Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1897

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.


Вопросы и задания для самопроверки

  1. Какие, с вашей точки зрения, проблемы современного российского общества способствуют распространению преступности несовершеннолетних? Объясните, почему.

  2. Какими социально-психологическими особенностями характеризуются несовершеннолетние осужденные?

  3. Назовите особенности физиологического развития несовершеннолетних осужденных.

  4. Чем вы могли бы объяснить противоречивый характер потребностей несовершеннолетних.

  5. Каковы основные направления воспитательной работы с осужденными несовершеннолетнего возраста в условиях исправительного учреждения?

  6. Каковы особенности организации досуговой деятельности несовершеннолетних осужденных?

  7. Как защищает государство права несовершеннолетних? Назовите основные документы?

  8. Составьте план воспитательного мероприятия для несовершеннолетних осужденных на нравственную тему.

  9. Перечислите наиболее актуальные проблемы, возникающие у несовершеннолетних осужденных после их освобождения из исправительного учреждения?

  10. Назовите основные принципы совершенствования государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

  11. Какие меры профилактики преступности несовершеннолетних принимаются на федеральном уровне.


Литература

  1. Приказ № 91 от 21 июня 2005 «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний».

  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» СЗ РФ. 2010. №43. Ст.5544.

  3. Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2010.

  4. Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.

  5. Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. М., 2006.

  6. Юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2004.

  7. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993.

  8. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. С. 249-253.

  9. Панова О.Б. Педагогические основы правового воспитания несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии: Учебн. пособ. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2007.

  10. Панова О.Б. Формирование правосознания несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии: Монография. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2005.

  11. Профилактика девиантного поведения учащихся в образовательных учреждениях: Сб. метод. рекомендаций / Под ред. И.П. Башкатов. Коломна: ГОУ ВПО «КГПИ», 2006.

  12. Восстановление правосудие для несовершеннолетних и социальная работа: Учеб. Пособие / Под ред. Л.М. Канозовой. М.: Судеб.-правовая реформа, 2002.

  13. Каракотин Н.Н. Особенности проведения воспитательной работы с осужденными в Брянской ВК // Состояние и перспективы научного обеспечения организации воспитательной работы с осужденными. Вологда, 2001.

  14. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи. М.: АПКиПРО, 2003.

  15. Педагогическая психология воспитания: Учеб. пособ. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: АПКиППРО, 2006.

  16. Мама, я нарисую тебе солнце! Альбом рисунков, стихов и рассказов из мест лишения свободы. М., 2000.



5.2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ОСУЖДЕННЫМИ ЖЕНЩИНАМИ

В контексте социальных реформ, направленных на оздоровление и гуманизацию нашего общества, проблема изучения особенностей воспитательной работы с женщинами, осужденными к лишению свободы, становится весьма актуальной. Женская преступность влияет на все стороны и механизмы общественной жизни, опосредуя специфику и динамику развития преступности в целом.

Проблеме исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин уделяется большое внимание, так как преступное поведение женщин оказывает отрицательное влияние на общество, его институты и общности, особенно на семью, на его нравственно-психологическую атмосферу в целом. Женская преступность может быть показателем нравственного здоровья общества, его духовности, отношения к базовым общечеловеческим ценностям. В течение последних лет предпринималось изучение женщин, осужденных за различные виды преступлений – тяжкие, насильственные, имущественные и др., исполнения наказаний в отношении женщин, взаимосвязи женской и мужской преступности, большая работа была проведена по апробации новых условий отбывания наказания для женщин и их воспитательного воздействия. Новые условия и порядок отбывания наказания получили закрепление в Законе Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Уголовно-исполнительном кодексе от 8 января 1997 г. Условия отбывания наказания осужденными женщинами в ИУ общего режима были видоизменены с целью гуманизации процесса исполнения наказаний и приведены в соответствие с международными правовыми актами.

Такой подход предполагает решение в оптимальном варианте следующих задач:

  • формирование ценностных ориентаций и общественной направленности личности;

  • выработку стереотипов правопослушного поведения;

  • усиление внимания к индивидуальным особенностям личности, учет и использование их в выборе способов воспитательного воздействия.

За последние годы наблюдается тенденция роста женской преступности. Среди совершаемых женщинами преступлений немало таких, как кражи личного имущества граждан, убийства, разбои. Совершение женщиной преступления, особенно насильственного, почти чрезвычайное событие, и окружающими она гораздо чаще и более сурово осуждается за свои антиобщественные поступки, чем мужчина. Более того, виновная как бы выталкивается из среды, отвергается ею. Вокруг многих из них образуется вакуум, парализующий волю и сводящий «на нет» их подчас робкие усилия начать новую жизнь. Многие из них упорно сопротивляются любому положительному воздействию и продолжают совершать преступления.



В отечественной науке вопросы женской преступности, ее профилактики и воспитательного воздействия на женщин рассматривали В.А. Серебрякова, Е.В. Середа, Ю.М. Антонян, М.П. Стурова, Т.Н. Волкова и др. Однако на сегодняшний день в свете социальных реформ изменяются условия отбывания наказания и адаптации женщин к жизни на свободе, поэтому наряду с традиционными методами воспитательной работы необходимо внедрять новые психолого-педагогические методы воздействия.

Исходя из вышеизложенного исследование особенностей воспитательной работы и разработка мер воспитательного воздействия по профилактике преступлений и приобщению женщин к социально адаптивным формам поведения являются весьма актуальными проблемами. Причем в свете реформирования пенитенциарной системы эти воспитательные меры должны быть проникнуты гуманностью и рассчитаны на оказание социальной помощи и поддержки.
1. Исторический аспект изучения женской преступности

Для всех исторических периодов общественного развития характерно выделение женской преступности. Это связано с наличием в ней специфических особенностей, а также отличием криминологических характеристик представительниц женского пола от характеристики преступников мужчин.

Процесс отделения женской преступности документально просматривается уже на заре христианства. В обществе, где господствовало религиозное мировоззрение, понятие преступления и преступника включалось в рамки теологических категорий, что внесло определенные условности и ограничения в изучение женской преступности. Вместе с тем дошедшие до нас источники древнего права свидетельствуют, что женщины-преступницы всегда подвергались особому общественному презрению и тяжким наказаниям со стороны государства. Показательным примером этого является период инквизиций. Не было таких преступлений, которые не предписывались бы инквизицией колдунам, а в особенности ведьмам. Тут были и естественные бедствия засуха, наводнение, град, падеж скота, бури, столь частые в средние века эпидемии чумы и других болезней, несчастные случаи, пожары, нераскрытые кражи, бесплодие, преждевременные роды и т.п. Кроме этого, во времена Петра I применялась казнь окапыванием для мужеубийц, а поскольку он лично не терпел подобных преступлений, то мужеубийцам пришлось особенно несладко, на пощаду они и не рассчитывали. Их живыми закапывали, на поверхности оставалась только голова осужденных, которые умирали в мучениях. При императрице Елизавете
петровне смертная казнь была отменена, но при этом первенствующая роль отводилась телесным наказаниям через публичное сечение кнутом за измену престолу. Например, только за подозрение и фиктивный донос в измене престолу Наталья Лопухина была высечена кнутом на площади.

Отсутствие четкого понятия преступления и его критериев, а также объективности в дифференциации виновных способствовало объединению преступниц мнимых и реальных в одну группу. На скамье подсудимых были равны убийца, задушившая своего новорожденного ребенка, и невиновная женщина, оклеветанная соседями в «порче», карманная воровка, которую знал весь город, и молодая красавица, «сглазившая» беспутного мужа. Борьба с преступностью такого рода породила своеобразное «руководство» по методике выявления преступников. Это был трактат «Молот ведьм», опубликованный в 1486 г. Шпренгером и Крамером. «Молот ведьм» представляет собой один из образцов религиозно-научной теории превосходства мужчин, оправдывающий, даже требующий, преследования женщин как представительниц низшего, греховного и опасного класса.

Появление научно-статистических документальных материалов, посвященных проблемам женской преступности, было связано с именами Кетле и Герри. Адольф Кетле, изучая законы преступности, пришел к выводу о том, что влечение к совершению преступления находится в зависимости от возраста, пола человека, его профессии, времени года и т.п. Он констатировал сравнительно малую долю преступлений, совершаемых женщинами, обьясняя это не только физиологическими особенностями и слабостью женщин, но и отрешенностью их от общественной жизни, ограничением общения кругом семьи, бременем семейных обязанностей, значительно снижающим возможность использования тех прав и свобод, которые имеются у мужчин.

В XIX–началe XX вв. получила распространение теория «нравственности», опиравшаяся в изучении женской преступности на основу особой глубокой нравственности женской натуры. Для данного этапа был характерен подход односторонне-психологического объяснения женской преступности. Он не давал достаточных аргументов для анализа преступлений, совершавшихся женщинами.

Большое значение в научно-практическом изучении причин женской преступности занимают исследования Ч. Ломброзо и его последователей
, являющихся представителями биологической школы. Чезаре Ломброзо является одним из первых ученых, построивших свои теоретические выводы на скрупулезном индивидуальном исследовании личности преступника, причем основное значение он придавал биологической «неполноценности» женщины в сравнении с мужчиной. Свои выводы ученый подтверждает данными измерения черепа, веса головного мозга, волос и т.п. Между тем в дальнейшем развитии и разъяснении своих положений ученый не оставался непоколебимым и под давлением критики изменил отчасти свое направление.

Между тем следует остановиться на особенностях структуры женской преступности, сформировавшейся к 1930 г. Этот анализ позволяет провести появившаяся в 1922 г. статистика осужденных. Кроме того, в 1926 г. была проведена перепись осужденных в местах лишения свободы, данные которой также характеризуют женскую преступность тех лет. В 20–30 гг. ХХ в. качественная сторона женской преступности представлена такими наиболее распространенными деяниями, как сводничество и притоносодержательство (67,9%), оскорбление и клевета (55,1%), телесные повреждения, побои, самогоноварение, спекуляция, растрата, взяточничество, убийство. Характерной чертой женской преступности становится насилие, особенно совершение убийств.

К 1935 г. процент женщин среди осужденных значительно снизился. Начиная с 1930 г. количество женщин составляло 10%. В этот период женская преступность уже приобрела свои типичные характеристики в плане структурных особенностей, состоящих в устойчивой доле корыстных преступлений (50% и более), высоком удельном весе насильственных деяний (около 20%), представленных в основном таким видом, как убийство.

Изучение женской преступности в период Великой Отечественной войны и послевоенных лет фактически не проводилось: сказались специфические тяжелые условия того времени. Между тем некоторые данные свидетельствуют, что именно в эти годы женская преступность отличалась значительным ростом, особенно в части корыстных преступлений.

В 60–70 гг. ХХ в. научные исследования в области женской преступности были возобновлены. Ими занимались Е.В. Середа, Ю.М. Антонян, Т.С. Петрова, М.П. Стурова и другие деятели пенитенциарной педагогики и криминологии. Их работы были посвящены особенностям исправления осужденных женщин.

В 80-е гг. на базе Пермской женской колонии в воспитательный процесс вводится курс психолого-педагогического аутотренинга. Его программа представляет собой сложное взаимодействие методов убеждения и внушения. Данный опыт принес положительные результаты.