ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1892
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
Все это способствовало выделению исправительной педагогики в самостоятельную отрасль науки, имеющую собственный четко определенный объект и предмет исследования.
Таким образом, в 60–70-е гг. XX в. как на практике, так и в теории воспитания осужденных был накоплен определенный позитивный опыт. Однако застойные явления в жизни нашего общества на рубеже 70–80-х гг. находили свое непосредственное проявление и в практической деятельности исправительных учреждений.
Несмотря на искусственно форсируемый курс по ограничению лишения свободы, колонии были переполнены, не хватало рабочих мест, что существенно осложняло применение в этих условиях воспитательных мер, базирующихся на принципах исправительной педагогики.
Субъективное видение отдельными руководящими должностными лицами путей повышения эффективности процесса исправительного воздействия, не опирающееся на предшествующую педагогическую практику и игнорирующее результаты научных исследований последнего десятилетия, нанесло значительный ущерб воспитательному процессу.
Локализация осужденных внутри колоний, перестройка в отрядном звене, оказавшаяся неэффективной, работа по зачету рабочих дней, когда не учитывалась степень общественной активности осужденных, и ряд других новые меры к тому, что значительное число сотрудников отошло от непосредственного участия в воспитательном процессе, эффективность самодеятельных общественных формирований осужденных стала весьма низкой, начали возрождаться уголовные традиции.
Ликвидация Политического отдела ГУИД МВД СССР, игравшего многие годы роль своеобразного воспитательного центра, способствовала дальнейшему снижению воспитательного потенциала основных средств исправления и воспитания.
После 1985 г. исправительно-трудовая система вступила в новую стадию своего развития. До 1991 г. гуманистическое направление было провозглашено превалирующим на уровне официальной политики. Гуманизация деятельности ИТУ прежде всего проявилась в отношении несовершеннолетних и женщин, что позволило вернуть их к условиям нормального человеческого общежития и тем самым сделать более успешным процесс их ресоциализации. В значительной мере процессу гуманизации способствовало принятие Закона о внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации (1992 г.). Однако пройденный с 1985 г. путь не был однозначно поступательным. Он не лишен значительных противоречий и просчетов, что вполне характерно для эпохи бурь и социальных потрясений.
Отождествление современной системы с ГУЛАГом в прессе, по радио, на телевидении приводит подчас к неоправданному «шараханью» в политике от одной крайности, когда гуманизацию отождествляют с безвластием и всепрощением, к другой, когда раздаются требования «закручивать гайки» в связи с ростом преступности и криминализацией общества.
Кроме того, критика прежних государственных структур подчас полностью переносятся и на пенитенциарную систему, а поиски путей ее совершенствования видятся только в заимствовании зарубежного, в основном американского, опыта. Разрешению данного противоречия призван способствовать объективный исторический анализ становления и развития исправительно-трудовой системы с учетом как собственного (положительного и отрицательного), так и мирового опыта.
Исправительно-трудовая педагогика как наука получила официальное признание в 1963 г.
Академик И.А. Каиров в книге «Новая Программа КПСС и задачи педагогической науки» внес предложение расширить систему педагогических наук, включив в нее исправительно-трудовую педагогику. В результате в 1967 и 1978 гг. были изданы учебные пособия и учебник по исправительно-трудовой педагогике. Видные ученые-юристы – Б.С. Утевский, А.Р. Ременсон, Н.А. Стручков и др. – специально обратились к исследованию педагогических проблем ИТУ.
Значительный вклад в исправительно-трудовую педагогику в этот период внесли ученые и педагоги-практики. Так, известный педагог В.А. Сухомлинский написал свыше 600 работ по педагогике, которыми широко пользуются работники мест лишения свободы. Он неоднократно посещал исправительно-трудовые учреждения часто выступал перед осужденными.
Писатель Г.А. Медынский всю свою творческую жизнь посвятил проблемам воспитания нового человека, укреплению законности, утверждению правопорядка, формированию мировоззрения молодых, в том числе лиц, допустивших правонарушения. Он показал новые пути воздействия на оступившихся, выдвинул новые идеи для исправительно-трудовой педагогики. Он первым обратился к острейшей проблеме времени – преступности среди молодежи.
Круг ученых и практиков, участвующих в исследованиях педагогических проблем ИТУ, с каждым годом расширяется. К проблемам пенитенциарной педагогики обращаются такие исследователи, как В.П. Куфаев, В.Е. Гмурман, В.Ф. Пирожков, Л.Ф. Козлова, Н.А. Тюгаева, М.П. Стурова, Л.А. Дворниченко, Д.Ф. Шашило, Л.Н. Захаров и др. Продолжают исследовать проблемы исправления осужденных юристы: Б.С. Утевский, З.А. Астемиров, Н.А. Стручков, А.П. Ефграфов и др. – и психологи: М.А. Алемаскин, А.П. Краковский и др. Все они вносят определенный вклад в теорию и практику воспитания и исправления правонаруштелей.
4. Современное состояние пенитенциарной педагогики
В 80-е гг. в России было отмечено усиление внимания к вопросам влияния деятельности педагога на личность воспитуемого. Рассмотрение данной проблемы в педагогическом процессе отражалось в таких понятиях, как «педагогика творчества», «педагогическое мастерство», «педагогическое общение». К 1984 г. в России коррекционно-воспитательная работа с осужденными выражалась в изучении их личности, организации свободного времени общественно полезной деятельностью, регулировании межличностных отношений. Благодаря работе методических кабинетов исправительно-трудовых колоний активно изучался и распространялся положительный опыт перевоспитания осужденных, внедрялись в практику научно-методические рекомендации, разрабатывались предложения по совершенствованию воспитательной работы с различными категориями правонарушителей.
В 90-х гг. началась реорганизация управленческих структур, впоследствии было образовано Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) МВД России. Реформирование УИС предполагает реализацию новой государственной исправительной политики. Закон от 21 июня 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» определил цели, задачи, принципы и основные направления работы исправительных колоний, тюрем и следственных изоляторов, а также систему учреждений и органов, исполняющих наказания. Расширяются права, предоставляемые осужденным, в том числе и в организации досуга, создании условий для деятельности общественных объединений.
В июле 1998 года УИС перешла в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. Положительные перемены в реализации курса на реформирование системы, гуманизацию условий отбывания наказаний, соблюдение прав человека стали наиболее заметны в сфере воспитательной и социальной работы с осужденными.
Принята Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования УИС на 2000–2005 гг., а затем Концепция развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в ИУ на период до 2010 г., определившая систему взглядов, принципов и приоритетов, пути и способы организации исправительного процесса, предусматривающие дальнейшее совершенствование управления отрядной системой.
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. подчеркивается, что приоритет в работе с осужденными отдается педагогическим методам, установлению доверительных отношений между персоналом системы и осужденными. Это особенно важно, так как эффективность исправительного процесса во многом определяется сознательным и заинтересованным восприятием осужденными мер воспитательного воздействия. Это в первую очередь зависит от уровня их общей культуры и их общеобразовательного уровня, позволяющих сознательно оценивать собственное положение в системе общественных отношений в местах лишения свободы и определять перспективы своей жизнедеятельности. Позитивному, перспективному развитию воспитуемых способствует организация содержательного, имеющего духовно-нравственную направленность свободного времени в форме посещения различных кружков по интересам.
В последние десятилетия в расширение проблематики исследований, осмысление практики и теории исправления осужденных в период отбывания наказания заметный вклад внесли такие российские ученые, как И.П. Башкатов, А.В. Буданов, В.Г. Деев, М.Г. Детков, М.Г. Дебольский, А.И. Зубков, В.М. Литвишков, А.В. Пищелко, В.М. Поздняков, А.М. Столяренко, М.П. Стурова, Н.А. Тюгаева, А.И. Ушатиков и многие др.
Таким образом, в настоящее время опыт исправления и воспитания осужденных, его творческое осмысление должны сыграть значительную роль в перестройке исправительной системы, связанной с социальными преобразованиями в обществе и реформой законодательства. Это прежде всего относится к необходимости закрепления исправительной системы как системы воспитательной на законодательном уровне, адекватного отражения закономерностей и принципов воспитания осужденных в основах исправительной политики, стимулирования общественной роли осужденных, расширения сфер деятельности их общественных формирований, создания высокообразованного, профессионального кадрового ядра, владеющего на достаточном уровне психолого-педагогическими знаниями и умениями в области организации процесса исправления и воспитания осужденных.
Вопросы и задания для самопроверки
-
Назовите основные этапы становления пенитенциарной педагогики. -
Раскройте особенности развития пенитенциарной педагогики в первые десятилетия советской власти (до 1937 г.). -
Каковы роль педагогической науки в исправлении осужденных в период 1938-1958 гг.? -
В чем проявлялся кризис пенитенциарной педагогики в 20-30 гг.? Назовите этапы выхода из кризиса. -
Когда исправительно-трудовая педагогика как научная дисциплина была включена в учебные планы ведомственных учебных заведений? -
В чем заключается суть реформирования уголовно-исполнительной системы в конце XX - начало XXI вв.? -
Как вы понимаете, что такое гуманизм как принцип исправления осужденных? -
В чем, на ваш взгляд, заключается развитие уголовно-исполнительной системы: Какие факторы могут способствовать этому развитию, а какие препятствовать?
Литература
-
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» СЗ РФ. 2010. №43. Ст.5544. -
Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993. -
Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2003. -
Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Вологда, 2012. -
Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. М., 1999. -
Стурова М.П. Социально-педагогические основы деятельности ИТУ. М., 1993. -
Кузькин С.И. Развитие советских ИТУ в 60–80 годы. М., 1990. -
Зауторова Э.В. Ретроспектива форм и методов воспитательного воздействия на осужденных в уголовно-исполнительной системе (до 30-х гг. XX в.) // Ведомости УИС. 2006. № 7. -
Горбунов В.А. Исправительная педагогика: Учеб. Посо. Для слушателей юрид. Вузов. Казань, 2005.
1.2. ОСОБЕННОСТИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ВОСЧПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Содержание воспитательного процесса обусловлено его целью, которая в свою очередь, определяет средства достижения цели. Разнообразие педагогических целей и педагогических средств подразумевает особенности и закономерности конкретных воспитательных процессов и их составных элементов – объектов, субъектов и воспитательной среды, образующих конкретную воспитательную систему. Педагогический процесс как процесс исправления осужденных имеет свои отличительные черты, свои особенности. Их можно определить как для каждого элемента педагогической системы исправительного учреждения, так и для их совокупности.