Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1882

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



Санитарно-гигиеническое воспитание ориентировано на повышение уровня санитарной культуры осужденных, укрепление здоровья, формирование здоро­вого образа жизни на основе санитарно-гигиенических знаний и навыков. Оно включает проведение отдельных медико-санитарных мероприятий, работу по внедрению среди осужденных гигиенических навыков, развитию морально­волевых свойств, а также сообщение им медико-биологических знаний через специально организованную воспитательную деятельность.

Как показала практика, у определенной категории осужденных (бродяги, попрошайки, бомжи) отмечается низкий уровень развития гигиенической куль­туры, поверхностные, приблизительные, несистематизированные знания. К со­жалению, ценность здоровья большинство из них осознают тогда, когда оно оказывается под угрозой или в какой-то мере утрачено. К тому же в исправи­тельных учреждениях концентрируются лица, неблагополучные по состоянию здоровья, нередко страдающие туберкулезом, венерическими заболеваниями, злоупотребляющие алкоголь и наркотические вещества. При этом медицинское обслуживание должно предоставляться осужденным без каких-либо ограниче­ний. Основанием расширения или сужения сферы медицинского обслуживания является состояние их здоровья. Осужденные также могут получать дополни­тельную лечебно-профилактическую помощь, оплачиваемую за счет собствен­ных средств.

Основными задачами санитарно-гигиенического воспитания являются: со­общение осужденным знаний о человеческом организме, нормах, правилах и необходимых мероприятиях, направленных на укрепление здоровья, а также на профилактику заболеваний; формирование убежденности и необходимости со­блюдения санитарно-гигиенических норм и правил; привития осужденным по­требности соблюдать эти нормы и правила и требовать этого же от окружаю­щих; формирование привычек санитарно-гигиенической культуры.

Санитарно-гигиеническое воспитание осуществляется по двум направлени­ям: 1) просвещение и сообщение осужденным минимума медицинских знаний, необходимых любому человеку для поддержания своего организма в нормаль­ном состоянии; 2) формирование умений и навыков соблюдения санитарно- гигиенической культуры: обучение практическим приемам само- и взаимопо­мощи.

Формы работы в области санитарно-гигиенического воспитания весьма разнообразны. Целесообразно использовать как коллективные, так и индивиду­альные формы воспитательной работы: лекции и беседы по вопросам биологии и гигиены, чтение научно-популярной и художественной литературы санитар­но-гигиенического содержания, доклады, вечера вопросов и ответов, устные журналы, встречи с медицинскими работниками, демонстрации санитарно­просветительных кинофильмов, организация санитарных выставок, санитарные кружки и др.


При изучении вопросов гигиены следует широко применять метод нагляд­ности путем демонстрации таблиц, картин, плакатов моделей, отдельных пред­метов гигиенического обихода. Особо следует отметить роль средств массовой информации и пропаганды, наглядной агитации. Газеты, стенды, плакаты, сани­тарные бюллетени - все это средства устной, печатной, изобразительной пропа­ганды санитарно-гигиенических знаний среди осужденных.

Целесообразно также использовать такие формы и методы воспитательной работы, как тренаж (приучение, упражнения), особенно в вопросах соблюдения опрятного внешнего вида, гигиены тела, чистоты и порядка спального и рабоче­го мест. Применяются и меры принуждения для лечения осужденных, особенно страдающих открытой формой туберкулеза, сифилиса и др.

Наряду с систематическим обучением осужденных гигиеническим знаниям и привитием им гигиенических навыков в течение всего времени пребывания в исправительном учреждении, необходимо привлекать лишенных свободы к об­щественной работе в области гигиены и санитарии. При этом следует тесно увя­зывать работу по санитарно-гигиеническому воспитанию с массовой физкуль­турной работой. Положительно зарекомендовали себя такие формы санитарно- гигиенического воспитания, как школы здоровья, дни и праздники здоровья, наглядные уроки по охране здоровья и др. Здесь сочетаются гигиенические зна­ния с практическими гигиеническими навыками, практические упражнения позволяют лучше усвоить те или иные гигиенические навыки.

Ведущая роль в организации проведении санитарно-гигиенического воспи­тания принадлежит медицинской части исправительного учреждения. Она осу­ществляет: медицинское обследование осужденных с целью выявления заболе­ваний; диспансерное наблюдение и учет осужденных; лечение больных осуж­

денных с использованием средств и методов, утвержденных федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулиро­вание в сфере здравоохранения и т.д.

Сотрудники медицинской части являются компетентными пропагандиста­ми знаний в области санитарии и гигиены. Среди медико-санитарных меропри­ятий необходимо отметить проверку медицинскими работниками условий труда осужденных, выполнение правил охраны труда и производственной санитарии, наличие и укомплектованность аптечек и санитарных сумок, состояние питье­вого водоснабжения, наличие спецодежды, санитарное состояние территории, рабочих мест и т.д.



Большую помощь в санитарно-гигиеническом воспитании осужденных оказывают педагогические коллективы общеобразовательных школ. Так, в ходе изучения предметов биологического цикла, а также курсов этики, психологии семейной жизни, основы безопасности жизнедеятельности особое внимание уделяется соблюдению правил гигиены.

Таким образом, повышение гигиенической культуры осужденных, сани­тарно-просветительская и диагностическая работа позволяет добиться необхо­димых результатов в профилактике многих заболеваний, способствует повыше­нию эффективности санитарно-гигиенического воспитания в исправительных учреждениях.

  1. Роль администрации исправительного учреждения и общественности в организации физического и санитарно-гигиенического воспитания осужденных

Для обеспечения физического санитарно-гигиенического воспитания осужденных в ИУ создаются спортивные площадки (баскетбольные, футбольные, волейбольные), строятся спортзалы, приобретается или изготавливается своими силами необходимый инвентарь, или ремонтируется имеющийся. Большое воспитательное значение имеет участие осужденных в создании материальной базы для спортивных занятий, воспитание бережного отношения к спортоборудованию. Для физической закалки осужденных широко используются и естественные силы природы: солнце, воздух и вода.

В организации физкультуры и спорта администрация ИУ использует помощь актива осужденных и их физкультурно-спортивных секций. Личный пример сотрудников также влияет на осужденных. К сожалению, физическая подготовка и спорт еще не для всех сотрудников стали личной потребностью, не нашли должного отражения в их образе жизни и не рассматриваются как способ воздействия на осужденных.

Общественность, спортивные клубы также оказывают поддержку в физкультурно-спортивной и санитарно-гигиенической работе с осужденными.
Вопросы и задания для самопроверки

  1. Дайте определения основных понятий темы: «физическая культура», «физическое воспитание осужденных», «функции физического воспитания осужденных», «санитарно-гигиеническое воспитание осужденных».

  2. Раскройте содержание физического и санитарно-гигиенического воспитания осужденных.

  3. Назовите принципы системы физического воспитания осужденных.

  4. Перечислите и охарактеризуйте формы физического и санитарно-гигиенического воспитания осужденных.

  5. Проанализируйте особенности организации и методики работы по физическому и санитарно-гигиеническому воспитанию осужденных.

  6. Обоснуйте педагогические условия, способствующие повышению эффективности работы по физическому и санитарно-гигиеническому воспитанию осужденных.

  7. Какова роль администрации ИУ и общественности в организации физического и санитарно-гигиенического воспитания осужденных.



Литература

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 1997.

  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» СЗ РФ. 2010. №43. Ст.5544.

  3. Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2010.

  4. Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.

  5. Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. М., 2006.

  6. Юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2004.

  7. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993.

  8. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.

  9. Организация полезной занятости свободного времени осужденных: Метод. пособие. Саратов, 1994.



4.5. ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образование в современном обществе рассматривается как приоритетное направление деятельности государства, которое является не только средством повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, но и необходимым условием формирования личности. Сегодня обращает на себя внимание рост числа осужденных, обучающихся в начальных классах, отмечается дина­мика процесса снижения образовательного ценза молодежи в целом по стране. В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы со стороны ру­ководства ФСИН России уделяется все больше внимания повышению интел­лектуального уровня осужденных к лишению свободы.

В отношении осужденных образование выступает, согласно уголовно­исполнительному законодательству, одним из основных средств исправления осужденных. Осужденные являются гражданами Российской Федерации и не теряют данного статуса в процессе отбывания наказания. Право на образование является конституционным социально-экономическим правом гражданина Рос­сии (ст. 43 Конституции РФ), однако в отношении осужденных к лишению сво­боды механизм его реализации имеет свои особенности.

Общее образование, начальное профессиональное образование и профес­сиональная подготовка осужденных осуществляются на базе вечерней образо­вательной школы, профессионально-технического училища и учебно­производственной (трудовой) мастерской воспитательной колонии. Несовер­шеннолетним осужденным разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования (статья 141 УИК РФ). Профессиональное образование состоит из начального, среднего, высшего и послевузовского образования.

Образование осужденных к лишению свободы - это процесс приобретения в период изоляции от общества системы знаний, умений и навыков, сопровож­дающийся констатацией достижения обучающимся осужденным установлен­ных государством образовательных уровней, а также его конечный результат в виде получения соответствующего документа об образовании.


1. Сущность учебной деятельности осужденных

Учебная деятельность - это особая деятельность учащегося-осужденного, сознательно направляемая им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых в качестве своих личных целей. В результате учебной деятельно­сти происходят изменения в самом человеке, эго деятельность по самоизмене- нию, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее вы­полнения в самом субъекте (по Д.Б. Эльконину).