Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1907

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



Обучение несовершеннолетних осужденных осуществляется в соответ­ствии с Законом РФ (в ред. Федерального закона от 12 июля 1995 г. N 12-ФЗ) «Об образовании» и требованиями Приказа Минюста России от 30 июня 2000 г. N 185, утвердившего Положение о порядке организации получения осужден­ными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно­исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Учредителем школы воспитательной колонии является территориальный орган УИС, который обязан обеспечить создание необходимой материальной базы для организации обучения воспитанников и комплектование школы ра­ботниками. Орган УИС осуществляет контроль за деятельностью школы, созда­ет работникам школы и учащимся необходимые условия для работы и обуче­ния. Местные органы управления образованием осуществляют методическое руководство и контроль за образовательной деятельностью школы воспита­тельной колонии, оказывают практическую помощь в подборе педагогических кадров, проводят аттестацию педагогических работников, обеспечивают школу воспитательной колонии бланками аттестатов об основном общем и среднем (полном) общем образовании, классными журналами, текстами экзаменацион­ных и контрольных работ, другой документацией.

Школа воспитательной колонии является государственной и финансирует­ся за счет средств федерального бюджета, выделяемых на содержание УИС. Она осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями обще­образовательных программ трех ступеней общего образования. При необходи­мости создаются специальные (коррекционные) классы для обучения воспитан­ников, имеющих отклонения в развитии.

Учебный год в школе воспитательной колонии, как правило, начинается 1 сентября, его продолжительность составляет 36 недель. Продолжительность ка­никул в течение года - не менее 20 календарных дней, летних - не менее 10 недель. Наполняемость классов в школе воспитательной колонии устанавлива­ется в количестве не менее 15, но не более 25 человек; в специальных (коррек­ционных) классах - не менее 12, но не более 16 человек. Обязательному обуче­нию в школе подлежат все воспитанники, не имеющие основного общего обра­зования; среднее (полное) общее образование они получают по желанию.

Во всех общеобразовательных учреждениях действует кабинетная система преподавания, в том числе во многих из них функционируют компьютерные кабинеты. Несовершеннолетние, обучающиеся в IX и XI классах, на время под­готовки и прохождения итоговой аттестации приказом начальника воспита­тельной колонии освобождаются от работы. Выпускникам школы, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдаются документы о соответству­ющем уровне образования.


Большинство учителей школ воспитательных колоний имеет высокий уро­вень профессиональной подготовки и значительный стаж работы, обеспечивая достаточно высокую организацию учебно-воспитательного процесса.

Профессиональное образование осужденных осуществляется на базе про­фессионального училища и предприятия воспитательной колонии.

Профессиональное училище является государственным образовательным учреждением начального профессионального образования. В отличие от вечер­них общеобразовательных школ, функционирующих в воспитательной коло­нии, профессиональные училища не входят в ее структуру. Они создаются и ликвидируются Минобразованием России по согласованию с ФСИН по пред­ложению соответствующих органов управления образования и УИС субъекта РФ.

Обеспечивает условия для проведения образовательного процесса в про­фессиональных училищах территориальный орган УИС. Органы управления профессиональным образованием Российской Федерации осуществляют в пре­делах своей компетенции по согласованию с территориальными органами УИС методическое руководство и контроль исполнения государственных образова­тельных стандартов в профессиональных училищах.

Руководители, преподаватели и мастера производственного обучения сов­местно с администрацией ВК проводят работу по обеспечению полного охвата профессиональным образованием осужденных, не имеющих специальности. Они организуют образовательный процесс в соответствии с рабочими учебны­ми планами и программами по профессиям и специальностям с учетом требова­ний режима содержания осужденных, оказывают администрации ВК помощь в организации и проведении профессионального обучения осужденных на произ­водстве и осужденных, самостоятельно осваивающих профессию.

Обучающиеся в профессиональном училище объединяются по профессиям в учебные группы. Численность таких групп должна составлять, как правило, не менее 25 человек на занятиях теоретического обучения. Производственное обу­чение по всем профессиям осуществляется в группах по 12-15 человек. Про­должительность обучения составляет от шести месяцев до полутора лет и зави­сит от сложности приобретаемой профессии. Профессиональное училище мо­жет осуществлять досрочный выпуск обучающихся осужденных в случае исте­чения срока их наказания или перевода их в другое ИУ. При этом обучающиеся аттестуются по фактически достигнутому уровню квалификации.

Мастер производственного обучения ведет дневник наблюдений, на основе которого составляет характеристику на каждого обучающегося осужденного, которая приобщается к его личному делу, принимает участие в воспитательной работе с обучающимися осужденными. Осужденный, окончивший курс обуче­ния и успешно сдавший выпускной экзамен, получает документы установлен­ного образца. Документы об образовании хранятся в личных делах осужденных и выдаются им под расписку при освобождении из исправительное учреждение.



Число несовершеннолетних осужденных, обученных различным специаль­ностям в течение последних лет, является относительно стабильным, хотя и наблюдается некоторая тенденция к его снижению. Вместе с тем значительная часть осужденных по разным причинам освобождается из воспитательной ко­лонии без специальности, что осложняет вопросы их ресоциализации.

В настоящее время несовершеннолетним осужденным, достигшим возраста 16 лет, разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Эту возможность осужденные пока используют недостаточно активно.

Общеобразовательное и профессиональное образование играют немало­важную роль в исправлении осужденных и их последующей социальной реаби­литации. Образование - это средство, которое способно оказать нравственно­психологическое воздействие на лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Образование осужденных способствует нейтрализации и искоренению у них негативных и формированию положительных потребностей, установок и интересов. Повышение образовательного и культурного уровня осужденных стимулирует сам процесс исправления последних. Общее образование служит средством, помогающим устранить отрицательные психические состояния и переживания осужденных, связанные с нахождением в условиях физической изоляции.



Вопросы и задания для самопроверки

  1. Какова роль учебной деятельности в исправлении осужденных?

  2. Каковы особенности учебной деятельности в исправительном учре­ждении?

  3. Какие формы обучения осужденных вы знаете?

  4. 4Перечислите наиболее актуальные проблемы, возникающие у осужденных в ходе учебной деятельности в условиях исправительного учреждения?

  5. Назовите проблемы обучения в школе воспитательной колонии.

  6. Подумайте и раскройте основные условия успешного овладения осужденными знаниями, навыками и умениями.


Литература

  1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. М., 1997. Гл. 14.

  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» СЗ РФ. 2010. №43. Ст.5544.

  3. Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2010.

  4. Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Учебное пособие. Вологда, 2005.

  5. Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. М., 2006.

  6. Юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2004.

  7. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993.

  8. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. С. 5-30.

  9. Тюгаева Н.А. Образовательные программы исправления осужденных. Рязань, 1997.

  10. Бутенко Т.П. Правовое регулирование образования осужденных к лишению свободы в условиях реформирования УИС: Автоеф. … дисс. канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2007.

  11. Реабилитационная педагогика в общеобразовательном контексте: Учеб. – метод. пособие. М., 2002.

  12. Образование взрослых в России как их социальная защита: Учеб. пособие. М., 2005.


4.6. ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ

В КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современный мир предъявляет обязательные требования к уровню речевой культуры каждого образованного человека, к соблюдению им языковых норм, правильности речи, четкого выражения своих мнений, убеждений, оценок. Повышение уровня речевой культуры человека, безусловно, имеет большое нравственное, общекультурное и воспитательное значение. Вместе с тем состояние русского языка, уровень речевой культуры в наши дни вызывают общую озабоченность. Социальные сдвиги современности приводят к известному расшатыванию традиционных литературных норм, стилистическому и грамматическому снижению уровня устной и письменной речи, заметной вульгаризации бытовой сферы общения и т.д.


Успех любой работы в значительной мере зависит от умения работать с людьми. По мнению психологов, структура педагогического труда насчитывает более двухсот компонентов, но одной из самых сложных его сторон является общение. Живя в человеческом обществе, участвуя в трудовой, учебной и бытовой деятельности, человек самостоятельно овладевает формами и методиками общения. Каждая социальная группа, в которую попадает человек во время своего развития, дает ему свои эталоны общения.

Социально-психологическая сущность общения состоит в том, что оно представляет собой никогда не прекращающийся процесс взаимодействия людей. Общаемся мы при помощи речи (участвует вторая сигнальная нервная система).

Проблема общения изучается социальными, гуманитарными, техническими, естественными и другими научными дисциплинами. В современной науке существует более ста определений понятия «общение». Вот некоторые из них:

а) общение – сторона предметной деятельности индивида;

б) общение – один из видов социальной деятельности личности;

в) общение – это сторона совместной деятельности, в которой происходит обмен информацией и действиями с целью понять намерения собеседника.

Из всех подходов к определению понятия «общение» более подробно остановимся на том, которое рассматривает общение как сложный и многоплановый процесс становления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности.

Общение включает в себя:

  • обмен информацией;

  • выработку единой стратегии взаимодействия;

  • восприятие и понимание другого человека.

Общение в жизни социума выполняет ряд важнейших функций, среди которых особое место занимает педагогическая функция. Собственно педагогическим общение становится тогда, когда оно обусловлено целями, заранее специально осмысленными и спрограммированными.

Вместе с тем в коммуникативной сфере работников УИС часто можно встретить различные негативные явления. Многие сотрудники все чаще попадают в такие ситуации, когда не могут подобрать подходящего слова, чтобы выразить свои чувства, мысли, достойно ответить осужденному. Они не владеют методами и инструментами эффективного общения, необходимыми для того, чтобы адекватно реагировать на предмет обсуждения, не соблюдают требования элементарной грамотности, нередко можно услышать употребление нецензурных слов, жаргонизмов (то есть лексику, не принадлежащую литературному языку).