ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1894
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
Предметом учебной деятельности является опыт самого осужденного, который преобразуется путем присвоения элементов социального опыта. Продуктом - сам учащийся: его способности, результат развития его сфер. В учебной деятельности цель направлена на самого обучающегося: он сам сознательно ставит цель развить в себе какое-либо качество (способности, волю, умения). Следовательно, учебная деятельность в таком понимании отличается от любой другой деятельности человека тем, что она не только объективно направлена на формирование индивидуальности, как и все другие виды деятельности, но и субъективно имеет такую цель. Эти положения достаточно четко отражают сущность учебной деятельности.
Учебная деятельность может существовать, реально проявляться как сторона практической деятельности. Вместе с тем она имеет самостоятельное значение, так как, овладев ею, осужденный может успешно овладеть и практической деятельностью. Важно также иметь в виду, что, не существуя вне реальной практической деятельности, учебная деятельность может развиваться только в ее процессе. Поэтому важно знать принципы учебной деятельности:
– принцип целостности (обеспечение единства основных составляющих - учебно-познавательных мотивов, целей, учебных действий, результатов);
– принцип систематичности и последовательности (все знания, умения и навыки должны формироваться в системе, в определенном порядке);
– принцип доступности (обучение строится на уровне реальных учебных возможностей осужденных);
– приоритет самостоятельного обучения (самостоятельное осуществление обучающимися своего обучения, при этом необходимо построение учебной деятельности с опорой на жизненный опыт осужденного, используемый в качестве одного из источников обучения);
– принцип элективности обучения (предоставление обучающемуся свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения);
– принцип единства деятельностей (обеспечение единства предметной и учебной деятельности, учебную деятельность необходимо формировать в единстве с развитием основных сфер индивидуальности человека);
– принцип рефлексии (осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по его организации) и т.д.
Формирование учебной деятельности можно считать успешным, если учителю удастся добиться у осужденных развития таких качеств, как целенаправленность, организованность, ответственность, способность к самоконтролю и саморегуляции деятельности, самостоятельность, инициативность, самооценка, то есть тех качеств, которые характеризуют индивидуальность и личность человека.
2. Организация учебной деятельности осужденных
По мнению А.С. Макаренко, перевоспитание правонарушителя возможно только при наличии у него полного среднего образования. Школа обладает большим интеллектуальным и культурным потенциалом, и влияние ее сказывается непосредственно в процессе обучения.
Учение является «могущественным органом воспитания», а воспитатель, лишенный этого «органа», потеряет главнейшее средство влияния на воспитанников (К.Д. Ушинский). Общеобразовательное обучение является средством,
способным оказать нравственно-психологическое воздействие на лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Существует несколько путей получения осужденными образования, которые закреплены в законе - очная, очно-заочная (вечерняя), заочная форма, самообразование, дистанционное обучение, обучение с помощью учебноконсультационного пункта (до 80 чел.), обучение экстерном, группа для общеобразовательного обучения в ПУ при учреждении.
Вечерняя школа
Вечерняя школа, исходя из государственной гарантии прав граждан на получение бесплатного среднего (полного) общего образования, осуществляет образовательный процесс, соответствующий трем ступеням образования.
I ступень – начальное общее образование (1–4 классы). Обеспечивает развитие обучающихся, овладение чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности. Начальное образование является базой для получения основного общего образования.
II ступень – основное общее образование (5-9 классы). Обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, которое является базой для получения среднего (полного) общего образования.
III ступень – среднее (полное) общее образование (10-12 классы). Является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися программ среднего (полного) общего образования, развитие у них устойчивых познавательных интересов и творческих способностей. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности.
В рамках учебно-воспитательной работы школы организуются факультативные занятия, предметные кружки и клубы по интересам.
Процесс получения основного общего образования организуется в ИУ всех видов режима, за исключением учреждений, где отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.
Профессиональное училище
Тесная связь существует между общеобразовательной и профессиональной подготовкой, так как получение общего образования является необходимым условием приобретения квалифицированной специальности. В настоящее время почти во всех исправительных учреждениях есть профессиональные училища или их филиалы.
Организационными формами профессионального образования осужденных являются: индивидуальное, а также бригадное, курсовое обучение (10-70 чел.), обучение в школах передового опыта, классах мастеров, ПУ.
В организации обучения учитывается:
- профиль производства;
- материальная база учреждения;
- индивидуальные и физические особенности учащихся; мотивы выбора специальности и др.
Эффективными формами улучшения подготовки рабочих кадров в ляются ежегодные конкурсы на звание «Лучший по профессии», на лучшие учебные кабинеты и мастерские, лучшую организацию технического т ства. В штабе колонии, каждом цехе, на каждом участке оформляется \ рационализатора. Важно и то, что техническое творчество не ограничит стенами ПУ. Ежегодно проводятся областные смотры-конкурсы.
В училищах функционируют различные кружки. Особенно ценно то, что многие наглядные пособия осужденные изготавливают своими руками. Нек рые отстающие учащиеся, которые прежде не проявляли интереса к профессии, благодаря участию в кружках становятся хорошими специалистами.
Активную роль в улучшении воспитательного процесса в ПУ играют ме дические комиссии, которыми руководят мастера производственного обучения. Основные их заботы - освоение и внедрение наиболее эффективных форм и V годов обучения, разработка учебных планов, оборудование кабинетов.
С развитием производства изменился и профиль ПУ. В организации их дс ягельности в местах лишения свободы возникают некоторые проблемы. Неод нократно судимые, как правило, имеют специальность (несколько специальностей), поэтому ПУ задач подготовки новых рабочих почти не решают, а занимаются в основном переподготовкой и повышением квалификации. Значит, структура училища и организация учебно-воспитательного процесса требуют дополнительного изучения и перестройки.
Так, при опросе выяснилось, что около 70% осужденных не собираются в альнейшем работать по специальности, полученной в стенах учреждения, так ж перечень предлагаемых для освоения профессий далеко не всегда соответ- вует их интересам. Поэтому существенным минусом системы профессио- пьного обучения в местах лишения свободы является то, что она ориентиро- 1а на подготовку специалистов для собственного производства и нередко не тывает потребности рынка труда за пределами ИУ. В ряде мест (особенно с сточными трудовыми ресурсами) подготовленные в ПУ специалисты по )де на свободу не могут найти работу специальностям. Поэтому професси- ьное образование в местах лишения свободы следует ориентировать не •о на нужды конкретного учреждения, но и на нужды региона, где будет шать осужденный после освобождения. Это обеспечит его более эффективную социальную адаптацию.
Процесс обучения осужденных имеет некоторые особенности. Так, осужденные - люди взрослые (кроме категории - несовершеннолетних осужденных), имеют жизненный опыт, и это дает возможность учителю увязывать программный теоретический материал с имеющимися у них практическими знаниями, а профессиональное мастерство осужденных, их опыт и знания могут быть использованы для организации проблемного обучения. Так же осужденные - люди со сложившимся типом мышления, навыками умственной деятельности, поэтому если эти навыки продуктивные, то на них надо опираться в организации процесса обучения, если нет, то их надо перестраивать. К тому же часть осужденных имеет ошибочные (неверные) представления, понятия и убеждения, особенно в области морали, права, правил общежития, поэтому процесс их обучения связан с переучиванием и переубеждением.
Исследования свидетельствуют, что мотивирующими факторами, которые оказывают влияние на обучение осужденных являются те, которые имеют общественную направленность (учусь, чтобы иметь образование, повысить свой общеобразовательный и культурный уровень, доказать свое исправление и др.), а также эгоистическую направленность (освободиться условно-досрочно, использовать дополнительные льготы, избежание определденных санкций и др.); отмечается и нейтральная направленность обучения осужденных («все равно нечего делать», «учусь, чтобы быстрее шло время» и др.).
Часто осужденный не хочет учиться, не осознает смысла своей деятельности, не может сам поставить цели и планировать процесс обучения. Выполняя учебные действия, он нуждается в помощи, в контроле со стороны учителя.
В процессе обучения осужденных должны быть активизированы или сформированы следующие мотивы учения:
- мотивы-стимулы, непосредственно побуждающие к овладению знаниями (интересное преподавание, применение средств наглядности, симпатия к учителю и т.п.);
- широкие мотивы, связанные с дальней перспективой (продолжение образования после освобождения, интерес к профессии и т.п.);
- внутриучебные (интеллектуальные) мотивы (чувство удовлетворения от процесса умственного труда, чувства удивления, сомнения, побуждающие к познанию истины, и др.).
Успех процесса обучения зависит также от умения учителя (преподавателя) ставить перед учащимися конкретные познавательные проблемы, задачи, вопросы, которые являлись бы их личными задачами. Вместе с тем педагог должен уметь организовывать познавательную деятельность осужденных, руководить восприятием нового материала, закреплением полученных знаний на практике, формировать навыки и умения.
3. Особенности учебно-воспитательного процесса
в воспитательной колонии
В целях исправления осужденных к лишению свободы и подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня. Обучаясь, человек усваивает не только профессиональные и специальные знания, навыки и умения, но и социальный опыт, вырабатывает свои взгляды, убеждения, активную жизненную позицию, повышает уровень общей и правовой культуры.
В воспитательной колонии организуется единый учебно-воспитательный процесс. Учебная работа с несовершеннолетними носит комплексный, взаимодополняющий характер. Цель единого учебно-воспитательного процесса заключается в исправлении осужденного и подготовке его к самостоятельной жизни в условиях свободы, что предполагает формирование у него нравственных качеств и стремления достигать определенных благ собственным трудом при наличии комплекса определенных знаний и умений. Для достижения этой глобальной цели решаются частные задачи: формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к груду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня.