ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1868
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
УИК РФ среди основных видов воспитания (нравственного, правового, трудового, физического и др.) на первое место ставит нравственное (ч. 1. ст. 110). Это объясняется тем, что нравственность является базовой составляющей личности, влияет на все стороны жизни и проявляется практически во всем: во взаимоотношениях, работе, учебе, общении и т.п. Кроме того, именно по ней судят о ценности человека.
Таким образом, содержание нравственного воспитания составляют:
-
моральное воспитание – формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения; -
этическое воспитание – формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений; -
патриотическое воспитание – формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, готовности встать на защиту своего народа; -
интернациональное воспитание – формирование уважения к другим нациям и народам; -
политическое воспитание – формирование политического сознания.
Нравственное воспитание тесно связано с иными формами воспитательной работы.
Нравственное исправление осужденных в современных условиях становится одним из основных направлений психолого-педагогического процесса в ИУ, решающим фактором повышения эффективности воспитательной и профилактической работы в местах лишения свободы.
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
Нравственное воспитание – сложный и многогранный процесс целенаправленного формирования моральных качеств личности. Этот процесс включает в себя воспитание лиц, лишенных свободы, и развитие у них таких нравственных качеств, как уважение к труду, обществу и человеку. Основу нравственного воспитания осужденных составляет формирование положительной моральной направленности личности, которая рассматривается как стремление к готовности сочетать свои интересы с интересами других людей, общества.
В процессе нравственного воспитания осужденного формируется «единство сознания и поведения». Сложность нравственного воспитания заключается еще и в стойкости эгоистических взглядов и антиобщественных убеждений осужденных. Многим из них присуща озлобленность, конфликтность, сознательное противодействие педагогическим мерам. В различных ситуациях отбывания наказания у осужденного могут проявляться новые положительные качества, ослабевать или погашаться старые, аморальные.
В связи с этим необходимо коренным образом улучшать профилактическую и воспитательную работу в ИУ, повышать качество и эффективность воздействия на правонарушителей. Для этого осужденных в колониях следует больше привлекать к работе на производстве, обучению в общеобразовательных и профессиональных школах, участию в самодеятельности, техническому и художественному творчеству, то есть к такой деятельности, которая будет направлена на развитие положительных, нравственных качеств и искоренение отрицательных.
Необходимо, прежде всего, в процессе воспитания осужденного ставить задачу целостного формирования высоконравственной личности. Было бы неправильно делить процесс нравственного воспитания осужденных на обособленные друг от друга этапы постепенного воспитания отдельных качеств, поскольку нравственное воспитание – это не воспитание суммы разрозненных нравственных качеств, а единый целостный процесс.
Нравственное воспитание осужденных – процесс, направленный на преодоление у осужденных чуждых обществу взглядов и убеждений, отрицательных качеств, на формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения, на формирование в конечном итоге личности гражданина.
Целью нравственного воспитания является корректирование деформированных качеств и свойств личности и формирование новых позитивных свойств.
Исходя из этого можно сформулировать задачи нравственного воспитания:
-
воспитание добросовестного отношения к труду, трудолюбия, потребности вести честный трудовой образ жизни; -
формирование уважения к общественной и личной собственности граждан; -
формирование заботы о сохранении и умножении общественного достояния; -
формирование потребности видеть в другом человеке личность, наделенную чувствами, умом, волей; -
развитие требовательности к себе, к своему поведению; -
формирование у осужденных потребности в повышении общеобразовательного и культурного уровня.
Организация процесса нравственного воспитания опирается на знание исходного уровня воспитанности осужденных, их личностных характеристик и степени нравственной запущенности. В основу этого процесса должна быть положена программа нравственного исправления, состоящая из двух периодов.
Первый период данной программы является подготовительным. Он делится на три этапа: первичный, конфликтный и завершающий.
Этапы подготовительного периода | Характеристика этапов |
Первоначальный | Создаются такие условия, которые способствуют образованию нового нравственного поведения, то есть осужденный задумывается над своими поступками, но делает это неосознанно. Именно здесь создаются предпосылки для образования нового поведения |
Конфликтный | Имеет наибольшее значение для нравственного исправления. На этом этапе происходит отказ от старых привычек и переход к новому моральному поведению. Личность осознает свои действия и начинает первоначальные мероприятия по проведению их в жизнь |
Завершающий | Создаются благоприятные условия для работы осужденного над собой. Он стремится к поставленным перед собой целям, идеалам, моральным устоям и желает их достижения |
Во время второго периода происходит собственно нравственное исправление
, то есть непосредственное формирование и развитие нравственного сознания и поведения, что приводит к полному искоренению старых привычек.
Степень успешности нравственного исправления проявляется в формулах нравственного поведения: действии или бездействии; позиции, высказанной в словах; отношении, выраженном жестом, взглядом, тоном, определенным подтекстом.
Условно можно выделить следующие направления нравственного воспитания:
– нравственное обучение (то есть передачу осужденному и усвоение им определенного объема знаний об общечеловеческих духовно-нравственных ценностях, должном поведении, нравственных нормах и т.п.);
– развитие нравственных чувств (прежде всего, чувства долга, чувства ответственности, чувства собственного достоинства и т.п.);
– формирование навыков нравственного поведения (использование знаний в повседневной жизни).
Основой формирования и чувств, и навыков являются знания о том, что считается в обществе правильным и хорошим, а что нет, какие в современном мире существуют кодексы чести и т.п.
Таким образом, эффективное нравственное воспитание осужденных должно включатьтри обязательные составляющие: обучение, формирование нравственных чувств и тренировку нравственного способа поведения. Это приводит к следующим результатам: 1) осужденный знает и понимает нормы, идеалы и т.п.; 2) осужденный признает их значимыми для себя; 3) осужденный поступает в соответствии с ними.
Чрезвычайно важно при реализации всех направлений нравственного воспитания обеспечить некоторые общие условия.
Заставить, принудить осужденного принять общечеловеческие нормы и вести себя в соответствии с ними нельзя: человек только сам может изменить свои ценностные установки, если увидит в этом личностный смысл. Воспитатель же призван помочь воспитаннику принять решение о ведении социально-полезной жизни. Основой для этого является общение. Открытое, искреннее общение, полное дружественности к воспитаннику и заинтересованности в его делах, способно разрушить межличностные барьеры и позволить сотруднику проникнуть во внутренний мир осужденного.
Чтобы это было возможно, необходимо больше обращать внимание на положительные черты характера воспитанника и на его созидательные поступки. Необходимо уметь выявлять сильные стороны каждого осужденного, опираться на то хорошее, что есть в нем. Ведь как писал в свое время известный ученый С.Л. Рубинштейн, в борьбе с недостатками надо искать союзника в самом человеке. Этим создается не только почва для понимания, но и сохраняется душевное спокойствие и позитивный настрой самого сотрудника.
Как показывает опыт, осужденный лучше идет на контакт, если в начале работы с ним воспитатель постарается вникнуть в проблемы и трудности воспитанника и поможет ему их преодолеть.
Особое место в формировании нравственности имеют поощрения и взыскания. Хотя УИК РФ и предлагает целую систему мер взыскания, однако внешнее реагирование на антисоциальное поведение подростков в большей мере формирует послушание (повиновение, покорность), чем внутреннюю этику. Поэтому, опираясь на положение А.С. Макаренко о том, что «наказание воспитывает раба», предлагаем в нравственном воспитании больше внимания уделять поощрениям социально полезных поступков воспитанников (обращать на них внимание, хвалить, отмечать, одобрять и т.п. в зависимости от творческих способностей воспитателя). Одновременно в каждом учреждении можно разработать свою градиентную шкалу для реагирования на недостойное поведение воспитанников, которое не подпадает под действие УИК РФ. Это может быть, например, игнорирование, меньшее внимание и меньшая заинтересованность делами осужденного, замечание один на один и т.п.
Таким образом, условиями, способствующими нравственному исправлению осужденного, являются:
-
заинтересованность и активность самого воспитуемого, его готовность к сотрудничеству в сфере позитивного изменения нравственных ориентиров; -
дружественность общения; -
создание доброжелательной, предсказуемой, спокойной атмосферы; -
внимание к положительным качествам и поступкам воспитанника; -
поощрение его в социально направленном поведении.
Показателями нравственного изменения воспитанников являются поступки, поведение в целом (проявление стойкости к антиобщественным влияниям среды, добросовестный труд, аккуратное выполнение поручений, умение доводить начатое до конца, стремление повысить свой образовательный уровень, формирование человечных взаимоотношений с сотрудниками и осужденными, улучшение эмоционального состояния, здоровья воспитанника, состояния принадлежащих ему вещей и т.п.).
Однако данные методические рекомендации не дадут должного эффекта без основной составляющей – субъекта воспитания (в первую очередь заместителя начальника по воспитательной работе, учителей, методистов, воспитателей). В свое время А.С. Макаренко писал о нравственном воспитании: «Ваше собственное поведение – решающая вещь», «Лучше