные реформы системы государственного управления второй половины 19 в. в России.

75. Создание общих судов в России по судебной реформе 1864 г.

76. Суд присяжных в России по судебной реформе 1864 года

77. Система судов в России по судебной реформе 1864 года

78. «Контрреформы» последней четверти ХIХ в. в России

79. Семейное право в России XIX в

80. Реформы и контрреформы местного самоуправления: городская и земская

81. Военная реформа 1874 г. Полиция и политический сыск

82 Переход России к конституционной монархии: причины и особенности.

83. Революция 1905 года: предпосылки, основные этапы, последствия.

84. Партийная система в России конца XIX – начала XX вв.

85. Аграрная реформа П.А. Столыпина 1906 г.

86. Государственно-правовое развитие России в годы первой мировой войны.

87. Формирование Временного правительства. Двоевластие.

88. Октябрьский государственный переворот 1917 г.: предпосылки, особенности развития.

89. Становление советской системы управления: Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, СНК, наркоматы, ВСНХ.

90. Конституция РСФСР 1918 года: особенности принятия, система высших органов власти.

91. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 г.: причины принятия и влияние на правовое регулирование.

92. Формирование судебных органов после победы Октябрьской революции 1917 г.

93. Первый советский кодекс о браке, семье и опеке РСФСР 1918 года.

94. Первые советские декреты о суде.

95. Формирование основ советского уголовного права

96. Формирование основ советского трудового права.

97. Переход к новой экономической политике в РСФСР: причины, особенности концепции, последствия.

98. Конституция СССР 1924 года.

99. Система органов государственной власти и управления по Конституции СССР 1924 года.

100. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года.

101. Создание основ советского гражданского права.

102. Трудовой кодекс РСФСР 1922 года.

103. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года.

104. Избирательная система по Конституции СССР 1936 года.

105. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 года.

106. Высшие органы власти и управления по Конституции СССР 1936 г.

107. Основы уголовного законодательства союза ССР и союзных республик 1958 года.

108. Основы гражданского законодательства союза ССР и союзных республик 1961 г.

109. Основы законодательства союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г.

110.Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970г. Кодекс законов о труде РСФСР 1971 г.

111. Основы законодательства Союза ССР об административных правонарушениях 1980 г. КоАП 1980 г.

112. Конституция РСФСР 1978 г.: причины принятия, структура правового регулирования.

113. Перестройка власти КПСС в 90-х гг. ХХ в.

114. Принятие нового Федеративного договора 1992 г.

115. Учреждение Конституционного суда России (1991 г.): структура, компетенция.

116. Государственный переворот в России 1993 г.: причины, основные этапы, последствия.

117. Референдум 12 декабря 1993 года: особенности проведения, последствия.

118. Формирование новой структуры органов государственной власти в постсоветский период (1993-1994 гг.).

119. Особенности развития федеративных отношений в Российской Федерации. Федеративный договор 31 марта 1992 г.

120. Конституция Российской Федерации 1993 года: особенности принятия, основные направления правового регулирования.


2. Экономические причины.

  • В середине 17 века завершается формирование единого общероссийского рынка.

  • Зарождение мануфактурного производства.

  • Необходимо было продвинуть товары на Европейские рынки.

3. Политические причины.

  • Оставалась внешнеполитическая опасность для России.


Особенности Российского абсолютизма.

1. Западноевропейские монархии формировались, как правило, в условиях наличия равновесия сил между дворянством и буржуазией. На определенной стадии противостояния между буржуазией и дворянством обе стороны приходят к выводу о том, что лучше договориться, причем они должны были искать варианты, гарантирующие исполнение этого договора – это был абсолютный монарх. А в России в середине 17 века буржуазный класс вообще отсутствовал.

2. В Западноевропейских монархиях в период перехода к абсолютизму был достигнут довольно высокий уровень развития буржуазных отношений. Это свидетельствовало о том, что буржуазный способ производства, который требует свободной конкуренции на рынке и свободных рабочих рук, находился уже на достаточно высоком уровне. Крепостное право в России препятствовало и конкуренции, и созданию рынка свободных рабочих рук, поэтому в западной Европе при переходе к абсолютизму крепостное право исчезало, а особенностью формирования российского абсолютизма являлось параллельное развитие институтов абсолютизма и институтов крепостничества.

3. Российский абсолютизм в период его формирования отличался гораздо более узкой социальной базой.

4. Характерная особенность, свойственная российскому абсолютизму вообще, сформулированная в свое время В.И. Лениным, — это то, что «российский абсолютизм отличается диким, варварским, азиатским характером».

60. Реформирование Петром I системы государственной власти и управления в России


Основной причиной административных реформ Петра I стало его стремление к выстраиванию абсолютистской модели монархии, когда все ключевые рычаги управления государством находятся в руках царя и его ближайших советников.

Реформы местного управления:




Преобразования проводились в два этапа:

первый этап (1708-1714) был направлен прежде всего на повышение качества обслуживания армии — к созданным 8 (к 1714 году губерний было уже 11) губерниям были приписаны соответствующие военные части и верфи; 

второй этап (1719-1721) вводил трехзвенную структуру: губернии-провинция-дистрикт, укрепляя вертикаль власти, полицейский надзор и увеличивая эффективность налогообложения.

Городская реформа



первый этап (1699) начался с учреждения Бурмистерской Палаты (Ратуши) в подчинение которой переходили земские избы, а главной функцией становился сбор налогов (вместо воевод);

второй этап (1720) ознаменовался созданием Главного Магистрата. Вводилось разделение городов на разряды, а жителей — на категории и гильдии. Магистрат, по своему административному уровню, соответствовал коллегиям и был подчинён Сенату.

Городская реформа

Подготовительным этапом к реформе центрального управления можно считать организацию Ближней канцелярии и постепенную потерю влияния Боярской думы (последнее упоминание в 1704), функцию которой начинает выполнять Консилия министров. Все высшие должности в создаваемых Петром I органах государственного управления занимают преданные ему и лично отвечающие за принимаемые решения люди.

Создание Правительствующего Сената



2 марта 1711 года Пётр I создал Правительствующий Сенат — орган высшей законодательной, судебной и административной власти, который должен был управлять страной во время отсутствия царя на войне. Сенат был полностью подконтролен царю, являлся коллегиальным органом (принимаемые членами сената решения должны были быть единогласны), члены которого назначались Петром I лично. 22 февраля 1711 года для дополнительного надзора за чиновниками во время отсутствия царя, была создана должность фискала.

Создание Коллегий


Система коллегий

C 1718 по 1726 года происходило создание и развитие исполнительных органов управления — Коллегий, целью которых Пётр I видел замещение устаревшей системы приказов, чрезмерно неповоротливых и дублирующих собственные функции. Коллегии поглощали приказы и разгружали Сенат от решения мелких и незначительных вопросов. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций и единые нормы деятельности существенно отличали новый аппарат от приказной системы. 10 марта 1720 года Генеральный регламент был издан и подписан Петром I. Этот устав государственной гражданской службы в России состоял из введения, 56 глав и приложения с толкованием иностранных слов, в него вошедших. Регламент утверждал коллегиальный (единогласный) способ принятия решений коллегиями, определял порядок обсуждения дел, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти.

Создание Святейшего Синода

5 февраля 1721 года был учрежден «Святейший Правительствующий Синод» (Духовная коллегия). Причиной её создания было стремление Петра I встроить Церковь в механизм государства, ограничить влияние и усилить контроль за её деятельностью. Все члены Синода подписывали Духовный регламент и лично присягали царю на верность. Для соблюдения интересов царя и дополнительного контроля при Синоде было создана должность обер-прокурора.

Создание Синода

Общая схема органов управления

Результатом реформ государственного аппарата при Петре I стала широкая структура административных органов, часть из которых дублировала функции друг друга, но в целом была более мобильной в плане решения возникающих проблем. Ознакомиться со схематичным изображением органов власти и управления можно в таблице сбоку.

61. Уголовное законодательство Петра 1.


Основными источниками уголовного права в это время являлись воинский устав (1716 год), морской устав (1720 год), устав благочиния (1782 год), Соборное Уложение 1649 года и более 300 указов, относящихся к уголовно-правовому регулированию.

Понятие преступления и основные уголовно-правовые институты.

Преступление именуется не только «лихим делом», но и появляется сам термин «преступление». Под понятием «преступление» законодательство этого периода понимает то же, что и раньше, то есть это деяние, причиняющее вред интересам государства и правящего класса. Петр I разъяснил это положение и закрепил его законодательно. Преступлением также признается и деяние, нарушающее законы и неисполнение царской воли.

Основные уголовно-правовые институты. Особое внимание законодательство этого периода уделяет институту умысла и вины. Появляется предумышленное преступление. Так же существовали умышленные, случайные и неосторожные преступления. Институт соучастия, по сравнению с Соборным Уложением, получил дальнейшее развитие. Уголовное законодательство данного периода в большей степени учитывает особенности формы соучастия, вину соучастника.

Что касается стадий преступления, то они остались теми же самыми, что и в Соборном Уложении, за исключением того, что в законодательстве этого периода более четко проявляется стадия предумышленного преступления. Можно выделить следующие стадии преступления:

1. Голый умысел.

2. Стадия приготовления.

3. Покушение.

4. Оконченное преступление.

В 1720 в морском уставе впервые в истории нашего законодательства появился институт аналогии.

Обстоятельства, влияющие на наказание.

I. Обстоятельства, исключающие наказание:

1. Необходимая оборона. Институт необходимой обороны получил в это время более четкую правовую регламентацию. Законодательство закрепило новые условия, относящиеся к этому институту, и все они были направлены на сужение возможности применения данного института в судопроизводстве. Наряду со старыми требованиями (реальность, одномоментность, возможность защищать других лиц), появились и новые требования:


· Законодательство указывает: необходимая оборона имеет место быть при защите от незаконного, противоправного посягательства.

· Соразмерность опасности посягательства и средств защиты от него.

· В законодательстве говорится о том, что в пределах необходимой обороны защита может осуществляться только лично, то есть защищать можно только себя. Но несмотря на существование данного требования, закон указывает на возможность совершения убийства холопом в целях защиты своего господина.

· Необходимая оборона может быть применена только при отсутствии у защищавшегося избежать столкновение.

2. Крайняя необходимость. В отличие от института необходимой обороны, требования к которому ужесточались, возможность использования в судопроизводстве института крайней необходимости расширяется. Под крайней необходимостью понимается совершение малозначительных преступлений в состоянии крайней нужды и голода.

3. Истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности. Данный институт появляется именно в это время. По общему правилу, для большинства преступлений устанавливался срок 10 лет, для оскорбления действием – 2 года, за оскорбление словом – 1 год. Данный институт мог быть применен только при наличие 2-х условий:

· Преступление должно быть негласным.

· В течение этого срока преступник не должен был совершать опасные преступления.

II. Обстоятельства, смягчающие наказуемость.

1. Несовершеннолетие. От 7 до 10 лет уголовное наказание не применялось, оно передавалось родителям, опекунам и т.д. Также существовали еще 2 возрастные категории – от 10 до 15 и от 15 до 17, то есть всего существовало 3 возрастные категории. В зависимости от возрастной категории наказание могло быть усилено. Вопрос о смертной казни несовершеннолетнего решался Сенатом.

2. Душевная болезнь. В некоторых случаях наказание вообще могло не применяться.

3. Преклонный возраст. Это приблизительно 80 лет. Это был предельный возраст вступления в брак, то есть после 80 лет вступать в брак было нельзя.

4. Состояние аффекта.

5. Непривычка к службе. Данное положение было закреплено в воинском уставе и напрямую относилось к военнослужащим. Непривычка к службе распространялась также и на гражданских служащих, а не только на военных.

6. Служебное рвение (служебная ревность). Данное обстоятельство имеет 2 трактовки: