Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1894

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



Предметом учебной деятельности является опыт самого осужденного, ко­торый преобразуется путем присвоения элементов социального опыта. Продук­том - сам учащийся: его способности, результат развития его сфер. В учебной деятельности цель направлена на самого обучающегося: он сам сознательно ставит цель развить в себе какое-либо качество (способности, волю, умения). Следовательно, учебная деятельность в таком понимании отличается от любой другой деятельности человека тем, что она не только объективно направлена на формирование индивидуальности, как и все другие виды деятельности, но и субъективно имеет такую цель. Эти положения достаточно четко отражают сущность учебной деятельности.

Учебная деятельность может существовать, реально проявляться как сто­рона практической деятельности. Вместе с тем она имеет самостоятельное зна­чение, так как, овладев ею, осужденный может успешно овладеть и практиче­ской деятельностью. Важно также иметь в виду, что, не существуя вне реальной практической деятельности, учебная деятельность может развиваться только в ее процессе. Поэтому важно знать принципы учебной деятельности:

– принцип целостности (обеспечение единства основных составляющих - учебно-познавательных мотивов, целей, учебных действий, результатов);

– принцип систематичности и последовательности (все знания, умения и навыки должны формироваться в системе, в определенном порядке);

– принцип доступности (обучение строится на уровне реальных учебных возможностей осужденных);

– приоритет самостоятельного обучения (самостоятельное осуществление обучающимися своего обучения, при этом необходимо построение учебной де­ятельности с опорой на жизненный опыт осужденного, используемый в каче­стве одного из источников обучения);

– принцип элективности обучения (предоставление обучающемуся свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, време­ни, места обучения, оценивания результатов обучения);

– принцип единства деятельностей (обеспечение единства предметной и учебной деятельности, учебную деятельность необходимо формировать в един­стве с развитием основных сфер индивидуальности человека);

– принцип рефлексии (осмысление обучающимся и обучающим всех пара­метров процесса обучения и своих действий по его организации) и т.д.


Формирование учебной деятельности можно считать успешным, если учи­телю удастся добиться у осужденных развития таких качеств, как целенаправ­ленность, организованность, ответственность, способность к самоконтролю и саморегуляции деятельности, самостоятельность, инициативность, самооценка, то есть тех качеств, которые характеризуют индивидуальность и личность чело­века.

2. Организация учебной деятельности осужденных

По мнению А.С. Макаренко, перевоспитание правонарушителя возможно только при наличии у него полного среднего образования. Школа обладает большим интеллектуальным и культурным потенциалом, и влияние ее сказыва­ется непосредственно в процессе обучения.

Учение является «могущественным органом воспитания», а воспитатель, лишенный этого «органа», потеряет главнейшее средство влияния на воспитан­ников (К.Д. Ушинский). Общеобразовательное обучение является средством,

способным оказать нравственно-психологическое воздействие на лиц, отбыва­ющих наказание в виде лишения свободы.

Существует несколько путей получения осужденными образования, кото­рые закреплены в законе - очная, очно-заочная (вечерняя), заочная форма, са­мообразование, дистанционное обучение, обучение с помощью учебно­консультационного пункта (до 80 чел.), обучение экстерном, группа для обще­образовательного обучения в ПУ при учреждении.

Вечерняя школа

Вечерняя школа, исходя из государственной гарантии прав граждан на по­лучение бесплатного среднего (полного) общего образования, осуществляет об­разовательный процесс, соответствующий трем ступеням образования.

I ступень – начальное общее образование (1–4 классы). Обеспечивает раз­витие обучающихся, овладение чтением, письмом, счетом, основными умения­ми и навыками учебной деятельности. Начальное образование является базой для получения основного общего образования.

II ступень – основное общее образование (5-9 классы). Обеспечивает осво­ение обучающимися общеобразовательных программ основного общего обра­зования, которое является базой для получения среднего (полного) общего об­разования.

III ступень – среднее (полное) общее образование (10-12 классы). Является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися программ среднего (полного) общего образования, развитие у них устойчивых познавательных интересов и творческих способно­стей. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и воз­можностей личности.



В рамках учебно-воспитательной работы школы организуются факульта­тивные занятия, предметные кружки и клубы по интересам.

Процесс получения основного общего образования организуется в ИУ всех видов режима, за исключением учреждений, где отбывают наказание осужден­ные к пожизненному лишению свободы. Им создаются условия для самообра­зования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

Профессиональное училище

Тесная связь существует между общеобразовательной и профессиональной подготовкой, так как получение общего образования является необходимым условием приобретения квалифицированной специальности. В настоящее время почти во всех исправительных учреждениях есть профессиональные училища или их филиалы.

Организационными формами профессионального образования осужденных являются: индивидуальное, а также бригадное, курсовое обучение (10-70 чел.), обучение в школах передового опыта, классах мастеров, ПУ.

В организации обучения учитывается:

- профиль производства;

- материальная база учреждения;

- индивидуальные и физические особенности учащихся; мотивы выбора специальности и др.

Эффективными формами улучшения подготовки рабочих кадров в ляются ежегодные конкурсы на звание «Лучший по профессии», на лучшие учебные кабинеты и мастерские, лучшую организацию технического т ства. В штабе колонии, каждом цехе, на каждом участке оформляется \ рационализатора. Важно и то, что техническое творчество не ограничит стенами ПУ. Ежегодно проводятся областные смотры-конкурсы.

В училищах функционируют различные кружки. Особенно ценно то, что многие наглядные пособия осужденные изготавливают своими руками. Нек рые отстающие учащиеся, которые прежде не проявляли интереса к профессии, благодаря участию в кружках становятся хорошими специалистами.

Активную роль в улучшении воспитательного процесса в ПУ играют ме дические комиссии, которыми руководят мастера производственного обучения. Основные их заботы - освоение и внедрение наиболее эффективных форм и V годов обучения, разработка учебных планов, оборудование кабинетов.

С развитием производства изменился и профиль ПУ. В организации их дс ягельности в местах лишения свободы возникают некоторые проблемы. Неод нократно судимые, как правило, имеют специальность (несколько специально­стей), поэтому ПУ задач подготовки новых рабочих почти не решают, а зани­маются в основном переподготовкой и повышением квалификации. Значит, структура училища и организация учебно-воспитательного процесса требуют дополнительного изучения и перестройки.


Так, при опросе выяснилось, что около 70% осужденных не собираются в альнейшем работать по специальности, полученной в стенах учреждения, так ж перечень предлагаемых для освоения профессий далеко не всегда соответ- вует их интересам. Поэтому существенным минусом системы профессио- пьного обучения в местах лишения свободы является то, что она ориентиро- 1а на подготовку специалистов для собственного производства и нередко не тывает потребности рынка труда за пределами ИУ. В ряде мест (особенно с сточными трудовыми ресурсами) подготовленные в ПУ специалисты по )де на свободу не могут найти работу специальностям. Поэтому професси- ьное образование в местах лишения свободы следует ориентировать не •о на нужды конкретного учреждения, но и на нужды региона, где будет шать осужденный после освобождения. Это обеспечит его более эффективную социальную адаптацию.

Процесс обучения осужденных имеет некоторые особенности. Так, осужденные - люди взрослые (кроме категории - несовершеннолетних осужденных), имеют жизненный опыт, и это дает возможность учителю увязывать программный теоретический материал с имеющимися у них практическими знаниями, а профессиональное мастерство осужденных, их опыт и знания могут быть использованы для организации проблемного обучения. Так же осужденные - люди со сложившимся типом мышления, навыками умственной деятельности, поэтому если эти навыки продуктивные, то на них надо опираться в организа­ции процесса обучения, если нет, то их надо перестраивать. К тому же часть осужденных имеет ошибочные (неверные) представления, понятия и убежде­ния, особенно в области морали, права, правил общежития, поэтому процесс их обучения связан с переучиванием и переубеждением.

Исследования свидетельствуют, что мотивирующими факторами, которые оказывают влияние на обучение осужденных являются те, которые имеют об­щественную направленность (учусь, чтобы иметь образование, повысить свой общеобразовательный и культурный уровень, доказать свое исправление и др.), а также эгоистическую направленность (освободиться условно-досрочно, ис­пользовать дополнительные льготы, избежание определденных санкций и др.); отмечается и нейтральная направленность обучения осужденных («все равно нечего делать», «учусь, чтобы быстрее шло время» и др.).


Часто осужденный не хочет учиться, не осознает смысла своей деятельно­сти, не может сам поставить цели и планировать процесс обучения. Выполняя учебные действия, он нуждается в помощи, в контроле со стороны учителя.

В процессе обучения осужденных должны быть активизированы или сфор­мированы следующие мотивы учения:

- мотивы-стимулы, непосредственно побуждающие к овладению знаниями (интересное преподавание, применение средств наглядности, симпатия к учите­лю и т.п.);

- широкие мотивы, связанные с дальней перспективой (продолжение обра­зования после освобождения, интерес к профессии и т.п.);

- внутриучебные (интеллектуальные) мотивы (чувство удовлетворения от процесса умственного труда, чувства удивления, сомнения, побуждающие к по­знанию истины, и др.).

Успех процесса обучения зависит также от умения учителя (преподавателя) ставить перед учащимися конкретные познавательные проблемы, задачи, во­просы, которые являлись бы их личными задачами. Вместе с тем педагог дол­жен уметь организовывать познавательную деятельность осужденных, руково­дить восприятием нового материала, закреплением полученных знаний на прак­тике, формировать навыки и умения.


3. Особенности учебно-воспитательного процесса

в воспитательной колонии

В целях исправления осужденных к лишению свободы и подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессио­нального образования, профессиональной подготовки, повышение образова­тельного и культурного уровня. Обучаясь, человек усваивает не только профес­сиональные и специальные знания, навыки и умения, но и социальный опыт, вырабатывает свои взгляды, убеждения, активную жизненную позицию, повы­шает уровень общей и правовой культуры.

В воспитательной колонии организуется единый учебно-воспитательный процесс. Учебная работа с несовершеннолетними носит комплексный, взаимо­дополняющий характер. Цель единого учебно-воспитательного процесса за­ключается в исправлении осужденного и подготовке его к самостоятельной жизни в условиях свободы, что предполагает формирование у него нравствен­ных качеств и стремления достигать определенных благ собственным трудом при наличии комплекса определенных знаний и умений. Для достижения этой глобальной цели решаются частные задачи: формирование у осужденных зако­нопослушного поведения, добросовестного отношения к груду и учебе, получе­ние начального профессионального образования, профессиональной подготов­ки, повышение образовательного и культурного уровня.