ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1878
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
В начале 30-х гг. XX в. обобщается опыт трудового воспитания осужденных на больших стройках. В 1934 г. вышли из печати сборники, посвященные строительству Беломорско-Балтийского канала («От тюрем – к воспитательным учреждениям»), монография «От преступления – к труду» и ряд других книг. В этих изданиях теоретически обобщался большой конкретный материал, имеющий в своей основе важнейшие положения исправительно-трудовой педагогики как науки. Но как самостоятельная отрасль она еще не была признана деятелями педагогической науки.
2. Исправительно-трудовая педагогика в период 1938–1958 гг.
Педагогические начала в деятельности администрации мест лишения свободы со второй половины 30-х гг. и вплоть до 50-х гг. XX в. заметно ослабли. Период войны, затем хозяйственное возрождение многих областей и районов страны потребовали определенных изменений в работе по исправлению и перевоспитанию осужденных и в какой-то степени отодвинули в сторону поиск в области педагогики.
Исторические решения XX и XXII Съездов КПСС существенно изменили положение в сторону значительного усиления педагогических начал в деятельности исправительно-трудовых учреждений.
С 1954 г. усилилась роль политико-воспитательной работы, в которую под руководством сотрудников вовлеклись и сами осужденные. Это была большая и многоплановая деятельность, в условиях которой и зародилась в 1957 г. отрядная система. В это время в местах лишения свободы была восстановлена деятельность наблюдательных комиссий, перед которыми наряду с другими задачами ставилась задача оказания помощи администрации в воспитании и перевоспитании осужденных.
В конце 60-х гг. отряды стали основной формой объединения лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. В то же время активизировались научные исследования в сфере исправления и перевоспитания осужденных.
В октябре 1957 г. в Москве состоялось совещание руководящих работников УИТУ, начальников ИТК МВД, где был одобрен и рекомендован к широкому распространению опыт создания отрядов в УИТУ Иркутской и Свердловской областей.
Вопросы организации и функционирования отрядной системы нашли отражение в трудах ученых и практических работников ИТУ: Ю.М. Ткачевского, Н.А. Стручкова, Б.С. Утевского, И.Я. Михайлова, Н.И. Красовского и др.
Введение в 1957–1958 гг. отрядной системы имело своей целью решать воспитательные задачи на более высоком качественном уровне, акцентировать внимание на организации индивидуально-воспитательной работы. Ее осуществление в конкретном небольшом коллективе приводило к тому, что работа с отдельным заключенным должна была стать правилом, нормой. Закладывались предпосылки не только более углубленного изучения осужденных, но и применения форм и методов индивидуального воспитательного воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности.
Введение отрядной системы в ИТУ было большим шагом вперед в деле исправления осужденных. Повсеместное распространение отрядной системы создало объективные предпосылки для становления исправительной педагогики как науки, непосредственно связанной с организацией воспитательного процесса в исправительных учреждениях.
Отрядная система создавала предпосылки для претворения в жизнь отдельных положений педагогической системы А.С. Макаренко, которого можно считать одним из основоположников советской исправительно-трудовой педагогики. Значимость наследия А.С. Макаренко в настоящее время не только не снижается, но, напротив, все более возрастает как для педагогической науки в целом, так и для практики исправления осужденных в особенности.
В середине 50-х гг. были приняты конкретные меры и по улучшению учебно-воспитательного процесса в ИТУ, созданы первые средние общеобразовательные школы, которые в 1957 г. были переданы в ведение министерства общеобразовательных школ.
К тому же к педагогическому процессу в качестве шефов начали подключаться общественные организации и трудовые коллективы предприятий народного хозяйства, совершенствовалась работа самодеятельных организаций осужденных как органов самоуправления, создавались советы коллективов и их секции.
Начало 60-х гг. XX в. характеризовалось значительным оживлением научной работы в области исправления осужденных. Большим вкладом в развитие исправительно-трудовой педагогики как науки стали работы Н.А. Стучкова, Б.С. Утевского и ряда других ученых.
Задачу разработки теоретического и учебного курса взяла на себя кафедра исправительно-трудового права Высшей школы МВД СССР (Москва). Здесь же имел место и первый опыт чтения этого курса. С 1960 г. исправительно-трудовая педагогика была включена в учебные планы Высшей школы и специальных учебных заведений МВД СССР.
Создание научно-исследовательского отдела в Главном управлении исправительно-трудовых колоний МВД СССР (1956 г.) и кафедры исправительно-трудового права в Высшей школе МВД СССР (1956 г.) позволило продолжить теоретическую разработку проблем исправительно-трудового права, в рамках которого на первоначальном этапе исследовались и проблемы педагогики, начать систематическое изучение опыта перевоспитания правонарушителей, систематизировать результаты научных исследований. Разработка и дальнейшее совершенствование в 50–60-е гг. конкретных методов исправления осужденных привели к необходимости выйти за пределы правовых вопросов и обратиться к педагогическим и психологическим проблемам, в связи с этим стали издаваться сборники по воспитательной работе с осужденными, публиковались материалы научно-практических конференций, служебных совещаний, проводимых с участием научных работников и преподавателей вузов.
В эти годы возросло внимание к педагогической системе А.С. Макаренко, начали формироваться пенитенциарная педагогика и психология. Таким образом, в этот период исправительно-трудовая педагогика активно утверждалась как самостоятельная отрасль науки.
3. Основные тенденции развития теории и практики исправления осужденных в 60–70-е гг.
После ликвидации в 1956 г. исправительно-трудовых лагерей, не обеспечивающих решение воспитательных задач, основным типом исправительных учреждений стали колонии, деятельность которых регламентировалась Положением об ИТК и тюрьмах (1958 г.). В это же время произошли структурные преобразования как в аппаратах управления, так и в самих колониях. Основной структурной единицей общности осужденных стал отряд во главе с воспитателем – начальником отряда.
В 1958–1960 гг. состоялся ряд всесоюзных и региональных конференций и совещаний, на которых были подчеркнуты положительные моменты функционирования отрядной системы и определены меры повышения ее эффективности. Введение отрядной структуры в ИТУ и безналичного расчета с осужденными позволило быстро и эффективно вести борьбу с воровскими группировками в колониях.
Обмен мнениями по организации воспитательного процесса в новых условиях, дискуссии и теоретические конференции, которые периодически стали проводиться Главным управлением мест заключения начиная с 1958 г., активизировали поиск теоретического обоснования воспитательной работы с осужденными, возродили и подняли на более высокий уровень педагогическую науку.
В этот период процесс педагогизации деятельности администрации ИТУ получил новый импульс, так как в работе колонии на первый план выдвинулось фактическое исправление и воспитание осужденных путем утверждения четкого режима, комплекса мер воспитательного характера, обучения в школе и профтехучилище, воспитание на основе общественно-полезного труда. На этой базе обеспечивалось и выполнение производственных планов и заданий.
Большую работу в это время вели политические отделы мест заключения: ежегодно проводились научно-практические конференции в центре (Москва) и на местах (в республиках, краях, областях), создались методические советы и методические кабинеты.
В 1960–1961 уч. г. исправительно-трудовая педагогика впервые была включена как научная дисциплина в учебные планы Высшей школы МВД СССР и специальных средних учебных заведений МВД союзных республик.
В последующие годы актуальные проблемы исправительной педагогики стали включаться в программы курсов по повышению квалификации работников исправительных учреждений, получили развитие практика обучения сотрудников на местах основам педагогических знаний с привлечением преподавателей педагогических институтов и университетов, учителей общеобразовательных школ при учреждениях.
В конце 50-х гг. XX в. широко развернулось шефство над исправительными учреждениями. В конце 50-х – начале 60-х гг. главным содержание деятельности шефов заключалось в оказании помощи администрации в создании и укреплении производственной базы для организации труда осужденных, однако впоследствии шефская помощь стала более разнообразной, представители общественности стали принимать активное участие и в воспитательном процессе.
В 1960 г. был создан Методический совет при ГУМЗ МВД РСФСР, а затем и в других республиках. Перед ними ставилась задача обобщения и распространения опыта исправления осужденных, внесения рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование воспитательного процесса, сбора информации о наиболее эффективных приемах и методах воспитательной работы.
На протяжении 60-х гг. большое внимание уделялось повышению квалификации воспитателей исправительных учреждений, росту их служебного мастерства, поиску наиболее приемлемых форм и методов обучения. В решении этой проблемы важную роль сыграл журнал «К новой жизни», который начал издаваться с 1960 г.
Уделялось внимание восстановлению самодеятельных организаций осужденных, созданные советы актива и их массовые секции стали играть положительную роль, содействуя администрации в укреплении дисциплины и порядка.
Для осужденных вновь открылись общеобразовательные школы, что позволило привлечь к воспитательной работе с осужденными педагогов-профессионалов. Во многих колониях были созданы профессионально-технические училища или их филиалы.
В 1965 г. при Всесоюзном научно-исследовательском институте охраны общественного порядка МООП РСФСР (в настоящее время – НИИ МВД РФ) был создан отдел по проблемам исправления и воспитания осужденных, который внес заметный вклад в решение поставленной перед ним задачи – повышение эффективности исполнения уголовных наказаний.
Названные меры по совершенствованию деятельности исправительных учреждений в последующем проявились в ряде тенденций, которые присущи воспитательному процессу и в настоящее время. Назовем основные из них.
Педогогизация воспитательной деятельности.
В Основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик (1969 г.) были обозначены задачи и формы психолого-педагогических методов и приемов в воспитательной работе с осужденными, исходя из чего создавались условия для внедрения в практику учреждений новейших достижений педагогики и психологии.
Воспитание в коллективе и через коллектив.
С конца 50-х – начала 60-х гг. XX в. данная идея развивалась на новой качественной основе. При этом широко использовалась идея А.С. Макаренко, наиболее полном воплотившиеся в вологодском опыте перевоспитания осужденных. До этого их распространение оказало большое воздействие на массовую практику в 60–70-е гг.
Использование полезной инициативы и самодеятельности осужденных для достижения основной цели ИУ.
С введением отрядной системы самодеятельные организации приобрели четкую организационную структуру, были определены их задачи и закреплен порядок руководства ими со стороны администрации исправительных учреждений, их деятельность получила закрепление в нормах права.
Участие общественности в деятельности исправительных учреждений.
Советская общественность и трудовые коллективы промышленных предприятий и учреждений принимали активное участие в решении задач воспитательного процесса, в закреплении результатов исправительного воздействия.
Укрепление материальной базы исправительных учреждений.
Это позволило организовать воспитательный процесс в полном соответствии с требованиями исправительно-трудового законодательства. Открылись широкие возможности для приобретения осужденными специальностей, позволявших им трудоустроиться на общественном производстве после освобождения, закрепиться на свободе.
Укрепление кадров исправительных учреждений и постоянное повышение их профессионального мастерства.
Постоянно шел приток новых кадров в учреждения из числа выпускников средних и высших учебных заведений, представителей трудовых коллективов.
В настоящее время ведется плановая подготовка и переподготовка кадров для исправительных учреждений в высших ведомственных заведениях ФСИН и МВД России, Институте повышения квалификации руководящих работников исправительных учреждений (Домодедово) и в Академии ФСИН и МВД России.
В учреждениях Горьковской и Кемеровской областей проводилась экспериментальная работа по введению и отработке строго регламентированного внутреннего распорядка, начатая в конце 60-х годов. Развивались различные формы шефской работы в учреждениях Ивановской области. Уделялось внимание стабилизации отрядов, организации самовоспитания осужденных.