ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1882
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
Санитарно-гигиеническое воспитание ориентировано на повышение уровня санитарной культуры осужденных, укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни на основе санитарно-гигиенических знаний и навыков. Оно включает проведение отдельных медико-санитарных мероприятий, работу по внедрению среди осужденных гигиенических навыков, развитию моральноволевых свойств, а также сообщение им медико-биологических знаний через специально организованную воспитательную деятельность.
Как показала практика, у определенной категории осужденных (бродяги, попрошайки, бомжи) отмечается низкий уровень развития гигиенической культуры, поверхностные, приблизительные, несистематизированные знания. К сожалению, ценность здоровья большинство из них осознают тогда, когда оно оказывается под угрозой или в какой-то мере утрачено. К тому же в исправительных учреждениях концентрируются лица, неблагополучные по состоянию здоровья, нередко страдающие туберкулезом, венерическими заболеваниями, злоупотребляющие алкоголь и наркотические вещества. При этом медицинское обслуживание должно предоставляться осужденным без каких-либо ограничений. Основанием расширения или сужения сферы медицинского обслуживания является состояние их здоровья. Осужденные также могут получать дополнительную лечебно-профилактическую помощь, оплачиваемую за счет собственных средств.
Основными задачами санитарно-гигиенического воспитания являются: сообщение осужденным знаний о человеческом организме, нормах, правилах и необходимых мероприятиях, направленных на укрепление здоровья, а также на профилактику заболеваний; формирование убежденности и необходимости соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил; привития осужденным потребности соблюдать эти нормы и правила и требовать этого же от окружающих; формирование привычек санитарно-гигиенической культуры.
Санитарно-гигиеническое воспитание осуществляется по двум направлениям: 1) просвещение и сообщение осужденным минимума медицинских знаний, необходимых любому человеку для поддержания своего организма в нормальном состоянии; 2) формирование умений и навыков соблюдения санитарно- гигиенической культуры: обучение практическим приемам само- и взаимопомощи.
Формы работы в области санитарно-гигиенического воспитания весьма разнообразны. Целесообразно использовать как коллективные, так и индивидуальные формы воспитательной работы: лекции и беседы по вопросам биологии и гигиены, чтение научно-популярной и художественной литературы санитарно-гигиенического содержания, доклады, вечера вопросов и ответов, устные журналы, встречи с медицинскими работниками, демонстрации санитарнопросветительных кинофильмов, организация санитарных выставок, санитарные кружки и др.
При изучении вопросов гигиены следует широко применять метод наглядности путем демонстрации таблиц, картин, плакатов моделей, отдельных предметов гигиенического обихода. Особо следует отметить роль средств массовой информации и пропаганды, наглядной агитации. Газеты, стенды, плакаты, санитарные бюллетени - все это средства устной, печатной, изобразительной пропаганды санитарно-гигиенических знаний среди осужденных.
Целесообразно также использовать такие формы и методы воспитательной работы, как тренаж (приучение, упражнения), особенно в вопросах соблюдения опрятного внешнего вида, гигиены тела, чистоты и порядка спального и рабочего мест. Применяются и меры принуждения для лечения осужденных, особенно страдающих открытой формой туберкулеза, сифилиса и др.
Наряду с систематическим обучением осужденных гигиеническим знаниям и привитием им гигиенических навыков в течение всего времени пребывания в исправительном учреждении, необходимо привлекать лишенных свободы к общественной работе в области гигиены и санитарии. При этом следует тесно увязывать работу по санитарно-гигиеническому воспитанию с массовой физкультурной работой. Положительно зарекомендовали себя такие формы санитарно- гигиенического воспитания, как школы здоровья, дни и праздники здоровья, наглядные уроки по охране здоровья и др. Здесь сочетаются гигиенические знания с практическими гигиеническими навыками, практические упражнения позволяют лучше усвоить те или иные гигиенические навыки.
Ведущая роль в организации проведении санитарно-гигиенического воспитания принадлежит медицинской части исправительного учреждения. Она осуществляет: медицинское обследование осужденных с целью выявления заболеваний; диспансерное наблюдение и учет осужденных; лечение больных осуж
денных с использованием средств и методов, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и т.д.
Сотрудники медицинской части являются компетентными пропагандистами знаний в области санитарии и гигиены. Среди медико-санитарных мероприятий необходимо отметить проверку медицинскими работниками условий труда осужденных, выполнение правил охраны труда и производственной санитарии, наличие и укомплектованность аптечек и санитарных сумок, состояние питьевого водоснабжения, наличие спецодежды, санитарное состояние территории, рабочих мест и т.д.
Большую помощь в санитарно-гигиеническом воспитании осужденных оказывают педагогические коллективы общеобразовательных школ. Так, в ходе изучения предметов биологического цикла, а также курсов этики, психологии семейной жизни, основы безопасности жизнедеятельности особое внимание уделяется соблюдению правил гигиены.
Таким образом, повышение гигиенической культуры осужденных, санитарно-просветительская и диагностическая работа позволяет добиться необходимых результатов в профилактике многих заболеваний, способствует повышению эффективности санитарно-гигиенического воспитания в исправительных учреждениях.
-
Роль администрации исправительного учреждения и общественности в организации физического и санитарно-гигиенического воспитания осужденных
Для обеспечения физического санитарно-гигиенического воспитания осужденных в ИУ создаются спортивные площадки (баскетбольные, футбольные, волейбольные), строятся спортзалы, приобретается или изготавливается своими силами необходимый инвентарь, или ремонтируется имеющийся. Большое воспитательное значение имеет участие осужденных в создании материальной базы для спортивных занятий, воспитание бережного отношения к спортоборудованию. Для физической закалки осужденных широко используются и естественные силы природы: солнце, воздух и вода.
В организации физкультуры и спорта администрация ИУ использует помощь актива осужденных и их физкультурно-спортивных секций. Личный пример сотрудников также влияет на осужденных. К сожалению, физическая подготовка и спорт еще не для всех сотрудников стали личной потребностью, не нашли должного отражения в их образе жизни и не рассматриваются как способ воздействия на осужденных.
Общественность, спортивные клубы также оказывают поддержку в физкультурно-спортивной и санитарно-гигиенической работе с осужденными.
Вопросы и задания для самопроверки
-
Дайте определения основных понятий темы: «физическая культура», «физическое воспитание осужденных», «функции физического воспитания осужденных», «санитарно-гигиеническое воспитание осужденных». -
Раскройте содержание физического и санитарно-гигиенического воспитания осужденных. -
Назовите принципы системы физического воспитания осужденных. -
Перечислите и охарактеризуйте формы физического и санитарно-гигиенического воспитания осужденных. -
Проанализируйте особенности организации и методики работы по физическому и санитарно-гигиеническому воспитанию осужденных. -
Обоснуйте педагогические условия, способствующие повышению эффективности работы по физическому и санитарно-гигиеническому воспитанию осужденных. -
Какова роль администрации ИУ и общественности в организации физического и санитарно-гигиенического воспитания осужденных.
Литература
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 1997. -
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» СЗ РФ. 2010. №43. Ст.5544. -
Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2010. -
Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. -
Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. М., 2006. -
Юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2004. -
Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993. -
Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. -
Организация полезной занятости свободного времени осужденных: Метод. пособие. Саратов, 1994.
4.5. ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образование в современном обществе рассматривается как приоритетное направление деятельности государства, которое является не только средством повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, но и необходимым условием формирования личности. Сегодня обращает на себя внимание рост числа осужденных, обучающихся в начальных классах, отмечается динамика процесса снижения образовательного ценза молодежи в целом по стране. В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы со стороны руководства ФСИН России уделяется все больше внимания повышению интеллектуального уровня осужденных к лишению свободы.
В отношении осужденных образование выступает, согласно уголовноисполнительному законодательству, одним из основных средств исправления осужденных. Осужденные являются гражданами Российской Федерации и не теряют данного статуса в процессе отбывания наказания. Право на образование является конституционным социально-экономическим правом гражданина России (ст. 43 Конституции РФ), однако в отношении осужденных к лишению свободы механизм его реализации имеет свои особенности.
Общее образование, начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются на базе вечерней образовательной школы, профессионально-технического училища и учебнопроизводственной (трудовой) мастерской воспитательной колонии. Несовершеннолетним осужденным разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования (статья 141 УИК РФ). Профессиональное образование состоит из начального, среднего, высшего и послевузовского образования.
Образование осужденных к лишению свободы - это процесс приобретения в период изоляции от общества системы знаний, умений и навыков, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся осужденным установленных государством образовательных уровней, а также его конечный результат в виде получения соответствующего документа об образовании.
1. Сущность учебной деятельности осужденных
Учебная деятельность - это особая деятельность учащегося-осужденного, сознательно направляемая им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых в качестве своих личных целей. В результате учебной деятельности происходят изменения в самом человеке, эго деятельность по самоизмене- нию, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте (по Д.Б. Эльконину).