ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1833
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет истории государства и права России.
2. Место истории государства и права России в системе юридических и исторических научных дисциплин.
3. Задачи исторического изучения государства и права России.
4. Методология истории государства и права России.
5. Общенаучные и специальные методы изучения истории российской государственности и права.
6. Периодизация истории отечественного государства и права.
7. Возникновение государственности у восточных славян.
8. Теории происхождения древнерусского государства.
9. Норманская теория происхождения древнерусского государства.
10. Антинорманская теория происхождения древнерусского государства
11. Правовое положение социальных групп в Киевской Руси (IX-XII вв.)
12. Государственный строй Киевской Руси (IX-XII вв.). Высшие органы власти и управления.
13. Десятичная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).
14. Дворцово-вотчинная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).
15. Источники древнерусского права.
16. Русская Правда: происхождение, источники, редакции.
17. Вещное право Киевской Руси (IX-XII вв.).
18. Обязательственное право Киевской Руси (IX-XII вв.).
19.Семейное и наследственное право в древнерусском государстве (IX- XII вв.).
20. Преступления и наказания по древнерусскому праву (IX-XII вв.).
21. Судебный процесс Киевской Руси (IX-XII вв.).
23.Общественный и государственный строй Владимиро-Суздальского княжества.
24. Общественный и государственный строй Галицко-Волынского княжества.
25. Особенности общественного строя Новгородской и Псковской республиках.
26. Особенности государственного строя Новгородской и Псковской республик.
27. Источники права в период феодальной раздробленности на Руси.
28.Новгородская судная грамота как источник права.
29. Псковская судная грамота как источник права.
30. Гражданское право по Псковской судной грамоте.
31. Преступление и наказание по псковской судной грамоте
32. Судебный процесс по Псковской Судной грамоте
33. особенности влияния татаро-монгольского ига на политико-правовое развитие Руси.
36. правовое положение населения в период образования централизованного государства.
37. высшие органы власти на руси в период образования централизованного государства.
41. Приказно-воеводская система управления: предпосылки возникновения, особенности.
47. Уголовное право по Судебнику 1497 года
48. Судебный процесс по Судебнику 1497 года
51. Органы власти и управления России в период сословно-представительной монархии
54. Систематизация русского права во второй половине XVI - начале XVII вв.
58. Судебный процесс по Соборному уложению 1649 года.
59. Предпосылки и особенности формирования абсолютизма в России.
60. Реформирование Петром I системы государственной власти и управления в России
61. Уголовное законодательство Петра 1.
63.Суд и процесс во второй половине XVIII в. Судебные органы по «Учреждению для управления губерний.
64. Карательные органы XVIII в. «Устав благочиния» (1782 г.)
65.Этапы закрепощения крестьян
66.Семейное право в России конца XVII - первой половины XVIII вв.
67.Реформы Петра I и Екатерины II в области местного управления.
68. Кодификация М.М. Сперанского
69. Государственный строй России в первой половине 19 века.
70. Отмена крепостного права в России: причины, особенности, последствия.
71. Источники права в России в первой четверти XIX в.
72. Образование адвокатуры и реорганизация прокуратуры в России по реформе 1864 года.
73. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
74. Основные реформы системы государственного управления второй половины 19 в. в России.
75. Создание общих судов в России по судебной реформе 1864 г.
76. Суд присяжных в России по судебной реформе 1864 года
77. Система судов в России по судебной реформе 1864 года
78. «Контрреформы» последней четверти ХIХ в. в России
79. Семейное право в России XIX в
80. Реформы и контрреформы местного самоуправления: городская и земская
81. Военная реформа 1874 г. Полиция и политический сыск
82 Переход России к конституционной монархии: причины и особенности.
83. Революция 1905 года: предпосылки, основные этапы, последствия.
84. Партийная система в России конца XIX – начала XX вв.
85. Аграрная реформа П.А. Столыпина 1906 г.
86. Государственно-правовое развитие России в годы первой мировой войны.
87. Формирование Временного правительства. Двоевластие.
88. Октябрьский государственный переворот 1917 г.: предпосылки, особенности развития.
90. Конституция РСФСР 1918 года: особенности принятия, система высших органов власти.
92. Формирование судебных органов после победы Октябрьской революции 1917 г.
93. Первый советский кодекс о браке, семье и опеке РСФСР 1918 года.
94. Первые советские декреты о суде.
95. Формирование основ советского уголовного права
96. Формирование основ советского трудового права.
97. Переход к новой экономической политике в РСФСР: причины, особенности концепции, последствия.
98. Конституция СССР 1924 года.
99. Система органов государственной власти и управления по Конституции СССР 1924 года.
100. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года.
101. Создание основ советского гражданского права.
102. Трудовой кодекс РСФСР 1922 года.
103. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года.
104. Избирательная система по Конституции СССР 1936 года.
105. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 года.
106. Высшие органы власти и управления по Конституции СССР 1936 г.
107. Основы уголовного законодательства союза ССР и союзных республик 1958 года.
108. Основы гражданского законодательства союза ССР и союзных республик 1961 г.
111. Основы законодательства Союза ССР об административных правонарушениях 1980 г. КоАП 1980 г.
112. Конституция РСФСР 1978 г.: причины принятия, структура правового регулирования.
113. Перестройка власти КПСС в 90-х гг. ХХ в.
114. Принятие нового Федеративного договора 1992 г.
115. Учреждение Конституционного суда России (1991 г.): структура, компетенция.
116. Государственный переворот в России 1993 г.: причины, основные этапы, последствия.
117. Референдум 12 декабря 1993 года: особенности проведения, последствия.
Немаловажную задачу Основ составляет обеспечение единообразного понимания, а следовательно, и применения административной ответственности и в отраслевом разрезе:
-
в системе каждого министерства, государственного комитета и ведомства, органы и должностные лица которых имеют право осуществлять контрольно-надзорную деятельность за соблюдением нормативных актов и производство, по делам об административных правонарушениях (в том числе и налагать административные взыскания за совершенные правонарушения). Последнее обстоятельство, на наш взгляд, не менее важно, чем обеспечение единства общесоюзного и республиканского законодательства.
В системе каждого министерства, государственного комитета и ведомства было свое понимание некоторых аспектов административной ответственности, очевидный «налет» узковедомственных интересов, традиции которых зародились многие десятилетия назад. Поэтому, например, образцы протоколов (актов) об административных проступках у них были совершенно разные, с набором неодинаковых реквизитов, нередко они противоречили союзному законодательству. Сейчас Основы (ст. 32) установили четкий перечень реквизитов протокола об административном правонарушении, которыми обязаны руководствоваться органы не только союзных республик, и местные, но и Союза ССР.
Нельзя считать, что в Основах законодательства об административных правонарушениях объединены лишь нормы-принципы и нормы-декларации. Конечно, такого рода нормы в Основах есть. Это, в частности, нормы ст. 1 — о задачах законодательства об административных правонарушениях, ст. 4 — о предупреждении административных правонарушений, ст. 31—о задачах производства по делам об административных правонарушениях и т. д.
Однако абсолютное большинство норм Основ регулирует непосредственно административную ответственность — в материальном и процессуальном аспектах. Можно сослаться на упомянутую ст. 32 о протоколах, а также на ст. 8—о субъектах административной ответственности, ст. 12—19 — об административных взысканиях и т. д.
Основы состоят из четырех разделов, в которых объединено 42 статьи по материальным и процессуальным вопросам. Раздел I — «Общие положения»; раздел II — «Административное правонарушение и административная ответственность»; раздел III — «Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях», раздел IV — «Производство по делам об административных правонарушениях.
112. Конституция РСФСР 1978 г.: причины принятия, структура правового регулирования.
Эта Конституция, как и другие республиканские конституции, в значительной степени повторила все основные положения союзного Основного закона. Принята она была на 7-й сессии Девятого созыва депутатов, которая являлась внеочередной. Изменить главный закон страны в то время побудило исключительно принятие новой Конституции СССР, поэтому в начальной редакции особого политического волнения ее содержание не сделало. Имеющиеся изменения были минимальны, изменяя только сроки полномочий и изменяя ряд названий органов.
В структуре появились 11 разделов, которые делились на 22 главы. В разделе первом «Основы общественного строя и политики РСФСР» появились главы: «Политическая система», «Экономическая система», «Социальное развитие и культура», «Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества».
Подчеркивалась преемственность идей и принципов первых трех российских конституций и их развитие на новом историческом этапе. Конституция развивала разработанные еще В. И. Лениным черты конституции социалистического типа, ленинские принципы государственного строительства. Так, в ней закреплялась установленная прежними конституциями политическая основа РСФСР - Советы. Вместе с тем их новое наименование - Советы народных депутатов - должно было символизировать построение, как казалось руководителям КПСС, общенародного социалистического государства, развитого социализма. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества.
Классовый характер демократии наиболее ярко выражался в ст. 6 Конституции РСФСР 1978 г., закреплявшей руководящую роль КПСС в политической системе общества.
При разработке Конституции РСФСР учитывался опыт конституционного творчества других социалистических стран, где в 1970-е гг. были приняты новые конституции. Некоторые положения конституций этих стран были восприняты Конституцией РСФСР 1978 г. Так, в ряде конституций (Болгария, ГДР) закреплялись собственность общественных организаций
, право на жилище, которые нашли отражение и в Конституции РСФСР 1978 г
Начиная с 1989 г., в период перестройки существовавших тогда в России политической и экономической систем, в Конституцию РСФСР 1978 г. было внесено более 300 поправок.
Была учреждена новая система высших представительных органов государственной власти: Съезд народных депутатов РСФСР, Верховный Совет РСФСР. Учрежден пост Президента РФ и Конституционный Суд РФ, проведена реформа судебной власти.
Всего она действовала на протяжении 15 лет, последние годы из которых пришлись на период распада СССР. Постепенно происходили значительные изменения в содержании не только статей, но и изначальной сущности Конституции 1978 года. Первоначально оглашавшая РСФСР всего лишь в качестве союзной республики в составе огромной страны, она затем утвердила ее как совершенно независимое государство. Именно поэтому для характеристики Конституции 1978 года следует разделить период ее действия на два этапа, чтобы более подробно рассмотреть ее внутреннее содержание.
В первые 10 лет своего существования данный документ строился на стандартной для СССР конституционной системе. Конституция 1978 года на первом этапе может быть охарактеризована следующими тезисами: Сама по себе она создавалась для того, чтобы охарактеризовать в государстве новый период, на который вступило советское государство, а именно "Развитой социализм". Происходил постепенный переход от диктатуры пролетариата к настоящему и крепкому общенародному государству, идущему по пути, ведущему к коммунизму. Именно этот фактор был закреплен в самых первых статьях. Именно в них также отдавалась вся власть народу, поскольку он являлся субъектом власти. Несмотря на это классовость характера в Конституции 1978 года по-прежнему сохранялась. Роль рабочего класса оставалась преобладающей в самой сущности. Коммунистическая партия в шестой статье признавалась руководящей. Именно она направляла политику государства на внутреннем и внешнем фронте. Для этого выделялась отдельная статья в самой первой главе, что делало единственную партию основой существующей государственной системы. Впервые утверждался принцип равенства всех граждан перед законом. Социалистическая демократия еще более расширила существующие рамки. Был перечислен расширенный перечень гражданских прав. В частности, было предложено выносить важнейшие вопросы сначала на всеобщее обсуждение, а затем голосование. Конституция 1978 года по своему содержанию была значительно больше предыдущих версий. Всего в ней содержалось 22 главы, что резко изменило структуру документа. Конституционные нормы начали подразделяться по предметным признакам, что подтвердило более высокую эффективность в процессе формирования государственно-правовых институтов. Изменились положения и о федеративном устройстве РСФСР. Появились автономные округа, которые существуют и сегодня. РСФСР стала официально признаваться в качестве суверенного государства.
2этап
Был назначен новый высший орган государственной власти – Съезд народных депутатов. Он избирался на 5 лет всеобщим голосованием граждан старше 18 лет. Собирался он всего один раз в год для избрания Верховного Совета из двух палат, который выполнял законодательные функции. Высшим должностным лицом в стране являлся председатель Верховного Совета.
В мае 1990 года появилась новая поправка, которая увеличила число заместителей председателя до трех лиц с одного. В июне того же года (1990-го) была установлена многопартийность в РСФСР, полностью был, вычеркнут пункт о самой коммунистической партии.
После падения Советского Союза в стране еще некоторое время действовала данная Конституция. Имел этот факт отражение и в самом документе. Первым делом 15 декабря 1990 года в нее был внесен факт того, что РСФСР стало обладать государственным суверенитетом. Это закреплено непосредственно в преамбуле и первой статье.
В своей последней редакции от 21 апреля 1992 года в Конституции 1978 года можно найти следующие основные положения: В политической системе вся власть отдавалась многонациональному народу. Страна обязана была придерживаться следующих основ: федерализма, республиканской форме правления, системе разделения властей. В экономическом плане признавалось наличие частной, коллективной, государственной, муниципальной форм собственности. Государство обязано было создавать оптимальные условия для их развития и защищать одинаково. Земля, недра и вода считались общенародным достоянием. В социальной основе РФ стоял нерушимый союз крестьян, рабочих и интеллигенции. Это давало возможность усилить социум и убрать классовые различия. Государство и общество в целом обязаны были признавать права и свободы человека, а также его достоинство и честь в качестве высшей ценности, существующей в стране. Все они давались ему от рождения. Также все являлись абсолютно равными перед судом, вне зависимости от происхождения и статуса. Республики и автономные округа, а также принимаемые ими нормативные акты стали иметь намного более реальное значение, чем раньше. Их компетенция и функции были значительно расширены.