ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1839
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет истории государства и права России.
2. Место истории государства и права России в системе юридических и исторических научных дисциплин.
3. Задачи исторического изучения государства и права России.
4. Методология истории государства и права России.
5. Общенаучные и специальные методы изучения истории российской государственности и права.
6. Периодизация истории отечественного государства и права.
7. Возникновение государственности у восточных славян.
8. Теории происхождения древнерусского государства.
9. Норманская теория происхождения древнерусского государства.
10. Антинорманская теория происхождения древнерусского государства
11. Правовое положение социальных групп в Киевской Руси (IX-XII вв.)
12. Государственный строй Киевской Руси (IX-XII вв.). Высшие органы власти и управления.
13. Десятичная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).
14. Дворцово-вотчинная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).
15. Источники древнерусского права.
16. Русская Правда: происхождение, источники, редакции.
17. Вещное право Киевской Руси (IX-XII вв.).
18. Обязательственное право Киевской Руси (IX-XII вв.).
19.Семейное и наследственное право в древнерусском государстве (IX- XII вв.).
20. Преступления и наказания по древнерусскому праву (IX-XII вв.).
21. Судебный процесс Киевской Руси (IX-XII вв.).
23.Общественный и государственный строй Владимиро-Суздальского княжества.
24. Общественный и государственный строй Галицко-Волынского княжества.
25. Особенности общественного строя Новгородской и Псковской республиках.
26. Особенности государственного строя Новгородской и Псковской республик.
27. Источники права в период феодальной раздробленности на Руси.
28.Новгородская судная грамота как источник права.
29. Псковская судная грамота как источник права.
30. Гражданское право по Псковской судной грамоте.
31. Преступление и наказание по псковской судной грамоте
32. Судебный процесс по Псковской Судной грамоте
33. особенности влияния татаро-монгольского ига на политико-правовое развитие Руси.
36. правовое положение населения в период образования централизованного государства.
37. высшие органы власти на руси в период образования централизованного государства.
41. Приказно-воеводская система управления: предпосылки возникновения, особенности.
47. Уголовное право по Судебнику 1497 года
48. Судебный процесс по Судебнику 1497 года
51. Органы власти и управления России в период сословно-представительной монархии
54. Систематизация русского права во второй половине XVI - начале XVII вв.
58. Судебный процесс по Соборному уложению 1649 года.
59. Предпосылки и особенности формирования абсолютизма в России.
60. Реформирование Петром I системы государственной власти и управления в России
61. Уголовное законодательство Петра 1.
63.Суд и процесс во второй половине XVIII в. Судебные органы по «Учреждению для управления губерний.
64. Карательные органы XVIII в. «Устав благочиния» (1782 г.)
65.Этапы закрепощения крестьян
66.Семейное право в России конца XVII - первой половины XVIII вв.
67.Реформы Петра I и Екатерины II в области местного управления.
68. Кодификация М.М. Сперанского
69. Государственный строй России в первой половине 19 века.
70. Отмена крепостного права в России: причины, особенности, последствия.
71. Источники права в России в первой четверти XIX в.
72. Образование адвокатуры и реорганизация прокуратуры в России по реформе 1864 года.
73. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
74. Основные реформы системы государственного управления второй половины 19 в. в России.
75. Создание общих судов в России по судебной реформе 1864 г.
76. Суд присяжных в России по судебной реформе 1864 года
77. Система судов в России по судебной реформе 1864 года
78. «Контрреформы» последней четверти ХIХ в. в России
79. Семейное право в России XIX в
80. Реформы и контрреформы местного самоуправления: городская и земская
81. Военная реформа 1874 г. Полиция и политический сыск
82 Переход России к конституционной монархии: причины и особенности.
83. Революция 1905 года: предпосылки, основные этапы, последствия.
84. Партийная система в России конца XIX – начала XX вв.
85. Аграрная реформа П.А. Столыпина 1906 г.
86. Государственно-правовое развитие России в годы первой мировой войны.
87. Формирование Временного правительства. Двоевластие.
88. Октябрьский государственный переворот 1917 г.: предпосылки, особенности развития.
90. Конституция РСФСР 1918 года: особенности принятия, система высших органов власти.
92. Формирование судебных органов после победы Октябрьской революции 1917 г.
93. Первый советский кодекс о браке, семье и опеке РСФСР 1918 года.
94. Первые советские декреты о суде.
95. Формирование основ советского уголовного права
96. Формирование основ советского трудового права.
97. Переход к новой экономической политике в РСФСР: причины, особенности концепции, последствия.
98. Конституция СССР 1924 года.
99. Система органов государственной власти и управления по Конституции СССР 1924 года.
100. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года.
101. Создание основ советского гражданского права.
102. Трудовой кодекс РСФСР 1922 года.
103. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года.
104. Избирательная система по Конституции СССР 1936 года.
105. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 года.
106. Высшие органы власти и управления по Конституции СССР 1936 г.
107. Основы уголовного законодательства союза ССР и союзных республик 1958 года.
108. Основы гражданского законодательства союза ССР и союзных республик 1961 г.
111. Основы законодательства Союза ССР об административных правонарушениях 1980 г. КоАП 1980 г.
112. Конституция РСФСР 1978 г.: причины принятия, структура правового регулирования.
113. Перестройка власти КПСС в 90-х гг. ХХ в.
114. Принятие нового Федеративного договора 1992 г.
115. Учреждение Конституционного суда России (1991 г.): структура, компетенция.
116. Государственный переворот в России 1993 г.: причины, основные этапы, последствия.
117. Референдум 12 декабря 1993 года: особенности проведения, последствия.
Каждая республика, входящая в СССР, имела свой Совет народных комиссаров (из несоюзных и объединенных комиссариатов), союзные комиссариаты имели в нем своих уполномоченных. ЦИК союзной республики не мог приостанавливать решений СНК СССР, но мог обжаловать их в ЦИК.
Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного суда. Право вносить изменения в Конституцию было предоставлено Всесоюзному съезду Советов, право менять «неосновные начала» Конституции имели ВЦИК и его Президиум, обязанные предоставлять свои поправки на ратификацию Съезду.
Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления.Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республики были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет Национальностей) ее представителями. Однако положения Конституции давали центру значительные полномочия для контролирования периферии и были направлены на создание новой политической культуры, «пролетарской по содержанию и национальной по форме» (И.В. Сталин), на компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями.
100. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года.
Уголовный кодекс РСФСР 1922 года - это закон, ставший первым советским уголовным кодексом, который был принят в 1922-м году 26 мая IX-м съездом Советов, и вступил в законную силу 1-го июня того же года. Широкая кодификация 20-х гг. XX в. затронула и уголовное законодательство.
В 1922 г. начал действовать первый УК РСФСР.
В структуру данного нормативного акта включалось: введение; общая часть; особенная часть.
Преступление (УК 1922 г.) – общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку.
Основание уголовной ответственности – вина, которая может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Цели наказания: воспитательная, общая и частная превенции.
Правосудие по уголовным делам стало исключительным правом судов.
Первое место по общественной опасности принадлежало государственным преступлениям: контрреволюционные преступления, вооруженные восстания, вторжение на территорию страны, шпионаж, террористические акты и др.
Выделялись и другие преступления:
1) против порядка управления;
2) должностные, хозяйственные, имущественные и т. д.
Условия освобождения от уголовного наказания:
1) возраст преступника – менее 14 лет;
2) необходимая оборона.
В связи с образованием СССР в октябре 1924 г. были приняты «Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик». А в 1926 г. на его основе – новый УК РСФСР.
Особенности кодификации:
1) высшей юридической силой обладал общесоюзный УК;
2) ужесточение уголовного законодательства и мер наказания.
Наказания:
1) изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно;
2) лишение свободы;
3) принудительные работы;
4) условное осуждение;
5) конфискация имущества и др.
Часть уголовных преступлений регулировалась специальным законодательством
, среди которого можно назвать:
1) постановление ЦИК и СНК СССР «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» от 7 августа 1932 г. Общественная собственность (по Постановлению) – основа советского строя и подлежит особой охране. Лица, покушавшиеся на общественную собственность – враги народа. Хищение общественной собственности наказывалось расстрелом с конфискацией имущества либо при наличии смягчающих обстоятельств – лишением свободы на срок не менее 10 лет, но конфискация имущества обязательна;
2) Указ «Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве и за хулиганство» ПВС СССР 10 августа 1940 г. Мелкие кражи наказывались лишением свободы на срок не менее года;
3) постановление ЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». Устанавливал возраст уголовной ответственности – 12 лет за тяжкие преступления (кража, убийство, насилие, физическое увечье). Устанавливало уголовную ответственность за подстрекательство или привлечение несовершеннолетних к участию в преступлениях, за принуждение к занятию проституцией, спекуляцией, нищенством;
4) Исправительно-трудовой кодекс РСФСР от 16 октября 1924 г.
Уголовно-исправительные учреждения:
1) для применения мер социальной защиты исправительного характера;
2) для применения мер социальной зашиты медико-педагогического характера;
3) для применения мер социальной защиты медицинского характера.
101. Создание основ советского гражданского права.
В рассматриваемый период Советское государство не принимало кодифицированных актов в сфере гражданского права. Изменения в регулировании имущественных отношений вносились при помощи текущих актов и ставили своей целью ограничение частного капитала, сведение материального положения имущих классов до положения трудящихся масс и реальное обеспечение конституционной обязанности жить за счет своего труда, т.е. носили ярко выраженный классовый характер.
Советской властью были заложены основы нового и важнейшего института гражданского права — института социалистической собственности на орудия и средства производства — и одновременно сужена сфера частной собственности.
1918 г. государство, исполняя директивы и постановления ВЦИК, стало собственником земли, банков, железных дорог, всех крупных предприятий угольной, машиностроительной, текстильной, лесообрабатывающей и других отраслей промышленности народного хозяйства, а также строений в городах с населением свыше 10 тыс. человек. Параллельно проводилась национализация торгового флота и была установлена монополия государства в области внешней торговли.
Однако не все национализированное имущество автоматически переходило в собственность государства. Декрет СНК от 30 июня 1918 г., признав собственностью РСФСР значительную часть предприятий России, оставил их в безвозмездном арендном пользовании прежних владельцев. При этом бывшие собственники предприятий и их правления обязывались финансировать хозяйственную деятельность предприятий, могли получать доходы на прежних основаниях.
В личном владении собственников сохранялись мелкие заводы и фабрики, торговые предприятия, средства производства кустарных промыслов и мелкие жилые строения в городах. Однако деятельность таких предприятий ставилась под контроль государства.
Утвержденное СНК Положение о регистрации торговых и промышленных предприятий от 27 июля 1918 г. вводило регистрацию самих торговых и промышленных предприятий и совершаемых их владельцами договоров купли-продажи, аренды, залога предприятий и смены состава владельцев. Лишь с разрешения органов Народного комиссариата торговли и промышленности можно было открывать новые предприятия, преобразовывать единоличные предприятия в товарищества и акционерные общества.
Регулируя институт частной собственности, Советское государство проявило особый подход к частной собственности, основанной на личном труде, сохраняя все такое имущество за его собственником. Особо оговаривали ВЦИК и СНК, что решение об аннулировании всех государственных займов не распространяется на малоимущих граждан, владеющих государственными бумагами внутренних займов на сумму не свыше 10 тыс. руб.
Достаточно широкое распространение получил институт государственной монополии на определенные виды имущества. Суть этого института состоит в том, что государство, его органы объявлялись обязательным контрагентом в договорах купли-продажи определенного имущества.
Так, Декретом СНК от 2 июля 1918 г. объявлялась государственная монополия на ткани. Все ткацкие фабрики обязывались сдавать произведенную ими продукцию на склады Центротекстиля и получали от него плату. Все поставки тканей па продажу в торговые предприятия осуществлялись только со складов Центротекстиля. Иные источники поставок тканей признавались незаконными со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В первой половине 1918 г. была установлена государственная монополия на золото и платину, спички, рис, свечи, кофе, перец, привозные пряности и некоторые иные товары.
Советское государство предприняло попытку принципиально изменить институт наследования. Согласно Декрету ВЦИК от 27 апреля 1918 г. все движимое и недвижимое имущество, стоимость которого превышала 10 тыс. руб., после смерти владельца переходило в собственность государства. Данная мера проводилась с целью ограничения и ликвидации частнокапиталистической собственности, полученной путем использования наемного труда и на иные нетрудовые доходы. Однако, скорее всего, данный Декрет не был проведен в жизнь. По крайней мере, в бюджетах за 1918—1922 гг. отсутствовал параграф, отражавший доходы, полученные государством от наследования имущества.
В сфере интеллектуальной собственности государству было дано право на национализацию авторских произведений и изобретений. Авторские права нельзя было передавать по наследству.