ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1922
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
4. Перевоспитание – двусторонний педагогический процесс, включающий совместную целенаправленную деятельность субъекта, организующего систему внешних воздействий, и объекта, усваивающего данные воздействия.
5. Критерии исправления – мерило, при помощи которого определяется полное или частичное исправление осужденного. Показателями могут быть поступки и действия конкретной личности, в которых отражается изменение ее внутреннего мира.
Таким образом, пенитенциарная педагогика тесно связана с другими науками: философией, общей педагогикой, психологией, физиологией, социологией и т.д. Воспитатель не может успешно воздействовать на воспитуемого без учета особенностей его внутреннего мира, специфики влияния на него среды, поскольку каждое психическое явление может в той или иной мере выступать в качестве регулятора поведения человека.
Кроме того, пенитенциарная педагогика использует данные уголовно-правовой социологии, позволяющие прослеживать динамику преступности в стране, своевременно замечать изменения в контингенте осужденных, видеть тенденции в таких изменениях и своевременно вносить коррективы в организацию и содержание воспитательной работы в ИУ. Применение основных положений науки управления позволяет рассматривать исправление осужденных как управляемый процесс и выявлять основные условия повышения его эффективности. Пенитенциарная педагогика в свою очередь предоставляет полученные ею результаты педагогических исследований и обобщения практики деятельности ИУ по исправлению осужденных, данные конкретной экономики уголовно-исправительному праву и другим наукам.
Таким образом, связи пенитенциарной педагогики с другими науками многочисленны и носят двусторонний характер. От интенсивности этих связей, творческого и системного использования достижений других наук зависит успех развития исправительной педагогики. Основные проблемы организации эффективного воспитания осужденных в пенитенциарном учреждении заключаются в рациональном использовании всех достижений педагогической мысли, а также в развитии такой педагогической отрасли, как пенитенциарная педагогика, которая должна решать задачи оптимального исправления осужденных на основе теоретической и экспериментальной деятельности ученых и практиков.
Вопросы и задания для самопроверки
-
Какое содержание несет в себе понятие «педагогика»? -
Разъясните содержание основных категорий педагогики. -
Дайте определение воспитанию как педагогическому явлению -
Что является объектом и предметом пенитенциарной педагогики? -
В чем состоит специфика воспитательной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях? -
Назовите основные задачи пенитенциарной педагогики В чем ее отличие от других отраслей педагогики? -
В чем выражается взаимосвязь пенитенциарной педагогики с другими науками и их взаимообогащение? -
Изобразите на схеме и охарактеризуйте основные категории пенитенциарной педагогики. -
Назовите и охарактеризуйте основные нормативно-правовые акты, отражающие воспитательную работу в исправительном учреждении. -
Каковы роль и место пенитенциарной педагогики в деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы?
Литература
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 1997. -
Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993. -
Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2003. -
Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Учеб. пособие. Вологда, 2005. -
Пенитенциарная педагогика: Слов. / Сост. Э.В. Зауторова; Под общ. ред. Б.Б. Казака. Псков, 2007.
1.2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Проблемы исправления преступников волновали человечество на протяжении многих веков и тысячелетий и нашли свое отражение в высказываниях и трудах великих мудрецов древности, не утративших своей актуальности и в наше время: Конфуция, Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля, Квинтилиана и др.
В России впервые светская власть обращает внимание на вопросы нравственного исправления преступников в Екатерининскую эпоху, в частности, было отмечено усиление предупредительного начала в государственной социальной политике. Следуя за западной мыслью, Екатерина II поднимает вопрос об ответственности общества за совершенное человеком преступление. В изданном в 1767 г. наказе она говорит о необходимости сострадания к заключенным, призывая «принести в темницы жалость и человеколюбие».
Изучение становления пенитенциарной педагогики неотделимо от изучения истории государства, развития и совершенствования его воспитательных функций. В царской России официальная политика никогда не ставила вопрос о возможности и необходимости исправления заключенных. Царская тюрьма «давила», унижала человеческое достоинство. Факторы политического характера всегда играли доминирующую роль как в уголовной, так и в исполнительной деятельности.
Рассмотрим такой показатель, как численность осужденных в различные исторические периоды. За годы советской власти она колебалась в значительных пределах. Так, в 1923 г. в местах лишения свободы содержалось около 70 тыс. осужденных, в 1930 г. – уже свыше 170 тыс., в 1941 г. – свыше 1,5 млн чел., в 1953 г. – 2 млн 500 тыс. После 1953 г. отмечался резкий спад (до 90 тыс. осужденных). В 70–80 гг. XX в. наблюдалось постепенное увеличение заключенных до 1 млн 500 тыс., после 1988 г. – сокращение до 1 млн 200 тыс., в 1992 г. численность осужденных составила около 800 тыс.
Эти цифры убедительно свидетельствуют о том, что основным фактором, определяющим уголовную и исполнительную политику, являлось не реальное состояние преступности в стране, а политические соображения, основанные на надуманных лозунгах («борьба с классово чуждыми элементами», «борьба с врагами народа» и др.), под которые с помощью репрессий и насилия подстроилась реальная жизнь, включая законодательство и экономику общества. Однако согласие с данным утверждением не является призывом зачеркнуть весь пройденный путь и начать в новых условиях построение исправительной системы с нуля. Только извлекая уроки прошлого, давая ему объективную оценку, вскрывая как негативные, так и позитивные моменты в деятельности исправительно-трудовой системы, можно определить оптимальные пути ее развития сегодня.
1. Исправительно-трудовая педагогика в период 1917–1937 гг.
В пенитенциарной политике этого времени прослеживались две противоречащие друг другу тенденции – гуманистическая и репрессивная. Первая опиралась на прогрессивные взгляды русских социал-демократов – представителей русской прогрессивной общественной мысли. Гуманистический подход к проблемам преступления и наказания нашел отражение в работах И.Д. Фойницкого (курс тюрьмоведения, где особое внимание уделено нравственно-религиозным средствам и методам воздействия на осужденных), трудах А.Я. Герда (принципы уважения к личности и сотрудничества педагогов и воспитанников) и др. Истоки репрессивной тенденции заключались в официальной государственной политике. Этот подход опирался на жесткий режим содержания осужденных, сочетавшийся с бесконечным трудом, телесными наказаниями, унижениями и издевательствами.
Начало деятельности исправительно-трудовых учреждений относится к ноябрю 1917 г., когда был принят Декрет о суде №1. Основные принципы исправительно-трудовой политики были сформулированы В.И. Лениным в первые годы существования советской власти:
-
исправления правонарушителей; -
замена тюрьмы воспитательными учреждениями; -
введение обязательного общественно полезного труда как основы исправления и перевоспитания осужденных и др.
Положение «От тюрем – к воспитательным учреждениям», в частности, указало пути развития мест лишения свободы, явилось основой усиления воспитательного начала в работе ИТУ, определило необходимость создания и развития исправительно-трудовой педагогики.
Большую роль в утверждении гуманистического направления в пенитенциарной политике сыграл Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. В нем на законодательном уровне была закреплена цель наказания – исправление осужденных, сформулированы воспитательные задачи в деятельности ИТУ, дана характеристика основных средств исправления осужденных.
В Исправительно-трудовом кодексе 1933 г. отразилась репрессивная политика по отношению к классовым врагам, в качестве основной задачи была названа защита диктатуры пролетариата от посягательства классово враждебных элементов.
В развитие советской исправительно-трудовой педагогики значительный вклад внесли видные деятели партии и государства, юристы, практические работники: Ф.Э. Дзержинский, М.И. Калинин, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Постышев, С.Т. Шацкий, П.И. Стучка и др., – которые принимали участие в различных совещаниях пенитенциарных работников, выступали в печати по проблемам исправительно-трудовой политики, посещали места лишения свободы, поддерживали новые формы и методы работы с осужденными, оказывали помощь научным и практическим работникам, участвовали в обсуждении и принятии исправительно-трудовых кодексов.
Так, М.И. Калинин, выступая на Втором Всероссийском съезде административных работников, подчеркнул необходимость превращения начальников домов заключения из «административных работников» в педагогов.
А.В. Луначарский в трудах, посвященных проблемам образования и воспитания, раскрыл теоретические вопросы перевоспитания заключенных, показал сущность этого процесса, цель педагогической деятельности и проблемы специальной подготовки педагогов для работы с осужденными.
Н.К. Крупская впервые обосновала принцип исправления личности через ее всестороннее развитие, подчеркнула значение среды в формировании личности. Эти важнейшие методологические положения составляют фундамент исправительной педагогики и по сей день.
П.И. Стучка, разрабатывая проблему трудового воспитания как важного средства профилактики рецидивной преступности, обосновывал необходимость достижения самоокупаемости мест заключения, разработки мер борьбы с лодырями и симулянтами из числа заключенных, преодоления чуждого нашему обществу т взгляда преступного мира на труд. Вместе с тем П.И. Стучка никогда не считал трудовое использование заключенных и самоокупаемость главной целью деятельности исправительных учреждений, поскольку целью наказания должно быть «приспособление осужденных к условиям социалистического общежития». Он призывал привлекать к перевоспитанию осужденных представителей общественности, профсоюзов и других организаций.
П.П. Постышев считал необходимой организацию планомерной работы во всех звеньях учреждений по перевоспитанию деклассированных элементов, а также правонарушителей в сознательных участников социалистического строительства. Особое значение он придавал усилению исправительно-трудового воздействия, умению максимально использовать методы воспитания, методы общественного воздействия для исправления осужденных. Он относил труд к важнейшему воспитательному средству, эффективность которого зависит от обучения осужденных современным рабочим специальностям.
Значительный вклад в педагогику и практику создания специальных воспитательных учреждений внес С.Т. Шацкий. Он создал своеобразный воспитательный комплекс – летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь», первую опытную станцию по народному образованию. Он обогатил исправительно-трудовую педагогику новыми идеями, а его работа в трудовой колонии является примером, достойным подражания.
Наиболее полно и всесторонне теоретические и практические проблемы перевоспитания правонарушителей были освещены в работах А.С. Макаренко, которого с полным основанием считают основоположником советской исправительной педагогики. Исходя из положения о роли среды в формировании личности он доказал, что такой средой может быть только коллектив воспитанников. Им были разработаны принципы организации деятельности коллективов, признаки и этапы развития коллективов, система методов с учетом педагогики параллельного действия, принцип перспективных линий и т.д. «Безнаказанность воспитывает хулиганство, – утверждал А.С. Макаренко. – Разумное же, умело использованное применение наказания (исключая телесное) воспитывает не раба, а вполне порядочную личность, и оно вполне допустимо».
В 1927 г. вышла работа Б.С. Утевского «В борьбе с детской преступностью. Очерки жизни и быта Московского трудового дома для несовершеннолетних правонарушителей», в которой раскрывались особенности исправления и перевоспитания этой категории правонарушителей. В этом же году он совместно с Е.Г. Ширвиндтом выпустил учебник «Советское пенитенциарное право», где высказал мысль о необходимости применения систематических знаний по педагогике и психологии. В работе «Режим» Б.С. Утевский раскрыл значение режима как одного из средств исправления осужденных.
Выступив с основным докладом на дискуссии в 1931г., В.С. Утевский отметил, что в предшествующие годы делались попытки подвести теоретическую базу под исправительно-трудовую политику, построенную на принципах, воспринятых у буржуазной пенитенциарной теории, а литература по пенитенциарным вопросам отражала эти либеральные принципы и якобы резко расходилась с марксистскими установками. Осудив такие наиболее важные принципы, заложенные в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1924 г., как индивидуальный подход, прогрессивная система, сформулированная задача исправления и т.д., он дал им отрицательную оценку. В докладе также отрицались возможность перевоспитания взрослых осужденных и право на существование исправительно-трудовой педагогики и психологии.
Однако в конце 50-х гг. Б.С. Утевский стал восстанавливать исправительно-трудовую педагогику и развивать те идеи, которые осуждал в начале 30-х гг.
В конце 20-х – начале 30-х гг. XX в. пересматривается сложившаяся система исправительных учреждений. Ведущее место в ней начинают занимать исправительно-трудовые лагеря. Вне всякого сомнения, новая система мест лишения свободы была шагом назад от уже достигнутого в области исправительно-трудовой политики и закрепленного в постановлении «О карательной политике и состоянии мест заключения» (1928 г.). Это отступление выражалось в следующем: были ликвидированы переходные дома и изоляторы специального назначения для наиболее опасных преступников, разрушалась ранее принятая дифференциация контингента, отменялась прогрессивная система отбывания наказания, освобожденным перестала оказываться помощь в решении вопросов трудового и бытового устройства, игнорировалась индивидуальная воспитательная работа и принцип содержания заключенных по месту жительства и др. Об этом свидетельствуют не только Положение об ИТЛ, но и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 г.