Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1898

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



Однако реформатории в силу отсутствия необходимых педагогических кадров и в связи тяжелыми экономическими условиями в стране не смогли сыграть большой роли в борьбе с возрастающей преступностью несовершеннолетних.

В соответствии с декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 14 марта 1920 г. «О делах несовершеннолетних, обвиняемых и общественно опасных действиях» подростков по решению суда помещали в трудовые дома.

Отличительными признаками данных учреждений являлись:

  • определенный режим, поддерживаемый педагогически целесообразной системой взысканий и поощрений;

  • обучение воспитанников квалифицированным видам ремесленного и сельскохозяйственного труда, соединенное с профессиональным и общим образованием;

  • широко развитая культурно-просветительская деятельность;

  • развитие самостоятельности путем привлечения воспитанников к самоуправлению внутри учреждения;

  • психологическое исследование подростков и наблюдение за их духовной жизнью.

Трудовые дома находились на более высоким организационно-педагогическом уровне, чем реформатории.

В 1921 г. было принято Положение о трудовых домах для несовершеннолетних, где нашли закрепление перечисленные признаки, определено назначение домов и продолжительность пребывания в них несовершеннолетних.

В положении указывалось: «цель помещения несовершеннолетних в трудовой дом:

  • обучить их квалифицированным видам труда;

  • привить им нравственные устои;

  • развить в них высшие духовные интересы;

  • расширить их умственный горизонт путем общего и профессионального образования;

  • создать из них самодеятельных и сознающих свои права и обязанности граждан;

  • дать им физическое воспитание и оздоровление их посредством гимнастики, спорта и гигиены тела».

Вновь прибывшие воспитанники поступали в карантин, где они находились до одного месяца. Здесь врач-психиатр при содействии воспитателей производил социально-психологическое обследование и систематическое наблюдение за несовершеннолетними.

Все воспитанники трудового дома делились на две группы:

1) наиболее запущенные в нравственно-педагогическом плане и трудноподдающиеся воспитательному воздействию подростки. Кроме воспитателя к этой группе прикреплялись еще и надзиратели, ведущие круглосуточное наблюдение за подростками;

2) менее запущенные подростки (надзирателей не было).

В дальнейшем дифференциация была произведена на четыре группы: в первой содержались рецидивисты, которые по мере исправления переводились в следующие группы, четвертая группа являлась образцовой, в нее переводились воспитанники, признанные действительно исправившимися. Попасть в образцовую группу было непросто. Ее воспитанникам предоставляли краткосрочные (от 7 до 14 дней) отпуска. Порядок перевода из группы в группу осуществлял педагогический совет учреждения.


В трудовом доме функционировала 3-классная школа, в которой воспитанники учились по три часа в день. Вся воспитательная работа с несовершеннолетними в трудовом доме проводилась исключительно в школе. Здесь были организованы разнообразные кружки: рисования, драматический, физкультурный, шахматный. За время своего существования (вплоть до 1930 г.) трудовые дома сыграли определенную положительную роль в борьбе с преступностью несовершеннолетних.

12 октября 1922 г. вышло совместное постановление Hародного комиссара юстиции и НКВД «О передаче всех мест заключения в ведение НКВД». Именно тогда стали возникать трудовые коммуны.

Первая такая коммуна была организована чекистами в 1924 г. на станции Болшево, под Москвой. Руководство коммуны не ограничилось ремесленничеством, а поставило дело производственного обучения на промышленную основу. В трудовой коммуне, организованной на принципах высокого чувства ответственности за свои поступки, широкого самоуправления и самообслуживания, перед воспитанниками – вчерашними правонарушителями – открывались перспективы новой жизни.

Коммуны – учреждения для несовершеннолетних – быстро развивались. К концу 1928 г. в них находилось 12 тыс. чел. Наиболее интересен опыт воспитательной работы коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, руководителем которой был А.С. Макаренко. Ее открытие состоялось в декабре 1927 г. под Харьковом.

В основе исправления правонарушителей лежал труд и трудовая подготовка членов коммуны. Здесь были организованы отряды по производственному принципу по 10–15 человек в каждом. Во главе отряда стоял командир, которого утверждало общее собрание. Командиры отрядов составляли совет командиров. Высшим органом в коммуне было общее собрание, на котором присутствовали все воспитанники, воспитатели, учителя, мастера, шефы. Педагогическая система А.С. Макаренко представляет собой образец творческого применения педагогической науки. Исходя из важнейшего методологического положения о роли среды в формировании личности он доказал, что такой средой может быть только коллектив воспитанников. Им разработаны категории и цели в педагогике, принципы организации деятельности коллективов, система методов воздействия с учетом педагогики параллельного действия, принципы «перспективных линий» и т.д.

Педагогическая система А.С. Макаренко оказала большое влияние на работу других учреждений для несовершеннолетних правонарушителей.

С середины 30-х гг. стали создаваться

трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Они представляли собой унифицированные, исправительные учреждения, призванные заменить почти все предшествующие учреждения. Новый исправительно-трудовой кодекс 1933 г. и изменившиеся условия борьбы с преступностью вызвали необходимость значительно увеличить сеть трудовых колоний.

В начале своего существования трудовые колонии более или менее последовательно проводили в жизнь принципы и методы работы, применяемые предшествовавшими исправительными учреждениями.

В условиях роста безнадзорности и преступности несовершеннолетних, вызванного войной, потребовалось создание специальной государственной структуры. В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров СССР от 15 июня 1943 г. № 659 «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» был создан Отдел по борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью, в введение которого перешли трудовые колонии для несовершеннолетних.

В 1956 г. в МВД СССР было разработано и принято специальное положение, регулирующее деятельность трудовых колоний. В нем нашли отражение принципиальные моменты, направленные на улучшение воспитательной работы с несовершеннолетними:

  • организация коллектива воспитанников;

  • повышение роли самодеятельных организаций;

  • проведение индивидуальной воспитательной работы;

  • привлечение общественности к участию в воспитании несовершеннолетних осужденных;

  • оказание помощи лицам, освобожденным из колонии, изучение их образа жизни и поддержание связи с ними в целях предупреждения совершения новых преступлений.

Следует выделить три принципа, которые были положены в основу деятельности всех заведений для несовершеннолетних без исключения:

1. Любви к детям со стороны воспитателей.

2. Труда.

3. Порядка.

С принятием в 1997 г. УИК РФ ИТКстали называться воспитательными колониями. В настоящее время в ВК идет реорганизация деятельности, в основе которой – многие удачные педагогические находки, проверенные временем и положительно зарекомендовавшие себя. Тщательная дифференциация исполнения наказания, индивидуализация воспитательной работы, присущая в свое время трудовым домам, легла в основу деятельности ВК. В целом сейчас основной упор делается на педагогизацию всего процесса исправления осужденных подростков.

Современные условия, связанные с глубинными политическими и экономическими процессами, внесли свои специфические черты. Особенно наглядно они проявляются в таких тенденциях, как:


  • падение роли и авторитета семьи, школы, общественных организаций в воспитании подрастающего поколения;

  • ранняя алкоголизация подростков;

  • ранняя наркотизация несовершеннолетних;

  • утрата общечеловеческих социальных ценностных ориентиров и создание своих систем мировоззрения в рамках неформальных субкультур, часто имеющих протестную и (или) асоциальную направленность;

  • омоложение контингента, совершающего уголовно наказуемые правонарушения;

  • усиление жестокости, снижение ценности человеческой личности, в том числе своей;

  • совершение тяжких или особо тяжких уголовных преступлений, либо совершение преступления повторно;

  • все более широкое участие подростков в преступной деятельности совместно с взрослыми. По данным криминологических исследований около трети преступлений подростки совершают под непосредственным или косвенным влиянием взрослых;

  • беспризорность. Именно эта категория подрастающего поколения представляет в будущем наиболее опасный для законопослушного общества резерв профессиональной преступности.

Вместе с тем отмечается устойчивая тенденция к снижению преступности среди несовершеннолетних. Однако, при более глубоком изучении проблемы обращает на себя внимание то обстоятельство, что снижение показателей общей преступности в меньшей степени коснулось подростково-молодежной части населения, чем взрослого населения. Доля преступлений, совершенных подростками, по-прежнему сохраняет тенденцию к росту в общем числе лиц, совершивших преступления. Число лиц, отбывающих наказание в воспитательных колониях, уменьшается, однако последнее связано скорее с процессом гуманизации, чем с «искоренением» подростковой преступности и ее причин.

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных


Она во многом обусловлена особенностями подросткового возраста, ведь он сложен и во многом противоречив. В этот период происходит стремление к осознанию моральных принципов, установленных правил поведения в обществе, своих интересов, перспективы в жизни.

Правовая характеристика несовершеннолетних осужденных

По приблизительным данным в воспитательных колониях отбывают наказание:

  • 50% лиц, осужденных за кражи, более 15% – за разбой и грабеж, около 10% – за изнасилования, примерно 9% – за умышленные убийства и тяжкие телесные повреждения;

  • более 65% осужденных – в возрасте от 16 до 18 лет, примерно 20% – от 14 до 36 лет, около 15% – старше 18 лет, оставленные в ВК по соображениям педагогической целесообразности;

  • более 40% лиц, осужденных на срок от 3 до 5 лет, 30% – от 2 до 3 лет, около 15% – от 1 года до 2 лет, около 10% – свыше 5 лет, менее 2% – до 1 года.

Примерно треть осужденных имели ранее условную судимость или отсрочку исполнения приговора, более половины – состояли на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних. Почти 30% от общего числа содержащихся в ВК осужденных страдают умственной отсталостью – олигофренией в стадии дебильности. Идет быстрый рост числа осужденных с психическими аномалиями и иными болезненными проявлениями.

Среди несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, доля лиц, вообще лишенных родительского попечения, и сирот за последние годы стабильно составляет около 10%, то есть, вопреки распространенному мнению о решающей роли семьи как наиболее важного сдерживающего преступное поведение фактора, подавляющее большинство несовершеннолетних преступников не были лишены влияния семьи. Тем не менее увеличивается с каждым годом и число осужденных, выросших либо без родителей (сироты), либо в неполных семьях. Доля сирот во многих ВК уже достигает 10%, а осужденных из неполных семей – более 50%.

Согласно и официальным статистическим данным, и результатам проведенных исследований значительная часть преступлений была совершена в состоянии алкогольного опьянения, причем количество таких преступлений продолжает расти. Влияние алкоголя и других психоактивных веществ на лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, то есть совершивших в основном тяжкие, особо тяжкие или повторные преступления, выглядит еще более впечатляюще.