Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1895

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



Работа по нравственному воспитанию осуществляется с помощью разнообразных форм и приемов: проведение бесед, лекций, диспутов, собраний осужденных, тематических вечеров, читательских конференций, психологических тренингов и т.д.

В решении задач нравственного воспитания осужденных особая роль принадлежит церкви. Участие представителей религии в воспитании способствует созданию в колонии благоприятных условий для утверждения в сознании осужденных идеалов добра, снятия с них психоэмоционального напряжения, оздоровления морального климата. Участие церкви в нравственном воспитании осужденных должно строиться на основе индивидуального подхода к личности. То есть привлечение осужденных к мероприятиям, проводимым священнослужителями, осуществляется строго с учетом желания и интереса подростков, исключительно на добровольной основе. При этом целесообразно согласовывать с родителями участие несовершеннолетних в религиозных обрядах (например, крещении).

Работа церкви в колонии должна дополнять осуществляемую систему воспитания. А работа сотрудников колонии с верующими осужденными должна строиться на принципах уважения к религиозным убеждениям. Однако это не означает, что для данных осужденных создаются в колонии какие-то особые, специфические условия. Каждый из них обязан активно участвовать в общих делах отряда и отделения, быть охваченным всеми формами воспитательной работы и неукоснительно выполнять требования, предъявляемые в колонии к осужденным.

Привлекая священнослужителей к работе с осужденными, необходимо предварительно ознакомиться, какое религиозное течение они представляют, какие преследуют интересы, имеют ли официальный статус. В связи с этим важным звеном данной работы является взаимодействие сотрудников колонии с представителями местной власти, занимающимися в регионе вопросами религии.

Организуя воспитательную работу с осужденными, необходимо учитывать их ценностные ориентации. Сами осужденные отдают приоритет семейному благополучию, наличию настоящих друзей, интересной работе (все они ориентированы на период после освобождения). Более половины опрошенных осужденных считают отрыв от семьи самым тяжким ограничением в колонии. Сотрудники должны использовать этот фактор и организовать работу таким образом, чтобы глубже затронуть нравственную, эмоциональную сферу осужденного. Многие несовершеннолетние начинают осознавать, сколь много значит для них семья, только попав в колонию. В это время у них происходит переоценка своего отношения с родителям, близким родственникам. Поэтому следует активнее привлекать к работе с осужденными родителей, способных оказать на подростков благотворное влияние (организовывать родительские комитеты, содействовать переписке с родителями, привлекать родителей к участию в кружковой и секционной работе и т.д.). При этом особое внимание следует обратить на осужденных, у которых нет родителей, чтобы несовершеннолетние сироты не чувствовали себя обделенными.


Трудовое воспитание осужденных тесно связано с нравственным. Педагогически правильно организованное трудовое воспитание формирует у осужденных определенные моральные качества. Трудовое воспитание представляет собой одно из направлений процесса подготовки осужденных к жизни после освобождения из ВК, достойному выполнению социальной роли работника. Осужденных необходимо ориентировать на то, чтобы в перспективе, после освобождения, они занимались полезным для общества делом, соответствующим их индивидуальным способностям и личностным особенностям. К этому надо себя готовить, находясь в колонии.

В условиях колонии задачами трудового воспитания осужденных являются:

– формирование у несовершеннолетних убежденности в необходимости труда;

– приобретение каждым подростком профессии, формирование разнообразных трудовых навыков, воспитание привычки трудиться;

– профессиональная ориентация на перспективу, определение профессии (специальности), соответствующей индивидуальным способностям и личностным особенностям подростка, выбор путей, которые в дальнейшем помогут им в приобретении конкретной профессии (специальности). В последнее время в воспитательных колониях появились объективные трудности в организации полноценного трудового воспитания осужденных. В силу неблагоприятно сложившихся экономических условий производственные предприятия находятся на уровне остановки, а некоторые из них прекратили свое существование. Время требует использования новых форм трудового воспитания, которые были бы адаптированы к современным экономическим условиям. Целесообразно организовать труд осужденных как в самой колонии, так и за ее пределами (например, на прилегающих сельскохозяйственных объектах, в лесничествах, на стройках и т.п.). К труду за пределами колонии можно привлекать осужденных, отбывающих наказание в льготных условиях.

С помощью местных органов исполнительной власти, попечительского совета при ВК, благотворительных организаций и коммерческих структур на базе воспитательной колонии возможно создание различных производств по изготовлению продукции, пользующейся спросом в данной местности. Целесообразно организовать и развивать подсобное хозяйство (овощеводческое, животноводческое, звероводческое).

В колонии, наряду с освоением осужденными традиционных профессий, с помощью попечительского совета и родительского комитета целесообразно организовать факультативное обучение осужденных (на базе ПУ, общеобразовательной школы) смежным профессиям, ориентированным на индивидуальную трудовую деятельность: резьбе по дереву, чеканке, изготовлению домашней обуви,

вязанию на спицах и коклюшках, ремонту бытовой техники и т.д. – с реализацией собственной продукции. Это позволит обеспечить соответствующее материальное стимулирование осужденных и будет способствовать их трудоустройству после освобождения.

Организуя трудовое воспитание, необходимо учесть тот факт, что интересная работа (после освобождения) отмечается осужденными среди приоритетных ценностей. Интересной они, как правило, считают «чистую» и «высокооплачиваемую» работу. В ряду предпочитаемых профессий указывается работа в торговой палатке, в автосервисе, шофером, фермером.

В процессе организации трудового воспитания необходимо учитывать преобладающий интерес подростков к профессии шофера и связанным с ней специальностям (автослесаря, жестянщика кузовных работ, автозаправщика и т.д.). Перечисленные профессии на сегодняшний день являются довольно престижными среди молодежи и хорошо оплачиваются. Профессиональная подготовка возможна в кружке автомотодела. Занятия могут проводить автолюбители из числа сотрудников колонии, родителей осужденных. Для занятий в специально оборудованном помещении можно установить тренажеры, оформить трассу со знаками дорожного движения. А в отношении осужденных, занимающихся в этом кружке и достигших совершеннолетия, договориться с территориальной службой ГИБДД МВД России о сдаче экзаменов на получение ими водительских прав.

В организации трудового воспитания осужденных в ВК могут сложиться идеальные условия, если совпадут по крайней мере три элемента: профессиональные интересы (желания осужденных), их личностные характеристики (требования, предъявляемые к личности в области той или иной профессии), наконец, наличие возможностей в условиях колонии приобрести именно эту профессию (специальность). Как правило, третий элемент в практике деятельности колонии отсутствует. Поэтому, работая в области трудового воспитания, акцент должен делаться на решении перспективных, профориентированных задач, которые в полной мере воплотятся в жизнь лишь после освобождения. Но готовить осужденных к этому надо в воспитательной колонии.

Сотрудники колонии должны на каждого осужденного составить профессиональную характеристику с рекомендациями, какие профессии (специальности) подходят тому или иному подростку и, наоборот, какие – не подходят. Провести с осужденными индивидуальные беседы о том, какими путями можно освоить ту или иную профессию, какие шаги для этого необходимо предпринять.


Параллельно с данной работой осужденные должны осваивать те традиционные профессии, которые имеются на производстве и в ПУ колонии (слесаря, токаря, электромонтажника, строителя, швеи и др.). При этом надо иметь в виду, что среди всех осужденных только 25% после освобождения намереваются работать по специальности, полученной в колонии. То есть на подготовку осужденных к исполнению социальной роли работника необходимо обратить самое пристальное внимание.

Правовое воспитание в условиях ВК рассматривается как одно из основных направлений работы с осужденными. Оно предусматривает ознакомление осужденных с основами права.

Главными задачами правового воспитания осужденных являются:

– формирование понимания сущности и целей законов государства, их принципов (гуманности, неотвратимости наказания и др.);

– формирование осознания справедливости наказания за совершенное преступление;

– изучение прав и обязанностей осужденных, формирование осознания необходимости соблюдения режимных требований;

– воспитание привычки правопослушного поведения, сознания ответственности за свои поступки.

Содержание правового воспитания несовершеннолетних осужденных включает:

– разъяснение правовых норм, необходимости и полезности жить в соответствии с требованиями закона (например, в колонии это дифференциация условий отбывания наказания от льготных до строгих в зависимости от поведения и отношения к труду и учебе);

– превращение правовых знаний в привычку поступать в соответствии с нормами права путем социально-ролевых тренингов.

При организации правового воспитания осужденных в ВК необходимо учитывать ряд особенностей.

Большинство правонарушителей характеризуется глубокой деформацией личности. Более половины осужденных даже после двухлетнего пребывания в колонии рассматривают факт совершения ими преступления как естественный выход из ситуации, в которой они оказались, и не осознают морального и материального ущерба, причиненного ими, считая меру наказания несправедливой и слишком суровой.

Правовое воспитание в условиях колонии проводится в форме специальных занятий, бесед, лекций, юридических консультаций, викторин, встреч с работниками суда, прокуратуры, адвокатуры, органов внутренних дел, а также оформления уголков правовых знаний в отряде (отделении) и тренингов.

Физическое воспитание имеет своей целью физическое развитие подростков и снятие психологической усталости от ограниченного пространства
, малоподвижного образа жизни. Кроме того, оно направлено на формирование навыков выполнения санитарно-гигиенических требований. Организуя физическое воспитание в ВК, необходимо учитывать тот факт, что среди досуговых интересов осужденных спорт занимает ведущее место. Многие несовершеннолетние изъявляют желание заниматься в спортивных секциях. К занятиям физкультурой и сортом должны привлекаться все осужденные с учетом состояния их здоровья.

При подготовке и проведении физкультурно-спортивных мероприятий следует опираться на помощь актива из числа осужденных, привлекать представителей общественных объединений и родителей. Доступными формами физического воспитания осужденных являются: утренняя зарядка, разнообразные спортивные соревнования (олимпиады), праздники, смотры-конкурсы, занятия в спортивных секциях.

Эта система может быть дополнена следующими видами деятельности:

– ежедневным соблюдением осужденными санитарно-гигиенческих требований;

– беседами и вечерами, посвященными пропаганде здорового образа жизни;

– участием осужденных в строительстве и оборудовании спортивных сооружений, изготовлении и ремонте спортивного инвентаря;

– изготовлением осужденными средств наглядной агитации в целях пропаганды спорта, здорового образа жизни, информирования о достижениях отдельных осужденных и команд;

– организацией показательных выступлений по различным видам спорта, встреч со спортсменами и тренерами, ветеранами спорта, проведением спортивных викторин.

Перечисленные направления воспитательной работы, содержание, методы и формы ее проведения в разном объеме могут быть осуществлены с осужденными, отбывающими наказание в различных условиях. Наиболее полно – с осужденными, находящимися в обычных, облегченных и льготных условиях, и в уменьшенном объеме – с осужденными, находящимися в строгих условиях. Помимо этого, меняется и педагогическая тактика в работе с осужденными, отбывающими наказание в различных условиях.